День славянской письменности урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Запара Галина Викторовна

 

День славянской письменности

урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол.  И зазвучало слово…»

Эпиграф к уроку:

Восстань, пророк, и виждь , и внемли,

Исполнись волею моей.

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

   А.С.Пушкин «Пророк»

I. Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Сегодня накануне празднования Дня славянской письменности у нас пройдёт не совсем обычный урок. Не буду говорить, почему. Я думаю, что в конце урока вы сами найдёте слова, которыми опишите его.

1. Слово учителя: А.С.Пушкин в стихотворении «Пророк» говорит о том, что его герой – человек, который хотел, но не знал, как стать настоящим великим поэтом. И когда он уже обессилел, потому что никак не получались стихи, и уже стал думать, что у него никогда не ничего не получится, он вдруг услышал голос Бога, который обратился к нему с такими словами: (читаю эпиграф, запись в тетрадь).

2.Вопросы к классу:

-Почему именно глаголом? Что такое глагол?

- У А.С.Пушкина глагол- это такое поэтическое слово, которое сможет сделать что?

(«жечь сердца людей»), т.е. убеждать, вести за собой.

- А когда он сможет «глаголом жечь сердца людей»? Найдите в эпиграфе действия, которые должен будет совершать ежеминутно поэт? (виждь и внемли)

-А что это значит? (смотри и слушай).

-Чтобы всё это у поэта получилось, что он должен будет сделать в первую очередь? (восстать, т.е. встать исполнить волю Бога)

-А какова Его воля? (глаголом жечь сердца людей).

II. Основное содержание урока:

  1. Слово учителя. Давайте снова обратимся к эпиграфу. (читаем)

Вот так и мы с вами обратимся сейчас к глаголу, т. Е. к слову, которое побуждает людей действовать.

А человек должен успеть сделать многое, но самое главное мы определим вместе.

(работаем в тетрадях, заполняя таблицу. Содержание левой части таблицы даётся под диктовку, а правую дети заполняют самостоятельно, подбирая подходящие по смыслу глаголы.)

 

Дом

Построить

Дерево

Посадить

Ребёнка

Воспитать

Песню

Сложить

подвиг

совершить

  1. А что значит «совершить подвиг»? Мы знаем подвиги воинские, когда люди, не жалея своей жизни, защищали Отечество, как А. Невский, Д.Донской, М.Кутузов и др. Но сегодня мы будем говорить о другом подвиге и о других людях.

Это святые люди Кирилл и Мефодий.

А что вы узнали о них, готовясь к сегодняшнему уроку.  (опрос домашнего задания)

    3.Сообщения учащихся.

А) Родились Кирилл и Мефодий в начале 9 века в г. Солуни Византийской империи на берегу Эгейского моря. Отец их был болгарин, а мать- гречанка.

 

Б) Младший Кирилл с детства любил языки и чтение, был одарённым мальчиком. В 14 лет он учился при дворе императора Михаила в Царьграде, удивляя всех талантом и трудолюбием.

 

В) За 3 месяца Кирилл изучил грамматику, потом занялся геометрией, диалектикой, философией, увлёкся арифметикой, астрономией, музыкой. За великий ум его прозвали философом.

 

Г) Он знал 5 языков: славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский, поэтому свободно читал книги всех мировых религий. А научиться говорить на этих языках он смог, работая библиотекарем.

 

  1. Слово учителя:

И когда царь Михаил послал Кирилла в Моравию, тот поехал, но с условием, что говорить он там будет только на родном языке- славянском. Очень хотели братья создать славянскую письменность. И вот начался их великий гражданский подвиг.

Давайте поговорим о том, что же такое подвиг.  (работаем в тетрадях)

Подвиг- это великий труд.

(На слайде изображена таблица, из каждой части которой нужно выписать глаголы).

 

Что сделали Кирилл и Мефодий?

Что ещё надо было сделать?

Что мешало?

-изучили русские письмена

-убедить людей в том, что им нужна эта азбука

-их не понимали

-услышали звуки славянской речи

-научить пользоваться ею

-им не помогали

-составили для славян особую азбуку

-открыть школы

-им препятствовали во всём

-перевели священные книги на славянский язык

-создать буквари

-их преследовали

 

 -подготовить учителей

 

 

  1. Кирилл не выдержал всего этого и умер, когда ему исполнилось всего 42 года. Его дело продолжил брат Мефодий. Они добились своего, научили славян своей письменности. Посчитайте, сколько же мы нашли глаголов, которые показали нам действия Кирилла и Мефодия? (9) А сколько тех глаголов, которые показали противодействие их врагов? (4)Кто же победил? (великие просветители)

Поэтому теперь и есть у нас письменность. Поэтому и помним мы подвиг Кирилла и Мефодия во имя знания.

  1. Поэт Розенгейм написал «Гимн Кириллу и Мефодию, просветителям славян»

                   Слава  вам , братья, славян просветители,

                   Церкви славянской святые отцы!

                   Слава вам, Правды Христовой Учители,

                   Слава вам, грамоты нашей творцы!

  1. Вопросы к классу:

- трудно было братьям? (да)

-труден наш язык? (да)

Запись в тетрадь: Дорогу осилит идущий.

-Что это значит? («учись и научишься»)

     8. А сейчас вы посмотрите сценку из книги «Житие Сергия Радонежского» о мальчике,  

 

 

          который станет монахом, чтобы учиться и станет мудрейшим человеком на Руси.

Мать: Сынок, ты поел бы.

 Сын: Ел я уже, матушка.

 Мать: Да разве хлебом с водой насытишься? Ох, дитятко моё, не от голода ли ученье тебе не даётся? С весны уж к дьякону учиться ходишь, а ни единого слова прочесть не можешь. Сын: Матушка, да ведь я более всего на свете хочу грамоте выучиться. Только как ни боюсь, как ни силюсь понять, ничего не выходит.

Мать: Ну что ты, что ты, радость моя, потерпи. Ты верь и надейся.

Сын: (подняв глаза, скрестив руки) Господи! Дай же, Господи, понять эту грамоту! Научи ты, Господи, просвети меня! (появляется старик)

Старик: Что ищешь, чего хочешь, чадо?

Мальчик: Душа моя, отче, более всего желает знать грамоту, но сколько ни стараюсь, не могу одолеть её!

Старик:(даёт азбуку) Хоть и малым тебе кажется мой подарок, но велика будет радость от него. С сего дня знания грамоты у тебя будет больше, чем у сверстников твоих. А теперь читай.

Мальчик: (читает про себя)

Старик: (ко всем) Зачем страшитесь вы страхом там, где нет страха. Радуйтесь и веселитесь. Этот мальчик будет великим перед Богом и людьми.

Вопрос к классу:

-почему же так трудно давалась азбука? (потому что не похожи были буквы на наши, да ещё и названия у них были трудные «аз, буки, веди…»)

Слово учителя.

Но люди всё равно полюбили свою азбуку, уважали тех, кто понял её и мог читать. А те, кто мог и писать, любовно украшали искусными орнаментами заглавные буквы начала текста. От тех далёких времён и сохранилось выражение «красная строка». Это были чудо- буквы. Но об этом вы поговорите с учителем рисования.

Учитель рисования:

Людей, которые могли рисовать гусиными или лебедиными остро заточенными перьями, называли художниками- изографами. Чтобы красиво нарисовать заголовок или начальную букву, использовали киноварь- это краска из ртути и серы- получался красный цвет. При разукрашивании можно было добавлять зелёный и голубой цвета, а в особенно дорогих книгах буквы прописывались «золотом», т.е. жёлтым цветом.

    Перед вами лежат листы с буквами, сейчас я предлагаю всем поработать изографами и нарисовать одну из букв алфавита.(рисуем)

    А теперь посмотрим, что же у нас получилось. (по очереди крепим на доску)

На доске сложили фразу «И зазвучало слово!»

Вопросы к классу:

-Так как же можно назвать труд просветителей Кирилла и Мефодия за то, что мы можем говорить и писать? (подвиг)

-Чтобы у нас получилось такое красивое предложение, что мы с вами делали? (трудились)

-И труд этот подарил нам счастье чего? (познания)

III.Закрепление материала. (викторина)

  1. Кто создал 1-ю славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)
  2. 2.Какое прозвище было у Кирилла? (философ)
  3. Когда на Руси была введена кириллица? (10-11 в.)
  4. Кем была создана 1-я библиотека на Руси? (Ярослав Мудрый)
  5. Чем писали книги в древности? (гусиными и лебедиными перьями)
  6. Какую сказку использовали для заглавных букв? (киноварь)
  7. Почему азбука называется азбукой? (по названию её первых букв)
  8. Что такое вязь? (декоративное письмо, где буквы связывались в непрерывный орнамент)
  9.  Назовите первого русского книгопечатника. (Иван Фёдоров)
  10. Кто такие изографы? (художники, рисующие буквы)

IV. Итог урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_den_slavyanskoy_pismennosti_5_klass.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

День славянской письменности

урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол.  И зазвучало слово…»

Эпиграф к уроку:

Восстань, пророк, и виждь , и внемли,

Исполнись волею моей.

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

   А.С.Пушкин «Пророк»

I. Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Сегодня накануне празднования Дня славянской письменности у нас пройдёт не совсем обычный урок. Не буду говорить, почему. Я думаю, что в конце урока вы сами найдёте слова, которыми опишите его.

1. Слово учителя: А.С.Пушкин в стихотворении «Пророк» говорит о том, что его герой – человек, который хотел, но не знал, как стать настоящим великим поэтом. И когда он уже обессилел, потому что никак не получались стихи, и уже стал думать, что у него никогда не ничего не получится, он вдруг услышал голос Бога, который обратился к нему с такими словами: (читаю эпиграф, запись в тетрадь).

2.Вопросы к классу:

-Почему именно глаголом? Что такое глагол?

- У А.С.Пушкина глагол- это такое поэтическое слово, которое сможет сделать что?

(«жечь сердца людей»), т.е. убеждать, вести за собой.

- А когда он сможет «глаголом жечь сердца людей»? Найдите в эпиграфе действия, которые должен будет совершать ежеминутно поэт? (виждь и внемли)

-А что это значит? (смотри и слушай).

-Чтобы всё это у поэта получилось, что он должен будет сделать в первую очередь? (восстать, т.е. встать исполнить волю Бога)

-А какова Его воля? (глаголом жечь сердца людей).

II. Основное содержание урока:

  1. Слово учителя. Давайте снова обратимся к эпиграфу. (читаем)

Вот так и мы с вами обратимся сейчас к глаголу, т. Е. к слову, которое побуждает людей действовать.

А человек должен успеть сделать многое, но самое главное мы определим вместе.

(работаем в тетрадях, заполняя таблицу. Содержание левой части таблицы даётся под диктовку, а правую дети заполняют самостоятельно, подбирая подходящие по смыслу глаголы.)

Дом

Построить

Дерево

Посадить

Ребёнка

Воспитать

Песню

Сложить

подвиг

совершить

  1. А что значит «совершить подвиг»? Мы знаем подвиги воинские, когда люди, не жалея своей жизни, защищали Отечество, как А. Невский, Д.Донской, М.Кутузов и др. Но сегодня мы будем говорить о другом подвиге и о других людях.

Это святые люди Кирилл и Мефодий.

А что вы узнали о них, готовясь к сегодняшнему уроку.  (опрос домашнего задания)

    3.Сообщения учащихся.

А) Родились Кирилл и Мефодий в начале 9 века в г. Солуни Византийской империи на берегу Эгейского моря. Отец их был болгарин, а мать- гречанка.

Б) Младший Кирилл с детства любил языки и чтение, был одарённым мальчиком. В 14 лет он учился при дворе императора Михаила в Царьграде, удивляя всех талантом и трудолюбием.

В) За 3 месяца Кирилл изучил грамматику, потом занялся геометрией, диалектикой, философией, увлёкся арифметикой, астрономией, музыкой. За великий ум его прозвали философом.

Г) Он знал 5 языков: славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский, поэтому свободно читал книги всех мировых религий. А научиться говорить на этих языках он смог, работая библиотекарем.

  1. Слово учителя:

И когда царь Михаил послал Кирилла в Моравию, тот поехал, но с условием, что говорить он там будет только на родном языке- славянском. Очень хотели братья создать славянскую письменность. И вот начался их великий гражданский подвиг.

Давайте поговорим о том, что же такое подвиг.  (работаем в тетрадях)

Подвиг- это великий труд.

(На слайде изображена таблица, из каждой части которой нужно выписать глаголы).

Что сделали Кирилл и Мефодий?

Что ещё надо было сделать?

Что мешало?

-изучили русские письмена

-убедить людей в том, что им нужна эта азбука

-их не понимали

-услышали звуки славянской речи

-научить пользоваться ею

-им не помогали

-составили для славян особую азбуку

-открыть школы

-им препятствовали во всём

-перевели священные книги на славянский язык

-создать буквари

-их преследовали

 -подготовить учителей

  1. Кирилл не выдержал всего этого и умер, когда ему исполнилось всего 42 года. Его дело продолжил брат Мефодий. Они добились своего, научили славян своей письменности. Посчитайте, сколько же мы нашли глаголов, которые показали нам действия Кирилла и Мефодия? (9) А сколько тех глаголов, которые показали противодействие их врагов? (4)Кто же победил? (великие просветители)

Поэтому теперь и есть у нас письменность. Поэтому и помним мы подвиг Кирилла и Мефодия во имя знания.

  1. Поэт Розенгейм написал «Гимн Кириллу и Мефодию, просветителям славян»

                   Слава  вам , братья, славян просветители,

                   Церкви славянской святые отцы!

                   Слава вам, Правды Христовой Учители,

                   Слава вам, грамоты нашей творцы!

  1. Вопросы к классу:

- трудно было братьям? (да)

-труден наш язык? (да)

Запись в тетрадь: Дорогу осилит идущий.

-Что это значит? («учись и научишься»)

     8. А сейчас вы посмотрите сценку из книги «Житие Сергия Радонежского» о мальчике,  

          который станет монахом, чтобы учиться и станет мудрейшим человеком на Руси.

Мать: Сынок, ты поел бы.

 Сын: Ел я уже, матушка.

 Мать: Да разве хлебом с водой насытишься? Ох, дитятко моё, не от голода ли ученье тебе не даётся? С весны уж к дьякону учиться ходишь, а ни единого слова прочесть не можешь. Сын: Матушка, да ведь я более всего на свете хочу грамоте выучиться. Только как ни боюсь, как ни силюсь понять, ничего не выходит.

Мать: Ну что ты, что ты, радость моя, потерпи. Ты верь и надейся.

Сын: (подняв глаза, скрестив руки) Господи! Дай же, Господи, понять эту грамоту! Научи ты, Господи, просвети меня! (появляется старик)

Старик: Что ищешь, чего хочешь, чадо?

Мальчик: Душа моя, отче, более всего желает знать грамоту, но сколько ни стараюсь, не могу одолеть её!

Старик: (даёт азбуку) Хоть и малым тебе кажется мой подарок, но велика будет радость от него. С сего дня знания грамоты у тебя будет больше, чем у сверстников твоих. А теперь читай.

Мальчик: (читает про себя)

Старик: (ко всем) Зачем страшитесь вы страхом там, где нет страха. Радуйтесь и веселитесь. Этот мальчик будет великим перед Богом и людьми.

Вопрос к классу:

-почему же так трудно давалась азбука? (потому что не похожи были буквы на наши, да ещё и названия у них были трудные «аз, буки, веди…»)

Слово учителя.

Но люди всё равно полюбили свою азбуку, уважали тех, кто понял её и мог читать. А те, кто мог и писать, любовно украшали искусными орнаментами заглавные буквы начала текста. От тех далёких времён и сохранилось выражение «красная строка». Это были чудо- буквы. Но об этом вы поговорите с учителем рисования.

Учитель рисования:

Людей, которые могли рисовать гусиными или лебедиными остро заточенными перьями, называли художниками- изографами. Чтобы красиво нарисовать заголовок или начальную букву, использовали киноварь- это краска из ртути и серы- получался красный цвет. При разукрашивании можно было добавлять зелёный и голубой цвета, а в особенно дорогих книгах буквы прописывались «золотом», т.е. жёлтым цветом.

    Перед вами лежат листы с буквами, сейчас я предлагаю всем поработать изографами и нарисовать одну из букв алфавита.(рисуем)

    А теперь посмотрим, что же у нас получилось. (по очереди крепим на доску)

На доске сложили фразу «И зазвучало слово!»

Вопросы к классу:

-Так как же можно назвать труд просветителей Кирилла и Мефодия за то, что мы можем говорить и писать? (подвиг)

-Чтобы у нас получилось такое красивое предложение, что мы с вами делали? (трудились)

-И труд этот подарил нам счастье чего? (познания)

III. Закрепление материала. (викторина)

  1. Кто создал 1-ю славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)
  2. 2.Какое прозвище было у Кирилла? (философ)
  3. Когда на Руси была введена кириллица? (10-11 в.)
  4. Кем была создана 1-я библиотека на Руси? (Ярослав Мудрый)
  5. Чем писали книги в древности? (гусиными и лебедиными перьями)
  6. Какую сказку использовали для заглавных букв? (киноварь)
  7. Почему азбука называется азбукой? (по названию её первых букв)
  8. Что такое вязь? (декоративное письмо, где буквы связывались в непрерывный орнамент)
  9.  Назовите первого русского книгопечатника. (Иван Фёдоров)
  10. Кто такие изографы? (художники, рисующие буквы)

IV. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по русскому языку (6 класс, по теме "Глагол")

Рабочая тетрадь представляет различные виды упражнений для работы в классе и дома...

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"

Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....

Русский язык 6 класс по теме "Основные способы образования слов"

Технологическая карта урока с презениацией...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...