Формирование экологической культуры обучающихся через систему уроков русского языка
статья по русскому языку

Масленникова Елена Петровна

Судьба нашей страны, судьба всего человечества сегодня зависит от решения проблемы окружающей среды, проблемы сохранения мира. И именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_kultura.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Е.П. Масленникова

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СШ № 3»

Формирование экологической культуры обучающихся через систему  уроков русского языка

Судьба нашей страны, судьба всего человечества сегодня зависит от решения проблемы окружающей среды, проблемы сохранения мира. И именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подрастающего поколения.

Форм экологического воспитания множество: кружок, факультатив, индивидуальные занятия и, конечно, такая традиционная форма, как урок.

Роль русского языка как учебного предмета в экологическом воспитании обусловлена его функциями средства приобретения знаний и формирования видов речевой деятельности, которые предусматривают, с одной стороны, осмысление и репродуцирование различных текстов (в том числе учебной информации экологического характера), с другой – свободное выражение собственных суждений и высказываний.

 Анализ программ и учебников показывает, что данный предмет обладает большим нравственно-экологическим потенциалом. Учебники русского языка способствуют осуществлению работы по экологическому воспитанию. Уже сама система подбора текстов, иллюстраций и связанных с ними творческих заданий не оставит равнодушными учащихся 5-9 классов.

В качестве дидактического материала могут выступать художественные тексты, несущие экологическую информацию; тексты описательного характера с преобладающей эстетической направленностью; тексты, содержащие научно-популярную информацию о природе. Например, упражнения на основе текстов известных авторов  М. Пришвина, И. Бунина,  Н. Рубцова, В. Шукшина, Д. Мамина-Сибиряка...

Для  понимания информации  экологического  характера  на  уроках   русского   языка   включаю дополнительный материал:  словарные слова, загадки, кроссворды, тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных. Это  и диктанты, и изложения, и сочинения, побуждающие ребят задуматься над самыми различными вопросами гармонии  и  единства всего созданного на планете.

Наблюдение за природой в реальной действительности и умение поделиться своими наблюдениями на уроке приобщает школьников к живому, полному красок и звуков миру.  Работа по репродукциям картин известных пейзажистов включает в себя раскрытие цветового решения, найденного художником, формирование умения словами передавать красоту русской природы, на практике применяя полученные знания по грамматике с целью передать сокровенное, эмоциональное.  

Благодатная для экологического воспитания тема в русском языке «Лексика». Например, пятиклассникам предлагается дать толкование слова «ромашка». Или такое задание: на какие тематические группы можно разделить слова, называющие изображенные на картинках предметы. (Маслята, мухомор, роза, опята, астра, незабудка).

Решая задачи экологического воспитания, в 7 классе задаю домашнее задание подобрать публицистические статьи на экологическую тему из региональных и местных газет. Определить основные стилевые черты текстов. 

Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки развития речи, на которых  у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества. Среди различных видов работ важное место занимают сочинения. В них отражается внутренний мир ученика, они говорят о развитии школьника, формировании его мировоззрения, отношении к жизни. Готовясь к написанию сочинения «Осень в золотой косынке…», провожу экскурсию в школьный двор, где в процессе наблюдений за состоянием природы  обучающиеся готовят рабочие материалы для сочинения. Возвращаясь в класс, школьники приносят с собою осенние букеты березовых и кленовых листьев, я включаю миниатюры П.А.Чайковского – все это создает особую атмосферу при написании творческой работы. В старших классах подобные экскурсии завершаются написанием сочинения-рассуждения  «Природа – храм или мастерская?»

Экологическая культура – это часть общей культуры человека, проявляющаяся в его духовной жизни, в поступках. Вмешиваясь в жизнь природы,  грубо нарушая экологическую среду,  человек совершает  нравственное преступление.  

Уроки русского языка имеют огромный потенциал для формирования экологического воззрения школьника, позволяют расширять его кругозор.    Задача учителя-словесника состоит не только в обучении грамматическим нормам языка, но и в воспитании у школьников экологических представлений, способствующих бережному отношению к природе, утверждению добра на Земле.

Список использованных источников:

1. Айкина, Г. А. Как сделать экологическое воспитание эффективным?// Начальная школа. – 2008. – № 8. – С. 54–57.

2. Гирусов, Э.В. Экология и культура. – М.: Знание, 1989.

3. Жиренко, О.Е. Принципы экологического образования. – М.: ВАКО, 2016.

4. Крайник, О.М. Экологическое воспитание на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 2017.

5. Сазонова,  Е.Н. Формирование экологических понятий на уроках русского языка. – М.: Новая школа, 2001.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологического мышления обучающихся на уроках русского языка

Описываются средства формирования экологического сознания обучающихся на уроках русского языка...

Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельност...

Технология «Дебаты» как исследовательский тип обучения и средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проведение уроков в рамках педтехнологии "Дебаты" позволяет сформировать  коммуникатьивную культуру, развивает поисковые навыки учащихся....

«Формирование читательской культуры обучающихся с неродным русским языком на материале русского поэтического творчества XIX-XX веков»

Мне хотелось бы поделиться методами и приемами, которые помогают формировать читательскую культуру у обучающихся, для которых русский язык является неродным. Большинство из них традиционны, однако сущ...

Формирование экологической культуры обучающихся через систему дополнительного образования школы 2009 г.

Статья из сборника Экологическое образование для устойчивого развития: Теория и педагогическая реальность : Материалы Х Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Г.С. Камерило...

Формирование экологической культуры обучающихся через проектную деятельность

Формирование у обучающихся основ экологической культуры как основы гармонизации отношений между природой и человеком, восприятия окружающего мира в его многообразии и многомерности, а также развитие в...