Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (авторская программа под ред. В.В.Бабайцевой)
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Скарлыгина Марина Марковна

ФГОС СОО. Рабочая программа по русскому языку для 11 (гуманитарного) класса. Данная программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для классов III ступени под ред. В.В.Бабайцевой. Также прилагаю Календарно-тематическое планирование, составленное для гуманитарного класса (рассчитано на 102 часа, 3 часа в неделю).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС СОО!!!

Буду рада помочь своим коллегам. С уважением, Марина Марковна. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

µµСкарлыгина

I. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (углубленный уровень) для 11  класса А составлена  на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), авторской программы предмета "Русский язык" для обучающихся 11 класса  автора В.В.Бабайцевой, примерной основной образовательной  программы среднего общего образования (ООП СОО), положения о рабочей программе учебных предметов, курсов ОБОУ «Лицей – интернат №1» г. Курска.  

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего – 102 часа.

Программой предусмотрено проведение 4-х контрольных диктантов,  2-х к/сочинений.

Рабочая программа обеспечена  учебником:  УМК под ред. В.В.Бабайцевой «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» (углублённый уровень)

 Главной целью реализации ООП СОО по предмету «Русский язык» на углублённом уровне является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с ФГОС СОО; развитие личности ребёнка путём включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не только как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентностного подхода.  

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования целями обучения русскому языку на углублённом уровне служат:

• формирование представлений о лингвистике как  взаимосвязи языка и родной истории, языка и культуры русского и других народов; расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира в целом; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры; патриотическое, духовное и эстетическое воспитание обучающихся средствами русского языка;

 • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; языковой норме, функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование представлений о речевой деятельности, её основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, слушания, говорения и письма;

• совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение языкового чутья; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функциональной и жанровой принадлежности, оценки изобразительно-выразительных средств  текста;

• развитие умений пользоваться разными приёмами редактирования, методами поиска, анализа и обработки научной информации, в том числе  в электронном виде;

• формирование умений нормативного словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии с речевым общением,  умения оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• формирование опыта научно-исследовательской деятельности, проведения лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;

• развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений для осуществления межличностного и межкультурного общения; формирование готовности к получению профильного высшего образования, способности использовать разные формы учебно-познавательной деятельности в вузе.       

 

Задачи реализации РП:

  • углубление знаний о языке как основной системе в общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение умением выражать личную позицию и своё отношение к прочитанным текстам;
  • овладение умениями КАТ;
  • овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования коммуникативных способностей и речевой культуры.

II. Планируемые результаты

        Углублённый уровень изучения русского языка в 10-11 классах предполагает достижение выпускниками средней (полной) школы следующих личностных,  метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:

1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности;  

2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;

3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

4) осознание своего места в поликультурном мире;

 5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;

6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;

7) готовность к самостоятельной деятельности;

8) готовность и способность вести диалог с другими людьми;

9) сформированность навыков сотрудничества;

10) эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;

 

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:

1) умение эффективного общения в процессе совместной деятельности;

2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;

3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;

4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;

6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);

7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;

8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;

9) умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;

10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.

 Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:

1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных-русистах;

2) сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;

3) освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;

4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;

5) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;

6) владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;

7) сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;

8) сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

9) владение различными приёмами редактирования текстов;

10) сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;

11) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой практике.

Выпускник на углубленном уровне научится:

– воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;

– рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;

– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

– анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;

– комментировать авторские высказывания на различные темы;  

– отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

– оценивать стилистические ресурсы языка;

– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

– владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

– проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;

– выделять и описывать социальные функции русского языка;

– проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;

– анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

– характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;

– проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;

– проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;

– критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;

– выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;

– осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

– использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;

– проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;

– редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;

– определять пути для совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.

 

III. Содержание учебной программы

1.  Принципы русского правописания

Фонетический принцип графики.

Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии.

Дифференцирующие и другие написания.

Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации.

Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.

2. Повторение изученного

Систематизация знаний по русскому языку.

Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров.

Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания).

Совершенствование устной речи.

3. Тренинг. Подготовка к ЕГЭ-2020                                 

IV. Календарно-тематическое планирование

(Приложение 1)

V. Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

                    Из них

 

Контрольные работы:

4 К/Д, 2 КС

Уроки развития речи

1

Введение

1

2

Источники расширения  словарного состава современного русского языка

11

Входной контроль

 

3

Принципы русского правописания

5

Контрольный диктант №1

4

Повторение изученного. Фонетика, графика, орфография

 41

 

 

Контрольное сочинение №1

5

Повторение изученного. Морфемика и словообразование

Контрольный диктант №2

6

Повторение изученного. Лексика, фразеология, этимология

7

Повторение изученного. Морфология

Контрольное

сочинение  №2

8

Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация

Контрольный диктант №3

9

Обобщающее повторение орфографии.

19

Контрольный диктант №4

10.

Тренинг. Подготовка к ЕГЭ-2020

25

Итоговая тестовая работа в формате ЕГЭ

Итого

102

4 + 2

VI. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1. Литература для обучающихся

  • Учебно-методический комплекс (УМК) Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы. Учебник. Углубленный уровень. ФГОС.  Бабайцева, В.В. – М.: Вертикаль, 2019.

Ссылка: https://www.labirint.ru/books/401168

  • Васильевых, И.П., Гостева, Ю.Н. ЕГЭ 2020. Русский язык. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ. – М.: «Экзамен», 2020.
  • Греков, В.Ф., Крючков, С.Е., Чешко, Л.А. Русский язык. Учебник для 10-11 классов  общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение» 2019г.
  • Гольцова,   Н. Г.   Русский  язык.   10-11   классы:  Учебное  пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. – М.: Русское слово, 2014.
  • Егораева,  Г. Т. Супертренинг.  Русский язык. 10-11 кл. / Г.Т.Егораева. – М.: «Экзамен», 2020.
  • Егораева,  Г. Т. Экзаменационный тренажёр. Русский язык. – М.: «Экзамен», 2020.
  • Политова, И.Н. ЕГЭ 2020. 100 баллов. Русский язык: Самостоятельная подготовка к ЕГЭ / И.Н.Политова. – М.: «Экзамен», 2020.

2. Литература для учителя.

  • Валгина, Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
  • Дейкина, А.Д., Пахнова, Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. – М.: Вербум-М, 2014.
  • Журналы: «Русский язык в школе», «Русский язык» – приложение к газете «Первое сентября»
  • ЕГЭ-2020. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько и др. – М., 2020
  • Единый государственный экзамен - 2020. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. – М.: Интеллект-Центр, 2020.
  • Контрольные тесты: Орфография и пунктуация.10-11 классы, - 3-изд. – М.: ООО «Тид «Русское слово – РС», 2007.
  • Львова, С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2013
  • Меркин, Г.С., Зыбина, Т.М., Максимчук, Н.А., Рябикова, О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. – М.: ОО ТИД «Русское слово - РС», 2020.
  • Никитина, Е.И. Уроки развития речи.  10 класс. Методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2014.
  • Пучкова, Л.И. Методическое пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. – М.: Экзамен, 2019 г.
  • Розенталь, Д.Е., Джанджакова, Е.В., Кабанова, Н. П. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование. – М.: Айрис-пресс, 2005.

3. Мультимедийные пособия.

  • «Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
  • 1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  • Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
  • Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
  • Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий
  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 11  класс.  (Сборник посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся).  
  • Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
  • Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов (5 – 11 классы).
  • Электронные носители:

Ссылки:

1. http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory – сайт ФИПИ. Раздел «Демоверсии, спецификации, кодификаторы;

2. https://onlinetestpad.com/ru/tests/russian – Online Test Pad. Тесты по русскому языку;

3. https://ege.sdamgia.ru/ – сайт «РЕШУ ЕГЭ. Тренировочные варианты».

4. http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа».

5. http://www.philology.ru — «Филологический портал».

6. http://www.gramma.ru — сайт «Культура письменной речи».

7. http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия «Википедия».

8. http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари.

4. Оборудование

  • Проектор
  • Компьютер
  • Ноутбуки (10 штук)
  • DVD

Аннотация

к рабочей программе педагога ОБОУ «Лицей-интернат №1» г. Курска

Скарлыгиной Марины Марковны

по русскому языку в 11 А классе на 2019 – 2020 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (углубленный уровень) для 11  класса А составлена  на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), авторской программы предмета "Русский язык" для обучающихся 11 класса  автора В.В.Бабайцевой, примерной основной образовательной  программы среднего общего образования (ООП СОО), положения о рабочей программе учебных предметов, курсов ОБОУ «Лицей – интернат №1» г. Курска.  

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего – 102 часа за 2019-2020 учебный год.

Программой предусмотрено проведение 4-х контрольных диктантов,  2-х к/сочинений.

Рабочая программа обеспечена  учебником:  УМК под ред. В.В.Бабайцевой «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» (углублённый уровень)

 

Программа содержит основные разделы:

  • титульный лист;

I. Пояснительная записка;

II. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;

III.  Содержание учебного предмета, курса;

IV. Календарно-тематическое планирование ;

V.  Учебно-тематический план;

VI.  Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

Данная рабочая программа отражает соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана ОБОУ «Лицей-интернат №1» г. Курска.

Форма и содержание разделов программы отвечают требованиям, установленным Положением о рабочей программе в ОБОУ «Лицей-интернат №1» г. Курска.

Рабочая программа рекомендована к практическому использованию.

Рецензент: заместитель директора по УВР Компанец Елена Анатольевна

________________________________________________________________

«____ »_________________ 20____ г

 

 

  

 



Предварительный просмотр:

    ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ №1» ГОРОДА КУРСКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

РУССКИЙ ЯЗЫК  

ДЛЯ 11 КЛАССА

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ

ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ

 

Составитель:

Скарлыгина М.М.,

учитель русского языка и литературы

                                                           ОБОУ « Лицей №1» г. Курска

Курск , 2019 г.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы среднего общего образования:

  1. в личностном направлении:
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки;  
  • бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности;  осознание своего места в поликультурном мире;
  • уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
  • осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • потребность саморазвития, в том числе речевого, готовность к самостоятельной деятельности; понимание роли языка в процессах познания;
  • сформированность  навыков  сотрудничества; развитие  навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных  планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
  1. в метапредметном направлении
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения; практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
  • умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных задач; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями; умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
  • умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.); умение вести диалог, строить монолог;
  • умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
  • умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
  1. в предметном направлении
  • сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;
  • сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса русского языка, представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных-русистах;
  • освоение  базовых  понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;
  • сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат; использовать полученные знания в  различных ситуациях общения; владение нормами речевого поведения;
  • сформированность умений умение проводить лингвистический анализ языковых явлений; проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой практике.

 

Планируемые результаты изучения русского языка в 11 классе

Принципы русского правописания

Выпускник научится:

  • свободно оперировать понятиями:  фонетический принцип графики; морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии;  дифференцирующие и другие написания; структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации; знаки препинания (в том числе авторские), интонация;
  • воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
  • рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
  • владеть принципами русского правописания, анализом языковых средств, использованных в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
  • комментировать авторские высказывания на различные темы;  
  • отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
  • пользоваться  принципами русского правописания в реальных жизненных ситуациях;
  • использовать знания о словарном составе современного русского языка, формах русского языка в   деловом общении, решении вопросов в различных сферах деятельности;
  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма при изучении других дисциплин;
  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

Выпускник получит возможность научиться:

  • оперировать понятиями: фонетический принцип графики; морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии;  дифференцирующие и другие написания; структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации; знаки препинания (в том числе авторские), интонация;  
  • понимать суть  языковых явлений; проводить информационную обработку письменных текстов различных стилей и жанров, осуществлять отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения;
  • употреблять слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вести диалог, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • использовать нормативный русский литературный язык  для описания реальных процессов и явлений, при изучении    других учебных предметов.

Повторение изученного

Выпускник научится:

  • свободно оперировать понятиями:  фонетика, лексикология, морфемика, морфология, синтаксис; стиль, жанр;
  • систематизировать орфограммы и пунктограммы  в соответствии с принципами русской орфографии и синтаксиса;
  • понимать и объяснять блоковый характер орфографических и пунктуационных  правил как средства преодоления дробности частных правил;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации, в том числе уметь пользоваться лингвистическими словарями;  
  • критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владеть всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
  • выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);  вести диалог, строить монолог;
  • оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
  • выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта;
  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
  • совершенствовать навыки грамотного письма (обобщающие задания);
  • совершенствовать  устную  речь;
  • проводить  морфемный, морфологический, лингвистический, словообразовательный, пунктуационный, комплексный  анализ текстов различных видов и жанров.

 

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять  сравнительный анализ,  моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
  • использовать полученные знания в  различных ситуациях общения;
  • продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
  • владеть нормами речевого поведения; учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • проводить лингвистический анализ языковых явлений, связанных с повседневной жизнью;
  • осуществлять лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой практике при изучении других учебных дисциплин.

Выпускник получит возможность научиться:

  • свободно оперировать  лингвистическими понятиями;
  • понимать причины и основные процессы, происходящие в современном русском литературном языке;
  • владеть основными теоретическими знаниями в области лингвистики, применять их на практике;

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля  при изучении других предметов;
  • владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов при изучении других предметов;
  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст любой стилевой принадлежности;
  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма при изучении других дисциплин;
  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения

Тренинг. Подготовка к ЕГЭ

Выпускник научится:

  • свободно оперировать понятиями:  орфоэпия, фонетика, звуки и буквы, фонетический анализ слова, лексика и фразеология, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологические обороты, морфемика, словообразование, грамматика, морфология, синтаксис, пунктограмма, речь, языковые нормы, информационная обработка текстов различных стилей и жанров;
  • решать разные виды  тестовых заданий различного уровня сложности приподготовке к ЕГЭ по русскому языку;
  • осуществлять различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм;
  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
  • владеть основными приемами информационной переработки письменного текста;
  • Базовый Профильный 3.2 Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка Базовый Профильный 3.3 Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка Базовый Профильный 3.4 Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социальнокультурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения;
  • редактировать собственный текст;
  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи при изучении других предметов;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
  • владеть основными приемами информационной переработки письменного текста на других учебных предметах и в повседневной жизни.

 

Выпускник получит возможность научиться:

  • оперировать понятиями:  орфоэпия, фонетика, звуки и буквы, фонетический анализ слова, лексика и фразеология, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологические обороты, морфемика, словообразование, грамматика, морфология, синтаксис, пунктограмма, речь, языковые нормы, информационная обработка текстов различных стилей и жанров;
  • решать разные виды  тестовых заданий различного уровня сложности приподготовке к ЕГЭ по русскому языку;
  • осуществлять различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов;
  • проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
  • выделять и описывать социальные функции русского языка;
  • проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
  • анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
  • характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
  • проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
  • проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
  • критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
  • выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
  • осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
  • использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
  • проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
  • редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  • определять пути для совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.

В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:

  • проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме при изучении других учебных предметов;
  • критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст в повседневной жизни;
  • выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
  • проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности  при изучении других предметов и в повседневной жизни;
  • редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка при изучении других учебных предметов;
  • определять пути для совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи в повседневной жизни.

  1. Содержание учебного предмета

           11 класс (102 часа, 3 часа в неделю)

1.  Принципы русского правописания (17 часов)

Фонетический принцип графики.

Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии.

Дифференцирующие и другие написания.

Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации.

Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.

Творческий проект  «В творческой лаборатории писателя. А. С. Пушкин как основоположник современного русского литературного языка».

2. Повторение изученного (60 часов)

Систематизация знаний по русскому языку.

Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров.

Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания).

Совершенствование устной речи.

Информационный проект «Своя игра» –  интерактивная интеллектуальная игра по теме «Обобщающее повторение».

3. Тренинг. Подготовка к ЕГЭ (25 часов)

Исследовательский проект «Язык современной коммуникации: Интернет — это зло или благо?» 

 

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 

11 класс

Русский язык

( 3 часа в неделю, всего 102 часа)

УМК под ред. В.В.Бабайцевой «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» (углублённый уровень)

урока

Тема

Количество часов

1.Принципы русского правописания

17

Источники расширения словарного состава современного русского языка

1

Русский язык – один из богатейших языков мира

1

2

Источники расширения словарного состава современного русского языка. Словообразование

1

3

Появление у слов новых лексических значений. Лексика пассивного словарного фонда. Комплексный анализ текста

1

4

Использование историзмов и архаизмов.

1

5

Стартовая  диагностическая работа в форме диктанта с тестовым заданием

1

6

Анализ стартовой диагностической работы. Термины науки

1

7

Периферийная лексика. Просторечия. Диалектизмы. ЛАТ

1

8

Профессионализмы. Жаргонизмы

1

9

Повторение синтаксиса и пунктуации. Словосочетание

1

10

Простое предложение. Смысловой центр предложения

1

11

Заимствования

1

12

Тестовая работа по теме "Лексика"

1

13

Принципы пунктуации. Авторские знаки. ПАТ (Пунктуационный анализ текста)

1

14

Повторение синтаксиса и пунктуации. Члены предложения

1

15

Односоставные предложения. Полные и неполные предложения

1

16-17

Творческий  проект «В творческой лаборатории писателя. А. С. Пушкин как основоположник современного русского литературного языка».

2

2. Повторение изученного 

60

18

Фонетический анализ слова. Орфоэпическая норма

 1

19

Морфемный и словообразовательный анализ слова

1

20

Текст. Проблематика текста. Авторская позиция в тексте

1

21

Контрольный диктант №1 с тестовым заданием по теме  «Принципы русского правописания»

1

22

Обучающее сочинение-рецензия

1

23

Анализ контрольного диктанта

1

24

Осложненное предложение

1

25

Предложения с однородными членами

1

26

Обособленные и необособленные согласованные определения

1

27

Обособленные и необособленные несогласованные определения

1

28-29

Контрольное сочинение №1 по типу ЕГЭ (Задание №27)

2

30

Анализ КС  в форме редактирования

1

31

Обособленные обстоятельства

1

32

Предложения с вводными и вставными конструкциями.  Обращение

1

33

Проверочная тестовая работа по материалам КИМ ЕГЭ

1

34

Исследование. Лексический, этимологический анализ слова

1

35

Фразеологический анализ слова

1

36

Морфологический анализ слова

1

37

Контрольный диктант №2 с тестовым заданием по теме  «Синтаксис и пунктуация»

1

38

Анализ К/Д. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

39

Знаки препинания в СП, СПП с несколькими придаточными

1

40

Бессоюзное сложное предложение

1

41

Предложения с чужой речью. Знаки препинания при цитатах

1

42

Проверочная тестовая работа по материалам КИМ ЕГЭ

1

43

Текст. Читательская оценка текста

1

44

Текст. Способы аргументации  читательской позиции.

1

45

Тренировочная работа по образцу задания №27 ЕГЭ

1

46

Контрольное сочинение №2 с творческим заданием по типу ЕГЭ (№27)

1

47

Анализ КС  в форме редактирования

1

48

Информационная обработка текста. Сжатие текста.

1

49

Обучающая работа. Комментарий к тексту

1

50

Анализ и редактирование текстов работ

1

51

Проверочная работа. Комментарий к тексту

1

52

Анализ и редактирование текстов работ

1

53-54

Контрольный диктант  № 3 с заданием по теме  «Знаки препинания в сложном предложении»

2

55

Анализ К/Д.

1

56

Тренировочные творческие работы по образцу задания №27 ЕГЭ

1

Обобщающее повторение орфографии

57

Обобщающее повторение орфографии. Правописание корней

1

58

Правописание приставок

1

59

Правописание Ъ и Ь

1

60

Правописание суффиксов прилагательных и причастий

1

61

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий

1

62-63

Контрольный диктант  № 4 с заданием по теме  «Обобщающее повторение»

2

64

Анализ К/Д . Правописание суффиксов глаголов и наречий

1

65

Правописание окончаний разных частей речи

1

66

Правописание гласных после шипящих и ц

1

67-68

Слитное, дефисное и раздельное написание слов

2

69

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

1

70

Практическая работа по орфографии и ее анализ

1

71

Тематическая тестовая работа в формате ЕГЭ. Задания №1-14

1

72

Тематическая тестовая работа в формате ЕГЭ. Задания №15-26

1

73

Тематическая тестовая работа в формате ЕГЭ. Задание №27

1

74-75

Анализ тестовой работы

2

76-77

Информационный проект «Своя игра» –  интерактивная интеллектуальная игра по теме «Обобщающее повторение».

2

3. Тренинг. Подготовка к ЕГЭ

25

78

Задания № 1-3.  Работа с текстом

1

79

Задание №4. Орфоэпические нормы

1

80

Задание №5. Лексические ошибки

1

81

Задание №6. Редактирование предложений

1

82

Задание №7. Формообразование

1

83

Задание №8. Выявление и редактирование грамматических ошибок

1

84

Задания №9-12. Орфографические нормы

1

85

Задание №13. НЕ и НИ с различными частями речи

1

86

Задания №14, 15. Тематический тренинг

1

87

Тестовая работа с последующим анализом и  редактированием

1

88

Задания №16-20. Синтаксические нормы

1

89

Тестовая работа с последующим анализом и  редактированием

1

90

Тестовая работа с последующим анализом и  редактированием

1

91

Задание №21. Текст. Развитие пунктуационной зоркости.

1

92-93

Задания №22-26. КАТ (Комплексный анализ текста)

2

94

Задание №26. Работа с фрагментом рецензии

1

95

Задание №27. Сочинение по предложенному тексту

1

96

Итоговая тестовая работа в формате ЕГЭ-2020

1

97

Итоговая тестовая работа в формате ЕГЭ-2020

1

98

Итоговая тестовая работа в формате ЕГЭ-2020

1

99

Анализ работы

1

100

Анализ работы в форме редактирования

1

101-102

Исследовательский проект «Язык современной коммуникации: Интернет — это зло или благо?»

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по УМК под ред. В.В. Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по УМК под ред. В.В.Бабайцевой содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование, а также основные орфограммы, изучаемые в 5 класс...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой

Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 5 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....

рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой

Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 6 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....

Рабочая программа по русскому языку 6 класс, по программе В.В. Бабайцевой (углубленное изучение)

Рабочая программа обучения русскому языку в 6 классе составлена на основе следующих документов:1)      федерального компонента государственного стандарта основного общего обра...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс по программе В.В. Бабайцевой на 140 часов / 4 часа в неделю

Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования,  примерной программы по русскому языку и про...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебнику под редакцией В В Бабайцевой.

Рабочая программа соответствует требованиям новым стандартам....

Рабочая программа по русскому языку 7 класс к учебнику под редакцией В В Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку 7 класс к учебнику под редакцией В В Бабайцевой соответствует требованиям ФГОС...