Разработка урока письма с презентацией
методическая разработка (русский язык, 6 класс) на тему

Олейникова Наталия Николаевна

Урок предназначен для шестиклассников.  Разработка заняла 1 место в городе и 3 в области. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок письма78.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛУЧШИЙ УРОК ПИСЬМА-2011

НОМИНАЦИЯ:

 «ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПИСЬМА»

                                                          ОЛЕЙНИКОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

                                                          УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

                                                          МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

                                                          БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ

                                                          ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17

                                                         347936, РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.ТАГАНРОГ,

                                                         1-Я ЛИНИЯ, 113.

Урок письма в 6 классе

Цели урока:

1. Обучающая: 

  1. формировать умения и навыки организованной речи в эпистолярном жанре (письмо);
  2. формировать навыки использования языковых особенностей жанра;
  3. совершенствовать умение владеть русским языком

2. Развивающая: 

  1. продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
  2. создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся;
  3. продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения;

3. Воспитательная: 

  1. формировать эстетический вкус к слову;
  2. содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации.

        Оборудование:

1. Слайды

2. Плакаты с опорными словами для писем (клише).

3. «Волшебная шкатулка».

4. Анкета.

Ход урока

Организационный этап урока

Заранее подготовленные ученики помогают в ведении урока.

Ученик 1:

В некотором царстве,

В некотором государстве,

Жил-был царь,

Всех почтальонов государь. (Слайд №2)

Но что случилось?

В чем причина?

От чего в стране кручина?

Ученик 2 (гонец от царя):

Нет работы, нет улыбок,

Никто не шлет друзьям открыток!

Писем нет: никто не пишет.

Царь поддержки у вас ищет!

Слово учителя:

    Ребята, поможем царю и жителям Почтового государства?

    В последнее время письмо, как эпистолярный жанр, незаслуженно забытый вид общения. По моему мнению, письмо - это источник эмоциональности и экспрессивности, это, если хотите, лирическое произведение, потому что автор выражает в нём свои мысли, чувства и переживания, основываясь на реальных событиях. Обращаясь к письму, мы вспоминаем родной язык, стараемся, чтобы речь наша была выразительной и правильной, придумываем свои языковые обороты и яркие примеры. А как порой важно выбрать единственно необходимое и возможное слово. А ещё важнее научить этому вас,  ребята.

“Эпистолярный жанр уходит,
Он покидает этот мир…”

А как же всё начиналось?        

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.
        Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

Ученик:  

Было это давным-давно.

В те далёкие времена люди жили в пещерах.

Но не только люди. В некоторых обитали медведи.

Долго ли, коротко, но люди стали выселять медведей из обжитых пещер.

Огляделись люди по сторонам и увидели на стенах таинственные знаки. Но ничего таинственного в них не было.

Это были простые царапины от когтей. Но именно они, по мнению некоторых учёных, и были первыми письмами, т. к. эти пресловутые царапины навели древних людей на мысль: можно с помощью знаков передавать информацию.

Учитель: И долгой ещё была дорога к буквенному письму…

Но людям было необходимо общаться, и они придумывали разные способы общения, некоторыми из которых пользуются в наше время.

Ученик 1:

Письма писали с давних пор

На скалах иль в пещерах гор,

При помощи костра иль барабана,
А может, и на шкуре убитого барана.

Потом на глине, бересте.

И лишь потом уж на бумажном на листе.

Учитель:

- Ребята, а на чем еще писали письма? (Папирус, пергамент, камни). (Слайд № 3-10)

- Какие способы отправки  писем вы знаете?  (Костер, барабан, почтовые голуби, бутылка с письмом, почтовое отделение).  (Слайд № 11-16))

Этап урока: 

1. Подготовка к сознательной деятельности учащихся.

1. А теперь давайте вспомним некоторые слова, связанные с эпистолярным жанром. Работаем с кроссвордом, отгаданные слова записываем в тетрадь.

1.

2.

3.

4

5.

По горизонтали:

2. Цифровое условное обозначение населенного пункта.

3. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.

4. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.

5. Бумажный пакет,  сохраняющий тайну послания. (Слайд № 17)

По вертикали:

1. Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние.

п

и

н

д

е

к

с

а

д

р

е

с

п

о

ч

т

а

л

ь

о

н

м

к

о

н

в

е

р

т

2. Самостоятельная работа со словарём, запись в тетрадь.

Эпистола (греч.) – устное письмо, послание.

Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов закреплять речь во времени и передавать её на расстоянии.

Адресат – лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление; получатель.

Адресант – лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление; отправитель.

3. Составление кластера в ходе эвристической беседы

Примечание: кластер – это один из способов графической передачи информации.

Какие бывают письма? (Слайд № 18-22)

Деятельность учителя: чтение отрывков из писем С. А. Есенина своему другу А. Панфилову.

Выдержки из писем Сергея Есенина Г. А. Панфилову ( Москва, 23 апреля 1913 год)

“Да, Гриша, люби и жалей людей…”

Г. А. Панфилову ( Москва, март 1913 год)

“В жизни должно быть искание и стремление…”

“Гений для меня – человек слова и дела…”

Прогнозируемый ответ: дружеские

Деятельность учителя: чтение отрывка из письма А. С. Пушкина Анне Керн

“Если вы приедете, я обещаю вам быть любезным до чрезвычайности – в понедельник я буду весел, во вторник восторжен, в среду нежен, в четверг игрив, в пятницу, в субботу и воскресенье буду чем вам угодно, и всю неделю я у ваших ног”

Прогнозируемый ответ: любовные

Деятельность учителя: чтение отрывков из детских работ

Прогнозируемый ответ: в прошлое и будущее

Деятельность учителя: чтение письма с фронта.

Прогнозируемый ответ: солдатские и фронтовые

Учитель: 

А вы знаете, как ждали писем с фронта. Письма были разные: одни несли радость – жив! Здоров! А другие, в официальном конверте – были трагедией.

Но если в семье получали солдатский треугольник, это был праздник.

Учитель: Письма бывают разные, но есть советы для написания всех писем.

Мы назовём их языковые особенности.

4.  Беседа:

Что является неотъемлемой частью письма?

Обращение.

Какие слова надо употреблять в письме, чтобы установить доброжелательный контакт?

Этикетные слова (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания и другие)

Какое письмо будет интереснее: с одним типом речи или со всеми? Почему?

Смешение типов речи.

Какой стиль речи будет доминирующим?

Разговорный. Но возможен и научный, и художественный.

Какой элемент, на ваш взгляд, необходим в конце письма? И почему?

Дата написания письма.

5. Творческая работа

Учитель. Существуют общепринятые правила как общения, так и переписки.

Задание «Подумай и запиши» Составьте и запишите  «Правила переписки».

Несколько учеников зачитывают составленные правила. Дальше дети сверяются с таблицей, которая прикрепляется на доску.

1. Вовремя отвечать на письма.

2. Писать на качественной бумаге.

3. Заботиться о почерке.

4.  Опрятность в оформлении письма.

5. Писать вежливо, с уважением к адресату.

6. Придерживаться композиции письма (приветствие, вступление, основная часть, заключение).

6. Добиваться сжатости, конкретности и выразительности.

7. Ставить разборчивую подпись, число.  (Слайд № 23)

Алгоритм написания письма (Слайд № 24).

  1. Приветствие или обращение-имя того, кому предназначено письмо.
  2. Вступление. Добрые слова, пожелания адресату. Вопросы о его здоровье, жизни.
  3. Основная часть. Изложение информации, которая интересует адресата, с которой хочет поделиться пишущий письмо.
  4. Заключение. Выражение уважения, любви. Прощание.

Подпись.                                                Дата.

6. Работа в группах

Задание для первой группы: образовать из данных на карточках имен обращения и записать их в тетради.

Валентина Васильевна, Наталия Петровна, Александр Борисович,, Валентина Николаевна, Алла Викторовна, Александр Владимирович. 

Задание для второй группы: выписать из группы синонимов лишь те слова, которые вежливый человек может использовать в кругу малознакомых людей.

Рассказывает, говорит, болтает языком, болтает. Мне очень жаль, но никак не могу. Я категорически отказываюсь! С большой радостью! Я к вашим услугам! Это совсем невозможно! С дорогой душой! С одним из словосочетаний составить предложение.

Задание для третьей группы. Составить диалог, используя записанные на карточках слова и фразы.  Здравствуйте!  Очень прошу Вас! С уважением! Искренне благодарю! Замечательная идея! Всего хорошо! Желаю успехов! 

7. Аудирование.

Письмо Василия Александровича Сухомлинского к своему сыну-студенту.

Добрый  день, дорогой сын! 

Ты просишь посоветовать, как экономно и разумно использовать время. Жалуешься, что «одна работа подгоняет другую, не успеешь оглянуться — день окончился». Из твоего письма мне ясно также, что на тебя сваливается, как ты говоришь, «куча книжек», что ты не успеваешь прочитать все заказное. Дам тебе несколько советов, исходя из собственного опыта. Умей вынуждать себя читать ежедневно. Не откладывай этой работы на завтра. Начинай рабочий день рано утром, часу в 6. Полтора часа  утреннего умственного труда перед лекциями — это золотое время.  Умей определить систему своего умственного труда. Наиболее интересно всегда оставляй на конец работы.  Не теряй время на пустяки. Умей и разговор с товарищами сделать источником своего духовного обогащения. Никогда не прекращай умственного труда. Не расставайся с книжкой и летом. Каждый день должен тебя обогащать интеллектуальными ценностями. 

Желаю тебе крепкого здоровья, хорошего настроения. 

Крепко обнимаю и целую тебя. 

Твой отец 

Учитель. На каждый из вопросов выбрать правильный ответ.

1. Сын просит у отца:

 а) помощи; б) совета; в) поддержки.

2. Василий Александрович

а) приезжает к сыну; б) отправляет телеграмму; в) пишет письмо.

3. Рабочий день нужно начинать так:

а) вставать рано утром; б) дольше поспать; в) проснувшись, понежиться в постели минут 20.

4. Наиболее интересно всегда нужно выполнять

а) в конце рабочего дня; б) в начале; в) в середине работы.

5. Разговор с товарищами сумей использовать

а) для развлечений; б) для духовного обогащения; в) для отдыха после напряженного рабочего дня.

6. Каждый день должен

а) приносить плоды труда; б) приносить наслаждение от красивого отдыха; в) обогащать интеллектуальными ценностями.

Ответ: 1) 6; 2) в; 3) а; 4) а; 5) 6; 6) в.) 

8. Дифференцированная работа с учащимися.

Учитель. В начале урока вы, наверное, обратили внимание на «волшебную» шкатулку.

В ней, как всегда, задания повышенной сложности.

Давайте посмотрим, что же там лежит.

(Учитель достает из шкатулки задание.) 

1. Письменное  задание. Продолжить пословицы и поговорки.

1. Слово учтивое  каждому ... (приятное).

2. Как ты приветствуешь, так и тебя ... (будут приветствовать).

3. Мягкое слово — ключ к ... (сердцу).

4. Хорошее дело делай ... (смело).

6. Слушай первый, говори ... (последний).

2. Суперзадание. Творческая работа в  группах. 

Первая группа. На обратной стороне цветочка незабудки написать поздравительную открытку бабушке или маме с днем рождения.

Вторая группа. Написать деловое письмо мэру г. Таганрога на листочках из «Дерева жизни». Цель письма: Таганрог должен стать одним из лучших  городов России.

Третья группа. На лепестках цветка ромашки написать письмо своей первой учительнице.

Четвертая группа. Написать письмо РУССКОМУ ЯЗЫКУ, в котором вы выразите свою любовь к нему и благодарность за мудрые советы.

(Во время выполнения работы звучит тихая, спокойная мелодия). (Слайд № 25-28)

9. Зачитывание писем, их редактирование. 

10.Самоанализ работы.  Подведение итогов урока.

Ученик 1:

Счастлив царь,

Народ так весел:

Мир стал ярок, интересен!

В царстве том гулянье, пир;

Слышны песни на весь мир.

Ученик 2:

Есть работа, письма пишут!

Значит, в царстве еще дышат.

Там и Машенька медведю

Накарябала слова:

«Миша, здравствуй, к тебе еду!

Жди меня. Люблю тебя!» (Слайд № 29)

11. Домашнее задание.

Написать письмо мне, учителю, используя  вопросы анкеты.

Анкета:

1. Какую новую информацию вы получили на этом уроке?

2. Какие виды заданий понравились больше всего и почему?

3. Что помогало вам в работе?

4. При каких жизненных ситуациях вы могли бы воспользоваться материалом сегодняшнего урока?

5. Ваши замечания и предложения.

(Вопросы анкеты раздаются каждому школьнику). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

Разработки уроков письма

Предлагаются два конспекта урока письма: " Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода", "Заметка в газету"...

Разработки уроков письма

Предлагаются два конспекта урока письма: " Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода", "Заметка в газету"...

Методическая разработка урока письма

разработка урока письма для 6-7 классов...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...

Творческая разработка урока "Письмо -благодарность" в рамках Всероссийского конкурса методических разработок " Лучший урок письма" в 2019 году.

Методическая разработка  предназначена для проведения мероприятий в 7-9  классах, посвященных  ВОВ. Данный урок был проведен в 8 классе.Цель данного занятия - прививать уважение к...