Рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Бабенко Нина Ивановна

Рабочая программа  по русскому языку   8 класс к учебнику «Русский язык. 8 класс» / под ред. М.М. Разумовской. ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_kl.docx113.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иозефовская основная школа»

РАССМОТРЕНО  И ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол от 30.08.2016г. № 1

УТВЕРЖДАЮ

директор________Г.М.Петракова

Приказ от 30.08. 2016г. №32 - ОД

 

Рабочая программа

по русскому языку

             

8 класс

уровень образования - базовый

Срок реализации  -  2016 -2017 учебный год

 

                                                                  Составитель:
                                                                                              Бабенко Н. И., учитель первой    

                                                                                          квалификационной  категории

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
  4. Содержание учебного предмета, курса.
  5. Календарно-тематическое планирование
  6. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, используемой литературы.
  1. Приложения к программе (методические рекомендации, дидактический материал)

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/ М.: Дрофа, 2010, а также в соответствии с учебным планом школы и требованиями к оснащению образовательного процесса.

Используемый УМК – учебник «Русский язык. 8 класс / под ред. М.М.Разумовской и др., методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 класс» / под ред. М.М. Разумовской

Цель курса:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.

Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Согласно учебного плана на изучение предмета русский язык в 8 классе отведено 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

2. Общая характеристика учебного предмета

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Содержание курса 8 класса нацелено на достижение предметных и метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в 5-7 классах, на изучение нового в 8 классе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на постепенную подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.

Специфику учебника составляет его структура, которая предусматривает изучение следующих разделов: «Синтаксис и пунктуация». «Речь». Однако языковой и речевой аспекты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» в основной курс языка.

В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:

1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;

2)стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный; 3)функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача научить говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.).

Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Формы организации учебной деятельности: практикумы, беседы, дискуссии, презентации, Формы контроля: проверочные работы, словарные работы, контрольные работы, сочинение, изложение, тестирование.

Основными формами организации учебных занятий являются комбинированные уроки, уроки предъявления новых знаний и применения практических умений.

Обусловленность выбора учебника (линия под ред. М.М.Разумовской)

В учебниках русского языка (5-9 класс) под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Место курса в учебном плане.

Место предмета «Русский язык» в учебном плане определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, предусматривающего обязательное изучение русского языка в 8 классе  102 часа.

3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из приоритетных направлений в обучении русскому языку является усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования средств в разных условиях общения. Содержание курса 8 класса нацелено на достижение предметных и метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу

  • оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

 Особое место в системе работы по русскому языку, в первую очередь по развитию речи языкового мышления учащихся, занимают межпредметные связи. Она должна охватывать и лексику текстов по разным предметам (в первую очередь терминологию и общенаучную лексику),

  • сам текст — его строение применительно к разным учебным предметам.

Контроль знаний будет осуществляться через тестирование, комплексный анализ текста, контрольные диктанты.

Дидактический материал, тексты для комплексного анализа, задания по развитию устной и письменной речи включают в себя региональный компонент.

На уроках обобщающего повторения используются мультимедийные презентации, опорные схемы-конспекты.

Основные задачи, предложенные программой курса, содержание и структура курса, формулировки тем, интерпретация отдельных положений, выдвигаемые требования, соответствуют государственному образовательному стандарту по русскому (родному) языку и литературе, направлены на реализацию образовательного стандарта.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты освоения русского (родного) языка;

1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, eё значения в процессе получения школьного образования;

2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явлении национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:

1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

•адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста основной мысли; основной и дополнительной информации);

•владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

•адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

•способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

•овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

•умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

•способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

•умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

•умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

•способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме

и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

•владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

•соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

•способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

•осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

•выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2)применение приобретённых знаний, умений и навыков и повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные  результаты  освоения  русского  (родного) языка:

1)представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7)проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  1. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  1. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов потребовала усиления коммуникативно-деятельностной составляющей курса. В связи с этим развиваются следующие аспекты работы, обеспечивающие овладение в процессе обучения:

1)языком науки и в связи с этим — формирование навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также способности строить рассуждения на лингвистическую тему;

2)метапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями, предполагающими формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т. п.; 3) функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности; 4) умениями использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения

Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Учебники, реализующие данную программу, характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.

Таким образом, в данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе при обучении языковым темам курса.

4. Содержание учебного предмета.        

Русский язык в семье славянских языков 1

Повторение  изученного в 5-7 классах 7+3

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса 7+1
Двусоставное предложение. Главные члены предложения 4+1

Второстепенные члены предложения 7+1

Односоставные предложения 11+5

Однородные члены предложения 12+3

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями 13+4

Предложения с обособленными членами 12+4

Способы передачи чужой речи.  Прямая и косвенная речь. 6

5. Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Коли-чество часов

Элементы содержания

Формы и виды деятельности на уроке

Универсальные учебные действия

Дата проведения /

корректировка

1

Русский язык в семье славянских языков

1

Дать понятие о функции русского языка в современном мире, расширить общие сведения о русском языке и его международном значении

Лекция,

составление тезисного плана, работа с книгой

Регулятивные УУД:

  1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике

Познавательные УУД:

извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений

Коммуникативные УУД:

1. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Повторение  изученного в 5-7 классах

7+3

2

Р/Р. Разновидности речи

1

Речь, разновидности речи (монологическая и диалогическая, устная и письменная). Стили и типы речи

работа с текстом

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

  1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

Коммуникативные УУД:

1. слушать и понимать других;

2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

3.

Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

1

Прилагательное, причастие и наречие. Условия выбора н и нн в словах. Состав слова, морфологический разбор слов, орфоэпические нормы

Работа с таблицей, объяснительный диктант

 Познавательные УУД:

  1. извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений

Регулятивные УУД:

  1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

Коммуникативные УУД

  1. Осуществлять речевую рефлексию.

4-5-6.

Слитное –раздельное написание НЕ и НИ  с разными частями речи

3

Правила слитного и раздельного написания не и ни с разными частями речи; орфоэпические нормы, грамматические разборы

Работа с таблицами и схемами; тест

Регулятивные УУД

1. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

2. Формулировать тему урока и его последующее содержание.

Познавательные УУД

  1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

Коммуникативные УУД

1. Слушать и слышать других.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности

7.

Р/Р. Контрольное изложение «Как я покупал собаку»

1

Тема, основная мысль, план текста; стиль и тип речи. Структура текста, авторский стиль

изложение

Регулятивные УУД

1. Определять последовательность действий (составлять план).

2. Оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД

  1.  Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

Коммуникативные УУД

1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности

8.

Употребление дефиса

1

Дефис как орфографический знак, условия написания дефиса в разных частях речи, состав слов.

Работа с таблицами и схемами; объяснительный диктант, тест

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Коммуникативные УУД

  1. . Адекватно использовать речевые средства для решения
  2. Свободно излагать содержание в устной форме, соблюдая нормы построения текста.коммуникативных задач.

9.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и других словоформ

1

Условия написания слитно-раздельно-дефисного написания; наречия и омонимичные части речи

Предупредитель-ный диктант

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

2. осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. слушать и понимать других;

2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

10.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

1

Урок контроля, орфография, пунктуация, грамматические разборы

Диктант с грамматическим заданием

Регулятивные УУД

1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Познавательные УУД

1.Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

Коммуникативные УУД

1.Осуществлять речевую рефлексию.

11.

Р/Р. Типы речи

1

Типы речи, их признаки

Анализ текста

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Владеть приёмами продуктивного чтения, соблюдая его этапы.

Коммуникативные УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

7+1

12.

Словосочетания, их строение и грамматическое значение

1

Повторение сведений о словосочетании, полученных в предшествующие годы обучения: отличие от слова и предложения: строение, отношения между его компонентами, способы выражения в речи, виды в зависимости от главного слова.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация; словарный диктант

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

13-14

Связь слов в словосочетании

2

Дать понятие о видах связи в словосочетании; 1) определять пособ связи слов в словосочетании; 2) преобразовывать словосочетания одного грамматического значения  в синонимичные с другим видом связи; 3) правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования; 4) использовать в речи словосочетания – стилистические синонимы.

Исследование; проблемные задачи; работа со схемами, проверочный тест

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Коммуникативные УУД

1. Адекватно использовать речевые средства для решения

  1. Свободно излагать содержание в устной форме, соблюдая нормы построения текста.коммуникативных задач.

15-16

Предложение и его типы

2

Предложение как основная единица языка, единица общения, средства выражения мысли, чувства, переживаний. основные типы предложений, грамматическая основа предложения, интонация

Распределительный диктант, редактирование текста

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

17.    

Р/Р. Способы и средства связи предложений в тексте

1

Способы связи предложений в тексте; средства связи предложений в тексте

Комплексный анализ текста

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве.

18-19.

Простое предложение. Интонация простого предложения

2

Простое предложение, его строение, грамматическая основа, схема простого предложения. Интонация, ее основные элементы

Объяснительный диктант

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Коммуникативные УУД

  1. Осуществлять речевую рефлексию

Двусоставное предложение.

Главные члены предложения

4+1

20.

Подлежащее и способы его выражения

1

Расширить представления учеников о подлежащем, его признаках, способах выражения

Опорные схемы; лекция; беседа; работа с книгой; текущий контроль

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и понимать других;

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

21.

Сказуемое и способы его выражения

1

Расширить представление о сказуемом, его признаках, дать понятие о простом глагольном сказуемом и способах его выражения; знать основные признаки выражения сказуемого

Комментированное письмо; упражнения, тренинг, работа с книгой; тест

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве.

2. Слушать и слышать других

22.

Тире между подлежащим и сказуемым

1

 Определение способов выражения подлежащего и сказуемого. Анализ условия постановки  (или отсутствия) тире между подлежащим и сказуемым.  

Конструирова-ние предложений; объяснительный диктант

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и понимать других;

Коммуникативные УУД

1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности

23

Р/Р. Репортаж

1

Дать представление о репортаже как о жанре

словарная работа, изложение с творческим заданием

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и понимать других;

24.

Правила согласования главных членов предложения

1

Способы выражения подлежащего и сказуемого; правила согласования главных членов предложения

 Комплексный анализ текста

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и понимать других

Второстепенные члены предложения

7+1

25-26.

Определение

2

Второстепенные члены предложения, определение, способы выражения определений; смысловая и художественная функция определений

беседа; конструиро-вание, словосочетаний и предложений; работа с книгой; словарный диктант; тест

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Коммуникативные УУД

1. Адекватно использовать речевые средства для решения

  1. Свободно излагать содержание в устной форме, соблюдая нормы построения текста.коммуникативных задач.

27.

Виды определений

1

Виды определений(согласованные и несогласованные); приложение как особый вид определения. Условия употребления дефиса между приложением и определяемым словом

Словарная работа, работа над речевыми нормами; объяснительный диктант

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать информацию из одной формы в другую (модель, схему).

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

28.

Дополнение

1

Второстепенные члены предложения, дополнение. Способы выражения дополнений. Прямое и косвенное дополнение. Синтаксический разбор предложений, употребление дополнений

Лекция, тренировочные; работа с книгой; упражнения; составление плана; комплексный анализ текста

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и понимать других;

29.

Обстоятельство

1

Второстепенные члены предложения, обстоятельство; способы выражения обстоятельств, разряды обстоятельств. Синтаксический разбор предложений.

Тренировоч-ные; лекция; упражнения, словарная работа; работа с книгой

Регулятивные УУД

1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

1.. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.

Коммуникативные УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

30

Р/Р. Репортаж как жанр публицистики

1

Дать представление о репортаже как о жанре;

словарная работа, изложение с творческим заданием

Регулятивные УУД

1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Определять последовательность действий (составлять план).

Познавательные УУД

1. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным).

2. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

31.

Порядок слов в предложении

1

Порядок слов в предложении, синтаксическое значение и стилистическая роль порядка слов. Прямой и обратный порядок слов

Тренировочные упражнения, самостоятель-ная работа

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и понимать других;

32.

Диктант

1

Регулятивные УУД

1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Односоставные предложения

(11+5

.

33.

Основные  виды односоставных предложений

1

Расширить представления учеников о предложении, дать понятие об односоставных предложениях; различать виды односоставных предложений

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

34-35.

Определенно-личные предложения

2

Дать определение определенно- личных предложений; значение и структурные особенности, формы глагола-сказуемого

Работа с конспектом, тренировочные упражнения; деловая игра; тест

Регулятивные УУД

1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Познавательные УУД

1.Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

Коммуникативные УУД

1.Осуществлять речевую рефлексию.

36.

Р/Р. Сочинение в жанре репортажа

1

Репортаж как жанр публицистики, особенности репортажа, правила построения, характерные языковые средства

сочинение

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве.

2. Слушать и слышать других.

37.

Неопределенно- личные предложения

1

Дать понятие о неопределенно- личных предложениях, выделять такие предложения в тексте, в составе сложных предложений; находить неопределенно-личные предложений по их значению и структурным особенностям

Тренировочные упражнения, работа с конспектом, словарная работа; творческая работа; проблемные задачи

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Познавательные УУД

  1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

Коммуникативные УУД:

1 Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами..

38.

Обобщенно-личные предложения

1

Обобщенно-личные предложения, значение, структурные особенности, сфера употребления; обобщенно-личные предложения в разных стилях речи

Сочинение-миниатюра с использованием обобщенно-личных предложений

Регулятивные УУД

1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Определять последовательность действий (составлять план).

Познавательные УУД

1. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным).

2. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

39-40

Р/Р. Контрольное изложение

2

Тема, основная мысль, план текста, стиль и тип речи

изложение

Регулятивные УУД

  1. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать содержание в устной форме, соблюдая нормы построения текста.

41.

Безличные предложения

1

Представление о безличных предложениях, показать способы выражения сказуемого в этих предложениях, развивать речевую культуру учеников; различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения

Работа с таблицей, составление плана, тренировочные упражнения; проблемные задачи

Регулятивные УУД

  1. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

  1. Свободно излагать содержание в устной форме, соблюдая нормы построения текста.

42.

Назывные предложения

1

Понятие назывного предложения; показать их значение, сферу употребления, развивать речевую культуру учеников; формировать умения:1) находить назывные предложения;

2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, статьях

Работа с поэтическим текстом, составление плана; объяснительный диктант

Регулятивные УУД

1.. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

Коммуникативные УУД

1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве.

43-44

Р/Р. Сочинение по картине А.П.Рябушкина «Московская девушка 17 века»

2

Развивать речевую культуру учеников

сочинение

Регулятивные УУД

1.  Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1.Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

45

Анализ сочинения

1

Регулятивные УУД

  1. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

Коммуникативные УУД

  1. Осуществлять речевую рефлексию

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, обобщать

46-47.

Неполные предложения

2

Понятие о неполных предложениях; показать сферу их употребления; показать значение интонации в неполных предложениях; определять неполные двусоставные и односоставные предложения;

Конструирова-ние предложений, контрольный словарный диктант; организация совм6естной учебной деятельности

 Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и понимать других;

48.

Контрольный диктант по теме «Простое предложение»

1

Повторение всех изученных понятий в теме «Простое предложение»

Диктант с грамматическим заданием

Регулятивные УУД

  1. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

1. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

Коммуникативные УУД

1.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Однородные члены предложения

12+3

49

Р.р. Статья в газету: понятие о жанре

1

Регулятивные УУД

1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы 

Познавательные УУД

1. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Соблюдать нормы построения текста.

50-52

Понятие об однородных членах

3

Закрепить изученное об односоставных и неполных предложениях; углубить представления учеников об однородных членах,

Лекция, беседа, работа с книгой, со схемами, демонстрация; тест

Регулятивные УУД

1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Определять последовательность действий (составлять план).

Познавательные УУД

1. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным).

2. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

53-55.

Как связаны между собой однородные члены предложения

3

Интонация перечисления и сочинительные союзы как способы выражения сочинительной связи между однородными членами предложения; группы сочинительных союзов по значению

Объяснитель-ный диктант; тест

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и понимать других;

56.

Р/Р. Статья в газету

1

Статья в газету – один из жанров публицистики; задача статьи в газету, ее строение, особенности, характерные языковые средства

Творческая работа

Регулятивные УУД

1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы 

Познавательные УУД

1. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Соблюдать нормы построения текста.

57,58.

Однородные и неоднородные определения

2

Углубить представления учеников об однородных членах

Выборочный диктант, самостоятельная работа, работа со схемами, тренировочные упражнения

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и понимать других;

59,60

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

2

Восстановить сведения учеников об обобщающих словах при однородных членах

Лекция, беседа, демонстрация, работа со схемами,  таблицами, контрольный словарный диктант

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

Коммуникативные УУД

1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве

61,62

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»и работа над ошибками

2

Проверить планируемые результаты об обобщающих словах при однородных членах,

Диктант, грамматическое задание

Регулятивные УУД

  1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей 

Познавательные УУД

1.Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма

63

Р/Р. Изложение – рассуждение»Что значит быть воспитанным?»

1

изложение

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Владеть приёмами рационального слушания.

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

13+4

64,65.

Обращение и знаки препинания при нем

2

Понятие об обращении и его роли в предложении, познакомить со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями; находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации

Самостоятельная работа, тренировочные упражнения; тренинг; тест

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

66.

Р/Р. Портретный очерк. Общее представление о жанре. Поект.

1

Очерк как один из жанров публицистики, портретный очерк, его особенности

 Творческая работа

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

67-71.

Вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при  них.

5

 Понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания; выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов или вводных предложений; 2) правильно ставить знаки препинания при вводных словах

 Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация;

Изложение; объяснительный диктант

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и понимать других;

72.

Р/Р. Портретный очерк

1

Тема, основная мысль, план текста, авторский стиль

 изложение

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

73,74.

Предложения со вставными конструкциями

2

Вставные конструкции, интонация предложений со вставными конструкциями, выделение данных конструкций на письме

Комментированное письмо

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

75,76

Контрольный диктант и работа над ошибками

2

Проверить планируемые результаты об обращениях, вводных словах и вставных конструкциях

Диктант с грамматическим заданием

Регулятивные УУД

  1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей 

Познавательные УУД

1.Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

77.

Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ

1

Междометия, знаки препинания в предложениях с междометиями и словами ДА,НЕТ. Интонационное выделение междометий

 Объяснитель-ный диктант

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Коммуникативные УУД

1. Адекватно использовать речевые средства для решения

78

Уроки  повторения и обобщения по теме

1

Простое осложненное предложение, пунктуация в таких предложениях

тест

Регулятивные УУД

  1. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД

  1. Осуществлять речевую рефлексию

79,80.

Р.р. Сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Шаляпин»

2

Биографические сведения о художнике; творческая история картины; стиль и тип речи; Языковой материал для сочинения по картине; употребление разных видов односоставных предложений

сочинение

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

Предложения с обособленными членами

12+4

81.

Обособление второстепенных членов предложения

1

Понятие обособления; показать, что обособление – один из способов смыслового выделения или уточнения части предложения; 1) выделять интонационно обособленные члены; 2) проводить синонимическую замену обособленных членов; 3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация;

сопоставление предложений, тренировочные упражнения

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

82-86

Обособленные определения

и приложения

5

Усвоить общие правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений; 1) находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, распространенными приложениями, а также двумя согласованными одиночными определениями, относящимися к существительному;

2) интонационно правильно произносить их

Работа над интонацией, объяснительный диктант, тренировочные упражнения; беседа; демонстрация; тест

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и понимать других;

87.

Р/Р. Сочинение в жанре портретного очерка

1

Жанровые признаки и правила построения портретного очерка, характерные языковые средства. Материал для сочинения

Словарно-орфографическая работа; сочинение

Регулятивные УУД

1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

88

Диктант

1

Диктант с грамматическим заданием

Регулятивные УУД

1.Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей 

Познавательные УУД

1.Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

89-91.

Обособленные обстоятельства

3

Способы выражения обстоятельств; условия обособления обстоятельств; синтаксический разбор предложений, интонационное выделение; знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Объяснительный диктант; тест

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и понимать других;

92,93

Уточняющие члены предложения

2

Понятие об обособлении уточняющих членов предложения, роль и значение в предложении; знакомство со способами обособления уточняющих членов предложения; находить уточняющие члены предложения; правильно ставить знаки препинания при них.

Анализ предложений, составление плана работа с таблицей, лекция, беседа, демонстрация

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности

94.

Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения»

1

Проверить планируемые результаты учеников по теме;

Диктант с грамматическим заданием

Регулятивные УУД

1.Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей 

Познавательные УУД

1.Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма

95,96.

Р/Р. Применение публицистического стиля на практике. Деловая игра «Мы выпускаем газету». Прект

2

Жанровые особенности статьи в газету и репортажа; стиль и тип речи текстов; предложения с обособленными членами

Редактирование текста, творческая работа

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

Способы передачи чужой речи.  Прямая и косвенная речь.

6

97,98.

Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи

2

Обобщить сведения о предложениях с прямой речью; углубить понятие «прямая речь»; выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку

 Объяснитель-ный диктант; работа со схемами

 и таблицами

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и понимать других;

99

Диалог

1

Диалог, структура диалога, реплика, правила оформления диалогов

Творческие задания

Регулятивные УУД

1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Определять последовательность действий (составлять план).

Познавательные УУД

1. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным).

100

Предложения с косвенной речью

1

Понятие «косвенная речь»; показать отличия предложений с косвенной речью от предложений с прямой речью ; различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь на косвенную, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи

Выразительное чтение, объяснительный диктант

Регулятивные УУД

1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Определять последовательность действий (составлять план).

Познавательные УУД

1. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным).

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

101

Цитаты и знаки препинания при цитировании

1

Понятие цитаты как разновидности прямой речи; вводить в речь цитаты, правильно ставить знаки препинания при цитировании

Беседа, работа с книгой, тренинг; объяснительный диктант

Регулятивные УУД

1. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

102

Повторение и обобщение изученного в 5-8 классах

1

Повторение и закрепление пройденного по темам;

Лингвистичес-кий разбор, тренировочные упражнения; словарно-орфографическая работа

Регулятивные УУД

1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

1.. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.

Коммуникативные УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме.

  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  2. Учебно-методический комплект.

Учебная программа

Учебное пособие для ученика, дидактический материал

Учебник

Инструмент по отслеживанию результатов

Методическое пособие для учителей

Рабочая программа по русскому языку,  составленная на основе примерной программы  5-9 под редакцией М.М.Разумовской –М.:Дрофа, 2011.

Богданова Г.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс. – Ч. 1,2. – М.: Просвещение, 2011.

Раздаточные материалы 8 класс. Т.М.Пахнова. – М.:Дрофа, 2007.

Русский язык в таблицах 5 – 11 класс. З.Д.Гольдин, В.Н.Светлышева. – М.:Дрофа, 2007.

М.М.Разумовская, П.А.Лекант. Учебник русского языка для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.

И.В. Текучева. Контрольные и провероные работы по русскому языку: 8кл. К учебнику С.Г.Бархударова М.: Экзамен, 2008.

Горашова Н.Г.Тесты по русскому языку. 8 класс. – М.:Экзамен, 2008.

С.С.Петровская. Диктанты по русскому языку 8 класс. – М.:Дрофа, 2007.

Тексты по русскому языку 8-9 класс. Синтаксис. Текст. В.И.Капинос и др. – М.:Дрофа, 2007.

Тесты по русскому языку 8 – 9 класс. Синтаксис и пунктуация. О.С.Иссера, Н.А.Кузьмина. – М.:Дрофа, 2007.

Уроки русского языка в 8 классе: поурочные планы по программе М.М.Разумовской\ составитель О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. Книга для учителя. –

 М.:Просвещение, 2007.

Русский язык. 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской/авт.-сост. Н.Ю.Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2011.

Дополнительные обобщающие материалы.

1.  Н.Н.Соловьева. Русский язык в задачах и играх. – М.: Материк – Альфа, 2004.

2.  Н.Н.Соловьева. Игры на уроках русского языка. – М.: Материк – Альфа, 2007.

3.  Т.М.Воителева. Дидактические материалы русский язык. 8 – 9 класс. – М.:Дрофа, 2007.

4.  С.И.Львова. Русский язык в кроссордах. – М.: Дрофа, 2007.

5.   Е.Н.Кольцова.  Развитие речи 8 – 9 класс. – М.: Дрофа, 2007.

6.  Н.Ю.Ганжина, Н.Ф.Назарова.  Сборник диктантов по синтаксису и пунктуации 8 – 9 класс. –

      Саратов. :Лицей, 1998.

7.   Компакт – диски: Страна Лингвиния (сборник диктантов, тренингов и электронных словарей).

8.   Обучающая компьютерная программа «Фраза». Программа – тренажер по русскому языку.

9.   Компакт – диск: Русский язык.  Справочник школьника.

10.   Компакт – диск: Русский медвежонок – языкознание для всех.

11. Интернет – ресурсы:  

Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения

http://www.school.mos.ru/ 

Учитель и ученик. Информационно-методический сайт.

http://www.debryansk.ru/~lpsch/ 

Раздел по литературе  Новосибирской образовательной сети.

http://www.websib.ru/noos/literature/index.html 

Информационные материалы по русскому языку и литературе.

http://www.ooipkro.ru/Bank_HTML/str37.htm 

Развитие орфографической зоркости учащихся 

http://gramota.direktor.ru

Урок литературы: проблемы, методы, подходы 

http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html

Опорный орфографический компакт по русскому языку 

http://yamal.org/ook/

Литература: универсальная энциклопедия 

http://mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=52

Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию 

http://www.spelling.spb.ru/rosenthal/alpha/index.htm

Толковый словарь крылатых выражений 

http://www.comics.ru/dic/ 

Образовательный сектор. Литература и русский язык.

http://www.phis.org.ru/education/saity_lit.shtml 

Страничка Учительская. Сайт Питерская школа.

http://www.shkola.spb.ru/teacher_room/index.phtml?tid 

Образовательный портал «Учеба».

http://www.posobie.ru/ 

Сайт Федерации Интернет образования.

http://teacher.fio.ru/index.php?c=61 

Газета «Литература», электронная версия. Сайт для учителей «Я иду на урок литературы».

http://lit.1september.ru/

Сайт «Кабинет русского языка и литературы»

http://ruslit.ioso.ru/

Список справочной литературы по русскому языку для учащихся

  1. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков. – М., Просвещение, 2005.
  2. Потиха З.А.Школьный  словарь строения слов русского языка. М., Просвещение, 2005.
  3. Лекант П.А.Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., Просвещение, 2005.
  4. Словарь-справочник фразеологизмов. – М., Просвещение, 2005.
  5. Историко-этимологический словарь. 1, 2 часть. М., Просвещение, 2005.
  6. З.Е.Александрова. Словарь синонимов русского языка. – М.,Просвещение, 2005.
  7. Через дефис. Слитно или раздельно. Словарь-правочник русского языка. –М., Просвещение, 2005

Л.И.Скворцов. Большой толковый словарь правописания русского языка. –М., Просвещение, 2005 Требования к уровню образованности восьмиклассников

7. ПРИЛОЖЕНИЕ  К ПРОГРАММЕ: 
Дидактический материал
Урок 7. Контрольное изложение по речеведению «Как я покупал собаку»'

Как я покупал собаку

Я попросил своих товарищей присмотреть где-нибудь для меня взрослого, солидного пса, который бы все понимал и умел вести себя дома и на охоте. Мне позвонили и сказали, что есть такая собака в городе Орехово-Зуеве. Хозяин продавал ее не от нужды, а от обиды: поблизости от Орехова пропали тетерева и куропатки и охотиться стало не на кого.

Огромный сеттер понравился мне с первого взгляда. Навстречу мне он чуть приподнял свою умную, лобастую голову и по приказу хозяина шагнул вперед, сурово и с достоинством.

     Хозяин коротко назначил цену, я не торговался, отсчитал деньги, взял ременной поводок и сам пристегнул его к собачьему ошейнику.

     К машине мы вышли вместе с хозяевами собаки. Томка уселся на заднем сиденье. Когда машина тронулась с места, Томка вздрогнул и оглянулся. Вслед за Томкой я тоже посмотрел назад. Старый его хозяин все стоял у ворот, жена хозяина вытирала платком глаза.

      В квартиру пес поднялся как будто спокойно. Дома Томка весь день лежал, положив морду на низкий подоконник. Когда стало трудно различать лица прохожих на улице, он встал, подошел ко мне — я в это время сидел на диване — и неожиданно опустил мне на колени свою тяжелую голову. По легкому, чуть заметному покачиванию собачьего тела я понял, что Томка дремлет.

            Прошло двадцать минут, полчаса... Ноги мои затекли, становилось все труднее сидеть, и наконец я не выдержал. Я взял Томку за ошейник и легонько тряхнул. Пес всхрапнул, доверчиво потянулся ко мне всем телом и только потом открыл глаза. И вдруг... в собачьих темных зрачках мелькнул ужас. Томка оскалил зубы и зарычал злобно, непримиримо.
         
На третий день нашей совместной жизни я понял, что мне не удастся приручить Томку: он слишком сильно любил своего старого хозяина. Три дня пес лежал в углу, у окна, без сна, не притрагиваясь к пище. Он тосковал и мучился, как человек. Я тоже мучился. Я уже успел полюбить Томку за верность.
       
К концу третьего дня я дал телеграмму в Орехово-Зуево. Хозяин приехал за своей собакой тотчас же, с ночным поездом.
       
Томка первым услышал его шаги на лестнице. Он еще не верил, что это возвращается самый любимый его человек. Когда я открыл дверь и хозяин вошел в комнату, Томка не бросился к нему. Он только завилял хвостом, лег на бок и закрыл глаза. Может быть, он опять боялся проснуться. Потом он повернулся и, как маленький щенок, опрокинулся на спину. По-собачьему это значило, наверное: «Видишь, я не могу жить без тебя. Это хорошо, что ты вернулся».
       
В ту же ночь Томка уехал со своим хозяином-другом.
       
Томкин хозяин понял, что друзей не продают, а я — что друзей не покупают за деньги: дружбу и уважение надо заработать. (По Б. Емельянову)
Примечание для учителя. Последний абзац при чтении текста опускаем; школьники сами пишут концовку текста — вывод, к которому пришли автор и читатели.
* Текст изложения подготовлен В. И. Капинос.

Урок 10. Диктант.
       
Полуденное солнце стояло над головой, густо пахло смолой, и где-то высоко над не оттаявшей еще землей звенел, заливался, захлебываясь в собственной своей немудреной песенке, жаворонок.

         Полный ощущения неопределенной опасности*, Алексей оглядел лесосеку. Вырубка была свежая, незапущенная, хвоя на неразделанных деревьях не успела еще повять и пожелтеть... Лесорубы могут вот-вот прийти.

         Алексей по-звериному чувствовал, что кто-то внимательно и неотрывно следит за ним.

Треснула ветка. Он оглянулся и увидел, что несколько ветвей жили какой-то особой жизнью, не в такт общему движению. И почудилось Алексею, что оттуда доносился взволнованный человеческий шепот.

       «Что это? Зверь, человек?» — подумал Алексей, и ему показалось, что в кустах кто-то говорит по-русски. От этого он почувствовал сумасшедшую радость... Совершенно не задумываясь, кто там —* друг или враг, Алексей издал торжествующий вопль, всем телом рванулся вперед и тут же со стоном упал как подрубленный.

(По Б. Полевому)

Примечание. Знаки препинания, отмеченные знаком *, могут быть подсказаны учителем.

Урок 32. Диктант
Цель этого диктанта — определить уровень усвоения темы «Двусоставное предложение».

        Современный русский язык — это сложное единство литературного языка, диалектов, просторечия.

       Русский литературный язык, прошедший долгий путь развития, стал более разнородным. Его носители различаются по социальному положению, месту жительства, профессии, по уровню образования и культуры. И сам литературный язык разделился на две разновидности — книжный язык и разговорную речь.

      Книжный язык — это язык научных трудов, художественной литературы, деловой переписки, газет и журналов, телевидения и радио. Разговорный — язык неофициального общения. Он считается самостоятельной системой внутри общей системы литературного языка. На нем говорят дома, на улице, в семье, с друзьями и знакомыми.

        Современные носители русского литературного языка владеют обеими его разновидностями. А, например, русские эмигранты, уехавшие из страны в первые десятилетия XX века, и их потомки практически не знают современной разговорной речи. Даже в быту они говорят на книжном языке начала века. Вот почему их речь может показаться несколько искусственной. (По А. Плетневой и Н. Голубевой-Мо- наткиной)*

Задание. Разберите первое и второе предложения по членам .

Уроки 61 Диктант

Цель работы: определить уровень усвоения темы «Простые предложения с однородными членами».

    Родник в мелколесье

     Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав*, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Особенно ясными стали для меня эти мысли после встречи с одним лесником1.

     Шли мы с ним по мелколесью. В мелколесье* много прелести. Юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и береза — растут дружно и тесно. Кое-где по мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна-колодцы. Мы остановились у одного такого оконца и напились воды2.

 -  Родник! Я большой любитель разбирать слова, — неожиданно сказал лесник*. — Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя.

  • А какое слово к вам привязалось сейчас? — спросил я.
  •  Да вот этот самый «родник». Надо думать, получилось  оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льет-течет* через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит* — родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. (К. Паустовский)

Примечание. Написания и знаки, отмеченные звездочкой (*), рекомендуется подсказать при проведении диктанта.

Задания

  1.  Выпишите простые предложения с однородными членами, имеющими обобщающие слова. Составьте схемы предложений. Подчеркните члены предложения.
  2.  Сделайте интонационную разметку предложения (обозначьте повышение-понижение голоса, логическое ударение, паузы): под цифрой1 (I вар.), под цифрой* (II вар.).

Примечание. Интонационная разметка осуществляется по образцу рубрики «Возьмите на заметку!» (с. 115 учебника). Необходимо, чтобы данное задание было проверено учителем в устной форме — опыт показывает, что это

Урок 63. Изложение «Что значит быть воспитанным?»*

Цель работы:        проверить        сформированность

умений сохранять при пересказе стиль речи и типологическое строение текста, а также тему и основную мысль текста.

Текст изложения дается без завершающей части; концовка создается учениками как ответ на вопрос: «Так как же стать воспитанным человеком?» Жанр изложения — статья.

Что значит быть воспитанным?

     Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы.

     Так что же такое воспитанность?

     Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

     Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными и очень нужными.

      Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не только в знании хорошего тона, но и в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)

Примечание. Последние три предложения не читаются.

Текст подготовлен В. И. Капинос.

Уроки 75, 76. Диктант и работа над ошибками. (Может быть проведен и один урок вместо двух)

Наши братья по разуму?

     Тщательное изучение жизни муравьев позволило выявить поразительное сходство жизни человека и этих насекомых. Во-первых, только что родившиеся муравьи проводят свое детство в специальных «яслях» под надзором «воспитателей», которые регулярно выводят малюток погулять за приделы муравейника. Во-вторых, за больными ухаживают врачи. Они        ежедневно        проводят        профилактические осмотры, в случае необходимости госпитализируют «пациентов» и даже оперируют их, ампутируют, например, поврежденные конечности. В-третьих, есть муравьи-фермеры, которые засыпают землей траншеи в стволах деревьев и засевают эти своеобразные поля различными культурами. В уборке урожая принимают участие все члены сообщества. Собранные семена идут в пищу, а соломка — на строительные нужды. И, наконец, существует у муравьев и церемония захоронения. «Могильщики» относят усопшего на кладбище, расположенное неподалеку от муравейника, и предают его земле на глубине 2—2,5 см.

         Разумеется, не может быть и речи о зачатках разума у муравьев, по крайней мере, разума в нашем понимании*. Большую роль в жизнедеятельности муравьев, по мнению специалистов, играет сложная система врожденных инстинктов, чрезвычайно развитая у этих общественных насекомых*.

(Из книги «Энциклопедия — школьнику»)

Рекомендуется предложить школьникам сделать интонационную разметку одного предложения с вводными конструкциями по вариантам. Предложения отмечены знаком *.

Урок 88. Диктант*

Для проверки уровня усвоения изученного можно использовать следующий текст.

      Пушкин любил определение быстрый и не раз пользовался им, характеризуя отличительную особенность чьей- либо творческой манеры, таланта, ума. Этим же словом пользуется Пушкин и применительно к художнику: «Бери свой быстрый карандаш, рисуй, Орловский, ночь и сечу».

     Быстрый карандаш — образ, отвечающий собственной пушкинской манере, легкой, стремительной. Многочисленные зарисовки, постоянно сопутствующие процессу творчества, заполняли страницы рукописей поэта. 
     
Рисунки Пушкина возникали в минуты раздумий, неудовлетворенности написанным. Они почти никогда не создавались специально. Это рисунки для себя, и в этом их особенная ценность. Не выраженные в словах мысли поэта остались запечатленными в рисунке.
   
Чрезвычайно интересны многочисленные автопортреты Пушкина. Они удивительно живы и выразительны. Поэт изображает себя по-разному: с кудрями (каким он был в юности) и лысым (каким он никогда не был), в крестьянской рубашке и в кавказской бурке.
     
В портретной галерее, созданной Пушкиным, можно увидеть декабристов и императоров, писателей и актеров, друзей и недругов, любимых женщин поэта. Велико мастерство Пушкина! (По Е. Муза)

 Текст подготовлен М. М. Разумовской.

Урок 94. Диктант

        Цель диктанта        —        проверить        уровень        усвоения темы «Предложения с обособленными членами».

Сорока-вестунья*

      Бим отошел от дерева осторожно, оглядываясь, прислушиваясь к лесу**.

     Неожиданно неподалеку застрекотала сорока: «Тут  кто-то, кто-то, кто-то есть! Кто-то есть, кто-то есть!» И Бим немедленно, с первого же предупреждения сороки, остановился в чаще молодого дубняка, плотно окружившего старый толстенный дуб-вековик*. Боли он уже почти не чувствовал, она ушла куда-то в глубину. Он прилег на листву, вытянув шею и прижав голову к земле.

     Сорока прокричала близко —*Бим увидел ее на высоком дереве. Он, конечно, ушел бы, не теряя ни минуты, но сорока кричала об опасности с той стороны, куда надо было идти Биму. Ждал он в трепете, в то же время с решимостью и с благодарностью к сороке за своевременное сообщение о враге. Спасибо тебе, сорока! Только хищные животные ругают эту птицу, замечательную вестунью, урожденную с телеграфом на хвосте, добровольную служку мирных жителей леса. Не будь сороки-вестуньи*, лесное население, бегающее и летающее, было бы лишено информации о жизни леса.

(По Г. Троепольскому)

Примечание. Знаком * отмечены слова и знаки препинания для подсказки; знаками ** и *** указаны предложения для интонационной разметки (I и II варианты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, русский, 6 класс

Рабочая программа по русскому языку, 6 класс...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

рабочая программапо математике 5 класс ФГОС

Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...