Изменение подходов к оценке результатов обученности по русскому языку и литературе в рамках внедрения ФГОС
статья по русскому языку (5 класс) на тему
Каков характер подходов к оценке результатов обученности в соответствии с ФГОС на уроках русского языка и литературы? Представлены формы работы, способствующие достижению планируемых результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы работы по достижению планируемых результатов обученности | 297.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Изменение подходов в оценке результатов обученности по русскому языку и литературе в рамках внедрения ФГОС
В свое время Сухомлинский справедливо заметил: «Удивительно и непонятно: школьник изучает и узнает многое о звездных и морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о государственном устройстве Древнего Египта и Вавилона, но не изучает и ничего не знает о том, что происходит в его голове, когда он воспринимает окружающий мир, какова природа его чувств, переживаний, как воспитывать человеческую культуру в самом себе. Ученик знает о быте древних спартанцев, но не знает, как вести себя в общественных местах, как соотносить свои поступки, желания с интересами других людей».
Действительно, современный школьник знает много и о многом. Но меньше всего – о себе самом. Это происходит потому, что знания существуют в отрыве от личности. Если бы наши воспитанники научились с помощью наук и человеческого опыта познавать и совершенствовать себя – вот это была бы истинная радость познания.
Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание.
Внедрение ФГОС на основной ступени образования как раз и призвано преодолеть разрыв между знаниями и умением на практике применять эти знания в изменяющихся условиях, сделав акцент на сочетании предметных, метапредметных, и, что на мой взгляд особенно важно, - личностных результатах образования.
Какие же изменения коснулись программ изучения русского языка и литературы?
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе становятся:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии,интернет-ресурсы).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов, умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
В результате изучения литературы ученик должен уметь работать с книгой, выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному, строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Меняются формы работы. Основу организации учебного процесса составляет проектная деятельность, позволяющая формировать ключевые компетентности: умение работать с информаций, коммуникативные навыки, умение решать проблемы.
При этом неизменным остается главная составляющая литературного образования – это внимание к книге, что нашло отражение в тематике проекта, над которым работает 5Б класс. Класс работает над проектом, в котором найдет отражение формирование всех выше перечисленных компетентностей: «Мой современник на страницах произведений детских писателей 20 века и писателей 21 века». Результатом станет подготовка буклета «Советуем прочитать». Обучающиеся работают над индивидуальными проектами: « Жанр фантастики в детской литературе 20 и 21 века», «Поэтические обращения в произведениях местных поэтов».
Аналогичные изменения коснутся и результатов освоения программы по русскому языку. Прежде всего, это понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования, осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. В основе метапредметных результатов лежит способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Тематика проектов по русскому языку (индивидуальных и коллективных) имеет социальную значимость:
- Социальная сеть «ВКонтакте» как отражение культуры речи ее пользователей.
- Имена моих одноклассников как отражение особенностей мировосприятия, культуры различных народов.
- Запомни правила!
- Слова с эмоциональной окраской в речи моих одноклассников.
- «Толковый Словарик» для моих родителей.
Не трудно заметить, что тематика проектов предусматривает активное участие в их разработке родителей, что еще раз подчеркивает одну из главных составляющих необходимости введения ФГОС - личностный рост обучающегося, который возможен в результате консолидации сил образовательного учреждения, дружеского окружения (ученического коллектива) и семьи.
Сегодня мы являемся свидетелями и участниками модернизации системы образования в России. Воспитание духовно богатой личности с высокоразвитым чувством гражданского долга, пониманием собственной ответственности между семьей, обществом, государством – таков социальный заказ российского общества 21 века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...
Организация деятельности учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения ФГОС ООО
Требования, предъявляемые кучащемуся, успешно освоившему программу основного общего образования в рамках ФГОС Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях вве...
Презентация к докладу "Продуктивная деятельность на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения ФГОС ОО"
Презентация к докладу на августовскую конференцию....
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
Статья о духовно-нравственном воспитании на уроках русского языка и литературы...
Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС позволяет выстроить перспективную траекторию самообразования учителя на несколько лет вперёд, что...
Тема выступления на школьном методическом объединении "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО"
С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образ...