Урок в 5 классе. «Правописание непроизносимых согласных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Подобраны интересные, нестандартные  задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse_neproiznosimye_soglasnye.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Бойко Елена Дмитриевна, учитель русского языка и литературы,

                                                                  МБОУ «СОШ № 46» г. Братск.

Технологическая карта урока 5 класс

Технологическая карта урока.

Дата проведения: 18.09.2017

Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока:

  1. Предметные: совершенствовать умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными, обозначать    условие выбора в орфограмме № 4, составлять связный текст.
  2. Метапредметные:
  • Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
  • Умение грамотно и связно излагать свои мысли;
  • Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
  1. Личностные:
  • Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
  • Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
  1. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточка с текстом.

Планируемые результаты:  учащиеся получат возможность  повторить правописание непроизносимых согласных, научиться делать правильный выбор.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Основная часть
  • Актуализация знаний (на основе изученного) – 3 мин.
  • Постановка проблемы урока. Формулировать тему урока, планирование деятельности – 5 мин.
  • Построение проекта – 7 мин.
  • Физкультминутка – 2 мин.
  • Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи – 10 мин.
  • Самостоятельная работа  – 9 мин.
  1. Заключительная часть
  • Рефлексия. Самооценка –2 мин.

Ход урока

        

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

 - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Готовы ли вы к уроку?

Психологический настрой учащихся на урок.

Работа с сигнальными карточками.

Личностные УУД:

  1. Внимание.
  2. Уважение к окружающим.
  3. Эмоциональный настрой на урок.
  1. Актуализация знаний (на основе изученного)

Честный, вкусный, местный, счастливый, чудесный, опасный (слайд 2,3)

- На какие две группы можно разделить эти слова?

- Что вы знаете об этой орфограмме?

       

Анализируют языковой материал. 

Распределяют слова по группам.

Отвечают на вопрос

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного

  1. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности.

 - Попробуйте сформулировать тему урока.

 

Да, вы правы, запишите число и тему урока (слайд 4)

Определение цели урока (слайд 5)

 - В соответствие с темой урока, какие цели мы можем перед собой поставить?

 - Непроизносимые согласные в корне слова.

Записывают дату и тему урока

Цели:

1)Вспомнить условие выбора орфограммы.

2)Научиться правильно подбирать проверочные слова.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3. Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

 Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

  1. Построение проекта выхода из затруднения и реализация.

Работа в парах

 

 Уча?ствовать – участвовавший , участившийся , частица.

Влас?ный – властолюбивый , златовласый , полновластный.

Горес?ный – горевать , в горести.

Опас?ность – опасный , напасть (беда) , опасаться

Поз?ний – припозднившийся , познавательный , опоздавший.

Чудес?ный – начудить , чудесница, чудеса. (слайд 5)

- Какие из слов не могут быть проверочными? Почему?  

Работа с учебником.

- Давайте проверим правы мы или нет. Стр.26

 Проверка:

 - Что вы знали?

 - Что для вас новое?

Упр. 47 Работа по цепочке у доски

Отвечают на вопросы

Читают орф. 4

Обозначают орфограмму 4

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание  в учебно-научном стиле;

2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

  1. Физкультминутка.

 (Слайд 6)

 - Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал.

Физминутка на основе упр. 48

Выполняют гимнастику.

Когда встречается слово с непроизносимой согласной, хлопают в ладоши

Познавательные УУД:

1.Проверка знаний и умений.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

  1. Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи, с взаимопроверкойопроверкой по эталону.

Работа с взаимопроверкой (слайд7,8). Списать

Ненас?ная ш..ормовая погода недаром р..ждала тягос?ные предчу?стви. Горес?ное прои?-  шествие в окрес?ностях  ранее безвес?ного городка потр..сло всех. Ужас?ный ур..ган сума?- шедшей силы захлес?нул ок..анской волной и снёс в пучину посёлок рыбаков.

Оценивают работу товарища.

Познавательные УУД:

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.

  1. Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

 -  Продолжить текст, используя слова ярос?ными, хрус?нули, гиган?ские, трос?никовые, громоз?кие, повсемес?но, опес?ность (слайд 9)

Проверка.

- Молодцы, а теперь оцените  свою работу в «Оценочных листах» по 5 б. системе.

Каждый самостоятельно работает.

Чтение творческих работ.

Самооценка.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

  1. Итог урока. Рефлексия (10).

 - А теперь подведем итог нашей работы.

 - Какую цель ставили на урок?

 - Добились мы поставленной цели?

На слайде:

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Какие трудности встретились?
  • Своей работой на уроке я …

 - Оцените свою работу на уроке.

 - Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.

Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки.

 - Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.

 

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу в «Оценочных листах» и сдают на проверку учителю.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание  

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

  1. Домашнее задание (слайд 11)

 - Домашнее задание дается на выбор двух уровней – базовый и повышенный.

Тексты распечатаны.

Я страс?ный любитель природы. Лес моя слабость мой сладос?ный восторг. Гулять по лесу    радос?- но  и интерес?но а вдыхать лесной  ..ромат  насл..ждение. Идёшь и чу?ствуешь кронную связь со всей окрес?ностью. Все вокруг и растительный мир и царство ж..вотных радует и пор..жает. Каждая тр..пинка готовит чудес?- ную встречу  то с уд..вительным  ростком то с неизвес?ной птицей а то и с редкос?ным нас..комым.

Мес?ный лес знаком до мелочей . Еще в детстве с к_мпанией сверс?- ников изведал м..лейшие его опас?ности и перестал боят..ся лес?ных зарослей.

 Вд..леке слышится грус?ная песня а на сер?це светло и безм_тежно. Закрыть глаза и о..даться на волю м_лодии так прекрас?но. Сквозь опущенные рес?ницы видиш? мир особенно

1 (базовый уровень)

Выписать СС со словами, в которых встретилась орф. 4, указать части речи, у сущ. указать склонение, число и падеж, выписать остальные слова, орф. обозначить

2 (повышенный уровень)

Спишите, расставить знаки препинания,  орфограммы обозначить

Записывают домашнее задание.

 

           Список литературы:

  1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. Для учителя / Г.А. Богданова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. – М: «ВАКО», 2014

      Директор МБОУ «СОШ № 46»                                                            Побойко А. В.

      Руководитель школьного МО учителей

              Русского языка и литературы                                                       Волохова Н. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диктант по теме "Правописание непроизносимых согласных".

Текст можно использовать в качестве проверочной работы после изучения темы....

План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова

урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова....

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, способствовать основательному...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание непроизносимых согласных"

Цели урока:Повторить правописание непроизносимых согласных, углубить знания учащихся по данной теме. Сверхзадачи урока: повторить правописание парных согласных, правила пунктуации при однородных члена...

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Урок письма (5 класс, коррекционно-развивающее обучение)Цели: дать представление о сомнительных и непроизносимых  согласных в корне слова; уметь применять соответствующее правило....