Методическая разработка урока письма
методическая разработка (русский язык) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кокинская основная общеобразовательная школа»
с.Кокино улица Садовая д.33
Методическая разработка урока письма
учитель русского языка
и литературы
Балобанова Светлана Владимировна
Кашира, 2014
Тема урока: «Письмо»
Цели урока:
Образовательная .Познакомить учащихся с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со структурой письма и правилами его написания;
Развивающая. Развивать интерес к эпистолярному жанру, навыки критического мышления учащихся (самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы).
Воспитательная. Воспитывать уважение к ценностям родного языка.
Здоровьесберегающая. Создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учётом психофизиологических особенностей.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Предлагаю сделать вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и…улыбнемся.
Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.
Итак, мы начинаем урок. Открыли тетради, записали число, классная работа, оставили две строчки для того, чтобы немного позже записать тему урока.
2.Актуализация знаний.
- Давайте представим, что мы перенеслись на пару веков назад. Нет Интернета, нет компьютера, нет сотовых телефонов (по ходу вешаю на доску эти предметы). Как сообщить друзьям важную информацию, как пообщаться с бабушкой, как не потерять друзей, с которыми только познакомился?
(написать письмо)
- Верно!
- Попросим ребят, которые заранее подготовились, рассказать об истории писем (выступление учащихся). (Приложение 1)
3.Работа по теме урока.
- Ребята, вашему вниманию предлагается текст (он у вас на листочках под номером 1)
Милая мама!
Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьёзно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное - береги себя.
Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Всё будет сделано так, как ты хочешь.
Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.
Любящий тебя сын.
- Можно назвать эту запись текстом? Назовите признаки текста.
- К какому стилю речи относится текст? Как вы это определили?
- К какому жанру вы отнесёте этот текст? (Перед вами письмо Н.А.Островского к своей матери).
- Какие особенности жанра письма вы увидели?
- Каким чувством проникнуто это письмо? (Письмо полно заботы, тепла и ласки)
- Назовите обращения, которые вы увидели в данном тексте? Как они выделены?
Словарно-лексическая работа.
-Что такое письмо? (Ответы учащихся)
(на листочке под номером 2 мы можем познакомиться с определениями. Читаем)
ПИСЬМО-1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.2.Умение писать.3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи.4. Манера художественного изображения.
(С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)
- Что вы заметили? Однозначным или многозначным является это слово?
- Какие виды писем вы знаете? ( Письма бывают разные: дружеские, личные, официальные, деловые, поздравительные, благодарственные, письма в газету) Давайте в тетради составим схему. Виды писем.
- Зачем и кому пишут письма? (Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями).
4. Формулирование темы и запись в тетради.
- Ребята, давайте вместе с вами сформулируем тему нашего урока. Как же она будет звучать? (Ответы учащихся)
Запись на доске и в тетради.
Письмо.
А эпиграфом к уроку возьмем афоризм: « Пиши такие письма, которые ты бы хотел получить» ( афоризм)
Беседа.
- Как вы понимаете этот афоризм?
- Итак, тема нашего урока: «Письмо».
А как вы думаете, что нам необходимо знать о письме и чему мы должны научиться на уроке? (Ответы учащихся)
- Письмо. Существует ли сейчас это средство общения? В какой форме?
- Почему сейчас люди все реже пишут письма? (Письменное общение заменили нам телефоны и компьютеры. Даже по праздникам все реже стали мы получать красивые открытки.)
- Несомненно, когда есть быстрая связь - это удобно, хорошо. Но, как вы считаете, могут ли телефоны и компьютеры заменить общение через письма? (Ответы учащихся)
- Ребята, можно ли письмо назвать документом? ( Да, можно)
- Действительно, любое письмо – это документ. Скажите, а документы составляются как угодно или по определенному плану? (Документы строятся по определённому образцу)
- А как построено письмо? Из каких частей оно состоит?
- Давайте вернёмся с вами к письму, с которым познакомились в начале урока. Посмотрите ещё раз на него внимательно, обсудим.
- Какие выводы вы можете сделать? Из каких частей оно состоит?
- Давайте рассмотрим таблицу, которая у вас на партах (таблица лежит на партах под номером 3).
Композиция письма и речевые формулы, используемые в письме (слайд №6)
Основные части письма | Содержание | Речевые формулы |
Вступление | 1.Приветствие 2.Обращение 3.Место написания 4.Круг вопросов, которые адресант хочет обсудить с адресатом | Здравствуйте! Привет! Дорогой, любимый, родной, уважаемый и т. д. Имя и все его формы |
Основная часть | Изложение информации, с которой хочет поделиться автор. Сообщение интересующей адресата информации | Рад сообщить… Хотел бы рассказать… Новостей немного… Ты спрашиваешь, что у нас нового…и т.д. |
Заключение | 1.Прощание с адресатом, в котором выражается благодарность, уверение в дружбе, признание в любви, просьба писать. 2.Дата написания письма, подпись (имя автора). 3.P.S.(PostSkriptum), что означает « после написанного», это та информация, которую забыли написать в письме. | С уважением… Уважающий Вас… Всегда Ваш… Любящий тебя… До свидания! До скорого свидания! Всего доброго! Передавай привет… Прощай!
|
Творческая работа.
- Писали ли вы когда- нибудь письма? Кому они были адресованы?
- В чем отправляют письма? (в конвертах)
Практическая работа. Заполнение конверта.
На столе у каждого лежит конверт, который учащиеся заполняют под контролем учителя. Вот у нас с вами уже есть конверт, в который нам предстоит вложить письмо.
5.Итог.
- Закончить наш разговор о письмах мне бы хотелось стихами:
Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
Эти письма, поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновьям берегут.
ПИСЬМО С ФРОНТА (Эдуард Асадов)
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник "украшал",
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки...
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
6.Д.З.
- Как вы уже догадались, ваше Д.З. – это написать письмо. Темы писем у вас на партах, на листочках.
- Спасибо за урок!
1
Милая мама!
Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьёзно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное - береги себя.
Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Всё будет сделано так, как ты хочешь.
Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.
Любящий тебя сын.
2
ПИСЬМО-1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.2.Умение писать.3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи.4. Манера художественного изображения.
(С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)
3
Композиция письма и речевые формулы, используемые в письме (слайд №6)
Основные части письма | Содержание | Речевые формулы |
Вступление | 1.Приветствие 2.Обращение 3.Место написания 4.Круг вопросов, которые адресант хочет обсудить с адресатом | Здравствуйте! Привет! Дорогой, любимый, родной, уважаемый и т. д. Имя и все его формы |
Основная часть | Изложение информации, с которой хочет поделиться автор. Сообщение интересующей адресата информации | Рад сообщить… Хотел бы рассказать… Новостей немного… Ты спрашиваешь, что у нас нового…и т.д. |
Заключение | 1.Прощание с адресатом, в котором выражается благодарность, уверение в дружбе, признание в любви, просьба писать. 2.Дата написания письма, подпись (имя автора). 3.P.S.(PostSkriptum), что означает « после написанного», это та информация, которую забыли написать в письме. | С уважением… Уважающий Вас… Всегда Ваш… Любящий тебя… До свидания! До скорого свидания! Всего доброго! Передавай привет… Прощай!
|
1 сообщение «КАК ЛЮДИ ИЗОБРЕЛИ ПИСЬМО»
Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.
Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме. Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.
Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:
моногенеза (изобретена в 1м месте)
полигенеза (в нескольких очагах).
Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:
месопотамский (шумеры)
египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).
Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.
Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.
Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".
Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.
Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом и др.
Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.
2 сообщение «ИСТОРИЯ ПИСЬМА»
История почтового письма насчитывает не только столетия, но, тысячелетия. Происхождение письма было вызвано необходимостью обмениваться информацией. Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте. Тогда использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами. Да, современным представителям этой профессии есть чему поучиться, так как, например, в Древней Греции они за час пробегали 55 стадий, что примерно составляет 10км, а за один рейс – 400-500 стадий. Но, самой прославленной и организованной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту, и, перевозки писем стали упорядоченными: имелись крупные и мелкие почтовые станции, где возницы могли передохнуть и переночевать, поменять лошадей и т.д.Но, на этом история развития письма приостановилась. В Европе правители ленились организовать свою систему связи, а предпочитали, как и в древности, пользоваться курьерами. Возможно, все так бы и осталось, если бы не монахи, которые в те далекие времена были носителями культуры и знаний. Церковь поддерживала регулярную переписку между своими членами, и у нее была своя монастырская почта, работающая при помощи странствующих монахов. Но, слава богу, цивилизация двигалась вперед, появилась необходимость в переписке, и в истории возникли новые виды писем. Прежде всего, это купеческие письма. Большие торговые дома содержали своих курьеров и даже организовали перевозку посылок и писем. Кроме этого, появилась городская почта, когда письма горожан забирали в определенные дни и за небольшую плату в установленные сроки доставляли по назначению. И лишь в 16-17 веках во Франции, Швеции, Англии возникли настоящие почтовые учреждения. Они были как государственными, так и частными, а прибытие почтового дилижанса было целым событием. Постепенно письма стали доступным и любимым средством связи. В 19 веке, после появления железных дорог и паровозов увеличилась скорость перевозки писем и возможность общения между самыми отдаленными странами. Сейчас история почтового письма отсчитывает последние дни. Многие перешли на электронные письма, появились мобильные телефоны и смс сообщения, а на почту люди все чаще заходят не за конвертами, а для оплаты коммунальных услуг, телефона и т.д. Тем не менее, хочется надеяться, что история почтового письма все же не закончится. Ведь электронное письмо не сохранишь на годы, да и Деду Морозу не отправишь. История возникновения письма насчитывает столетия, хочется надеяться, что люди 21 века не забудут то ощущение радости и счастья, которые появляются, когда держишь конверт с письмом в руках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"
Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель: помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...
Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения
Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...
Методическая разработка Урока письма.
Разработан урок письма, обучающий современных детей забытому жанру....
Методическая разработка урока "Письма твои получая, слышу я голос живой..."
Урок письма с привлечением литературного материала...
Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих с использованием технологий ИКТ, здоровьесбережения, коллективного взаимодействия, игровой, модульного взаимодействия"
Закрепление правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала, познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности...
Методическая разработка "Урок письма" 2 часа
Ребята, письмо играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, оно могущественный двигатель человеческой культуры и истории Благодаря письму люди могут использовать огромный запас ...