разработка урока письма
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Данный урок является четвертым в цикле уроков обучения эпистолярному жанру. на представленном уроке формируются навыки написания писем личного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 434.19 КБ |
prilozhenie_1.docx | 13.85 КБ |
prilozhenie_2.docx | 360.86 КБ |
prilozhenie_3.docx | 14.65 КБ |
prilozhenie_4.docx | 17.85 КБ |
prilozhenie_5.docx | 14.58 КБ |
pismo_kak_epistolyarnyy_zhanr.pptx | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
- ФИО Волкова Ольга Степановна
- Место работы филиал МОБУ СОШ д. Идельбаково
ООШ д. Кужанак МР Зианчуринский район РБ
- Должность Учитель русского языка и литературы
- Предмет Русский язык
- Класс 8
- Тема и номер урока в теме «Письмо личного характера» Урок № 4
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Аудиословарь “Русский устный” | эор | Звуковой файл 159 | |
2 | Энциклопедический словарь | эор | текст |
|
3 | «Википедия» - свободная энциклопедия | эор | Словарные статьи | https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D0%B2_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8E |
Мудрые мысли Цитаты про письма | эор | тексты | http://mudreishy.ru/sitaty-i-aforizmy/tag/pisma | |
4 |
- СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Организационный момент | Проверяет готовность учеников к уроку, записывает число | Проверяют готовность принадлежностей к уроку, записывают число | 10секунд | ||
2 | Создание проблемной ситуации | Слайд 2 | Обеспечивает показ слайда; задает вопросы произношения и написания | Читают фразу, осмысливают отвечают на вопрос | 20 секунд | |
3 | Актуализация знаний | слайд 3 | Дает задание, контролирует правильность ответов, помогает в разборе слов и решении логических задач, в формулировке выводов; демонстрируетЭОР | Работают у доски, выполняют морфемный разбор, обращаются к ЭОР, комментируют свои записи; решают логические задачи, делают выводы, вводят новую информацию | 3 мин. | |
4 | Формулировка темы и задач урока | Слайды 4 | Предоставляет слайд, организует беседу, задает вопросы, записывает под диктовку учеников тему и задачи урока | Осмысливают вопросы и материал слайда, формулируют и записывают тему и задачи урока | 1мин | |
5 | Актуализация знаний | Слhttp://mudreishy.ru/sitaty-i-aforizmy/tag/pismaайды 5,6,7 | Диктует задание и предоставляет материал для его выполнения, корректирует словарную работу и работу с текстом; задает вопросы Отвечает на вопросы; контролирует правильность ответов, помогает сделать выводы | Отвечают на вопросы, работают со словарями и с текстами; записываю слова, взаимопроверяют, работают в парах; работают коллективно; делают выводы, обобщают материал задают вопросы; заполняют таблицу | 12мин | |
6 | Физминутка | Слайд 8 | Предоставляет слайд, организует тренировку глаз | Выполняют упражнение | 30 сек | |
7 | Изучение нового теоретического материала методом «Инсерт» | Слайды 9,10 http://files.gramota.ru/radio/159_Russkii_ustnii_Bumaga.MP3 | Обеспечивает теоретический материал для работы, индивидуально консультирует, читает текст, организует беседу, корректирует обобщения и выводы; обеспечивает прослушивание файла | Знакомятся с теоретическим материалом, выполняют задания, заполняют таблицу, отвечают на вопросы задают вопросы, выразительно читают; думают; работают у доски | 16 | |
8 | Контроль знаний | Дает задание, комментирует его, выслушивает ответы учеников, участвует в комментариях и оценке | Знакомятся с заданием и выполняют его; читают работы, оценивают и комментируют ответы товарищей | 10 | ||
9 | Домашнее задание | Объявляет и комментирует задание на дом, отвечает на вопросы | Усваивают задание, задают вопросы | 1мин | ||
9 | Итоги урока | Задает обобщающие вопросы, оценивает деятельность учеников на уроке, выставляет и комментирует оценки. | Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания, оценивают свою работу и настроение на « Ступенях успеха» с помощью карточек-смайликов. | 1мин |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
развития речи по теме
"Письмо личного характера"
Цель и задачи урока.
Цель: пробудить интерес к письменному общению и потребность в нем.
Задачи:
- Обучающие: определение структурных и языковых особенностей личного письма как речевого жанра.
- Развивающие:
- обучение умению ставить цель, планировать свою деятельность на уроке, проникать в сущность изучаемого явления, делать выводы с проявлением собственного отношения к фактам;
- развитие умения содержательно высказывать свои мысли;
- овладение способами построения устной и письменной речи в зависимости от учебных целей;
- формирование у учащихся ключевых компетенций (языковой, коммуникативной, познавательной).
- Воспитательные:
- осознание важности письма в нашей жизни;
- овладение нормами речевого этикета;
- воспитание чувства ответственности, коллективизма при выполнении заданий в различных формах учебной деятельности;
- патриотическое воспитание.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «письмо», «эпистолярный жанр», «письмо личного характера»; использовать обращения в письме; структура письма
Метапредметпые: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить стилистические ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Тип урока: развитие речи
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, в парах
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, проектор, экран, интернет
Продолжительность: 45 минут
Технологии и программное обеспечение:
- Звуковой файл 159_Russkii_ustnii_Pismennii.mp3 (Аудиословарь “Русский устный” на портале “Грамота.ру”)
- http://files.gramota.ru/radio/159_Russkii_ustnii_Bumaga.MP3
- Презентация в PowerPoint;
Аннотация.
Данный урок является четвертым (всего 4 занятия) в группе уроков обучения эпистолярному жанру. Уроки могут быть включены в тематический план как развитие речи в 5-8 классах; возможно распределение тематики на кружковых, факультативных занятиях. Данный урок возможно включить как в тему «Сказуемое», так и в раздел «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».
На представленном уроке формируются навыки написания писем личного характера. Урок сочетает в себе различные задания таким образом, чтобы оптимально решить поставленные задачи: необходимая словарная работа, предупреждение стилистических ошибок, повторение известного об эпистолярном жанре, создание опорной карточки-шпаргалки для создания личного письма, тренировочные упражнения, знакомство с образцами писем и контроль знаний.
С целью создания условий мотивации при подготовке к уроку учителем проделана еще и следующая работа: был налажен контакт с родственниками учеников; по просьбе учителя родные написали письма ученикам и отправили их по почте на домашние адреса. К уроку все ученики уже получили эти письма.
Использование ЭОР позволяет учителю организовать индивидуальную дифференцированную деятельность учеников, дает возможность обучающимся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности а также увеличить объем выполняемых заданий на этапе тренировочных упражнений.
Ход урока
- Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку. Запись числа.
- Создание проблемной ситуации. Слайд 2. Беседа по эпиграфу к уроку:
«Письмо дает возможность остановить мгновенье» (Айрис Мёрдок, английская писательница, лауреат Букеровской премии)
- Как вы понимаете эту фразу? ( Ученики пока не могут объяснить, почему и как письмо останавливает мгновенье.)
- Попробуем раскрыть смысл слов писателя в течение нашего урока.
- Актуализация знаний и подготовка к осмыслению темы урока.
3.1 «4-й лишний». Решение логической задачи.
На доске записаны слова:
Учебник
Справочник
Сборник
Письмовник
Решая задачу, ученики
- рассматривают состав слова ( в слове сборник – суффикс -ИК-, а в остальных – -НИК-);
- сравнивают их по значению (слово сборник имеет добавочное значение, не связанное с учением – например, пылесборник);
- рассматривают степень употребления (семантика слова письмовник не совсем понятна).
3.2 Введение новой информации Слайд 3
Подготовленный ученик по материалам «Википедии» рассказывает:
Письмо́вники — сборники разнородных официальных бумаг и частных писем (в наше время), выполняющие также функции справочного характера, регламентирующие оформление различных государственных и приватных документов.
В Европе существовали с раннего средневековья . В России получили распространение в конце VII века. В письмовниках конца XVIII–начала XX вв. содержались образцы личных писем – дружеских, поздравительных, благодарительных, просительных, извинительных, сатирических, издёвочных, нравоучительных и др. (до 20 разновидностей).
С начала XVIII века в служебном обиходе получили наименование «Пособия по письмоводству».
4. Формулировка темы и задач урока урока.
4.1 Беседа.
-Происходило ли с вами в последнее время нечто необычное? (Мы получили вдруг письма от родных… Это произошло со мной впервые…)
- Почему впервые? (Расширение функций устной речи в современных условиях ведет к сокращению объема письменного межличностного общения , оно заменяется телефоном. Меньше переписываются друзья и родственники, сокращается и фактическая переписка по случаю праздников, юбилеев и других событий личного характера. Новыми средствами коммуникации являются телефакс, факс-модем, электронная почта, пейджер.)
- Расскажите о ваших ощущениях, что почувствовали вы, взяв в руки конверт?
4.2 Отвечая, учащиеся строят предложения с опорой на ключевые слова:
слайд 4
Удивление
Радость
Любопытство
Желание открыть конверт
- Что почувствовали после прочтения?
Задумчивость
Желание поделиться впечатлениями
Желание написать ответ
4.3 Беседа
- Как вы думаете, почему письмо личное обладает такой магической силой?
- Нужны ли такие письма людям?
- Нужно ли уметь писать письмо? Хотите ли вы этому научиться?
- Сформулируем тему урока (письма личного характера), запишем ее и определим задачи.
4.4 Формулировка темы и задач.
Ученики называют задачи урока, учитель записывает их в виде плана на доске:
Понять силу письма
Научиться ею пользоваться
Разграничить элементы структуры письма
Создать возможные клише
- Как будем решать поставленные задачи? (Обратимся к художественным образцам письма, изучим теоретический материал, попробуем сами создать письма.)
5. Актуализация знаний
5.1 Запись под диктовку и взаимопроверка.
- Знакома ли эта тема вам? (Да. Уже писали письма родным, друзьям, умеем подписывать конверт.)
- Посмотрим, помните ли вы «почтовые» слова. Запишите под диктовку:
Конверт, штемпель, адресат, адресант, почтальон, эпистолярный, почтовый ящик, бандероль, ценный, здравствуй, до свидания.
Взаимопроверка по слайду Слайд 5
5.2 Работа с толковым словарем
- Помните ли вы значение слова эпистолярный? Ученик по словарю читает для класса словарную статью. Возможно использование слайда 6
5.3 Коллективная работа. Структура письма
- Давайте вспомним, как строится письмо. Изучите слайд 7 и ответьте на вопрос.
5.3 Работа в парах по текстам писем
- Отметьте части письма в предложенных текстах. (Отмечают карандашом в карточках)
(Письма распечатаны и раздаются на парты)
Приложение 1
Н.Н. Пушкиной
30 октября 1833 г. Из Болдина в Петербург.
Вчера получил я, мой друг, два от тебя письма. Спасибо...
Ты спрашиваешь, ангел мой, как я живу и похорошел ли я? Во-первых, отпустил я себе бороду: ус да борода — молодцу похвала; выду на улицу, дядюшкой зовут. 2) Просыпаюсь в семь часов, пью кофей… Недавно расписался, и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да грешневой кашей. До девяти часов — читаю. Вот тебе мой день, и всё на одно лицо…
Машу целую и прошу меня помнить. Что это у Саши за сыпь? Христос с вами. Благословляю и целую вас.
30 окт.
Приложение 2
Письмо Мустая Карима театральному кружку «Возрождение»
в Баймакском районе Республики Башкортостан
18.XII/2001, Уфа
Дорогая Зульфия Вахитовна!
Вы подарили мне сегодня чудесное утро. Посмотрел запись «Прометея». Обрадовался за детей – участников спектакля, за Вас, за себя – тоже. Очень нежное, светлое, словом, прекрасное зрелище создали вы вместе с ребятами. Меня восхитило бережное обращение со словом, точность логических и эмоциональных ударений в речи. Конечно, мне так же понравились выступления двух девушек, которые открывали вечер.
Всем вам много радостей, счастья желаю в новом наступающем году и во все годы.
Мустай Карим.
P.S. как точно Вы отразили идею произведения в Вашей аннотации!
Приложение 3
Отрывок из романа А.С. Пушкина «Дубровский»
Письмо Орины Егоровны Владимиру Дубровскому
Государь ты наш, Владимир Андреевич, - я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит, как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд едет к нам отдать нас под начал Кириле Петровичу Троекурову, потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду не дал. Остаюсь твоя верная раба, нянька Орина Егоровна Бузырева.
Посылаю мое материнское благословение Грише, хорошо ли он тебе служит? У нас дожди идут ужо друга неделя и пастух Родя помер около Миколина дня.
5.4 Ответы учеников по проделанной в парах работе.
6. Физминутка для глаз по системе Базарного Слайд 8
7. Изучение нового теоретического материала
7.1 Методом «Инсерт» изучите теоретический материал ( Теоретический материал распечатан на партах для каждого ученика)
(Подчеркнуто мною – О.В.)
Приложение 4
Эпистолярный жанр (от греч. epistole – письмо, послание) – текст, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений. Письмо относится к древнему виду письменных сообщений, которыми обмениваются коммуниканты, лишенные непосредственного контакта. На протяжении многих столетий переписка была единственным способом общения на больших расстояниях. "Письмо составляет ту же устную беседу, тот же разговор между отсутствующими, только на бумаге", – писали в 1887 г. Сазонов и Бельский, авторы "Полного русского письмовника". Тогда написанное слово правило миром, составление письма было искусством, а Э. ж. отличался особым стилем.
Личные письма. Однонаправленность общения требует обдумывания, даже подготовки текста, чтобы сделать его ясным, исчерпывающим, полным и предвосхитить возможные вопросы, уточнения, исключить непонимание либо инотолкование. Достигается это сравнительной полнотой языковых конструкций, развернутостью и последовательностью изложения, свойственными монологической речи.
В то же время наличие адресата и ожидание ответа либо действия, поступка обусловливает появление признаков, присущих диалогу, в виде обращения, вопроса, напоминания, описания жеста (обнимаю, жму руку и т.д.). Таким образом, в текстах Э. ж. сочетаются элементы монолога и диалога.
Л.Г. Антонова относит личные письма к письменным жанрам обиходно-разговорной сферы общения (наряду с дневниковыми записями, записками, посланиями и т.д.). Письмам личного характера присущи: непринужденность, естественность изложения; свобода выбора средств изложения; заинтересованность, индивидуальность автора, выраженная в тексте явно; определенная (нежесткая) структура;
Письмо отражает нравственный облик пишущего, служа мерилом его образования и знания.
Письмо начинается зачином, содержащим дату, место, откуда оно направляется, приветствие и обращение. Затем располагается основная информативная часть, в которой сообщаются сведения, послужившие поводом для написания письма. Культура письма требует выделения в тексте законченных смысловых отрезков, начинающихся с красной строки (абзацев). Концовка письма содержит слова прощания, просьбы, пожелания, подпись, приписки.
Учет "эпистолярных традиций" при написании личных писем означает прежде всего соблюдение таких максим русского речевого этикета, как проявление уместной вежливости, доброго отношения к корреспонденту. Сазонов и Бельский отмечали, что в частных письмах тон "бывает почтительный к старшим и влиятельным, шуточный – к равным себе и любезный – к низшим. Шаловливая игривость допускается только в переписке дружеской, дышащей неподдельной задушевностью и не сжимаемой рамками сдержанного этикета".
В тексте это проявляется в выборе форм обращения, приветствия, прощания, личных местоимений ты, вы и др. Широко распространена форма обращения со словом дорогой, причем оно носит нейтральный характер.
В личных письмах встречаются приветствия типа Здравствуй(те)! Добрый день! Шлю привет! Приветствую тебя из Сочи! Нередко приветствия употребляются вместе с обращениями, например: Дорогой Рома, здравствуй! Милый сын мой Мишенька, шлю тебе материнский привет!
Подпись в конце письма соответствует форме обращения в зачине: называющие друг друга по имени-отчеству корреспонденты, прощаясь, обычно тоже указывают имя-отчество, иногда – вместе с фамилией; те, кто обращается друг к другу, употребляя имена, наименования родства, прозвища, иногда фамилии или только инициалы и т.п., соответственно так же и подписываются: Твой Саша. Всегда ваш Андрей Викторович. Ваш кум А. Чехов. Академик Тото. Твоя подруга Тихоня.
Письмо может заканчиваться постскриптумом (Post Skriptum – PS) –информацией, которую забыли написать в письме.
Таким образом, в письмах личного характера встречаются самые разнообразные словесные формы установления, поддержания и завершения контакта, которые определяются характером взаимоотношений корреспондентов, их настроением, темой сообщения и др. факторами.
(По материалам статьи О.В. Протопоповой)
Учитель в процессе самостоятельной работы оказывает индивидуальную помощь в осмыслении теоретического материала.
7.2 Заполнение таблицы-шпаргалки (опорная таблица) на основании изученного теоретического материала (Приложение 5)
Письмо личного характера
Признаки жанра | Составные части | Содержание | Речевые клише |
Письмо личного характера
( Пример заполнения таблицы)
Признаки жанра | Составные части | Содержание | Речевые клише |
| Iч. Зачин | Дата Место отправки Приветственное обращение | Ты, Вы (вы); Дорогой Витя! Здравствуйте; Добрый день; Шлю привет… Приветствую из… Милый Саша,.. |
IIч. Основная информативная часть | Сведения, послужившие поводом написания; Основное содержание | ||
IIIч. Концовка | Слова прощания, просьбы Пожелания подпись | Твой друг Надир; Всегда ваш сын Петя; Твоя подруга Алсу | |
PS – постскриптум | Приписки, информация, которую забыли написать в письме |
7.3 Размышление на основе прочитанных текстов. О чем может быть основная часть личного письма?
А) Слайд 9. Стихотворение Мустая Карима (отрывок)
- Письма личного характера сопоставимы с дневниковыми записями и со стихами-посланиями. Как вы думаете, почему? (Объединяет жанр обиходно-разговорной сферы общения).
- Прочтите отрывок стихотворения; что важно Мустаю Кариму сообщить друзьям? Что в этом произведении личного, а что касается те только его друзей, но и нас, и любого жителя нашей страны?
Вывод: в личном письме могут подниматься и обсуждаться проблемы общечеловеческого плана.
Б)Учитель читает отрывок из романа Л. Леонова «Русский лес» Слайд 10
Письмо Родиона к Поле (отрывок из романа Л. Леонова
«Русский лес»
…Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться… Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь… Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это.
Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага...
С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...
Беседа.
- О чем сообщает в письме Поле Родион? (Рассказывает о происшедшем с ним случае, о своих чувствах и мыслях по поводу случившегося. Все, о чем повествуется в письме, очень важно как для адресанта, так и для адресата.)
7.4 Обобщение
Основная часть письма может быть посвящена самым разнообразным темам и проблемам человеческой жизни.
7.5 Прослушивание звукового файла 159 из «Русского устного»
http://files.gramota.ru/radio/159_Russkii_ustnii_Bumaga.MP3
- Во время прослушивания файла запишите ключевые слова и обороты (один ученик работает на доске) и ответьте на вопрос: «От каких ошибок предостерегает вас автор звукового файла?»
Возможная запись на доске: бумага все стерпит; писали писаки, читали собаки; недоговоренность любовных писем; письменный язык одинок; бюрократ – формалист; письмо-рука-голова-сердце.
Вывод: писать нужно обдуманно, руководствуясь головой и сердцем, избегать бюрократической холодности.
8. Практическое применение полученных знаний.
8.1 Составление небольшого письма.
Предлагается написать письмо другу и поделиться впечатлением о просмотренном фильме, о прочитанной книге.
9. Контроль знаний .
Чтение составленных текстов, оценка друг друга согласно критериям опорной таблицы.
10. Домашнее задание: Составить текст «Письмо самому себе 45-летнему». Слайд 10
Составляя письмо, опирайтесь на предложенные в карточке вопросы.
Приложение 6
Примерные вопросы для составления письма себе 45-летнему.
- Что может послужить причиной написания такого необычного письма (событие, чтение, просмотренный фильм, разговор)?
- Как вы представляете себя в возрасте 45 лет? ( Внешность, семья, профессия, увлечения, место жительства…)
- О чем бы вы хотели поговорить с самим собой взрослым, что посоветовать, от чего предостеречь, что пообещать, о чем спросить?
11. Итоги урока и рефлексия
Учитель задает вопросы обобщающего характера:
- Какие знания мы получили на уроке?
- Из каких частей состоит письмо?
- Зачем нужны письма?
- Возможно ли теперь ответить на основной вопрос урока: «Письмо дает возможность остановить мгновенье»?
-Какой вывод мы можем сделать по итогам урока? Слайды 12, 13
1. Письмо – это эпизод человеческой жизни, к которому через какое – то время интересно вернуться. Это попытка объяснить себя окружающим и самому себе
2. Учитесь писать письма! Давайте будем соучастниками возрождения искусства эпистолярного сочинительства.
Самооценка. Приложение 7
С помощью смайликов настроения ученики оценивают свою деятельность на уроке на «Ступенях успеха»
XIV Всероссийский конкурс
«Лучший урок письма-2016»
Номинация
Методическая разработка проведения урока письма
Волкова Ольга Степановна,
учитель русского языка и литературы
филиала МОБУ СОШ д. Идельбаково
ООШ д. Кужанак
Муниципального района Зианчуринский
район Республики Башкортостан
Кужанак - 2016
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Н.Н. Пушкиной
30 октября 1833 г. Из Болдина в Петербург.
Вчера получил я, мой друг, два от тебя письма. Спасибо...
Ты спрашиваешь, ангел мой, как я живу и похорошел ли я? Во-первых, отпустил я себе бороду: ус да борода — молодцу похвала; выду на улицу, дядюшкой зовут. 2) Просыпаюсь в семь часов, пью кофей… Недавно расписался, и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да грешневой кашей. До девяти часов — читаю. Вот тебе мой день, и всё на одно лицо…
Машу целую и прошу меня помнить. Что это у Саши за сыпь? Христос с вами. Благословляю и целую вас.
30 окт.
Предварительный просмотр:
Приложение 2 Письмо Мустая Карима театральному кружку «Возрождение» в Баймакском районе Республики Башкортостан
18.XII/2001, Уфа
Дорогая Зульфия Вахитовна!
Вы подарили мне сегодня чудесное утро. Посмотрел запись «Прометея». Обрадовался за детей – участников спектакля, за Вас, за себя – тоже. Очень нежное, светлое, словом, прекрасное зрелище создали вы вместе с ребятами. Меня восхитило бережное обращение со словом, точность логических и эмоциональных ударений в речи. Конечно, мне так же понравились выступления двух девушек, которые открывали вечер.
Всем вам много радостей, счастья желаю в новом наступающем году и во все годы.
Мустай Карим.
P.S. как точно Вы отразили идею произведения в Вашей аннотации!
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Отрывок из романа А.С. Пушкина «Дубровский»
Письмо Орины Егоровны Владимиру Дубровскому
Государь ты наш, Владимир Андреевич, - я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит, как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд едет к нам отдать нас под начал Кириле Петровичу Троекурову, потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду не дал. Остаюсь твоя верная раба, нянька Орина Егоровна Бузырева.
Посылаю мое материнское благословение Грише, хорошо ли он тебе служит? У нас дожди идут ужо друга неделя и пастух Родя помер около Миколина дня.
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Эпистолярный жанр (от греч. epistole – письмо, послание) – текст, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений. Письмо относится к древнему виду письменных сообщений, которыми обмениваются коммуниканты, лишенные непосредственного контакта. На протяжении многих столетий переписка была единственным способом общения на больших расстояниях. "Письмо составляет ту же устную беседу, тот же разговор между отсутствующими, только на бумаге", – писали в 1887 г. Сазонов и Бельский, авторы "Полного русского письмовника". Тогда написанное слово правило миром, составление письма было искусством, а Э. ж. отличался особым стилем.
Личные письма. Однонаправленность общения требует обдумывания, даже подготовки текста, чтобы сделать его ясным, исчерпывающим, полным и предвосхитить возможные вопросы, уточнения, исключить непонимание либо инотолкование. Достигается это сравнительной полнотой языковых конструкций, развернутостью и последовательностью изложения, свойственными монологической речи.
В то же время наличие адресата и ожидание ответа либо действия, поступка обусловливает появление признаков, присущих диалогу, в виде обращения, вопроса, напоминания, описания жеста (обнимаю, жму руку и т.д.). Таким образом, в текстах Э. ж. сочетаются элементы монолога и диалога.
Л.Г. Антонова относит личные письма к письменным жанрам обиходно-разговорной сферы общения (наряду с дневниковыми записями, записками, посланиями и т.д.). Письмам личного характера присущи: непринужденность, естественность изложения; свобода выбора средств изложения; заинтересованность, индивидуальность автора, выраженная в тексте явно; определенная (нежесткая) структура;
Письмо отражает нравственный облик пишущего, служа мерилом его образования и знания.
Письмо начинается зачином, содержащим дату, место, откуда оно направляется, приветствие и обращение. Затем располагается основная информативная часть, в которой сообщаются сведения, послужившие поводом для написания письма. Культура письма требует выделения в тексте законченных смысловых отрезков, начинающихся с красной строки (абзацев). Концовка письма содержит слова прощания, просьбы, пожелания, подпись, приписки.
Учет "эпистолярных традиций" при написании личных писем означает прежде всего соблюдение таких максим русского речевого этикета, как проявление уместной вежливости, доброго отношения к корреспонденту. Сазонов и Бельский отмечали, что в частных письмах тон "бывает почтительный к старшим и влиятельным, шуточный – к равным себе и любезный – к низшим. Шаловливая игривость допускается только в переписке дружеской, дышащей неподдельной задушевностью и не сжимаемой рамками сдержанного этикета".
В тексте это проявляется в выборе форм обращения, приветствия, прощания, личных местоимений ты, вы и др. Широко распространена форма обращения со словом дорогой, причем оно носит нейтральный характер.
В личных письмах встречаются приветствия типа Здравствуй(те)! Добрый день! Шлю привет! Приветствую тебя из Сочи! Нередко приветствия употребляются вместе с обращениями, например: Дорогой Рома, здравствуй! Милый сын мой Мишенька, шлю тебе материнский привет!
Подпись в конце письма соответствует форме обращения в зачине: называющие друг друга по имени-отчеству корреспонденты, прощаясь, обычно тоже указывают имя-отчество, иногда – вместе с фамилией; те, кто обращается друг к другу, употребляя имена, наименования родства, прозвища, иногда фамилии или только инициалы и т.п., соответственно так же и подписываются: Твой Саша. Всегда ваш Андрей Викторович. Ваш кум А. Чехов. Академик Тото. Твоя подруга Тихоня.
Письмо может заканчиваться постскриптумом (Post Skriptum – PS) –информацией, которую забыли написать в письме.
Таким образом, в письмах личного характера встречаются самые разнообразные словесные формы установления, поддержания и завершения контакта, которые определяются характером взаимоотношений корреспондентов, их настроением, темой сообщения и др. факторами.
(По материалам статьи О.В. Протопоповой)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« «Письмо дает возможность остановить мгновенье » Айрис Мёрдок , английская писательница, лауреат Букеровской премии
Эпистола
Я и письмо Удивление Радость Любопытство Желание открыть конверт Задумчивость Желание поделиться впечатлениями Желание написать ответ
Эпистола (лат. Epistola – письмо) литературное произведение в форме письма, в котором излагаются размышления и суждения автора по поводу определенного предмета. Эпистолярный. О литературных произведениях: в форме письма, переписки. Эпистолярный жанр. Эпистолярный стиль.
Проверьте К о нверт , шт е мп е ль, адресат, адресант, почт а ль о н, э п и столярный, п о чтовый ящик, банд е роль, це нн ый, здра в ствуй, д о с видания.
Основ ные компоненты письма 1 . Зачин (дата, место, обращение к адресату ). 2 . Основная часть : – деловая или личная информация; – предмет разговора, его связь с предыдущим письмом ; – просьбы, пожелания, предложения, приветы родным и знакомым и т.д. 3 . Концовка (пожелания адресату, подпись: дата и местонахождение отправителя, если не указаны в самом начале ).
Примерные вопросы для составления письма себе 45-летнему. 1. Что может послужить причиной написания такого необычного письма (событие, чтение, просмотренный фильм, разговор)? 2. Как вы представляете себя в возрасте 45 лет? ( Внешность, семья, профессия, увлечения, место жительства…) 3. О чем бы вы хотели поговорить с самим собой взрослым, что посоветовать, от чего предостеречь, что пообещать, о чем спросить?
Опыт урока Письмо – это эпизод человеческой жизни, к которому через какое – то время интересно вернуться. Это попытка объяснить себя окружающим и самому себе
Опыт урока Учитесь писать письма! Давайте будем соучастниками возрождения искусства эпистолярного сочинительства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"
Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....
Разработка урока письма с презентацией
Урок предназначен для шестиклассников. Разработка заняла 1 место в городе и 3 в области....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель: помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...
Разработки уроков письма
Предлагаются два конспекта урока письма: " Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода", "Заметка в газету"...
Разработки уроков письма
Предлагаются два конспекта урока письма: " Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода", "Заметка в газету"...
Методическая разработка урока письма
разработка урока письма для 6-7 классов...
Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения
Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...