Рабочая программа элективного курса "Основные принципы русской орфографии". 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Чиркова Ирина Георгиевна

Элективный курс рассчитан на 34 часа. В ходе занятий учащиеся знакомятся с основными принципами русской орфографии, получают возможность глубоко изучить грамматику русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 9»

Московского района г. Казани

«Рассмотрено»

на заседании РМО

Протокол №

от « »  августа 2016 г.

____________/______________/

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

 « »  августа 2016 г.

_____________/____________/

«Утверждаю»

Директор  гимназии

_______        /Кузнецова М.Б. /

Приказ №

от « »  августа 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

электива  по русскому языку «Принципы русской орфографии» 11 А, Б классы

Чиркова И.Г., учитель русского языка и литературы высшей категории

                                                                        Рассмотрено на заседании    

                                                                      педагогического совета

                                                                   протокол №            от

                                                                    « »  августа  2016 г.

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

     Данная рабочая программа электива по русскому языку «Принципы русской орфографии» для 11 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего (полного) образования базового уровня, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), тематического и поурочного планирования по русскому языку к пособию для занятий по русскому языку в старших классах Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык, образовательной Программы

    Используемый учебно-методический комплект: Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. Москва, «Русское слово», 2014/

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в 11 классе в объеме 35 часов.

        Общее содержание курса русского языка данной рабочей программы направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Задачей обучения в 11 классе является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Цели обучения:

-воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

-дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

-освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

-овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

-использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Содержание курса русского языка по данной программе

   

Общее содержание курса русского языка данной рабочей программы направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о  грамматике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа рассчитана на 34 учебных часа. Вводное занятие. Общие сведения о языке, принципах русской орфографии, взаимосвязи разделов грамматики ( 1 час ).  Орфография и ее связь с другими разделами языка (7 часов). Грамматика в правилах и упражнениях ( 9 часов ). Текст как грамматическое единство ( 11 часов ). Основы русской грамматики ( 6 часов ).



Предварительный просмотр:

               

№ п/п

Тема (содержание) занятий

Вид занятий

Образовательный продукт

Дата проведения

лекции

семинары

практические занятия

1

Вводное занятие. Языкознание – наука о языке.

1

Презентации по выбранным темам

Сентябрь

2

Орфография и ее связь с другими разделами языкознания. Фонетика и ее связь с другими разделами языкознания

1

Реферат

Сентябрь

3

Морфемика как раздел науки о языке. Связь морфемики с другими разделами языкознания

1

Реферат

Сентябрь

4

Лексика как раздел языкознания. Особенности синонимов, омонимов ( омографы и омофоны ), антонимов, паронимов

1

Реферат

Сентябрь

5

Выполнение тестовых заданий

1

Подготовка карточек с тематическими тестами

Октябрь

6

Морфология как раздел языкознания

1

Творческая работа по лингвистической теме

Октябрь

7

Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии

1

Индивидуальные презентации по выбранным орфографическим правилам

Октябрь

8

Решение тестов. Выполнение заданий повышенной сложности

1

Индивидуальные презентации по выбранным орфографическим правилам

Октябрь

9

Грамматика в правилах и упражнениях. Связь синтаксиса с другими разделами языкознания.

1

Подготовка карточек с заданиями по синтаксису

Ноябрь

10

Особенности связи слов. Способы синтаксической связи

1

Творческая работа по выбранным синтаксическим темам

Ноябрь

11

Простое и осложненное предложения. Сложные случаи пунктуации простого предложения

1

Творческая работа по выбранным синтаксическим ценам

Ноябрь

12

Решение тестовых заданий

1

Подготовка индивидуальных карточек с тестами по синтаксическим темам

Декабрь

13

Сложное предложение. Трудные случаи пунктуации

1

Реферат

Декабрь

14

Трудные случаи пунктуации

1

Презентации по синтаксическим темам

Декабрь

15

Зачет по теме «Трудные случаи орфографии и  пунктуации»

1

Выполнение тестов повышенной сложности

Декабрь

16

Итоги первого полугодия. Круглый стол «Вопросы и ответы по трудным темам русского языка»

1

Защита проектов

Январь

17

Решение тестовых заданий. Выполнение упражнений повышенной сложности

1

Защита проектов

Январь

18

Текст как грамматическое единство. Текст – единица синтаксиса.

1

Работа в группах, презентации

Январь

19

Грамматические особенности типов речи. Сочетание типов речи

1

Реферат

Февраль

20

Грамматические особенности стилей речи

1

Реферат

Февраль

21

Грамматическое и стилистическое единство текста

1

Реферат

Февраль

22

Выполнение индивидуальных работ с текстами разного уровня сложности

1

Презентации и сообщения с обобщением итогов индивидуальной работы

Февраль - март

23

Определение проблематики текста с опорой на  его грамматические особенности

1

Подготовка индивидуальных карточек с комплексным заданием

Март

24

Виды комментариев  к проблематике текста

1

Презентации

Март

25

Лингвистический анализ текста

1

Презентации

Март

    26

Информация. Виды аргументов

1

Сообщения, подготовленные группами учащихся

Апрель

27

Иллюстративные и логические аргументы. Решение грамматических задач

1

Индивидуальные каточки с текстами и комплексными заданиями

Апрель

28

Лингвистический анализ текста

1

Подготовка итоговых проектов

Апрель

29

Основы русской грамматики. Казанская лингвистическая школа

1

Защита проектов

Апрель

30

Казанская лингвистическая щкола

1

Защита проектов

Май

31

Основы русской грамматики

1

Презентации по теме

Май

32

Зачет по темам «Русская грамматика в правилах и упражнениях.», «Основные принципы русской орфографии»

1

Индивидуальные сообщения

Май

33

Круглый стол «Итоги курса вопросы и ответы»

1

Индивидуальные сообщения

Май

34

Резервное занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку"Русское правописание: орфография" для учащихся 10 класса

Программа  базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа", М., 2001г.)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация" (34 часа)

Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы С.И.Львовой (68 часов) с учётом необходимости подготовки к ЕГЭ - 2015. Учебный материал распределён в соответствии с тематикой уроков р...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография» (10 класс)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография» (10 класс)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русское правописание: орфография, пунктуация", 10 - 11 классы.

Владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать см...

Рабочая программа элективного курса "Секреты русской орфографии", 5 класс

     Рабочая программа элективного курса «Секреты русской орфографии». Основное общее образование, 5 класс. Рабочая программа составлена с учётом изучения орфографии ...