Тема урока: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СИНТАКСИС». Обобщающий урок по разделу "Синтаксис» в Vклассе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Обобщающий урок по разделу "Синтаксис» в Vклассе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СИНТАКСИС».
Обобщающий урок по разделу "Синтаксис» в Vклассе.
Цель урока:
Обобщение у учащихся знаний и умений по разделу «Синтаксис».
Задачи:
- Образовательные:
- Систематизировать, закрепить и упрочить знания и умения, полученные учащимися при изучении синтаксиса.
- Практическим путем углубить представление о предложении и его членах.
- Закрепить сведения о знаках препинания.
- Развивающие:
- Развивать речь у учащихся через восприятие художественного слова.
- Формировать умения поисковой работы.
- Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к художественному слову.
- Воспитывать чувство любви к прекрасному.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы?
Тогда за работу, удачи желаю я вам!
Вы все, наверное, помните мультфильм о Викторе Перестукине, который не учил уроки и попал в Страну невыученных уроков (видеослайд из м/ф)
Слайд 1. (В стране Грамматика) Посмотрите на предложение:
Казнить нельзя помиловать. Как видите, ребята, от одной запятой зависит жизнь нашего героя. Нужно правильно поставить запятую.
А кто мне скажет, в каком разделе науке о языке мы изучаем знаки препинания? (Пунктуация?)
А какой раздел русского языка всегда соседствует с пунктуацией ? (Синтаксис)
Сформулируем тему нашего урока … (Ответы учеников- синтаксис и пунктуация) Слайд 2- тема урока)
А кто определит задачу урока, ведь мы изучили все темы данного раздела.
(Да, мы будем обобщать изученное приводить в систему полученные на уроках знания. (слайд3 – цели). Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока.
И , конечно же, мы должны помочь Виктору избежать казни. А для этого мы вместе с ним отправимся в Страну невыученных уроков.
В пути нас ждет много интересных приключений, много опасных моментов, избежать которые мы сможем посредством выполнения заданий. Путешествие всегда начинается с определения маршрута . (Слайд 4 –карта) Что такое маршрут? Слайд 5–значение слова на экране в виде кластера (дети должны сами подготовить- индивидуальное задание). Составим маршрут по разделу «Синтаксис».
Соединить стрелочками пункты продвижения и пояснить порядок (словосочетание- самая маленькая единица синтаксиса, простое предложение –самая маленькая коммуникативная единица, сложное предложение) По такому маршруту мы и будем двигаться.
Слайд 5. Первая станция «Словосочетание».
- Вот мы и подъехали к первой станции, и называется она «Словосочетание»
- Что такое словосочетание?
Девочки записывают только словосочетания, мальчики - то, что не является словосочетанием.
Идти быстро, около леса, снег засиял, выросли на полянке, вершины берез, ребята и знакомые. чудесный день.
(Проверка. Один из учащихся читает, остальные слушают и проверяют). А теперь, сверим ответы (5 слайд).
- Встаньте те девочки, у кого записаны такие словосочетания.
- Проверим, что записали мальчики (6 слайд).
- А что можно составить из словосочетания? (предложения)
- Какие бывают предложения по количеству грамматических основ? (простые и сложные)
- Куда мы отправляемся дальше? «Простое предложение» (7слайд ).
3. Станция «Простое предложение».
- Что такое простое предложение?
Игра «Кто быстрее?» На доске записаны предложения, учитель просит найти предложение по характеристике.
- Птицы улетают.
- Зима.
- Засияло яркое солнце.
- В саду росли астры, георгины, розы.
- Желаем вам, дорогие ребята, успехов в учебе.
- Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.
- Мы читали разные книги: сказки, повести, рассказы.
- Если ветка качнется, с неё упадет снег.
- Дежурный сказал: «Класс готов к уроку».
- Возможно, завтра будет дождь.
- Ребята, назовите из данных предложений:
- Нераспространенное.
- Распространенное.
- С обращением.
- С обобщающим словом при однородных членах предложениях.
- С прямой речью
- ССП.
- СПП.
- С вводным словом.
Какое предложение осталось и почему?
Понравившееся предложение записать и выполнить его синтаксический анализ.
- Мы проехали с вами полпути, пришло время немного отдохнуть.
4. Физкультминутка (Члены предложения)
Учитель называет один из членов предложения, дети показывают, как подчеркиваем.Например, подлежащее- руки согнуты в локтях на одном уровне перед собой, определение- показываем рукой волну и т.д.
5. Следующая станция «Сложное предложение».
- Какие предложения называются «сложными»? (ответы учащихся).
Задания на доске .
- А сейчас мы с вами из слов будем составлять предложение.
- Я читаю вам первое предложение, из него вам нужно записать только нужную часть.
Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы - взять определение.
Из предложения Пушкин очень любил осень - взять дополнение.
Из предложения Осень щедро одаривает леса краской -взять обстоятельство.
Из предложения Она застелила луг разноцветным ковром- взять сказуемое.
Из предложения Куда, дорога, ты ведёшь? -взять обращение.
- Прочитайте предложение, которое у вас получилось (заслушиваются ответы учащихся). Желтая осень щедро застелила дорогу.
- Подумайте, верно ли, что это сложное предложение.
- Как сделать это предложение сложным? (ответы учащихся. Сначала учащиеся составляют сложное предложение устно).
- А сейчас запишем сложное предложение. Желтая осень щедро застелила дорогу, и зашуршали под ногами листья.
Подчеркнем главные члены предложения, составим схему.
Следующая станция «Текст»
На партах лежат карточки, возьмите их и прочитайте предложения, которые там записаны. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания , объясняя графически.
Книга наш с..ветчик и друг. Из книги мы узнаём много инт..ресного. Над созданием их трудя..ся писатели художники печатники. Труд их важен и почётен. Помни об этом и береги книги!
Докажи, что это текст, определи тему, идею.
-Молодцы, ребята! Как вы думаете, помогли мы Виктору Перестукину выбраться из Страны невыученных уроков?
Рефлексия урока.
- Ребята, вспомним, о чем шла речь сегодня на уроке? Сегодняшний урок был уроком систематизации и повторения
материала по разделу «Синтаксис».
Мы повторили известные вам сведения о словосочетании и предложении, тексте.
Выставление оценок.
Домашнее задание: написать письмо Виктору Перестукину, используя обращения, однородные члены, водные слова, простые и сложные предложения.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"
Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...
Урок - путешествие по стране Синтаксиса и Пунктуации 5 класс
Повторительно-обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация". 5 класс...
Презентация урока "Путешествие по стране "Синтаксис и Пунктуация"
Уроу-игра. Повторение раздела "Синтаксис" 5 класс....
Обобщающий урок по математике в 5 классе Урок путешествие по теме «Все действия с десятичными дробями»
Материал урока поможет обобщить и закрепить знания учащихся 5 класса о десятичных дробях. Учебник Виленкин....
Контрольно-обобщающий урок: "Путешествие по странам Древнего Востока"
Предлагаемую работу можно использовать в качестве обобщения по теме " Древний Восток", а также как проверочную работу по заданной теме.Возможности применения этой работы достаточно широкие. К каж...
Конспект урока «Путешествие по стране синтаксиса и пунктуации»
Данный урок «Путешествие по стране синтаксиса и пунктуации»проводится в 5 классе как обобщающий после изучения раздела “Синтаксис и пунктуация». Програм...
Обобщающий урок "Путешествие в страну Глаголию"
Цели: повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме "Глагол"....