Изменение подходов к оценке результатов обученности по русскому языку и литературе в рамках внедрения ФГОС
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Селиванова Елена Федоровна

Каков характер подходов к оценке результатов обученности в соответствии с ФГОС на уроках русского языка и литературы? Представлены формы работы, способствующие достижению планируемых результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изменение подходов в оценке результатов обученности по русскому языку и литературе в рамках внедрения ФГОС

В свое время Сухомлинский справедливо заметил: «Удивительно и непонятно: школьник изучает и узнает многое о звездных и морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о государственном устройстве Древнего Египта и Вавилона, но не изучает и ничего не знает о том, что происходит в его голове, когда он воспринимает окружающий мир, какова природа его чувств, переживаний, как воспитывать человеческую культуру в самом себе. Ученик знает о быте древних спартанцев, но не знает, как вести себя в общественных местах, как соотносить свои поступки, желания с интересами других людей».

        Действительно,   современный школьник знает много и о многом. Но меньше всего – о себе самом. Это происходит потому, что знания существуют в отрыве от личности. Если бы наши воспитанники научились с помощью наук и человеческого опыта познавать и совершенствовать себя – вот это была бы истинная радость познания.

Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание.

         Внедрение ФГОС на основной ступени образования как раз и призвано преодолеть разрыв между знаниями и умением на практике применять эти знания в изменяющихся  условиях, сделав акцент на сочетании предметных, метапредметных, и, что на мой взгляд  особенно важно, - личностных  результатах образования.

Какие же изменения коснулись программ изучения русского языка и литературы?

                  Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе становятся:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов,  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии,интернет-ресурсы).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов, умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

        В результате изучения литературы ученик должен уметь работать с книгой, выявлять авторскую позицию,  выражать свое отношение к прочитанному, строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

        Меняются формы работы. Основу организации учебного процесса составляет проектная деятельность, позволяющая формировать ключевые компетентности: умение работать  с информаций, коммуникативные навыки, умение решать проблемы.

        При этом неизменным остается главная составляющая литературного образования – это внимание к книге, что  нашло отражение в тематике проекта, над которым работает 5Б класс. Класс работает над проектом, в котором найдет отражение формирование всех выше перечисленных компетентностей: «Мой современник на страницах произведений детских писателей 20 века и писателей 21 века». Результатом станет подготовка буклета «Советуем прочитать». Обучающиеся работают над индивидуальными проектами: « Жанр фантастики в детской литературе 20 и 21 века»,   «Поэтические обращения в произведениях местных поэтов».

        Аналогичные изменения коснутся и результатов освоения  программы по русскому языку. Прежде всего,  это понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности,  его значения в процессе получения школьного образования, осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него,  стремление к речевому самосовершенствованию, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. В основе метапредметных результатов  лежит  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

        Тематика  проектов по русскому языку (индивидуальных и коллективных)  имеет  социальную значимость:

  1. Социальная сеть «ВКонтакте» как отражение культуры речи ее пользователей.
  2. Имена моих одноклассников как отражение особенностей мировосприятия, культуры различных народов.
  3. Запомни правила!
  4. Слова с эмоциональной  окраской в речи моих одноклассников.
  5. «Толковый Словарик»  для моих родителей.

Не трудно заметить, что тематика проектов предусматривает активное участие в их разработке родителей, что еще раз подчеркивает одну из главных составляющих необходимости введения ФГОС -  личностный рост обучающегося, который возможен в результате консолидации сил  образовательного учреждения, дружеского окружения (ученического коллектива) и семьи.

Сегодня мы являемся свидетелями и участниками модернизации системы образования в России.  Воспитание духовно богатой личности с высокоразвитым чувством гражданского долга,  пониманием собственной ответственности между семьей, обществом, государством – таков социальный заказ российского общества 21 века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...

Организация деятельности учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения ФГОС ООО

Требования, предъявляемые кучащемуся, успешно освоившему программу основного общего образования в рамках ФГОС Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях вве...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Статья о духовно-нравственном воспитании на уроках русского языка и литературы...

Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС позволяет выстроить перспективную траекторию самообразования учителя на несколько лет вперёд, что...

Тема выступления на школьном методическом объединении "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО"

С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образ...