ДОКЛАД "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
материал по русскому языку по теме
ДОКЛАД "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Ханбикова Лейсан Камиловна
МБОУ «Старошаймурзинская средняя общеобразовательная школа»
Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
село Старое Шаймурзино Дрожжановского муниципального района РТ
Отношение человека к природе — одна из наиболее злободневных проблем современности. Писатели, экономисты, ученые бьют тревогу: природа в опасности, она нуждается в спасении. Сейчас нельзя сказать, что человек — царь природы. Покорение природы обернулось для нас уничтожением ее богатств, борьба с ней — нравственным саморазрушением. Оказавшись на пороге экологической катастрофы, мы видим свою причастность, начинаем размышлять о месте природы в нашей жизни.
Формирование экологической культуры – это составная часть нравственного и эстетического воспитания, без этого не мыслится интеллигентная личность, и уроки русского языка и литературы играют здесь не последнюю роль. Целью многих художественных текстов является желание писателей и поэтов вызвать в читателе отклик на самые насущные проблемы человеческой жизни, среди которых центральное место занимают вопросы нравственности. Большое внимание при этом уделяется теме взаимоотношения человека и природы. Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить, и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего, нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.
Задача школы (в том числе и словесника) - вырастить культурного человека, готового держать в своих руках экологическое будущее своей страны.
Литература в целом отражает и формирует взгляд на природу как на чудесную и возвышающую субстанцию, как на общечеловеческую ценность. Поэтому важно вызвать ответную реакцию в душах и сердцах учеников – желание задуматься над извечными проблемами бытия: Кто Я? Какой Я? Зачем пришёл я в этот «прекрасный и яростный мир» и что станет с ним после меня?
В этом смысле очень хорошо воспринимаются произведения, выражающие чувства и переживания поэта, тем самым имеющие сильное влияние на эмоциональную сферу человеческой личности.
В семидесятые годы Виктор Астафьев написал рассказы “Последний поклон” и “Царь-рыба”. Речь в рассказе “Царь-рыба” идет о браконьерах, нарушающих запреты на охоту и рыбную ловлю. Астафьев уверен: “Тайна на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас. Звезды потухали иль разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. И деревья в тайге умирали и рождались, одно дерево сжигало молнией, подмывало рекой, другое сорило семена в воду, на ветру”. Писатель говорит о том, что мы сделали с тайгой: “Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались”.
В рассказе “Царь-рыба” образ царь-рыбы символизирует саму природу. В этой главе вступает в борьбу с осетром огромных размеров человек. Поединок заканчивается в пользу природы. Утратив совесть, человек терпит поражение, а волшебная царь-рыба уплывает на дно Енисея.
В своих произведениях Валентин Распутин пишет о защите природы. В повести “Прощание с Матерой” он показывает страдания людей, которые покидают свою родину. Мне кажется, что вместе с людьми плачет, страдает и природа. На острове есть дерево, его пытались срубить, спилить, поджечь. Люди ничего не могут сделать с ним. Природа тоже противостоит людям. Но выдержит ли она эту борьбу? Когда мы боремся с природой, мы уничтожаем самих себя.
В повести “Пожар” поднимается та же проблема. “Лес вырубать — не хлеб сеять”, — говорит главный герой повести. А потом что? Потом голод, нищета. Ведь вместе с природой гибнет и сам человек.
На уроках русского языка и литературы работа по теме «Человек и природа» может быть организована во всех ступенях обучения. Так, на средней ступени обучения на уроках литературы, посвященных изучению темы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков», я не только знакомлю школьников с замечательными русскими поэтами, но и показываю, что у каждого из поэтов свое видение окружающего мира и природы. Учу ребят способности восхищаться красотой природы, которую увидели и запечатлели в своих стихах поэты. На старшей ступени обучения при изучении произведений И.Васильева «Земля русская», В.Астафьева «Царь – рыба» необходимо проанализировать проблему безнравственного отношения человека к природе, которое ведет к разрушению человеческого в человеке.
Решение проблемы развития современной экологической личности невозможно лишь традиционными приемами и методами школьного обучения. Использую в работе проектно-исследовательскую деятельность. Считаю её важным этапом в выявлении возможностей учащихся работать над решением научных, в том числе экологических вопросов в проектно-исследовательском режиме. Обучающимися были разработаны экологические исследовательские проекты «Пластиковый мусор», «Вторая жизнь пластика!», «Бездомные животные – проблема каждого».
Анализ программ и учебников по русскому языку показывает, что данный предмет обладает большим нравственно - экологическим потенциалом. Учебники русского языка и литературы способствуют осуществлению работы по экологическому воспитанию. Уже сама система подбора текстов, иллюстраций и связанных и ними творческих заданий не оставит равнодушными учащихся 5-9 классов. Высокий эмоциональный настрой, заданный авторами УМК, пробуждает у школьника желание не только знать о проблемах экологии, но, главное, пытаться решать их в силу своего возраста.
На уроках русского языка включаю дополнительный материал, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему. Роль русского языка как учебного предмета в экологическом воспитании обусловлена его функциями средства приобретения знаний и формирования видов речевой деятельности, которые предусматривают, с одной стороны, осмысление и репродуцирование различных текстов (в том числе учебной информации экологического характера), с другой - свободное выражение собственных суждений и высказываний. В качестве дидактического материала могут выступать художественные тексты, несущие экологическую информацию; тексты описательного характера с преобладающей эстетической направленностью; тексты, содержащие научно-популярную информацию о природе. Используя упражнения на основе текстов известных авторов Пришвина, Бунина, Пескова, Рубцова, Шукшина, Мамина-Сибиряка, Аксакова,Майкова, Снегирева почти ежедневно веду работу по экологическому воспитанию.
Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка использую тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных. Это и диктанты, и изложения, сочинения, пробуждающие чувства, мысли, побуждающие ребят задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете. Учебник снова приходит на помощь. В нем мы встречаем тексты упражнений по темам: животный мир - «Белка», «Рысь», «Кашалот», «Волк», «Пингвины», «Сорока-нумизмат», «Верблюд» «Слон», «Ежики», «Животный мир степи», « Подводный мир», мир растений- «Ветка тополя», «Ива», «Поющие деревья», «Спор деревьев», «Ивовый пир», природные явления- «Дождик», «Сколько красок у зимы», «Снег». Устные рассказы учащихся об увиденном в природе выступают как один из материалов по экологии на уроках русского языка. Наблюдение за природой в реальной действительности и умение поделиться своими наблюдениями на уроке приобщает школьников к живому, полному красок и звуков миру. Работа по репродукциям картин известных пейзажистов включает в себя раскрытие цветового решения, найденного художником, формирование умения словами передавать красоту русской природы, на практике применяя полученные знания по грамматике с целью передать сокровенное, эмоциональное. Особый интерес вызывает у учащихся работа по стихотворению Р.Сефа «Ты еще не видел чуда?» Они выполняют задание рассмотреть фотографию. Почему автор называет чудом обыкновенную березку? Мысль о том, что когда-нибудь наступит время и березка будет чудом в бетонном городе тревожит ребят. Они предлагают свои решения этой экологической проблемы.
Решая задачи экологического воспитания, в 7 классе задаю домашнее задание подобрать публицистические статьи на экологическую тему из центральных и местных газет. Определить основные стилевые черты текстов.
Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки развития речи, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества. Среди других видов работ по развитию речи важное место занимают сочинения. В них отражается внутренний мир ученика, они говорят о развитии школьника, формировании его мировоззрения, отношении к жизни. Готовясь к написанию сочинения «Красною кистью рябина зажглась…», провожу экскурсию в школьный двор, где в процессе наблюдений за состоянием природы обучающиеся готовят рабочие материалы для сочинения. Возвращаясь в класс, школьники приносят с собою осенние букеты березовых и кленовых листьев, я включаю миниатюры П.А.Чайковского – все это создает особую атмосферу при написании творческой работы. В старших классах подобные экскурсии завершаются написанием сочинения-рассуждения «Природа – храм или мастерская?»
Как научить ребят бережному отношению к природе? Считаю, что задача родителей и учителей – воспитать в детях благородство, гуманизм, ответственность за себя и за природу. Формирование у детей ответственного отношения к природе – занятие трудоемкое, но оно необходимо, так как будущее планеты зависит от желания трудиться на благо природы. Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери призывал людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».
Экологическая культура – это часть общей культуры человека, проявляющаяся в его духовной жизни, в поступках.
Вмешиваясь в жизнь природы, грубо нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, и к себе самому.
Современные писатели учат нас задумываться над тем, что мы делаем с природой. Слишком много горя и страданий приносит нам технический прогресс. Он наносит удары по природе, а значит, наносит смертельные удары и нам. Такое отношение к природе приводит к катастрофам, сотрясающим весь мир.
Вспоминаю слова Пришвина: “Охранять природу — значит охранять Родину”.
Литература
1. Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным? Н.Ш. №8 2008
2. Гирусов Э.В., Мамедов Н.М. Экологическая культура // Культура: теории и проблемы. — М.,1995.—С.21-28.
3. Жиренко О.Е. Принципы экологического образования.
4. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие.- М.: Педагогика, 1989.
5. Мельник Е.Л., Исаева Л.А. Интегрированные уроки при изучении природы. Н.Ш. №5 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеучебную деятельность.
Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев? Считаю, что задача родителей и учителей – в...
Обобщение опыта: «Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»
Актуальность проблемы. В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках русского язык...
Статья "Формирование духовного здоровья учащихся коррекционной школы через потенциал уроков русского языка и литературы в свете ФГОС"
Статья "Формирование духовного здоровья учащихся коррекционной школы через потенциал уроков русского языка и литературы в свете ФГОС"...
Формирование экологической культуры обучающихся через систему дополнительного образования школы 2009 г.
Статья из сборника Экологическое образование для устойчивого развития: Теория и педагогическая реальность : Материалы Х Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Г.С. Камерило...
Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность
Сегодня мы понимаем, что природа не бесконечна, бьем тревогу, потому что в отношениях с природой человек преступил нравственный рубеж. И природа мстит ему экологическими катастрофами и природны...
«Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»
методическая разработка...
Формирование экологической культуры обучающихся через систему уроков русского языка
Судьба нашей страны, судьба всего человечества сегодня зависит от решения проблемы окружающей среды, проблемы сохранения мира. И именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подр...