Причастие.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Трудности изучения причастий в 7-м классе связаны с тем, что с данной грамматической категорией учащиеся встречаются впервые.
Эти факторы определяют практическую направленность изучения темы “Причастие” Главное внимание обращается на формирование навыков употребления этой категории в речи, на усвоение основных правил правописания и пунктуации. При этом для активного усвоения отбираются наиболее употребительные причастия, связанные, главным образом, с учебной деятельностью школьников.
При первоначальном знакомстве с причастием очень важно раскрытие понятия “признак по действию”. Анализируя примеры типа Снег белеет. Белеющий снег…, дети практически усваивают, что причастие образуется от глагола, но в отличие от него обозначает признак предмета, возникающий в момент действия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastik_kartinka.docx | 30.76 КБ |
prichastie.docx | 42.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Причастие.
Учитель Вехтер О.С.
Класс: 7
Дата: 19.09.2017
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Элементы содержания:
- Вопрос о причастии в системе частей речи.
- Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении.
Цели урока:
- знать, что такое причастие, какие особые признаки они имеют, как изменяются;
- уметь отличать причастия от прилагательных, узнавать их признаки;
- учиться изменять причастия по падежам;
- понимать значения причастий при сопоставлении с глаголом и прилагательным.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
Запись числа и классной работы.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Сегодня мы познакомимся с причастием.
- Узнаем, на какие речи похоже причастие.
- И поговорим о грамматических признаках причастия.
III. Актуализация знаний.
- Запишите тему урока: Причастие.
Выделим орфограммы. (при, ча )Исторически приставка стала частью корня.
(причастие – причастный, приближенный)
- А как вы понимаете это слово?
Обратимся к словам Владимира Ивановича Даля.( Кто это?)
Причастие – это Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.
В.И. Даль.
Давайте вспомним, что такое глагол. Что вы о нем знаете? | Глагол – это самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делать, что сделать. В предложении обычно является сказуемым. |
Признаки? | Морфологические признаки: A Постоянные морфологические признаки: 1 вид (совершенный, несовершенный); 2 возвратность (невозвратный, возвратный); 3 переходность (переходный, непереходный); 4 спряжение; Б Непостоянные морфологические признаки: 1 наклонение; 2 время (в изъявительном наклонении); 3 число; 4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); 5 род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения). |
Что такое прилагательное? Что вы о нем знаете? Признаки? | Прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой, чей? Морфологические признаки: A Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное). Б Непостоянные морфологические признаки: 1 только для качественных прилагательных: а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная); б) полная или краткая форма; 2 число, род (в единственном числе), падеж. |
IV Объяснение нового материала
Для объяснения нового материала используем предмет - теннисный мячик
Назовите признаки мяча: по форме, величине, назначению | Учащиеся называют прилагательные: маленький, круглый, теннисный |
Какие части речи мы используем для этого? | Прилагательные |
| ( Летящий, падающий, упавший - это признаки мяча по тем действиям, которые с ним совершаются.) (Нет, падающий мяч - тот, который падает сейчас, в настоящее время; упавший- тот, который упал, время прошедшее.) |
Запись на доске: маленький мяч, летящий мяч
Посмотрите на эти два слова и найдите, что их объединяет и чем они отличаются? Предлагаю обратить внимание учащихся на окончание (дети признают, что одинаковым является окончание ) Определите морфологические признаки | Делаем выводы: и слово «маленький», и слово «летящий» стоят в ед.ч., в и.п., в м.р . Оба слова отвечают на вопрос какой? изменяются по числам, родам и падежам, как прилагательное . |
Попробуем перевести оба слова в глагол Предлагаю обратить внимание на морфемы -Какой морфемы нет у слова «маленький»? Что это за морфема? | -Ребята пробуют, но переводят в глагол только слово «летящий» - который летит - ЮЩ - говорят ребята догадываются, что это суффикс |
Слово Летящий– то есть, тот, который летит, обозначает признак предмета по действию. Точно так же, как и слово упавший – то есть, тот, который упал. Оно тоже обозначает признак предмета по действию.
А это значит, что глагольные признаки в этих словах соединяются с признаками прилагательного. Что же получается в результате? (причастие)
Такие слова, как летящий, упавший, прыгающий, падающий – это не что иное, как ПРИЧАСТИЯ.
Историю об этой части речи легко можно запомнить. Представьте себе, что однажды прилагательное и глагол решили пожениться. И вскоре появилось у них маленькое причастие.
Маленькое причастие постепенно росло и вскоре стало вполне самостоятельным.
Но, несмотря на всю свою самостоятельность, причастие помнило о своих родителях и старалось быть похожим как на прилагательное, так и на глагол.
Ученые так и не решили, что же такое причастие: самостоятельная часть речи или особая форма глагола. В разных учебниках вам могут встретиться разные варианты.
А как вы думаете, Что значит “особая форма глагола”? (т.е. образуется от глагола)
Что же унаследовало причастие от других частей речи? От прилагательного оно научилось возможности обозначать признак предмета. Кроме того, причастие, как и прилагательное, отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
От глагола причастие научилось обозначать не просто признак, а признак по действию. Оно может отвечать и на вопросы: тот, который делает что? тот, с которым делают что?
Изучать причастие мы будем по нашему привычному плану.
План изучения причастия. 1. Грамматическое значение. |
V Первичное усвоение новых знаний.
Про грамматическое значение мы уже сказали? (да)
Что же такое причастие?
Физкультминутка
Королевская осанка, плечики. Встали
2.Мягкий знак
Если в слове есть мягкий знак, учащиеся хлопают в ладоши, если нет - поднимают руки вверх.
Ночка – печь Дочка – соловьи Грач – сварщик
Мышь – ночь Обезьяна – много туч ит.д.
Садимся, продолжаем.
Отправляясь в большую жизнь, причастие получило от глагола и прилагательного наследство – свои Признаки. От прилагательного причастию достались род, падеж, число. От глагола причастие получило время и вид.
Остановимся подробнее на грамматических признаках причастия.
VI Первичное закрепление.
Упр 73
Вывод: Как и прилагательное, причастие может изменяться по родам, в зависимости от того, с каким существительным оно сочетается в речи. Например: Мужской род – летящий самолет.
Женский род – летящая птица.
Средний род – летящее облако.
Как и прилагательное, причастие может изменяться по числам. Например:
Единственное число – летящий самолет.
Множественное число – летящие самолеты.
От имени прилагательного причастие получило и свою возможность изменяться по падежам. Например:
Именительный падеж: есть кто? – летящая птица.
Предложный падеж: мечтать о ком? – о летящей птице.
И наконец, причастие, как и прилагательное, согласуется с существительным в речи. Птицей – какой? – летящей.
Причастие сочетается с существительным в роде, числе и падеже.
Что же причастие получило от глагола?
Упр 74
Как и глагол, причастие может стоять в форме настоящего или прошедшего времени.
Настоящее время – птица, которая летит – летящая птица.
Прошедшее время: птица, которая летела – летевшая птица.
Формы будущего времени причастия не имеют.
Причастие, так же как и глагол, может быть совершенного или несовершенного вида.
Несовершенный вид – что делать? – светлеющий – тот, который светлеет, что делает - несов
Совершенный вид – что сделать? – посветлевший – тот, который посветлел, сто сделал – сов.
Доп. Упр 75
VII Рефлексия (подведение итогов занятия)
Что же нам требуется запомнить?
Причастие – это самостоятельная часть речи. Оно обозначает признак предмета, проявляющийся во времени.
Причастие отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Причастия бывают совершенного или несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени.
Причастия изменяются по числам, по падежам и по родам (но только в единственном числе!).
Что понравилось?
Д/з § упр 76
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"
Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....
ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.
· Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и причастий в словосочетании и предложении...
Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.
Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...
Морфологические признаки причастий. Признаки прилагательного у причастия.
Урок 19 - 7 класс...
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Урок 21 - 7 класс...
Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.
Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...
"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его
Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...