Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Данная программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта и Программы для общеобразовательных школ (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._rus._yaz._7_klass.doc | 296 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 1455 г.МОСКВЫ.
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол № 2
от 30 АВГУСТА 2012 года
председатель педсовета
_______________ (Кукуева З.А.)
Подпись руководителя ОУ Ф.И.О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 5 – 9 классах.
Ступень обучения (класс) : основное общее образование.
Количество часов : 204, 136, 102 Уровень: базовый.
Учитель: ШМО учителей русского языка и литературы.
Программа разработана на основе:
«Программа по русскому языку в 5 – 9 классах для общеобразовательных школ./ под ред. Н.М.Шанского, М.Т. Баранова и др.»
Москва, 2012г.
Содержание
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Основное содержание тем учебного курса
- Учебно-тематический план
- Календарно-поурочное планирование
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта и Программы для общеобразовательных школ (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский).
Цели учебного курса:
свободное владение русским языком; формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
Языковая компетенция | осведомленность в системе родного языка | формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи |
Коммуникативная компетенция | осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме | формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме |
Лингвистическая компетенция | знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка. |
Задачи курса:
1) дать учащимся знания о родном языке и сформировать у учащихся языковые и речевые умения;
2) воспитывать учащихся средствами данного предмета; развивать логическое мышление; обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формировать общеучебные умения: работу с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Программа содержит систему понятий из области морфемики, морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации, стилистики русского литературного языка, о языке как развивающемся явлении;
речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков;
сведения об основных нормах русского литературного языка;
перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
В 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как причастие, деепричастие, наречие, категория состояния, служебных частей речи и междометия.
В программе выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределены между грамматическим материалом.
Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.
В планировании используются следующие типы уроков и их сокращения
-урок изучения и первичного закрепления знаний - УИПЗЗ
-урок закрепления новых знаний и выработки умений - УЗНЗВУ
-урок обобщения и систематизации знаний - УОСЗ
-урок проверки, оценки и контроля знаний - УПОКЗ
-комбинированный урок – КУ
-урок развития речи – РР
Оснащение урока и их содержание
-учебник –У
-раздаточный материал – РМ
-таблица –табл.
-репродукция
Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку за курс 7 класса:
Учащиеся должны знать: | К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: | ||
определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий. |
| ||
По орфографии: | По пунктуации: | По связной речи: | |
находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфог-раммами; находить и исправлять орфографические ошиб-ки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами. | выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричаст-ные обороты. | адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы. |
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСТа
Программа, кем рекомендована и когда | Кол-во часов в неделю, общее количество часов | Базовый учебник | Методическое обеспечение | Дидактическое обеспечение |
Программа для об-щеобразовательных школ. Русский язык. 5-9 классы. Рекомен-довано Департамен-том образовательных программ и стандар-тов общего образова-ния Министерства образования Россий-ской Федерации (2002). | 4 часа в неделю, всего 136 часов | Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.-31-е изд.-М.: Просвещение, 2009. | 1) Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Мнемозина, 2000. 2)Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. 3) Горашова Н.Г. Поурочные разработ-ки по русскому языку: 7 класс: к учеб-нику М.Т.Баранова и др. «Русский язык: 7 класс». – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. | 1) Добротина И.Г. Русский язык. 7-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. – Ярославль: Академия развития, 2010. 2) Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка: 5 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2011. 3) Тесты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. |
Основное содержание тем учебного курса.
Введение. 1ч.
Повторение пройденного в 5-6 классах. 9ч.
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. 31ч.
Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот. Склонение полных причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. НЕ с причастиями. Правописание гласных в суффиксах причастий. Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна Н в кратких причастиях.
Деепричастие. 9ч.
Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий. Деепричастный оборот. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. НЕ с деепричастиями.
Наречие. 22ч.
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий. Словообразование наречий. Правописание НЕ с наречиями на –о, -е. НЕ-, НИ- в наречиях, Н, НН в наречиях –о, -е. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о, -е на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Ь после шипящих на конце наречий.
Категория состояния. 5ч.
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Служебные части речи 1ч.
Предлог. 8ч.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлога в предложении. Производные и непроизводные предлоги. Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в предлогах.
Союз. 14ч.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление сочинительных союзов в простом предложении. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов
ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза ТАКЖЕ от наречия ТАК с частицей ЖЕ.
Частица. 19ч.
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Различие на письме частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие. 2ч.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометия в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Повторение и систематизация изученного в 7 классе. 11ч.
Учебно-тематический план уроков русского языка в 7 классе.
№ | Тема | Общее кол- во часов | Кол-во часов на теорию | Развитие речи | Сочине- ния | Изложе- ния | Контроль- ные диктанты |
1 | Введение | 1 |
| ||||
2 | Повторение изученного в 5-6 классах | 11 | 8 | 2 | 1 | ||
3 | Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. | 30 | 24 | 2 | 1 | 2 | 1 |
4 | Деепричастие. | 9 | 7 |
| 1 | 1 | |
5 | Наречие. | 22 | 18 |
| 2 | 1 | 1 |
6 | Категория состояния. | 5 | 4 | 1 | |||
7 8 | Служебные части речи. Предлог. | 1 9 | 1 6 | 1 | 1 | 1 | |
9 | Союз. | 13 | 11 | 1 | 1 | ||
10 | Частица. | 18 | 14 | 2 | 1 | 1 | |
11 | Междометие. | 2 | 2 | ||||
12 | Повторение изученного в 7 классе. | 13 | 10 | 2 | 1 | ||
13 | Резервные уроки. | 2 | |||||
14 | Итого | 136 | 5 | 9 | 4 | 8 |
Календарно-поурочное планирование курса русского языка
№ | Раздел, тема урока | Кол-во ча-сов | Тип, форма урока | Формы контроля | Содержание образования | Оснащение | да т а | |||||
Предметно-информационное | Деятельностно-коммуникативное | Ценностно-ориентаци-онное | ||||||||||
1 | Введение (1 час) Русский язык как развивающееся явление. | 1 | Вводный урок, лекция-беседа. | Знать: некоторые особенности раз-вития русского языка Знать понятия: русский литера-турный язык, литературная норма, измен- чивость норм языка. | Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой. | Необходи- мость бережного и сознатель- ного отношения к русскому языку как к нацио-нальной ценности | У | |||||
2 | Повторение изученного в 5-6 классах (9ч.+2 ч. Р/Р) 1. Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | Урок повторения, практикум. | Синтакси ческий и пунктуа-ционный р-р | Знать изученные сведения из раз-дела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила по-становки знаков препинания в ПП и СП. | Уметь ставить знаки препинания в ПП и СП; «видеть» сигналы пунктограмм и применять пунктуационные правила на письме. | у | |||||
3 | 2. Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | Урок повторения, практикум. | У, РМ | ||||||||
4 | 3. Лексика и фразеология. | 2 | Урок повторения, практикум. | Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы. | Уметь оперировать понятиями при лексическом анализе слова; различать многозначные слова и омонимы; работать со словарями. | У, РМ | ||||||
5 | 4. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 1 | Урок повторения, практикум. | Фонети-ческий р-р | Знать характеристики звуков, понимать и оперировать терминами: сильная и слабая позиция звука; знать орфоэпические нормы и со-блюдать их в устной речевой практике. | Уметь работать с орфографическим и орфоэпическим словарями. | У, РМ | |||||
6 | 5. Словообразова-ние и орфография. Морфемный и словообразова-тельный разбор. | 1 | Урок повторения, практикум. | Морфем-ный и сло-вообразо-вательный р-р | Знать орфограмм-мы в корнях, суф-фиксах и оконча-ниях | Уметь различать формы слова и однокоренные слова, составить слово по заданной схеме, дать характеристику слова, опираясь на схему; работать со словообразова-тельным словарем. | У | |||||
7 | 6.Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 1 | Уроки повторения | Диктант «Проверь себя» | Знать основные сведения по мор-фологии, правописание гласных в окончаниях слов разных частей речи. | Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам, различать одинаково звучащие морфемы, работать с орфографическим словарем. | У, РМ | |||||
8 | 7. Текст. | 1 | Урок Р/Р, работа с текстом. | Знать основные признаки текста, типы речи. | Уметь анализировать текст, определяя его типовую принадлежность, создавать тексты различных типов речи, работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи. | Уметь создавать тексты раз-личных типов речи | У, РМ | |||||
9 | 8. Стили литературного языка. | 1 | Урок Р/Р, работа с текстом. | Знать изученные стили языка. | Уметь осуществлять комплексный анализ текста, работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, выделять их особенности. | Уметь создавать тексты раз-личной стилис-тической направлен- ности. | У | |||||
10 | 9. Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 | Урок проверки ЗУН, диктант. | Диктант с граммати-ческим заданием | Знать основные сведения по мор-фологии, орфографии, синтаксису. | Уметь соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка, осуществлять письменный ре-чевой самоконтроль, развивать способность к самооценке. | ||||||
11 | Морфология и орфография. Культура речи. Причастие (26 ч. +5 ч. Р/Р) 1. Причастие как часть речи. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Провер. работа | Знать формаль-ные признаки причастия, семан-тику, морфологи-ческие признаки глагола и прила-гат., присущие причастиям; о стилистической роли причастий | Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий, различать однокоренные прилагат. и причастия, со-ставлять сл/соч и предложения с причастиями | Уметь составлять сл/соч и предложения с причастиями | У ТАБ. | ||||
12 | 2. Публицистичес-кий стиль. | 1 | Урок Р/Р, работа с текстом | Знать особен-ности публицис-тического стиля, его жанры | Уметь осуществлять комплексный анализ текста | Уметь создавать тексты раз-личной стилистичес-кой нап-равленности | У | |||||
13 | 3- 4. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 2 | Урок изучения нового, урок практических работ | Инд. работа по карточкам | Знать нормы со-гласования при-частий с опреде-ляемыми словами | Уметь безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса | Уметь строить рассужде-ние в научном стиле на основе пред-лагаемого образца | У РМ | ||||
14 | 5-6. Причастный оборот. Выделение при-частного оборота запятыми. | 2 | Урок изучения нового, смешанный | Провер. работа | Знать правила выделения при-частного оборота, стоящего после определяемого слова | Уметь выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова | Уметь конст-руировать предложе- ния с причастным оборотом | У РМ ТАБ. | ||||
15 | 7. Описание внешности человека. | 1 | Урок Р/Р, работа с текстом | Знать особеннос-ти текста описа-ния внешности человека: структуру, языковые осо-бенности ( в т.ч. специальные «портретные» слова). | Уметь создавать собственный текст заданного типа | У | ||||||
16 | 8-9. Действитель-ные и страдатель-ные причастия. | 2 | Урок изучения нового, смешанный | Провер. работа | Знать действи-тельные и стра-дательные при-частия. | Уметь различать действительные и страдательные причастия | У ТАБ. | |||||
17 | 10. Краткие и полные причастия.. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Знать полные и краткие страда-тельные причас-тия. | Уметь различать полные и краткие формы страдательных причастий и их роль в предложении | У ТАБ. | ||||||
18 | 11-12. Действи-тельные причастия настоящего време-ни. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 2 | Урок изучения нового, смешанный | К/сл/д, к/орфоэп. диктант | Знать способы образования дей-ствительных при-частий наст. вр.; условия выбора гласной в суффиксе этих причастий | Уметь опознавать суффиксы действительных и страдательных причастий насто-ящего и прошедшего времени Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени Уметь адекватно передавать содержание текста Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени; правильно писать гласные в суф-фиксах страдательных причастий насто-ящего времени Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени | У ТАБ | |||||
19 | 13. Действитель-ные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Знать способы образования дей-ствительных при-частий прош. вр. | У ТАБ | |||||||
20 | 14. Изложение (упр.100) | 1 | Урок Р/Р, написание изложения | Изложе-ние | Знать памятку «Как писать изло-жение» | У | ||||||
21 | 15. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий наст. вр. вр.формирование навыков написания суф-фиксов страд. прич. наст. вр. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Знать способы образования страдательных причастий наст. вр. | Уметь выполнять роль кон-сульта на уроке-практикуме по изученной теме | У ТАБ РМ | ||||||
22 | 16. Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок изучения нового, урок практического выполнения упражнений | Работа с перфо-картой | Знать способы образования страдательных причастий прош. вр. | У ТАБ РМ | ||||||
23 | 17. Гласная перед Н в полных и кратких страд. причастиях. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Диктант «Проверь себя», к/сл/д | Знать о правопи-сании гласных в суффиксах стра-дательных прич. | Уметь выбрать необходимую орфограмму | У | |||||
24 | 18-19. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в от-глагольных прилагательных. | 2 | Урок изучения нового, практикум | Работа с перфо-картой, диктант «Проверь себя» | Знать о правопи-сании Н и НН в суффиксах пол-ных и кратких причастий и прилаг., образо-ванных от глаго-лов; Н в кратких причастиях. | Уметь определять написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм | Уметь объяснять партнеру характер допущенных ошибок, анализиро-вать языковые единицы, явления | У ТАБ РМ | ||||
25 | 20-21. Н и НН в суффиксах кратких страд. причастий и в кратких отглагольных прилаг. | 2 | Урок изучения нового, смешанный | У РМ | ||||||||
26 | 22. Выборочное изложение (упр.130) | 1 | Урок Р/Р, урок написания изложения | Изложе-ние | Уметь определять гра-ницы текста для выборочного пересказа, продумать его композицию, адекватно пе-редать содержание | У | ||||||
27 | 23. Морфологи-ческий разбор причастия. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Диктант «Проверь себя», морфоло-гический разбор | Знать порядок морфологического разбора причас-тия. | Уметь делать морфо-логический разбор причастий | У | |||||
28 | 24-26. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 3 | Урок изучения нового, практическое выполнение упражнений | Диктант «Проверь себя», к/сл/д | Знать условия слитного и раз-дельного упот-ребления НЕ с причастиями | Уметь определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | У ТАБ РМ | |||||
30 | 27. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страд. причастий прош. времени. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Знать условия выбора букв после шипящих в суффиксах страд. прич. прош. вр. | Уметь применять орфограмму применительно к разным частям речи и разным морфемам | У РМ | ||||||
31 | 28. Сочинение-описание внешности человека (упр.145-146) | 1 | Урок Р/Р, написание сочинения | Сочине-ние-опи-сание | Знать структуру сочинения-описа-ния | Уметь выбирать языковые средства в зави-симости от темы текста и основной мысли | У | |||||
32 | 29-30 Повторение. Цель: систематизация знаний о прич. | 2 | Урок повторения, урок практических работ | Диктант «Проверь себя» | Знать теоретические сведения о причастии как части речи, орфо-графические и пунктуационные правила, изучен-ные в данном раз-деле | Уметь правильно писать, произносить и употреблять в речи причастия | У РМ | |||||
33 | 31. Контрольный диктант за 1 триместр | 1 | Урок проверки ЗУН, диктант (тест) | Диктант | ||||||||
34 | Деепричастие (8 ч. + 1 ч. Р/Р) 1. Деепричастие как часть речи. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Знать глагольные и наречные приз-наки деепричас-тия, нормы упот-ребления деепри-частий в речи | Уметь находить деепричастия в тексте, употреблять деепричастия в речи | У ТАБ | ||||||
35 | 2. Деепричастный оборот. Запятые при деепричаст-ном обороте. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Провер. работа | Знать, что такое деепричастный оборот и правила выделения его запятыми на письме. | Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, опре-делять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах | Уметь исполь-зовать констру-кции с деепри-частными оборотами в речевой практике | У ТАБ | ||||
36 | 3. Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Знать правило написания НЕ с деепричастиями. | Уметь сопоставлять правописание НЕ с деепричастиями, причастиями и глаголами | У ТАБ РМ | ||||||
37 | 4. Деепричастия несовершенного вида. | 1 | Урок изучения нового, анализ языкового материала | Знать способы образования деепричастий | Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид, применять ор-фограмму «Гласная перед суффиксом дее-причастия» | УРМ | ||||||
38 | 5. Деепричастия совершенного вида. | 1 | Урок изучения нового, анализ языкового материала | У РМ | ||||||||
39 | 6. Сочинение-рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь». | 1 | Урок Р/Р, написание сочинения в жанре рассказа | Сочине-ние-рас-сказ | Знать приемы систематизации материала | Уметь излагать мысли на заданную тему | У РЕП- РО- ДУК ЦИЯ | |||||
40 | 7. Морфологичес-кий разбор деепричастия. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Морфоло-гический разбор | Знать порядок морфологического разбора деепричатия. | Уметь обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастия | Уметь применять знания в речевой практике общения | У | ||||
41 | 8. Повторение. | 1 | Урок повторения, смешанный | Диктант «Проверь себя», к/сл/д, провер. работа | Знать морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи и применять знания | У РМ | ||||||
42 | 9. Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | 1 | Урок проверки ЗУН, диктант | Диктант | Знать морфологи-ческие признаки, орфографию дее-причастия | Уметь применять пунктуационные правила | ||||||
43 | Наречие (19 ч. + 3 ч. Р/Р) 1. Наречие как часть речи. | 1 | Урок изучения нового, урок теоретичес-ких и практических работ | Знать общее значение, мор-фологич. приз-наки и синтаксич. роль наречий. | Уметь опознавать наречия в сл/соч и предложении на основе учета их грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли в предложении | У ТАБ | ||||||
44 | 2. Смысловые группы наречий. | 1 | Урок изучения нового, урок теоретичес-ких и практических работ | Знать значения, выражаемые на-речиями. | Уметь находить в тексте наречия и определять их значения. | У РМ ТАБ | ||||||
45 | 3-4. Степени сравнения наречий. | 3 | Урок изучения нового, урок теоретичес-ких и практических работ | Словарно-орфогра-фический диктант | Знать способы образования срав-нит. и превосх. степени наречий, синтаксич. роль наречий в пред-лож. | Уметь образовывать наречия сравнит. степени, определять их синтаксич. роль, отличать сравнит. степень наречия от сравнит. степени прилаг. | У РМ ТАБ | |||||
46 | 5. Морфологичес-кий разбор наречия. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Диктант «Проверь себя», морфоло-гический разбор | Знать план и образец морфоло-гического разбора наречия как части речи. | Уметь характеризовать наречие как неиз-меняемую часть речи, соотносимую с сущ., прилаг., числит., гла-голами | У | |||||
47 | 6-7. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е. | 2 | Урок изучения нового, практикум | Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с наречиями | Уметь применять на практике изученное правило | У ТАБ | ||||||
48 | 8-9. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | 2 | Урок изучения нового, практикум | Знать условия выбора на письме буквы Е в приставке НЕ- и буквы И в приставке НИ-. | Уметь писать НЕ и НИ с разными частями речи | У РМ | ||||||
49 | 10. Н и НН в наречиях на –о, -е. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Знать условия выбора написания Н и НН | Уметь писать слова с Н и НН | У РМ | ||||||
50 | 11.Описание действий. Сочинение о труде «Учимся рабо-тать» (упр.240) | 1 | Уроки Р/Р, написание сочинения | Сочине-ние | Уметь писать сочинение-описание дейст-вий | У | ||||||
51 | 12. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | Урок изучения нового, урок выполнения практических работ | Знать условия выбора и напи-сания букв О и Е после шипящих на конце наречий. | Уметь писать О и Е после шипящих в разных частях слова и разных частях речи | У РМ ТАБ | ||||||
52 | 13. Буквы О и А на конце наречий. | 1 | Урок изучения нового, урок выполнения практич. работ | Знать условия написания суффиксов наречий | Уметь писать наречия с суффиксами –О и -А | У РМ ТАБ | ||||||
53 | 14. Подробное изложение (упр.248) | 1 | Урок Р/Р, написание изложения | Изложе-ние | Уметь писать подробное изложение | У | ||||||
54 | 15-16. Дефис между частями слова в наречиях. | 2 | Урок изучения нового, смешанный | Знать о постановке дефиса в наре-чиях и других частях речи | Уметь различать слитные, дефисные и раздельные написания наречий | У РМ ТАБ | ||||||
55 | 17-18. Слитное и раздельное написание приста-вок в наречиях, образованных от сущ. и колич. местоим. | 2 | Урок изучения нового, урок теоретичес-ких и практических работ | К/сл/д | Уметь грамотно писать наречия | У РМ | ||||||
56 | 19. Ь после шипящих на конце наречий. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Контр. орфоэпи-ческий диктант | Знать условия выбора написания Ь в наречиях и дру-гих частях речи после шипящих | Уметь писать слова с основой на шипящий | У РМ | |||||
57 | 20-21. Повторе-ние. | 3 | Урок повторения, урок теоретичес-ких и практич. работ | Диктант «Проверь себя» | Знать изученный материал | Уметь применять знания на практике | У РМ | |||||
58 | 22. Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | Урок проверки ЗУН, диктант | Диктант с грамм. за-данием | ||||||||
59 | Категория состояния (4 ч. + 1 ч. Р/Р) 1-2. Категория состояния как часть речи. | 2 | Урок изучения нового, урок теоретичес-ких и практических работ | Знать о категории состояния как о самостоятельной части речи | Уметь отличать категорию состояния от прилагательных и наречий | У | ||||||
60 | 3. Морфологический разбор категории состояния. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Морфоло-гический разбор | Знать порядок морфологического разбора | Уметь разбирать категорию состояния как часть речи | У РМ | |||||
61 | 4. Сжатое изложение (упр.281) | 1 | Урок Р/Р, написание изложения | Изложе-ние | Уметь писать сжатое изложение | У | ||||||
62 | 5.Контрольный диктант за 2 триместр | 1 | Урок выполнения практических работ | Провероч-ная рабо-та | Знать изученный материал | |||||||
63 | Служебные части речи. (1 ч.) 1. Самостоятель-ные и служебные части речи. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Знать самостоя-тельные и служебные части речи | Уметь определять морфологическую природу слова | У ТАБ | ||||||
64 | Предлог 6ч. + 2 ч. Р/Р) 1. Предлог как часть речи. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Знать предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в сл/соч и в предложении. | Уметь различать предлоги и приставки, определять роль предлогов в сл/соч и в предложении. | У ТАБ | ||||||
65 | 2. Употребление предлогов. | 1 | Урок Р/Р, урок выполнения практических работ | Работа с перфокар-той | Знать о много-значности предлога, способности предлога в разных сл/соч выражать разные отношения, употреблении предлога с сущ., местоим., числ. | Уметь употреблять предлоги в сл/соч со связью предложного управления, пользоваться предлогами-синонимами и многозначными предлогами для выражения раз-личных смысловых от-ношений | У | |||||
66 | 3. Непроизводные и производные предлоги.. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Работа с перфокар-той | Знать производ-ные и непроиз-водные предлоги, соотносимые с формами других частей речи. | Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно упот-реблять производные предлоги в речи. | У ТАБ РМ | |||||
67 | 4. Простые и составные предлоги. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Знать простые и составные пред-логи. | У ТАБ РМ | |||||||
68 | 5. Морфологичес-кий разбор пред-лога. | 1 | Урок изуче-ния нового, практикум | Морфоло-гический разбор | Знать порядок и образец морфоло-гического разбора предлога. | Уметь разбирать морфологически предлоги. | У РМ | |||||
69 | 6. Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа». | 1 | Урок Р/Р, написание сочинения по картине в жанре репор-тажа | Сочине-ние-ре-портаж | Уметь писать сочинение | У РЕП- РО- ДУК ЦИЯ | ||||||
70 | 7. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Повторение по теме «Предлог». | 2 | Урок выполнения теоретичес-ких и практических работ | К/сл/д, диктант «Проверь себя» | Знать условия слитного и раз-дельного написа-ния производных предлогов. | Уметь верно писать производные предлоги | У РМ | |||||
71 | 9. Контрольный диктант по теме «Предлог» | 1 | Урок проверки ЗУН, диктант | Диктант | ||||||||
72 | Союз (13 ч. + 1 ч. Р/Р) 1. Союз как часть речи. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Знать союз как часть речи, его роль в предложе-нии и в тексте. | Уметь различать союзы и предлоги | У РМ | ||||||
73 | 2. Простые и составные союзы. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Знать простые и составные союзы. | У РМ | |||||||
74 | 3-4. Союзы сочинительные и подчинительные. | 2 | Урок изучения нового, смешанный | Знать о делении союзов на сочи-нит. и подчинит. и их назначении. | У РМ | |||||||
75 | 5. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Знать о постановке запятой в сложном предложении. | Уметь различать сложные предложения и предложения с однородными членами (особенно с союзом И) и правильно ставить знаки препинания между ними; различать виды связи (сочинительную и подчинительную), интонационно выделять различные синтаксические конструкции. | У РМ ТАБ | ||||||
76 | 6-7. Сочинительные союзы. | 2 | Урок изучения нового, практическое выполнение упражнений | Знать группы сочинит. союзов и их назначение. | У ТАБ РМ | |||||||
77 | 8. Подчинитель-ные союзы. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Контр. орфограф. диктовка | Знать группы подчинит. союзов, их назначение. | У ТАБ РМ | ||||||
78 | 9. Морфологичес-кий разбор союза. | 1 | Урок-практикум | Морфоло-гический разбор | Знать порядок морфологического разбора союза. | Уметь разбирать союз как часть речи | У | |||||
79 | 10. Сочинение- рассуждение «Книга – наш друг и советчик» (упр.343) | 1 | Урок Р/Р, написание сочинения-рассуждения | Сочинение-рассужде-ние | Знать структуру текста-рассужде-ния | Уметь писать сочинение-рассуждение | У | |||||
80 | 11-12. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | 2 | Урок изучения нового, практикум | Знать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и место-им. с частицами то, же, бы. | Уметь писать союзы и омонимичные части речи | У РМ | ||||||
81 | 13. Повторение. | 1 | Урок повторения, выполнение практических упражнений | Контр. словарная диктовка, графич. диктант | Знать изученный материал | У РМ | ||||||
82 | 14. Контрольный диктант по теме «СОЮЗ». | 1 | Урок проверки ЗУН, диктант | К/диктант | ||||||||
83 | Частица (16ч. + 3 ч. Р/Р) 1. Частица как часть речи. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Знать об отличии частиц от знаме-нательных частей речи, о сходстве и отличии от слу-жебных частей речи. | Уметь отличать частицы от других частей речи | У РМ | ||||||
84 | 2. Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | Урок изучения нового, урок теоретичес-ких и практических работ | Знать формообра-зующие частицы | Уметь распознавать формообразующие частицы. | У РМ | ||||||
85 | 3-4. Смысловые частицы. | 2 | Урок изучения нового, смешанный | К/сл/д | Знать модальные частицы; богатство оттенков значений модальных частиц. | Уметь различать оттенки значения частиц. | У РМ | |||||
86 | 5. Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Знать о раздель-ном и дефисном написании частиц | Уметь писать частицы | У РМ | ||||||
87 | 6-7. Сочинение-устное выступление по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» (упр.381). | 2 | Урок Р/Р, написание сочинения в жанре устного выступления | Сочине-ние-уст-ное выс-тупление | Уметь написать сочинение и выступить с ним перед классом | У РЕП- РО- ДУК ЦИЯ | ||||||
88 | 8. Морфологичес-кий разбор частицы. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Морфоло-гический разбор | Знать порядок разбора частицы. | Уметь определять грамм. признаки частиц. | У РМ | |||||
89 | 9. Тест по теме «Частица». | 1 | Урок проверки ЗУН, тест | Тест. | РМ | |||||||
90 | 10-11. Отрица-тельные частицы НЕ и НИ. | 2 | Урок изучения нового, смешанный | Диктант «Проверь себя» | Знать отрицательные частицы, их роль и смысловые значения. | Уметь правильно писать слова с частицами НЕ и НИ | У РМ | |||||
91 | 12-13. Различение частицы и приставки НЕ-. | 2 | Урок-практикум | Диктант «Проверь себя», к/сл/д | Знать правила написания НЕ с разными частями речи. | Уметь систематизи-ровать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова). | У РМ | |||||
92 | 14. Сочинение –рассказ по данному сюжету (упр.402). | 1 | Урок Р/Р, написание сочинения в жанре рассказа | Сочине-ние-рас-сказ | Уметь писать сочинение в жанре рассказа | У | ||||||
93 | 15-16. Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ. | 2 | Урок-практикум | Диктант «Проверь себя» | Уметь различать и правильно писать НИ – частицу, союз, приставку. | У РМ | ||||||
94 | 17-18. Повторе-ние. | 2 | Урок повторения, смешанный | Уметь правильно писать частицы. | У РМ | |||||||
95 | 19. Контрольный диктант по теме «Частица». | 1 | Урок проверки ЗУН, диктант | К/диктант | ||||||||
96 | Междометие (2 ч.) 1. Междометие как часть речи. | 1 | Урок изучения нового, смешанный | Знать о междометии как части речи, назначении в языке, употреб-лении в роли дру-гих частей речи. | Уметь употреблять междометия в роли других частей речи | У РМ | ||||||
97 | 2. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междомети-ях. | 1 | Урок изучения нового, практикум | Знать об отличии междометия от знаменательных и служебных частей речи, о дефисном написании междометий и о постановке знаков препинания в предложениях с междометиями. | Уметь отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи, писать междометия и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями. | У | ||||||
98 | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (9 ч. + 2 ч. Р/Р) 1. Разделы науки о языке. | 1 | Урок повторения и систематиза-ции, семинар | Словарный диктант | Знать определе-ния основных языковых явле-ний, речевед-ческих понятий, орфографических и пунктуацион-ных правил. | Уметь производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами ( в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союза-ми; составлять пред-ложения с причастными и деепричастными оборотами; со-блюдать нормы литературного языка в пределах изученного ма-териала; находить в словах изученные орфо-граммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами; выделять запятыми причастные обороты (стоящие после сущ.), деепричастные обороты; адекватно воспринимать и создавать тексты публицисти-ческого стиля на доступные темы | У | |||||
99 | 2. Текст. Стили речи. | 1 | Урок Р/Р, работа с текстом | У ТАБ | ||||||||
1000 | 3-4. Контрольное сочинение. | 2 | Урок Р/Р + урок проверки ЗУН, сочинение. | Сочине-ние | ||||||||
101 | 5. Фонетика. Графика. | 1 | Уроки совершенство-вания ЗУН, уроки практических работ | Диктант «Проверь себя» | У | |||||||
102 | 6. Лексика и фразеология. | 1 | К/сл/д | У РМ | ||||||||
103 | 7. Морфемика. Словообразова- ние. | 1 | Морфем-ный и слово-образова-тельный разбор | У РМ | ||||||||
104 | 8. Морфология. | 2 | Морфоло-гический разбор | У РМ | ||||||||
105 | 9. Орфография. | 1 | У РМ | |||||||||
106 | 10. Синтаксис. | 1 | синтаксич. разбор | У РМ | ||||||||
107 | 11. Пунктуация. | 1 | Диктант «Проверь себя» | У РМ | ||||||||
108 | 12. Итоговый диктант. | Урок проверки ЗУН, | Диктант | |||||||||
Резервные уроки 130-136. |
Перечень литературы.
- «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы» М.: «Просвещение». 2006г ,М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.
- М.Т.Баранов и др. «Русский язык 7 класс», М.: «Просвещение», 2007г.
- «Русский язык. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова… 7 класс» издательство «Учитель» г. Волгоград,2007г.
- О.А.Кудинова «Русский язык. Контрольные работы 6-7 классы» ,М.: «Эксмо» 2007г
- Д.Э.Розенталь «Русский язык. Сборник упражнений» М.: «Дрофа» 2007г.
- Н.О.Крамаренко «Дидактический материал. Русский язык 7 класс» издательство «Волгоград» 2007г.
- Г.А.Богданова «Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы» М.: «Просвещение»,2009г.
- Г.В.Цветкова «Проектная деятельность учащихся. Русский язык 6-11 классы» издательство «Волгоград» 2009г.
- Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб «Русский язык. Орфография Пунктуация» М.: «Айрис пресс» , 2008г.
- А.Б.Малюшкин «Комплексный анализ текста 7класс» М.: «Творческий центр» 2006г
11 Книгина М.П., Обозная О.А. Русский язык. Тетрадь с печатной основой для учащихся 7-го класса: В 2-х ч. – Саратов: Лицей, 2003.
12 Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. А.С.Пушкин на уроках русского языка. Дидактические материалы. Пособие для учащихся. 7 класс. – М.: АРКТИ, 1999.
13Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.
14 Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.П.Баранова и др. /Сост. Н.В.Сиденко – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007
15 Внеклассная работа по русскому языку. 7 класс. /Сост. Колчанова С.С. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
16 Занимательные материалы по русскому языку. 7 класс. /Сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....