Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по теме «Орфограммы в окончаниях слов. Безударные личные окончания слов глаголов» (4 класс)
методическая разработка по русскому языку на тему
Данный урок может быть использован при изучении раздела "Глагол"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maksimova_t.n._urok.docx | 41.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Камскополянская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижнекамского муниципального района Республики ТатарстанТ
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по теме
«Орфограммы в окончаниях слов. Безударные личные окончания слов глаголов»
(4 класс)
Подготовили: Максимова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории; Михалаш Татьяна Витальевна, учитель начальной школы первой квалификационной категории
Камские Поляны, 2017 год
Предмет: русский язык и чтение.
Класс: 4
УМК: Перспективная начальная школа.
Тема: Орфограммы в окончаниях слов. Безударные личные окончания слов глаголов.
Тип урока: урок рефлексии.
Цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.), закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов.
Задачи:
Образовательные: систематизировать и обобщить знания учащихся о правописании безударных окончаний глаголов, прививать навык работы по алгоритму «спряжение глаголов»;
Развивающие: формировать речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции учащихся; продолжить работу над созданием мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
Воспитательные: развивать умение работать в парах, группах, самостоятельно воспитывать навыки самоконтроля и самооценки.
Методы и приёмы: языковой анализ и синтез, грамматико-орфографическое комментирование, коммуникативные, наглядные, практические, создание рефлексивного поля, создание креативного поля, проблемное изложение, частично-поисковые методы.
Планируемые результаты:
Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
- оценивать правильность выполнения действия;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Предметные:
Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.
Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.
Оборудование:
- карточки для работы в парах, группах;
- компьютер, проектор, экран, презентация
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: включение в учебную коррекционную деятельность на личностно-значимом уровне.
( Слайд 1) Эпиграфом нашего урока послужит древняя пословица «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
- Как вы её понимаете?
- А что такое эпиграф?
(Эпиграфом называют цитату, высказывание, пословицу, которые помещаются перед произведением и содержат основную его мысль).
Я надеюсь на вашу работоспособность. Желаю вам удачи в познании нового.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднения собственной деятельности.
Чтобы узнать, над чем мы будем работать на уроке, выполните задания.
(Слайд 2.) Строки из стихотворения Ивана Сурикова:
Ярко солнце свет…т,
В воздухе тепло,
И куда ни глян...шь,
Все кругом светло.
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
- Прочитав эти строки и проанализировав пропущенные орфограммы, сформулируйте тему урока.
Тема сегодняшнего урока. (Написание безударных личных окончаний глаголов).
Локализация индивидуальных затруднений и построение проекта выхода из затруднения.
Цель: осознания места и причины собственных затруднений и постановка цели коррекционной деятельности, выбор способа ми средств её реализации.
- Почему это так важно?
Поставьте перед собой цели (правильно писать безударные личные окончания глаголов и определять их спряжение).
-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, работать со стихами и прозаическими текстами и, конечно же, оттачивать орфографическую зоркость. (Слайд 3)
На уроке мы с вами будем работать по плану (на доске).
У детей – оценочные листы.
Сегодня в центре нашего внимания будет глагол и все, что с ним связано.
Давайте повторим, как мы определяем, какую букву нам надо написать в окончаниях глаголов.
Алгоритм определения спряжения в глаголах и написании безударных гласных (проговаривается устно).
Реализация построенного проекта.
Цель: коррекция ошибок, закрепление способов действий и формирования умения правильно применять соответствующие знания.
Пункт плана №1.
О, как всё дышит, оживает
На миг и сердце замирает.
Улыбку не прогнать с лица
Ну, а причина в том – Весна!
Задание №1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму (работа в парах по листочкам). (Слайд 4)
С земли ещё не сошёл снег, а в душе уже наступа….т весна. Замира….шь от смутных предчувствий и улыба….шься без всякой причины. Такое же состояние пережива….т теперь и природа. Земля холодна, грязь хлюпа….т под ногами, но кругом всё весело, ласково, радостно! Солнце свет….т ярко и своими лучами купа….тся в лужах вместе с воробьями. Речка надува….тся и темне….т. Она уже проснулась, скоро заревёт, понесёт свои бурные воды, погон….т лёд. Деревья голы, но уже живут, дышат.
Проверка – каждая пара читает предложение и объясняет орфограмму.
Оценочные листы: без ошибок – 5 баллов, 1-2 ошибки – 4 балла, 3-5 ошибок – 3 балла.
(Слайд 5)
- Мы знаем 3 типа текста: описания, повествование, рассуждение. Определите тип данного текста.
- С какой целью автор использует глаголы? Чтобы показать что?
Пункт плана №2.
Словесно рисовать картину
Писатель и поэт – мастак.
Сумеет ли художник так?
Давайте посетим Музейный дом и рассмотрим репродукции картин. (Слайд 6).
Какое время года изображено на этих репродукциях?
(Художники: 1 – Владимир Жданов, 2 – Мария Лазарева, 3 – Иван Вельц, 4 – Архип Куинджи).
- Найдите и зачитайте предложения из текста, которые наиболее подходят для описания картины.
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: применение понятий и способов действий, закрепление раннее изученного.
Пункт плана №3.
Отрывок Пушкина пред нами
Явился весь в своей красе:
Поставь же буквы, объясни правописание,
Определи значенья все.
Задание №2.
Послушаем отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», который вы будете изучать в 9 классе (читает ученица).
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встреча…т утро года;
Синея блещ…т небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зелене…т.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохн…т и пестре…т;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
– Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?
- Какой приём использует автор? (Сравнение, олицетворение).
- Понятны ли вам значение слов: келья и дань? Если мы не знаем значения слов, то как мы добываем знания?
(Спросим у кого-нибудь; посмотрим в Интернете, обратимся к Толковому словарю.)
а) словарная работа (Слайд 8)
Келья – отдельная комната монаха.
Дань – денежный побор с покорённых народов.
- Вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание (индивидуально). (Слайд 9)
Самопроверка (Слайд 10)
Оценочные листы: без ошибок – 5 баллов, 1 ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла.
Физминутка.
Пункт плана №4.
Предложения явились к нам
Найди значения и их жанр.
Всё перепуталось, а ты – сообрази
И вместе всё соедини.
Задание №3. (Слайд 11)
А сейчас работа в группах. Прочитайте предложения и найдите начало и конец.
- Наперёд не зна…шь, когда её потеря...шь.
- Конь вырвется - догон...шь , а храбрый побежда...т.
- Цену вещи узна..шь, где найдёшь, где потеря..шь.
- Трус погиба...т , а слово сказанное не ворот...шь.
- К какому жанру литературы они относятся?
У.: Эти предложения относятся к малому жанру фольклора - пословицам.
Вставить пропущенные буквы, доказывая орфограммы. (Слайд 12)
Проверка – каждая из групп зачитывает и объясняет 1 пословицу.
Оценочные листы: без ошибок – 5 баллов, 1-2 ошибки – 4 балла, 3-4 ошибки – 3 балла.
Пункт плана №5.
Итог сегодня подведём,
Тест настоящий проведём. (На листочках)
Самостоятельная работа с самоконтролем и самопроверкой по образцу.
Цель: индивидуальная рефлексия достижения цели.
Тест по теме “Глагол”.
1. Изменение глаголов по лицам и числам называется:
а) склонением;
б) спряжением.
2. Найдите строку, где написаны глаголы только I спряжения:
а) работать, стелить, открыть;
б) умывать, терпеть, дышать;
в) писать, горевать, догнать.
3. Найдите строку, где написаны глаголы только II спряжения:
а) помогать, ловить, задержать;
б) брить, видеть, вечереть;
в) обидеть, услышать, заплатить.
4. Определите лицо глагола согреваешь.
а) 1 лицо б) 2 лицо в) 3 лицо
5. Определите время глагола позвал.
а) настоящее б) прошедшее в) будущее
Проверьте себя. На экране вы видите правильные варианты ответов (Слайд 13).
Ключ к тесту:
1 Б 2 А 3 В 4 Б 5 Б
Оценочные листы: без ошибок – 5 баллов, 1 ошибка – 4 балла, 3 ошибки – 3 балла.
Подсчитайте общее количество набранных вами баллов (Слайд 14).
Оцените себя. 19 - 20 баллов – 5
16 – 18 баллов – 4.
Пусть не огорчаются те, кто набрал меньше баллов. К этой теме мы вернёмся на следующем занятии.
Пункт плана №6.
Что удивило?
Чему научились?
Каких же успехов добились? (Слайд 15).
Рефлексия деятельности на уроке
Цель: соответствие цели урока и его результатов; самооценка, осознание метода преодоления затруднений.
- Я гордился собой! Кто может сказать так про себя?
- Я могу похвалить себя и своих одноклассников за …
Пункт плана №7.
Не храни молчание
Выполни домашнее задание (Слайд 16).
Д/з. уч. стр.107-108 упр.114.
Выписать 4-5 предложений по теме «Весна» из любой художественной литературы, обозначить орфограмму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День славянской письменности урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…»
День славянской письменностиурок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…»Эпиграф к уроку:Восстань, пророк, и виждь , и внемли,Исполнись волею моей.И, обходя моря и зе...
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе".
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе". ЦЕЛИ: - закрепить умения учащихся проверять правописан...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (русский язык + литературное чтение + ИЗО + технология). ТЕМА: Весна в словах, красках и звуках.
Волшебные превращения происходят в природе. С большим интересом и любовью наблюдают люди за ними. Эти, поистине волшебные, представления вдохновляли поэтов и художников всех времен. ...
Интегрированный урок ( русский язык – английский язык) 4 класс. Тема: Глагол.
данный урок был проведён в 4 классе с целью сопоставления изменения глагола в английском и русском языках. Цели:1. Воспитывать уважение и интерес к русскому языку и языкам...
Интегрированный урок русского языка — английского языка по теме: «Грамматическая основа предложения. Порядок слов»
Интегрированный урок русского языка — английского языка по теме: «Грамматическая основа предложения. Порядок слов»...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён существительных" (УМК "Школа России")
Урок построен необычным образом - учащимся предлагается создать свой выпуск газеты. При этом ребята и повторяют теоретический материал, и самостоятельно подбирают примеры, и редартируют текст....
Контрольная работа по русскому языку в 6 классе по теме "Орфограммы в корне слова"
Проверка орфографической грамотности...