Урок – путешествие на остров «Предлог» (обобщающий урок)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Шехмаметьева Румия Кямилевна

У рок  предполагает повторение и углубление зниний по изучаемой теме,систематизации имеющихся зниний по теме "Предлог",обеспечение усвоения учащимися правил правописания производных предлогов, их правописания, умение отличать производные предлоги от других частей речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе по теме: « Предлог»

 ( повторительно – обобщающий урок)

Урок – путешествие на остров «Предлог»

1 слайд

Цели урока:

  1. Образовательная: углубить знания о служебных частях речи; систематизировать имеющиеся знания учащихся по теме “Предлог”; обеспечить усвоение учащимися основных правил правописания производных предлогов; закрепить знания о производных предлогах, их правописании, уметь  отличать производные предлоги от других частей речи.
  2. Развивающая: развитие памяти, положительных эмоций, логического мышления, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты, развитие умения анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал; развитие связной речи учащихся.

  1. Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе.

Оборудование урока:

                          индивидуальные карточки с заданиями для учащихся, презентация

                                      Ход  урока.

  1. Организационный этап.

    Ребята!     Сегодня мы заканчиваем изучение темы «Предлог». Мне кажется, что многие из вас обратили внимание на следующее: являясь служебной частью речи, лишённой  лексического значения, другими словами, ничего не значащей, предлог оказывается многозначащим для определения грамотности человека. Если образно представить морфологию огромным дворцом, то предлог вряд ли занимал бы место в тронном зале, скорее всего ему отведено было место в служебном помещении. Однако открыть дверь туда оказывается так же трудно, как попасть на приём к царствующей особе.

2 слайд

        На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие –  цель его -исследовать остров ,имя которому Предлог  , проверить ваше умение ориентироваться на местности нашего лингвистического  острова . Компасом будут служить ваши знания …Но не только . В путешествие мы отправляемся с  

3 слайд

Настроем на урок:

  • Чтобы спорилось нужное дело,
  • Чтобы в жизни не знать неудач,
  • В экспедицию отправимся смело,
  • В мир упражнений  и разных задач.

Девиз  урока:

Думать – коллективно!

Решать – оперативно!

Отвечать – доказательно!

Учиться  -  старательно!

О предлогах говорят:

  • Они неделимы и целы,
  • Корней и приставок в них нет,
  • Нельзя отыскать в них морфемы –
  • И в этом их главный секрет!

Но сначала проверим ваше лингвистическое здоровье ,смекалку, умение быстро работать .  Перед вами лингвистический остров .    Но чтобы на него попасть, нам необходимо преодолеть пиратов  и ответить на их вопросы.

4 слайд

  1. Актуализация знаний учащихся.  Блиц  опрос

 -Что называется предлогом?

(Предлоги -это служебные слова, указывающие на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении)

- Какими бывают предлоги по своему строению и по происхождению?

По строению:

  • простые: в, на, об, мимо и др.;
  • сложные: из-за, за счет, в течение и др.;
  • составные: в связи с, в отличие от и др.)

 по происхождению:(производные и непроизводные)

  • отыменные (от существительных): посредством, типа, ввиду, вследствие, в течение, наподобие, за счет, в отличие, в ходе, во имя, в связи и др.;
  • отглагольные (от деепричастий): несмотря на, невзирая на, не считая, исходя из, начиная с, включая и др.;
  • наречные (от наречий): вблизи, вдоль, взамен, вместо, вроде, мимо, навстречу, напротив, посреди, сквозь, вслед и др.

                                                              5 слайд

На какие разряды по значению делятся предлоги? Приведите примеры.

  • •        пространственные: в, на, за, под, около, вокруг, у, к, над;
  • •        временные: через, к, до, с, перед, в течение, в продолжение;
  • •        причинные: по, от, вследствие, из-за, ввиду;
  • •        образа действия: с, без, в, по;
  • •        объектные: о, об, про, с, по, насчет.

- Как отличить друг от друга производные предлоги и схожие с ними сочетания?

  •         - к предлогу нельзя поставить вопрос;
  •         - у предлога нет самостоятельной роли;
  •         - к предлогу можно подобрать синоним;

- Назовите предлоги, которые пишутся через дефис?

(из-под, из-за)

6 слайд

- Какие производные предлоги пишутся слитно, а какие раздельно?

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

1. Производные предлоги, образованные от наречий. (Выйти навстречу гостям.)

2. Вследствие, наподобие, вроде, насчёт, ввиду, вместо, несмотря.

1. В течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны и др.

- Являются ли предлоги членами предложения?

7 слайд

Молодцы, с задание пиратов справились.

Мы подошли к замку, но вход туда закрыт. Ворота будут открыты после выполнения задания мудреца.     

3.Развитие речи. Составление лингвистической сказки по теме «Предлог»

 Задание  от мудреца:

«На прошлом уроке вас просили получали    сочинить лингвистическую  сказку   о   предлогах. Давайте посмотрим, что у вас получилось?

Ворота замка открылись. Но не все так просто. Еще одно препятствие на нашем пути.

8 слайд

4.Работа с предложением. 

       Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит.

Вопросы и задания:                  

  1. Прочитайте ряд слов;
  2. Из какого стихотворения эти строки и кто автор?

( А.С. Пушкин « Зимнее утро»)

  1. С помощью каких слов можно восстановить отрывок из стихотворения?

( с помощью предлогов)

9 слайд

  1. Запишите и объясните расстановку знаков препинания.

( подчеркните грамматическую основу и обстоятельство, выраженное прич. оборотом)

   Вывод: предлоги выражают зависимость одних слов от других слов в словосочетании и в предложении, предлоги   употребляются с существительными.

Путешествуем дальше.   10 слайд

5. Работа с текстом.

Прочитайте текст М.Пришвина. Определите тему текста. Устно озаглавьте его. Найдите   в тексте все предлоги (10 предлогов).Выпишите их вместе с теми словами, к  которым они относятся

11 слайд(проверка)
Ночь приближалась
к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные ленные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

Вывод:мы видим, предлоги связывают слова в предложении.

12 слайд

6. Работа с таблицей.

    Мудрец предлагает выполнить еще одно задание.    Вам нужно распределить заблудившиеся предлоги  в соответствии с теми падежами,  с которыми они употребляются.                

Падежи

Заблудившиеся предлоги

Верные предлоги

Родительный падеж

(11)

При, к, от, над, для, без

От, для, без, из, из-за, из-под, кроме, возле, ради, вдоль, до

Дательный падеж

(2)

Из, через, из-за, между

К, вопреки

Винительный падеж

(3)

Из-под, кроме, возле

Через, про, сквозь

Творительный падеж

(3)

Про, перед, ради, вдоль

Между, пред, над

Предложный падеж

(1)

Вопреки, до, сквозь

При

13 слайд (проверка)

Вывод: мы повторили с вами предлоги, употребляемые с определенными падежами

14 слайд

7. Игра «Четвертый лишний»

Наш знакомый мудрец предлагает нам  игру «Четвертый лишний»

 «Четвёртый лишний». В группе слов найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор.

Впоследствии,
наперекор,
включая,
напротив.

(Включая. Все данные производные предлоги образованы от наречий, а «включая» – от   деепричастия.)

Вдоль,
через,
около,
вблизи.

(Через. Все слова, кроме «через», являются производными предлогами, образованными от наречий, а «через» – непроизводный предлог

15 слайд

 В течение,

 в продолжение,

вследствие,

впоследствии

(лишнее слово впоследствии, т.к. это наречие, а не предлог)

из-за острова,

 по-над водой,

 несмотря на болезнь,

подо мною

несмотря на – производный предлог, остальные – непроизводные

Вывод: вспомнили тему производные и непроизводные предлоги, отличие их от самостоятельных частей речи

16 слайд

8. Работа с фразеологизмами

Наше путешествие продолжается. Нам предлагается выполнить еще одно задание:

Восстановите фразеологизмы (запишите), объясните их смысл (устно).      

С помощью фразеологизмов составьте текст о победе над пиратами (устно).

I  ряд.

Предлоги: во,   на,  вокруг.    

  1. Зарубить, нос –
  2. Обвести, палец –
  3. Все, лопатки –

II ряд.

Предлоги:  во, на, без.

  1. Язык, кости –
  2. Семь, пядь, лоб –
  3. Смотреть, как, баран, ворота, новые –

III ряд.

Предлоги:  в, за, за.

  1. Брать, бык, рога –
  2. Как, рыба, вода –
  3. Заткнуть, пояс –

17 слайд

9. Буквенный диктант.

      

                               П      Н      С      Д

1. Горные речки разливаются в июле вследствие усиленного таяния снегов.

2. В следствии по делу военных преступников использованы многочисленные свидетельские показания.

3. Несмотря на молодость, уманцы избрали Остапа куренным атаманом.

4. Он шел, не смотря под ноги.

5. Мальчики сидели вокруг угасшего костра.

6. Все вокруг быстро чернело и затихало.

7. Я зайду к вам после.

8. В течении реки Волги за последние 20 лет произошли большие изменения.

9. Я расскажу тебе это после урока.

10. Ступай себе мимо.

12. На встречу с писателями пришел весь класс.

13. Дым багровый клубами всходит к небесам, навстречу утренним лучам.

14. Судно весело бежит мимо острова Буяна.

(П – предлог, Н – наречие, С – существительное, Д – деепричастие)

Проверка (по щелчку)

18 слайд

Лингвист Василий Алексеевич Богородицкий утверждал: «Предлоги – это слова «словечки отношений»

19 слайд

     10. Составление  СИНКВЕЙНА.

          Еще одно задание вы получали предварительно – сочинить синквейн. Напоминаю, что синквейн                      

Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам:

1 строка – одно существительное.

                   Это тема синквейна.

2 строка – два прилагательных,

                        раскрывающих тему синквейна

3 строка – три глагола,

                описывающих действия по теме синквейна.

4 строка -  одно предложение,  выражающее свое отношение к теме.

5 строка –  одно слово-резюме,

                  которое дает новую интерпретацию          темы,  позволяющее выразить к ней         личное отношение.

Что же у Вас получилось?

20 слайд

21 слайд

Тренажер – тест

Задания для тренажёра.

 1. Выберите верное утверждение.

  • Предлог – это служебная часть речи, которая связывает простые предложения в составе сложного.
  • Предлог – это служебная часть речи, которая связывает простые предложения в составе сложного.
  • Предлог – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении (+).
  • Предлог – это служебные слова, которые придают различные дополнительные оттенки предложениям или служат для образования форм слов.

2. Выберите верную морфологическую характеристику предлога.

  • «К» – простой, непроизводный, пространственный.
  • «Благодаря» - простой, производный, целевой.
  • «Над» – простой, производный, пространственный.
  • «В силу» – простой, производный, причинный.

3. Укажите словосочетание с причинным предлогом.

  • появиться из-за угла;
  • уйти из-за глупости (+);
  • думать о друге;
  • зайти по делу

4. Укажите словосочетание с целевым предлогом.

  • встретиться в четверг;
  • пойти в магазин;
  • положить в стол;
  • пригласить в гости (+) 

5. В каком словосочетании употреблён предлог, образованный от наречия?

  • поговорить насчёт работы;
  • опоздать ввиду непогоды;
  • быть впереди всех (+);
  • выиграть благодаря нападающему

6. В каком словосочетании употреблён предлог, образованный от существительного?

  • стоять напротив дома;
  • беседовать в течение часа (+);
  • идти вдоль дороги;
  • помочь, несмотря на занятость

7.В каком словосочетании употреблён предлог, образованный от деепричастия?

  • остаться в силу обстоятельств;
  • справиться благодаря другу (+);
  • слушать в продолжение часа;
  • находиться внутри помещения

8. Укажите, где выделенное слово – предлог и пишется слитно.

  • Прийти (на)встречу с писателем.
  • Мы всматривались (в)след на снегу.
  • Выйти (на)встречу гостям (+).
  • Мы обошли дом (во)круг.

9. Укажите, где выделенное слово – предлог и пишется слитно.

  • У тебя брошка (на)подобие пчёлки (+).
  • Обратить внимание (на)подобие фигур.
  • Оправдываться, (не)смотря в глаза.
  • Отвечать (в)течение урока.

     10. Укажите, где выделенное слово – предлог и пишется слитно.

  • Положить деньги (на)счёт.
  • Телеграмма летела (в)след.
  • (В)течении реки были крутые повороты.
  • Поговорить (на)счёт работы (+).

22 слайд

 6.Итог урока.  

  •  Наше путешествие  на остров предлогов сегодня закончено. Мне хочется пожелать вам успехов в дальнейшем путешествии  по стране Знаний, которая откроет перед вами ещё много интересного и увлекательного.
  •  Выполнение целей урока.  Выставление отметок.
  • 7.Домашнее задание      Сочинение- рассуждение на тему « Зачем необходимо знать предлоги как часть речи?»(Тезис, два аргумента, Вывод)

6.Продолжение путешествия- Жители острова «Предлог» предлагают нашему вниманию практическую работу       (если успеем)

Практическая работа.

Вставьте пропущенные буквы, слитно или раздельно.

  1. В…течени… лета я упорно готовился к экзаменам.

  1. В…продолжени… книги эти герои совершат героический поступок.

  1. В…следстви… сильных дождей река вышла из берегов.

  1. Женька, в…отличи… от друга, был не силен в этих вопросах.

  1. Мы не поехали в город из…за начавшегося дождя.

  1. Новые документы включены в…следстви… по делу и поджоге.

  1. Корабль остановился в…виду города.

  1. Ночь была темная не…смотря на звездное небо.

  1. Мы долго говорили на…счет поездки.

  1. В…виду болезни я не мог участвовать в соревнованиях.

  1. В…продолжени… нашей беседы мы выяснили много интересного.

  1. Согласуйте прилагательное с существительным в…роде и числе.

  1. Мы вовремя вернулись в лагерь не…смотря на сложности пути.

  1. О своей работе вы узнаете в…последстви….

  1. Это кто-то в…роде цапли.

  1. Деньги уже переведены на…счет в вашем банке.

  1. Директор разрешил пропустить занятия в…виде исключения.

  1. В…заключени… своей работы я готов представить тезисы новой.

Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся ?

… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.

                                

Сказка о пяти музыкантах.

В волшебной стране Музыка жил- был вокально-инструментальный  ансамбль .Всех радовали братья-скрипачи В течение и В продолжение,

сестры-клавишницы Вследствие и Наподобие и вокалистка Впоследствии.

        В ансамбле  каждый занимался своим делом. В течение сочинял замечательную музыку, В продолжение писал прекрасные стихи . Вследствие  играла на аккордеоне, а Наподобие на фортепиано. Впоследствии  божественно пела, но она очень переживала ,что никто не писал музыку именно для нее.

        Однажды ,послушав мелодию других  музыкантов ансамбля, Впоследствии пошла к берегу реки. Она сидела под деревом и плакала.

Ее слеза случайно упала на корень дерева, и из него появилась флейта

Она была волшебной и могла сама играть прекрасную музыку. С тех пор

Впоследствии забыла о своем горе, и музыка ансамбля стала еще лучше,

чем прежде

Сказка. Жил-был в стране Слов Предлог. Он был большой драчун и забияка. Он часто ссорился с другими частями речи, а однажды он с надменным видом заявил: «…Хотел бы я посмотреть, что бы вы делали без меня». «Подумаешь, нашли бы, что делать!» - вскричало Существительное. «А вот ты без нас и дня не проживешь», - сказало Числительное. «Посмотрим», - возразил Предлог. «Посмотрим», - ядовито прошептало Местоимение.

И вот Предлог исчез из всех словосочетаний, из всех предложений. Что тут началось! Все смешалось в кучу, перепутались все падежи, получилась такая неразбериха, что Существительное, Числительное и Местоимение невольно призадумались… «Я думаю, что нам нужно пойти к предлогу и помириться», - промолвило Числительное. Оно встало и медленно пошло, вслед за ним уныло поплелись Существительное и Местоимение. Вдруг они увидели, что кто-то идет им навстречу. Каково же было их удивление, когда они увидели Предлог, который шел прямо к ним. «Мы виноваты перед тобой», - сказало Местоимение. «Я тоже виноват, - ответил Предлог. – Я хвастался, что проживу без вас, но ведь у меня нет значения, и я один совсем ничего не значу». С тех пор части речи стали жить в мире и согласии.

В стране предлогов. Грамматическая сказка.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были предлоги. Каждый из них имел свой домик, крохотный огород и состоял на службе у царицы Морфологии. Жили они очень дружно. И если у какого–нибудь предлога случалась беда, то все эти человечки бежали на помощь.

Страна, в которой жили предлоги, имела две области: производную и непроизводную. Предлоги тоже были двух видов: предлоги, которые жили  в производной области, называли себя производными, а предлоги, которые жили  в непроизводной области, - непроизводными. Независимо от того, производные они или непроизводные, предлоги занимались одним и тем же: ухаживали за своим огородом, где росли предложно-падежные растения, и служили Морфологии.

И так продолжалось много лет, пока не произошёл один случай. Однажды, когда у предлогов был праздник (сбор урожая), в их страну забежало очень странное слово. Все производные и непроизводные предлоги сбежались посмотреть на это удивительное, как им казалось, слово. Спросив, как его зовут, предлог ИЗ да и все остальные предлоги уставились на незнакомца. Тот медленно и робко ответил:

-Меня  зовут  Благодаря!

Услышав ответ, все стали рассматривать Благодаря. В это время предлог  ИЗ,  исполняющий обязанности законодателя у  царицы Морфологии,  объявил всем подчинённым:

- Мне очень понравился этот молодой человек! Принесите книгу, в которой записаны жители нашей страны, и с красной строки запишите: «Благодаря».  Таким образом Благодаря стал предлогом. Предлоги помогли построить ему домик и посадить крохотный огородик. Он, как и другие предлоги, стал верным слугой Морфологии. Вскоре предлог Благодаря вывел новый сорт растений-правил:

- Я употребляюсь только с Дательным падежом и в тех случаях, когда говорится о положительных результатах! Например: Благодаря помощи друзей,  у меня есть домик, огород, работа!

И предлоги опять зажили дружной семьёй. Живут они и доныне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлоги. Обобщающий урок в 7 классе.

В конспекте урока вы найдете тест к уроку, материал для интерактивной доски, творческие задания....

6 класс. урок-путешествие по теме: "Причастие" (обобщающий урок)

Обобщающий урок по теме "Причастие" в 6 классе (учебник Разумовской). Построен в форме путешествия по картинам Айвозовского....

Конспект урока "Путешествие на остров загадочных предметов"

Разработка урока по ОЗОЖ по предупреждению бытового травматизма....

Конспект урока "Путешествие на остров загадочных предметов"

Разработка урока по ОЗОЖ по предупреждению бытового травматизма....

Презентация "Путешествие на остров "Предлог"

Презентация к уроку "Предлог"...

Урок «Путешествие в прошлое» повторно- обобщающий урок по истории России в 6 классе по теме "Русь в IX- первой половине XII века"

Цели:  Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в  IX-XII  вв. (домонгольский период); дать оценку деятельности исторических личност...