Рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику «Русский язык. 8 класс» / под ред. М.М. Разумовской. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_kl.docx | 113.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Иозефовская основная школа»
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол от 30.08.2016г. № 1 | УТВЕРЖДАЮ директор________Г.М.Петракова Приказ от 30.08. 2016г. №32 - ОД |
Рабочая программа
по русскому языку
8 класс
уровень образования - базовый
Срок реализации - 2016 -2017 учебный год
Составитель:
Бабенко Н. И., учитель первой
квалификационной категории
ОГЛАВЛЕНИЕ:
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
- Содержание учебного предмета, курса.
- Календарно-тематическое планирование
- Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, используемой литературы.
- Приложения к программе (методические рекомендации, дидактический материал)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/ М.: Дрофа, 2010, а также в соответствии с учебным планом школы и требованиями к оснащению образовательного процесса.
Используемый УМК – учебник «Русский язык. 8 класс / под ред. М.М.Разумовской и др., методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 класс» / под ред. М.М. Разумовской
Цель курса:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Согласно учебного плана на изучение предмета русский язык в 8 классе отведено 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
2. Общая характеристика учебного предмета
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Содержание курса 8 класса нацелено на достижение предметных и метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в 5-7 классах, на изучение нового в 8 классе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на постепенную подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.
Специфику учебника составляет его структура, которая предусматривает изучение следующих разделов: «Синтаксис и пунктуация». «Речь». Однако языковой и речевой аспекты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» в основной курс языка.
В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
2)стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный; 3)функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача научить говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.).
Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Формы организации учебной деятельности: практикумы, беседы, дискуссии, презентации, Формы контроля: проверочные работы, словарные работы, контрольные работы, сочинение, изложение, тестирование.
Основными формами организации учебных занятий являются комбинированные уроки, уроки предъявления новых знаний и применения практических умений.
Обусловленность выбора учебника (линия под ред. М.М.Разумовской)
В учебниках русского языка (5-9 класс) под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Место курса в учебном плане.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, предусматривающего обязательное изучение русского языка в 8 классе – 102 часа.
3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из приоритетных направлений в обучении русскому языку является усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования средств в разных условиях общения. Содержание курса 8 класса нацелено на достижение предметных и метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу
- оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Особое место в системе работы по русскому языку, в первую очередь по развитию речи языкового мышления учащихся, занимают межпредметные связи. Она должна охватывать и лексику текстов по разным предметам (в первую очередь терминологию и общенаучную лексику),
- сам текст — его строение применительно к разным учебным предметам.
Контроль знаний будет осуществляться через тестирование, комплексный анализ текста, контрольные диктанты.
Дидактический материал, тексты для комплексного анализа, задания по развитию устной и письменной речи включают в себя региональный компонент.
На уроках обобщающего повторения используются мультимедийные презентации, опорные схемы-конспекты.
Основные задачи, предложенные программой курса, содержание и структура курса, формулировки тем, интерпретация отдельных положений, выдвигаемые требования, соответствуют государственному образовательному стандарту по русскому (родному) языку и литературе, направлены на реализацию образовательного стандарта.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты освоения русского (родного) языка;
1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, eё значения в процессе получения школьного образования;
2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явлении национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
•адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста основной мысли; основной и дополнительной информации);
•владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
•адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
•способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
•овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
•умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
•способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
•умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
•умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
•способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме
и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
•владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
•соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
•способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
•осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
•выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2)применение приобретённых знаний, умений и навыков и повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1)представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7)проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов потребовала усиления коммуникативно-деятельностной составляющей курса. В связи с этим развиваются следующие аспекты работы, обеспечивающие овладение в процессе обучения:
1)языком науки и в связи с этим — формирование навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также способности строить рассуждения на лингвистическую тему;
2)метапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями, предполагающими формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т. п.; 3) функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности; 4) умениями использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения
Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Учебники, реализующие данную программу, характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.
Таким образом, в данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе при обучении языковым темам курса.
4. Содержание учебного предмета.
Русский язык в семье славянских языков 1
Повторение изученного в 5-7 классах 7+3
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса 7+1
Двусоставное предложение. Главные члены предложения 4+1
Второстепенные члены предложения 7+1
Односоставные предложения 11+5
Однородные члены предложения 12+3
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями 13+4
Предложения с обособленными членами 12+4
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. 6
5. Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Коли-чество часов | Элементы содержания | Формы и виды деятельности на уроке | Универсальные учебные действия | Дата проведения / корректировка |
1 | Русский язык в семье славянских языков | 1 | Дать понятие о функции русского языка в современном мире, расширить общие сведения о русском языке и его международном значении | Лекция, составление тезисного плана, работа с книгой | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений Коммуникативные УУД: 1. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | |
Повторение изученного в 5-7 классах | 7+3 | |||||
2 | Р/Р. Разновидности речи | 1 | Речь, разновидности речи (монологическая и диалогическая, устная и письменная). Стили и типы речи | работа с текстом | Регулятивные УУД 1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения. 2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД
Коммуникативные УУД: 1. слушать и понимать других; 2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | |
3. | Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 | Прилагательное, причастие и наречие. Условия выбора н и нн в словах. Состав слова, морфологический разбор слов, орфоэпические нормы | Работа с таблицей, объяснительный диктант | Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД
| |
4-5-6. | Слитное –раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи | 3 | Правила слитного и раздельного написания не и ни с разными частями речи; орфоэпические нормы, грамматические разборы | Работа с таблицами и схемами; тест | Регулятивные УУД 1. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 2. Формулировать тему урока и его последующее содержание. Познавательные УУД
Коммуникативные УУД 1. Слушать и слышать других. 2. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности | |
7. | Р/Р. Контрольное изложение «Как я покупал собаку» | 1 | Тема, основная мысль, план текста; стиль и тип речи. Структура текста, авторский стиль | изложение | Регулятивные УУД 1. Определять последовательность действий (составлять план). 2. Оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД
Коммуникативные УУД 1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности | |
8. | Употребление дефиса | 1 | Дефис как орфографический знак, условия написания дефиса в разных частях речи, состав слов. | Работа с таблицами и схемами; объяснительный диктант, тест | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). Коммуникативные УУД
| |
9. | Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и других словоформ | 1 | Условия написания слитно-раздельно-дефисного написания; наречия и омонимичные части речи | Предупредитель-ный диктант | Познавательные УУД: 1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; 2. осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1. слушать и понимать других; 2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | |
10. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | 1 | Урок контроля, орфография, пунктуация, грамматические разборы | Диктант с грамматическим заданием | Регулятивные УУД 1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД 1.Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма. Коммуникативные УУД 1.Осуществлять речевую рефлексию. | |
11. | Р/Р. Типы речи | 1 | Типы речи, их признаки | Анализ текста | Регулятивные УУД 1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения. 2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Владеть приёмами продуктивного чтения, соблюдая его этапы. Коммуникативные УУД 1. Оформлять свои мысли в устной форме. | |
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса | 7+1 | |||||
12. | Словосочетания, их строение и грамматическое значение | 1 | Повторение сведений о словосочетании, полученных в предшествующие годы обучения: отличие от слова и предложения: строение, отношения между его компонентами, способы выражения в речи, виды в зависимости от главного слова. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация; словарный диктант | Регулятивные УУД 1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения. 2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД 1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим). Коммуникативные УУД 1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. | |
13-14 | Связь слов в словосочетании | 2 | Дать понятие о видах связи в словосочетании; 1) определять пособ связи слов в словосочетании; 2) преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; 3) правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования; 4) использовать в речи словосочетания – стилистические синонимы. | Исследование; проблемные задачи; работа со схемами, проверочный тест | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). Коммуникативные УУД 1. Адекватно использовать речевые средства для решения
| |
15-16 | Предложение и его типы | 2 | Предложение как основная единица языка, единица общения, средства выражения мысли, чувства, переживаний. основные типы предложений, грамматическая основа предложения, интонация | Распределительный диктант, редактирование текста | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. 3.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Коммуникативные УУД 1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. Познавательные УУД 1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим). | |
17. | Р/Р. Способы и средства связи предложений в тексте | 1 | Способы связи предложений в тексте; средства связи предложений в тексте | Комплексный анализ текста | Познавательные УУД 1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим). Регулятивные УУД 1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения. 2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве. | |
18-19. | Простое предложение. Интонация простого предложения | 2 | Простое предложение, его строение, грамматическая основа, схема простого предложения. Интонация, ее основные элементы | Объяснительный диктант | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). Коммуникативные УУД
| |
Двусоставное предложение. Главные члены предложения | 4+1 | |||||
20. | Подлежащее и способы его выражения | 1 | Расширить представления учеников о подлежащем, его признаках, способах выражения | Опорные схемы; лекция; беседа; работа с книгой; текущий контроль | Познавательные УУД: 1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений. Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать других; 2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | |
21. | Сказуемое и способы его выражения | 1 | Расширить представление о сказуемом, его признаках, дать понятие о простом глагольном сказуемом и способах его выражения; знать основные признаки выражения сказуемого | Комментированное письмо; упражнения, тренинг, работа с книгой; тест | Познавательные УУД 1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим). Регулятивные УУД 1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения. 2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве. 2. Слушать и слышать других | |
22. | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Определение способов выражения подлежащего и сказуемого. Анализ условия постановки (или отсутствия) тире между подлежащим и сказуемым. | Конструирова-ние предложений; объяснительный диктант | Познавательные УУД: 1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений. Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать других; Коммуникативные УУД 1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности | |
23 | Р/Р. Репортаж | 1 | Дать представление о репортаже как о жанре | словарная работа, изложение с творческим заданием | Познавательные УУД: 1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений. Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать других; | |
24. | Правила согласования главных членов предложения | 1 | Способы выражения подлежащего и сказуемого; правила согласования главных членов предложения | Комплексный анализ текста | Познавательные УУД: 1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений. Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать других | |
Второстепенные члены предложения | 7+1 | |||||
25-26. | Определение | 2 | Второстепенные члены предложения, определение, способы выражения определений; смысловая и художественная функция определений | беседа; конструиро-вание, словосочетаний и предложений; работа с книгой; словарный диктант; тест | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). Коммуникативные УУД 1. Адекватно использовать речевые средства для решения
| |
27. | Виды определений | 1 | Виды определений(согласованные и несогласованные); приложение как особый вид определения. Условия употребления дефиса между приложением и определяемым словом | Словарная работа, работа над речевыми нормами; объяснительный диктант | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать информацию из одной формы в другую (модель, схему). Коммуникативные УУД 1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. | |
28. | Дополнение | 1 | Второстепенные члены предложения, дополнение. Способы выражения дополнений. Прямое и косвенное дополнение. Синтаксический разбор предложений, употребление дополнений | Лекция, тренировочные; работа с книгой; упражнения; составление плана; комплексный анализ текста | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать других; | |
29. | Обстоятельство | 1 | Второстепенные члены предложения, обстоятельство; способы выражения обстоятельств, разряды обстоятельств. Синтаксический разбор предложений. | Тренировоч-ные; лекция; упражнения, словарная работа; работа с книгой | Регулятивные УУД 1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Познавательные УУД 1.. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели. Коммуникативные УУД 1. Оформлять свои мысли в устной форме. 2. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. | |
30 | Р/Р. Репортаж как жанр публицистики | 1 | Дать представление о репортаже как о жанре; | словарная работа, изложение с творческим заданием | Регулятивные УУД 1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 2. Определять последовательность действий (составлять план). Познавательные УУД 1. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным). 2. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью. | |
31. | Порядок слов в предложении | 1 | Порядок слов в предложении, синтаксическое значение и стилистическая роль порядка слов. Прямой и обратный порядок слов | Тренировочные упражнения, самостоятель-ная работа | Познавательные УУД: 1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений. Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать других; | |
32. | Диктант | 1 | Регулятивные УУД 1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | |||
Односоставные предложения | (11+5 | . | ||||
33. | Основные виды односоставных предложений | 1 | Расширить представления учеников о предложении, дать понятие об односоставных предложениях; различать виды односоставных предложений | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Регулятивные УУД 1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения. 2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач | |
34-35. | Определенно-личные предложения | 2 | Дать определение определенно- личных предложений; значение и структурные особенности, формы глагола-сказуемого | Работа с конспектом, тренировочные упражнения; деловая игра; тест | Регулятивные УУД 1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД 1.Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма. Коммуникативные УУД 1.Осуществлять речевую рефлексию. | |
36. | Р/Р. Сочинение в жанре репортажа | 1 | Репортаж как жанр публицистики, особенности репортажа, правила построения, характерные языковые средства | сочинение | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве. 2. Слушать и слышать других. | |
37. | Неопределенно- личные предложения | 1 | Дать понятие о неопределенно- личных предложениях, выделять такие предложения в тексте, в составе сложных предложений; находить неопределенно-личные предложений по их значению и структурным особенностям | Тренировочные упражнения, работа с конспектом, словарная работа; творческая работа; проблемные задачи | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Познавательные УУД
Коммуникативные УУД: 1 Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.. | |
38. | Обобщенно-личные предложения | 1 | Обобщенно-личные предложения, значение, структурные особенности, сфера употребления; обобщенно-личные предложения в разных стилях речи | Сочинение-миниатюра с использованием обобщенно-личных предложений | Регулятивные УУД 1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 2. Определять последовательность действий (составлять план). Познавательные УУД 1. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным). 2. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью. | |
39-40 | Р/Р. Контрольное изложение | 2 | Тема, основная мысль, план текста, стиль и тип речи | изложение | Регулятивные УУД
Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать содержание в устной форме, соблюдая нормы построения текста. | |
41. | Безличные предложения | 1 | Представление о безличных предложениях, показать способы выражения сказуемого в этих предложениях, развивать речевую культуру учеников; различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения | Работа с таблицей, составление плана, тренировочные упражнения; проблемные задачи | Регулятивные УУД
Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД
| |
42. | Назывные предложения | 1 | Понятие назывного предложения; показать их значение, сферу употребления, развивать речевую культуру учеников; формировать умения:1) находить назывные предложения; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, статьях | Работа с поэтическим текстом, составление плана; объяснительный диктант | Регулятивные УУД 1.. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД 1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим). Коммуникативные УУД 1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве. | |
43-44 | Р/Р. Сочинение по картине А.П.Рябушкина «Московская девушка 17 века» | 2 | Развивать речевую культуру учеников | сочинение | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1.Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма. | |
45 | Анализ сочинения | 1 | Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, обобщать | |||
46-47. | Неполные предложения | 2 | Понятие о неполных предложениях; показать сферу их употребления; показать значение интонации в неполных предложениях; определять неполные двусоставные и односоставные предложения; | Конструирова-ние предложений, контрольный словарный диктант; организация совм6естной учебной деятельности | Познавательные УУД: 1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений. Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать других; | |
48. | Контрольный диктант по теме «Простое предложение» | 1 | Повторение всех изученных понятий в теме «Простое предложение» | Диктант с грамматическим заданием | Регулятивные УУД
Познавательные УУД 1. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма. Коммуникативные УУД 1.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. | |
Однородные члены предложения | 12+3 | |||||
49 | Р.р. Статья в газету: понятие о жанре | 1 | Регулятивные УУД 1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы Познавательные УУД 1. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Соблюдать нормы построения текста. | |||
50-52 | Понятие об однородных членах | 3 | Закрепить изученное об односоставных и неполных предложениях; углубить представления учеников об однородных членах, | Лекция, беседа, работа с книгой, со схемами, демонстрация; тест | Регулятивные УУД 1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 2. Определять последовательность действий (составлять план). Познавательные УУД 1. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным). 2. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма. Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью. | |
53-55. | Как связаны между собой однородные члены предложения | 3 | Интонация перечисления и сочинительные союзы как способы выражения сочинительной связи между однородными членами предложения; группы сочинительных союзов по значению | Объяснитель-ный диктант; тест | Познавательные УУД: 1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений. Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать других; | |
56. | Р/Р. Статья в газету | 1 | Статья в газету – один из жанров публицистики; задача статьи в газету, ее строение, особенности, характерные языковые средства | Творческая работа | Регулятивные УУД 1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы Познавательные УУД 1. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Соблюдать нормы построения текста. | |
57,58. | Однородные и неоднородные определения | 2 | Углубить представления учеников об однородных членах | Выборочный диктант, самостоятельная работа, работа со схемами, тренировочные упражнения | Познавательные УУД: 1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений. Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать других; | |
59,60 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 2 | Восстановить сведения учеников об обобщающих словах при однородных членах | Лекция, беседа, демонстрация, работа со схемами, таблицами, контрольный словарный диктант | Познавательные УУД 1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим). Регулятивные УУД 1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения. Коммуникативные УУД 1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве | |
61,62 | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»и работа над ошибками | 2 | Проверить планируемые результаты об обобщающих словах при однородных членах, | Диктант, грамматическое задание | Регулятивные УУД
Познавательные УУД 1.Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма | |
63 | Р/Р. Изложение – рассуждение»Что значит быть воспитанным?» | 1 | изложение | Регулятивные УУД 1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения. 2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Владеть приёмами рационального слушания. | ||
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями | 13+4 | |||||
64,65. | Обращение и знаки препинания при нем | 2 | Понятие об обращении и его роли в предложении, познакомить со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями; находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации | Самостоятельная работа, тренировочные упражнения; тренинг; тест | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. 3.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Коммуникативные УУД 1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. Познавательные УУД 1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим). | |
66. | Р/Р. Портретный очерк. Общее представление о жанре. Поект. | 1 | Очерк как один из жанров публицистики, портретный очерк, его особенности | Творческая работа | Регулятивные УУД 1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения. 2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. | |
67-71. | Вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при них. | 5 | Понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания; выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов или вводных предложений; 2) правильно ставить знаки препинания при вводных словах | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация; Изложение; объяснительный диктант | Познавательные УУД: 1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений. Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать других; | |
72. | Р/Р. Портретный очерк | 1 | Тема, основная мысль, план текста, авторский стиль | изложение | Регулятивные УУД 1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения. 2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. | |
73,74. | Предложения со вставными конструкциями | 2 | Вставные конструкции, интонация предложений со вставными конструкциями, выделение данных конструкций на письме | Комментированное письмо | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). | |
75,76 | Контрольный диктант и работа над ошибками | 2 | Проверить планируемые результаты об обращениях, вводных словах и вставных конструкциях | Диктант с грамматическим заданием | Регулятивные УУД
Познавательные УУД 1.Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма. | |
77. | Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ | 1 | Междометия, знаки препинания в предложениях с междометиями и словами ДА,НЕТ. Интонационное выделение междометий | Объяснитель-ный диктант | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). Коммуникативные УУД 1. Адекватно использовать речевые средства для решения | |
78 | Уроки повторения и обобщения по теме | 1 | Простое осложненное предложение, пунктуация в таких предложениях | тест | Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
| |
79,80. | Р.р. Сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Шаляпин» | 2 | Биографические сведения о художнике; творческая история картины; стиль и тип речи; Языковой материал для сочинения по картине; употребление разных видов односоставных предложений | сочинение | Регулятивные УУД 1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. | |
Предложения с обособленными членами | 12+4 | |||||
81. | Обособление второстепенных членов предложения | 1 | Понятие обособления; показать, что обособление – один из способов смыслового выделения или уточнения части предложения; 1) выделять интонационно обособленные члены; 2) проводить синонимическую замену обособленных членов; 3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация; сопоставление предложений, тренировочные упражнения | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. | |
82-86 | Обособленные определения и приложения | 5 | Усвоить общие правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений; 1) находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, распространенными приложениями, а также двумя согласованными одиночными определениями, относящимися к существительному; 2) интонационно правильно произносить их | Работа над интонацией, объяснительный диктант, тренировочные упражнения; беседа; демонстрация; тест | Познавательные УУД: 1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений. Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать других; | |
87. | Р/Р. Сочинение в жанре портретного очерка | 1 | Жанровые признаки и правила построения портретного очерка, характерные языковые средства. Материал для сочинения | Словарно-орфографическая работа; сочинение | Регулятивные УУД 1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. | |
88 | Диктант | 1 | Диктант с грамматическим заданием | Регулятивные УУД 1.Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные УУД 1.Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма. | ||
89-91. | Обособленные обстоятельства | 3 | Способы выражения обстоятельств; условия обособления обстоятельств; синтаксический разбор предложений, интонационное выделение; знаки препинания при обособленных обстоятельствах | Объяснительный диктант; тест | Познавательные УУД: 1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений. Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать других; | |
92,93 | Уточняющие члены предложения | 2 | Понятие об обособлении уточняющих членов предложения, роль и значение в предложении; знакомство со способами обособления уточняющих членов предложения; находить уточняющие члены предложения; правильно ставить знаки препинания при них. | Анализ предложений, составление плана работа с таблицей, лекция, беседа, демонстрация | Регулятивные УУД 1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения. 2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности | |
94. | Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения» | 1 | Проверить планируемые результаты учеников по теме; | Диктант с грамматическим заданием | Регулятивные УУД 1.Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные УУД 1.Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма | |
95,96. | Р/Р. Применение публицистического стиля на практике. Деловая игра «Мы выпускаем газету». Прект | 2 | Жанровые особенности статьи в газету и репортажа; стиль и тип речи текстов; предложения с обособленными членами | Редактирование текста, творческая работа | Регулятивные УУД 1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. | |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. | 6 | |||||
97,98. | Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи | 2 | Обобщить сведения о предложениях с прямой речью; углубить понятие «прямая речь»; выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку | Объяснитель-ный диктант; работа со схемами и таблицами | Познавательные УУД: 1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений. Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать других; | |
99 | Диалог | 1 | Диалог, структура диалога, реплика, правила оформления диалогов | Творческие задания | Регулятивные УУД 1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 2. Определять последовательность действий (составлять план). Познавательные УУД 1. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным). | |
100 | Предложения с косвенной речью | 1 | Понятие «косвенная речь»; показать отличия предложений с косвенной речью от предложений с прямой речью ; различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь на косвенную, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи | Выразительное чтение, объяснительный диктант | Регулятивные УУД 1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 2. Определять последовательность действий (составлять план). Познавательные УУД 1. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным). Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью. | |
101 | Цитаты и знаки препинания при цитировании | 1 | Понятие цитаты как разновидности прямой речи; вводить в речь цитаты, правильно ставить знаки препинания при цитировании | Беседа, работа с книгой, тренинг; объяснительный диктант | Регулятивные УУД 1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД 1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. | |
102 | Повторение и обобщение изученного в 5-8 классах | 1 | Повторение и закрепление пройденного по темам; | Лингвистичес-кий разбор, тренировочные упражнения; словарно-орфографическая работа | Регулятивные УУД 1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Познавательные УУД 1.. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели. Коммуникативные УУД 1. Оформлять свои мысли в устной форме. |
- ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Учебно-методический комплект.
Учебная программа | Учебное пособие для ученика, дидактический материал | Учебник | Инструмент по отслеживанию результатов | Методическое пособие для учителей |
Рабочая программа по русскому языку, составленная на основе примерной программы 5-9 под редакцией М.М.Разумовской –М.:Дрофа, 2011. | Богданова Г.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс. – Ч. 1,2. – М.: Просвещение, 2011. Раздаточные материалы 8 класс. Т.М.Пахнова. – М.:Дрофа, 2007. Русский язык в таблицах 5 – 11 класс. З.Д.Гольдин, В.Н.Светлышева. – М.:Дрофа, 2007. | М.М.Разумовская, П.А.Лекант. Учебник русского языка для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011. | И.В. Текучева. Контрольные и провероные работы по русскому языку: 8кл. К учебнику С.Г.Бархударова М.: Экзамен, 2008. Горашова Н.Г.Тесты по русскому языку. 8 класс. – М.:Экзамен, 2008. С.С.Петровская. Диктанты по русскому языку 8 класс. – М.:Дрофа, 2007. Тексты по русскому языку 8-9 класс. Синтаксис. Текст. В.И.Капинос и др. – М.:Дрофа, 2007. Тесты по русскому языку 8 – 9 класс. Синтаксис и пунктуация. О.С.Иссера, Н.А.Кузьмина. – М.:Дрофа, 2007. | Уроки русского языка в 8 классе: поурочные планы по программе М.М.Разумовской\ составитель О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. Книга для учителя. – М.:Просвещение, 2007. Русский язык. 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской/авт.-сост. Н.Ю.Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2011. |
Дополнительные обобщающие материалы.
1. Н.Н.Соловьева. Русский язык в задачах и играх. – М.: Материк – Альфа, 2004.
2. Н.Н.Соловьева. Игры на уроках русского языка. – М.: Материк – Альфа, 2007.
3. Т.М.Воителева. Дидактические материалы русский язык. 8 – 9 класс. – М.:Дрофа, 2007.
4. С.И.Львова. Русский язык в кроссордах. – М.: Дрофа, 2007.
5. Е.Н.Кольцова. Развитие речи 8 – 9 класс. – М.: Дрофа, 2007.
6. Н.Ю.Ганжина, Н.Ф.Назарова. Сборник диктантов по синтаксису и пунктуации 8 – 9 класс. –
Саратов. :Лицей, 1998.
7. Компакт – диски: Страна Лингвиния (сборник диктантов, тренингов и электронных словарей).
8. Обучающая компьютерная программа «Фраза». Программа – тренажер по русскому языку.
9. Компакт – диск: Русский язык. Справочник школьника.
10. Компакт – диск: Русский медвежонок – языкознание для всех.
11. Интернет – ресурсы:
Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения
Учитель и ученик. Информационно-методический сайт.
http://www.debryansk.ru/~lpsch/
Раздел по литературе Новосибирской образовательной сети.
http://www.websib.ru/noos/literature/index.html
Информационные материалы по русскому языку и литературе.
http://www.ooipkro.ru/Bank_HTML/str37.htm
Развитие орфографической зоркости учащихся
Урок литературы: проблемы, методы, подходы
http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html
Опорный орфографический компакт по русскому языку
Литература: универсальная энциклопедия
http://mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=52
Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию
http://www.spelling.spb.ru/rosenthal/alpha/index.htm
Толковый словарь крылатых выражений
Образовательный сектор. Литература и русский язык.
http://www.phis.org.ru/education/saity_lit.shtml
Страничка Учительская. Сайт Питерская школа.
http://www.shkola.spb.ru/teacher_room/index.phtml?tid
Образовательный портал «Учеба».
Сайт Федерации Интернет образования.
http://teacher.fio.ru/index.php?c=61
Газета «Литература», электронная версия. Сайт для учителей «Я иду на урок литературы».
Сайт «Кабинет русского языка и литературы»
http://ruslit.ioso.ru/
Список справочной литературы по русскому языку для учащихся
- Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков. – М., Просвещение, 2005.
- Потиха З.А.Школьный словарь строения слов русского языка. М., Просвещение, 2005.
- Лекант П.А.Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., Просвещение, 2005.
- Словарь-справочник фразеологизмов. – М., Просвещение, 2005.
- Историко-этимологический словарь. 1, 2 часть. М., Просвещение, 2005.
- З.Е.Александрова. Словарь синонимов русского языка. – М.,Просвещение, 2005.
- Через дефис. Слитно или раздельно. Словарь-правочник русского языка. –М., Просвещение, 2005
Л.И.Скворцов. Большой толковый словарь правописания русского языка. –М., Просвещение, 2005 Требования к уровню образованности восьмиклассников
7. ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ:
Дидактический материал
Урок 7. Контрольное изложение по речеведению «Как я покупал собаку»'
Как я покупал собаку
Я попросил своих товарищей присмотреть где-нибудь для меня взрослого, солидного пса, который бы все понимал и умел вести себя дома и на охоте. Мне позвонили и сказали, что есть такая собака в городе Орехово-Зуеве. Хозяин продавал ее не от нужды, а от обиды: поблизости от Орехова пропали тетерева и куропатки и охотиться стало не на кого.
Огромный сеттер понравился мне с первого взгляда. Навстречу мне он чуть приподнял свою умную, лобастую голову и по приказу хозяина шагнул вперед, сурово и с достоинством.
Хозяин коротко назначил цену, я не торговался, отсчитал деньги, взял ременной поводок и сам пристегнул его к собачьему ошейнику.
К машине мы вышли вместе с хозяевами собаки. Томка уселся на заднем сиденье. Когда машина тронулась с места, Томка вздрогнул и оглянулся. Вслед за Томкой я тоже посмотрел назад. Старый его хозяин все стоял у ворот, жена хозяина вытирала платком глаза.
В квартиру пес поднялся как будто спокойно. Дома Томка весь день лежал, положив морду на низкий подоконник. Когда стало трудно различать лица прохожих на улице, он встал, подошел ко мне — я в это время сидел на диване — и неожиданно опустил мне на колени свою тяжелую голову. По легкому, чуть заметному покачиванию собачьего тела я понял, что Томка дремлет.
Прошло двадцать минут, полчаса... Ноги мои затекли, становилось все труднее сидеть, и наконец я не выдержал. Я взял Томку за ошейник и легонько тряхнул. Пес всхрапнул, доверчиво потянулся ко мне всем телом и только потом открыл глаза. И вдруг... в собачьих темных зрачках мелькнул ужас. Томка оскалил зубы и зарычал злобно, непримиримо.
На третий день нашей совместной жизни я понял, что мне не удастся приручить Томку: он слишком сильно любил своего старого хозяина. Три дня пес лежал в углу, у окна, без сна, не притрагиваясь к пище. Он тосковал и мучился, как человек. Я тоже мучился. Я уже успел полюбить Томку за верность.
К концу третьего дня я дал телеграмму в Орехово-Зуево. Хозяин приехал за своей собакой тотчас же, с ночным поездом.
Томка первым услышал его шаги на лестнице. Он еще не верил, что это возвращается самый любимый его человек. Когда я открыл дверь и хозяин вошел в комнату, Томка не бросился к нему. Он только завилял хвостом, лег на бок и закрыл глаза. Может быть, он опять боялся проснуться. Потом он повернулся и, как маленький щенок, опрокинулся на спину. По-собачьему это значило, наверное: «Видишь, я не могу жить без тебя. Это хорошо, что ты вернулся».
В ту же ночь Томка уехал со своим хозяином-другом.
Томкин хозяин понял, что друзей не продают, а я — что друзей не покупают за деньги: дружбу и уважение надо заработать. (По Б. Емельянову)
Примечание для учителя. Последний абзац при чтении текста опускаем; школьники сами пишут концовку текста — вывод, к которому пришли автор и читатели.
* Текст изложения подготовлен В. И. Капинос.
Урок 10. Диктант.
Полуденное солнце стояло над головой, густо пахло смолой, и где-то высоко над не оттаявшей еще землей звенел, заливался, захлебываясь в собственной своей немудреной песенке, жаворонок.
Полный ощущения неопределенной опасности*, Алексей оглядел лесосеку. Вырубка была свежая, незапущенная, хвоя на неразделанных деревьях не успела еще повять и пожелтеть... Лесорубы могут вот-вот прийти.
Алексей по-звериному чувствовал, что кто-то внимательно и неотрывно следит за ним.
Треснула ветка. Он оглянулся и увидел, что несколько ветвей жили какой-то особой жизнью, не в такт общему движению. И почудилось Алексею, что оттуда доносился взволнованный человеческий шепот.
«Что это? Зверь, человек?» — подумал Алексей, и ему показалось, что в кустах кто-то говорит по-русски. От этого он почувствовал сумасшедшую радость... Совершенно не задумываясь, кто там —* друг или враг, Алексей издал торжествующий вопль, всем телом рванулся вперед и тут же со стоном упал как подрубленный.
(По Б. Полевому)
Примечание. Знаки препинания, отмеченные знаком *, могут быть подсказаны учителем.
Урок 32. Диктант
Цель этого диктанта — определить уровень усвоения темы «Двусоставное предложение».
Современный русский язык — это сложное единство литературного языка, диалектов, просторечия.
Русский литературный язык, прошедший долгий путь развития, стал более разнородным. Его носители различаются по социальному положению, месту жительства, профессии, по уровню образования и культуры. И сам литературный язык разделился на две разновидности — книжный язык и разговорную речь.
Книжный язык — это язык научных трудов, художественной литературы, деловой переписки, газет и журналов, телевидения и радио. Разговорный — язык неофициального общения. Он считается самостоятельной системой внутри общей системы литературного языка. На нем говорят дома, на улице, в семье, с друзьями и знакомыми.
Современные носители русского литературного языка владеют обеими его разновидностями. А, например, русские эмигранты, уехавшие из страны в первые десятилетия XX века, и их потомки практически не знают современной разговорной речи. Даже в быту они говорят на книжном языке начала века. Вот почему их речь может показаться несколько искусственной. (По А. Плетневой и Н. Голубевой-Мо- наткиной)*
Задание. Разберите первое и второе предложения по членам .
Цель работы: определить уровень усвоения темы «Простые предложения с однородными членами».
Родник в мелколесье
Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав*, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Особенно ясными стали для меня эти мысли после встречи с одним лесником1.
Шли мы с ним по мелколесью. В мелколесье* много прелести. Юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и береза — растут дружно и тесно. Кое-где по мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна-колодцы. Мы остановились у одного такого оконца и напились воды2.
- Родник! Я большой любитель разбирать слова, — неожиданно сказал лесник*. — Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя.
- А какое слово к вам привязалось сейчас? — спросил я.
- Да вот этот самый «родник». Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льет-течет* через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит* — родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. (К. Паустовский)
Примечание. Написания и знаки, отмеченные звездочкой (*), рекомендуется подсказать при проведении диктанта.
Задания
- Выпишите простые предложения с однородными членами, имеющими обобщающие слова. Составьте схемы предложений. Подчеркните члены предложения.
- Сделайте интонационную разметку предложения (обозначьте повышение-понижение голоса, логическое ударение, паузы): под цифрой1 (I вар.), под цифрой* (II вар.).
Примечание. Интонационная разметка осуществляется по образцу рубрики «Возьмите на заметку!» (с. 115 учебника). Необходимо, чтобы данное задание было проверено учителем в устной форме — опыт показывает, что это
Урок 63. Изложение «Что значит быть воспитанным?»*
Цель работы: проверить сформированность
умений сохранять при пересказе стиль речи и типологическое строение текста, а также тему и основную мысль текста.
Текст изложения дается без завершающей части; концовка создается учениками как ответ на вопрос: «Так как же стать воспитанным человеком?» Жанр изложения — статья.
Что значит быть воспитанным?
Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы.
Так что же такое воспитанность?
Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.
Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными и очень нужными.
Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не только в знании хорошего тона, но и в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)
Примечание. Последние три предложения не читаются.
Текст подготовлен В. И. Капинос.
Уроки 75, 76. Диктант и работа над ошибками. (Может быть проведен и один урок вместо двух)
Наши братья по разуму?
Тщательное изучение жизни муравьев позволило выявить поразительное сходство жизни человека и этих насекомых. Во-первых, только что родившиеся муравьи проводят свое детство в специальных «яслях» под надзором «воспитателей», которые регулярно выводят малюток погулять за приделы муравейника. Во-вторых, за больными ухаживают врачи. Они ежедневно проводят профилактические осмотры, в случае необходимости госпитализируют «пациентов» и даже оперируют их, ампутируют, например, поврежденные конечности. В-третьих, есть муравьи-фермеры, которые засыпают землей траншеи в стволах деревьев и засевают эти своеобразные поля различными культурами. В уборке урожая принимают участие все члены сообщества. Собранные семена идут в пищу, а соломка — на строительные нужды. И, наконец, существует у муравьев и церемония захоронения. «Могильщики» относят усопшего на кладбище, расположенное неподалеку от муравейника, и предают его земле на глубине 2—2,5 см.
Разумеется, не может быть и речи о зачатках разума у муравьев, по крайней мере, разума в нашем понимании*. Большую роль в жизнедеятельности муравьев, по мнению специалистов, играет сложная система врожденных инстинктов, чрезвычайно развитая у этих общественных насекомых*.
(Из книги «Энциклопедия — школьнику»)
Рекомендуется предложить школьникам сделать интонационную разметку одного предложения с вводными конструкциями по вариантам. Предложения отмечены знаком *.
Урок 88. Диктант*
Для проверки уровня усвоения изученного можно использовать следующий текст.
Пушкин любил определение быстрый и не раз пользовался им, характеризуя отличительную особенность чьей- либо творческой манеры, таланта, ума. Этим же словом пользуется Пушкин и применительно к художнику: «Бери свой быстрый карандаш, рисуй, Орловский, ночь и сечу».
Быстрый карандаш — образ, отвечающий собственной пушкинской манере, легкой, стремительной. Многочисленные зарисовки, постоянно сопутствующие процессу творчества, заполняли страницы рукописей поэта.
Рисунки Пушкина возникали в минуты раздумий, неудовлетворенности написанным. Они почти никогда не создавались специально. Это рисунки для себя, и в этом их особенная ценность. Не выраженные в словах мысли поэта остались запечатленными в рисунке.
Чрезвычайно интересны многочисленные автопортреты Пушкина. Они удивительно живы и выразительны. Поэт изображает себя по-разному: с кудрями (каким он был в юности) и лысым (каким он никогда не был), в крестьянской рубашке и в кавказской бурке.
В портретной галерее, созданной Пушкиным, можно увидеть декабристов и императоров, писателей и актеров, друзей и недругов, любимых женщин поэта. Велико мастерство Пушкина! (По Е. Муза)
Текст подготовлен М. М. Разумовской.
Урок 94. Диктант
Цель диктанта — проверить уровень усвоения темы «Предложения с обособленными членами».
Сорока-вестунья*
Бим отошел от дерева осторожно, оглядываясь, прислушиваясь к лесу**.
Неожиданно неподалеку застрекотала сорока: «Тут кто-то, кто-то, кто-то есть! Кто-то есть, кто-то есть!» И Бим немедленно, с первого же предупреждения сороки, остановился в чаще молодого дубняка, плотно окружившего старый толстенный дуб-вековик*. Боли он уже почти не чувствовал, она ушла куда-то в глубину. Он прилег на листву, вытянув шею и прижав голову к земле.
Сорока прокричала близко —*Бим увидел ее на высоком дереве. Он, конечно, ушел бы, не теряя ни минуты, но сорока кричала об опасности с той стороны, куда надо было идти Биму. Ждал он в трепете, в то же время с решимостью и с благодарностью к сороке за своевременное сообщение о враге. Спасибо тебе, сорока! Только хищные животные ругают эту птицу, замечательную вестунью, урожденную с телеграфом на хвосте, добровольную служку мирных жителей леса. Не будь сороки-вестуньи*, лесное население, бегающее и летающее, было бы лишено информации о жизни леса.
(По Г. Троепольскому)
Примечание. Знаком * отмечены слова и знаки препинания для подсказки; знаками ** и *** указаны предложения для интонационной разметки (I и II варианты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, русский, 6 класс
Рабочая программа по русскому языку, 6 класс...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
рабочая программапо математике 5 класс ФГОС
Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...