Рабочая программа по русскому языку 6 класс, по программе В.В. Бабайцевой (углубленное изучение)
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа обучения русскому языку в 6 классе составлена на основе следующих документов:
1) федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
2) программы для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка 5 – 9 классы.( автор программы В.В. Бабайцева) Л.Д. , М.: Дрофа, 2009).
Программа В.В.Бабайцевой для углублённого изучения предусматривает 6 часов в неделю
Рабочая программа рассчитана на 8 часов изучения предмета в неделю,что соответствует рекомендациям инструктивно-методического письма и базисному плану школы на 2013-2014 учебный год: уроков изучения учебного материала – 280 часов (из них: контрольных диктантов – 8, контрольных работ – 3, контрольных тестов –1); уроков развития речи – 35 (из них: контрольных сочинений – 2 , контрольных изложений – 2)
Включает в себя основные темы: Грамматика. Морфология. Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Имя числительное. Наречие. Имя состояния. Местоимение
Разделы рабочей программы включают темы: «Повторение изученного в 5 классе», «Местоимение», «Повторение изученного в 6 классе» за счёт дополнительных часов , не предусмотренных программой В.В .Бабайцевой.
Цели.
· Формирование у обучающихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике.
· Воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Задачи.
· Дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике.
· Развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности.
· Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
· Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения.
· Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей русского языка и литературы___________ Протокол от «24» августа 2013 г. № 5 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора МБОУ «СОШ №21___»
______________ Алексеева Р.Р. | РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол от «30» августа 2013 г. № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №21» ___________ Дзюба Ю.В. Приказ № 416 от «01» сентября 2013 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Сорокиной Лидии Владимировны,
учителя русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №21»,
по учебному предмету
«Русский язык»
6 «В» (углубленное изучение)
Старый Оскол 2013
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа обучения русскому языку в 6 классе составлена на основе следующих документов:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
- программы для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка 5 – 9 классы.( автор программы В.В. Бабайцева) Л.Д. , М.: Дрофа, 2009).
Программа В.В.Бабайцевой для углублённого изучения предусматривает 6 часов в неделю
Рабочая программа рассчитана на 8 часов изучения предмета в неделю,что соответствует рекомендациям инструктивно-методического письма и базисному плану школы на 2013-2014 учебный год: уроков изучения учебного материала – 280 часов (из них: контрольных диктантов – 8, контрольных работ – 3, контрольных тестов –1); уроков развития речи – 35 (из них: контрольных сочинений – 2 , контрольных изложений – 2)
Включает в себя основные темы: Грамматика. Морфология. Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Имя числительное. Наречие. Имя состояния. Местоимение
Разделы рабочей программы включают темы: «Повторение изученного в 5 классе», «Местоимение», «Повторение изученного в 6 классе» за счёт дополнительных часов , не предусмотренных программой В.В .Бабайцевой.
Цели.
- Формирование у обучающихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике.
- Воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Задачи.
- Дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике.
- Развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности.
- Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
- Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения.
- Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количествово часов | ||
По программе | Корректировка | С учётом корректировки | ||
Введение. Русский язык – один из богатейших языков мира | 1 | |||
Повторение изученного в 5 классе | 12 | |||
Грамматика. Морфология. | 1 | |||
Морфология. Имя существительное | 39+4 | |||
Глагол | 65+9 | |||
Имя прилагательное | 48+5 | |||
Имя числительное | 18+3 | |||
Наречие | 19+4 | |||
Имя состояния | 3+1 | |||
Местоимение | 26+4 | |||
Повторение | 21+3 |
Раздел 2.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Обучающиеся должны знать:
- разделы грамматики, знаменательные и служебные части речи, морфемный состав слов;
- грамматические признаки существительного, роль существительных в речи (в тексте), правила правописания существительных, нарицательные и собственные имена существительные, одушевленные и неодушевленные имена существительные, роль олицетворений в художественной речи, разряды существительных по значению (конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные), особенности употребления их в речи, число, род, падеж, склонение и словообразование имен существительных;
- грамматические признаки глагола, роль глаголов в речи (в тексте), правописание глаголов, возвратные глаголы, нормы употребления –ся- и –сь-, виды глагола, употребление глаголов разного вида в описании и повествовании, глаголы переходные и непереходные, наклонение, времена, спряжение глагола, словообразование глаголов;
- грамматические признаки прилагательного, роль прилагательных в речи, правописание прилагательных, разряды прилагательных по значению, полные и краткие прилагательные, склонение прилагательных, образование сравнительной и превосходной степеней, нормы употребления степеней сравнения, словообразование прилагательных;
- грамматические признаки числительного, роль числительных в речи, разряды и правописание числительных по значению, образование слов других частей речи от числительных;
- грамматические признаки наречия, разряды наречий по значению, правописание наречий, образование степеней сравнения наречий, правописание наречий;
- грамматические признаки имени состояния, разряды имен состояния по значению, роль имен состояния в речи, функциональные омонимы: краткие прилагательные среднего рода, наречия, имена состояния.
Обучающиеся должны уметь:
- употреблять в речи глаголы одних форм времени вместо других;
- употреблять формы повелительного наклонения в речи;
- редактировать предложения и тексты с неправильными глагольными формами;
- составлять план содержания параграфов учебника и пересказывать их с подбором собственных иллюстративных примеров;
- составлять предложения и тексты с числительными;
- употреблять наречий в речи, составлять тексты с использованием имен состояния;
- аргументированно доказывать принадлежность слова к изученным частям речи;
- различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения – признака, который они обозначают;
- согласовывать глаголы с существительными-подлежащими, соблюдать видо-временную соотнесенность в употреблении глаголов, употреблять имена числительные в нужной форме;
- анализировать текст с различными средствами связи предложений и частей текста;
- излагать повествовательный текст, осложненный элементами описания, рассуждения, с заменой лица рассказчика, сжато и выборочно излагать повествовательный текст, излагать и самостоятельно составлять повествовательный текст с элементами описания интерьера, костюма, явлений природы, составлять тексты описательных и повествовательных типов речи;
- писать сочинение с элементами художественного описания явлений природы, создавать текст заданного содержания в деловом стиле (объявление), строить устные и письменные высказывания типа рассуждения на лингвистические темы.
График контроля за уровнем сформированности предметных навыков
Критерии | Тема | Форма | Сроки |
Сформированность орфографических навыков | Тема № 2. Морфология. Имя существительное | Словарный диктант | октябрь |
Сформированность орфографических навыков | Тема № 6 Наречие | Словарный диктант | март |
Практическое применение теоретических знаний по русскому языку | Тема № 3. Глагол | Комплексный анализ текста | ноябрь |
Практическое применение теоретических знаний по русскому языку | Тема № 6. Наречие | Комплексный анализ текста | апрель |
Раздел 3.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество уроков | Дата проведения | Примечание |
1 | Вводный урок. Русский язык - один из богатейших языков мира | 1 | 02.09 | |
1 Повторение изученного в 5 классе (10 + 2) | ||||
2 | Синтаксис и пунктуация простого предложения | 1 | 03.09 | |
3 | Орфоэпия. Культура речи | 1 | 04.09 | |
4 | Орфография. Правописание корней | 1 | 04.09 | |
5 | Правописание приставок | 1 | 05.09 | |
6 | РР Текст. Признаки текста | 1 | 05.09 | |
7 | Правописание суффиксов | 1 | 07.09 | |
8 | Правописание окончаний | 1 | 07.09 | |
9 | Лексическое значение слова | 1 | 09..09 | |
10 | Обучающий тест комплексного характера. | 1 | 10.09 | |
11 | Входной контроль .Контрольный диктант по теме : «Повторение» | 1 | 16.09 | КД№1 |
12 | Анализ контрольного диктанта | 1 | 17.09 | |
13 | Понятие о частях речи .Знаменательные и служебные части речи. | 1 | 11.09 | |
2 Имя существительное (39 + 4) | ||||
14 | Слово и его формы .Морфемный состав слов как один из ярких признаков частей речи. | 1 | 12.09 | |
15 | Понятие об имени существительном. Роль существительных в речи | 1 | 12.09 | |
16-17 | Одушевленные, неодушевленные существительные Роль олицетворений в художественной речи | 2 | .14.09 14 09 | |
18 | Разряды существительных по значению (конкретные ,вещественные, отвлечённые, собирательные).Особенности употребления их в речи. | 1 | 18.09 | |
19-20 | . Нарицательные, собственные. Специфика русских имён .Понятие о топонимике. | 2 | 18.09 19.09 | |
21-22 | Род имен существительных. .Колебания в роде. Современные нормы некоторых разрядов существительных ,Переосмысление рода как художественный приём. | 2 | 19.09 21.09 | |
23-24 | Изменение существительных по падежам и числам | 2 | 21.09 23.09 | |
25 | РР Творительный сравнения | 1 | 24 09 | |
26-27 | Склонение имен существительных в единственном числе | 2 | 25.09,25.09 | |
28-29 | Склонение имен существительных во множественном числе | 2 | 26.09,26.09 | |
30-31 | Разносклоняемые существительные | 2 | 28.09,28.09 | |
32-33 | Неизменяемые существительные Нормы их употребления | 2 | 30.09.01.10 | |
34-35 | Правописание суффиксов существительных -ЧИК, -ЩИК | 2 | 02.10,02.10 | |
36 | РР Простой и сложный план | 1 | 03.10 | |
37 | Совершенствование навыка правописания суффиксов -ЧИК-, -ЩИК | 1 | 03.19 | |
38-39 | Правописание гласных в суффиксах -ИК, -ЕК | 2 | 05.10,07.10 | |
40 | Словообразование существительных Источники пополнения существительных с помощью приставок | 1 | 07.10 | |
41 | Переход прилагательных в существительные. Понятие о функциональных омонимах. | 1 | 08.10 | |
42-43 | Буквы О, Е после шипящих в суффиксах существительных | 2 | 09.10,09.10 | |
44 | Совершенствование правописания букв О, Е после шипящих | 1 | 10.10 | |
45 | РР Контрольное изложение , близкое к тексту «Жёлтый свет» | 1 | 12.10 | КИ №1 |
46-47 | Образование имен существительных при помощи приставок | 2 | 1010,12.10 | |
48-49 | Правописание НЕ с существительными. Словарный диктант | 2 | 1410,15.10 | |
50 | Образование имен существительных при помощи сложения основ | 1 | 16.10 | |
51 | Правописание существительных, образованных при помощи сложения основ | 1 | 16.10 | |
52 | Правописание существительных, образованных при помощи сложения основ | 1 | ||
53 | Правописание существительных, образованных при помощи сложения основ | 1 | ||
54-55 | Повторение и обобщение изученного по теме «Имя существительное» | 2 | ||
56 | РР Сравнение. Метафора. Эпитет | 1 | ||
57 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | КД №2 | |
58 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | ||
3 Глагол (65+ 9) | ||||
59 | Понятие о глаголе. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические значения | 1 | ||
60-61 | Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению | 2 | ||
62-63 | Правописание не с глаголами | 2 | ||
64 | РР Контрольное сочинение об удивительном происшествии. «Чему я удивился?» | 1 | КС №1 | |
65-66 | Инфинитив. Исторические изменения форм инфинитива | 2 | ||
67-68 | Возвратные глаголы. История образования возвратных глаголов. Нормы употребления –ся и -сь | 2 | ||
69-70 | Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование | 2 | ||
71 | РР Что такое эпиграф? | 1 | ||
72-73 | Закрепление навыка в определении вида глагола | 2 | ||
74-75 | Правописание корней с чередованием Е//И | 2 | ||
76-77 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 2 | ||
78 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | КД №3 | |
79 | Анализ контрольного диктанта | 1 | ||
80 | РР 9 Обучение выборочному изложению по тексту «Только бы не закричать» | 1 | ||
81-83 | Времена глагола. Их назначение | 3 | ||
84-85 | Прошедшее время. Значение, образование | 2 | ||
86-87 | Правописание глагольных суффиксов | 2 | ||
88-89 | Настоящее и будущее время | 2 | ||
90-91 | Лицо и число глаголов. Значение 1, 2, 3, лица | 2 | ||
92 | РР Способы выражения сравнения | 1 | ||
93-94 | Правописание мягкого знака в глаголах 2 лица ед. числа | 2 | ||
95 | Спряжение глагола | 1 | ||
96-98 | Окончание глаголов 1 и 2 спряжения | 3 | ||
99-100 | Буквы е - и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения | 2 | ||
101-102 | Правописание безударных окончаний глаголов | 2 | ||
103 | РР11 Лексические средства связи. Описательный оборот | 1 | ||
104-105 | Разноспрягаемые глаголы. Комплексный анализ текста | 2 | ||
106 | Совершенствование правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | ||
107 | Закрепление темы «Спряжение глагола» | 1 | ||
108 | Урок-практикум «Спряжение глагола» | 1 | ||
109-110 | Условное наклонение | 2 | ||
111 | РР12 Стили речи: разговорный, научный, художественный | 1 | ||
112 | Повелительное наклонение глаголов | 1 | ||
113 | Правописание глаголов в повелительном наклонении | 1 | ||
114 | Совершенствование навыка правописания глаголов в повелительном наклонении | 1 | ||
115 | Обобщение по теме «Наклонение глагола» | 1 | ||
116 | Контрольный тест по правописанию глагола | 1 | ||
117 | РР Официально-деловой стиль. Обучение написанию текста в официально-деловом стиле | 1 | ||
118 | Безличные глаголы | 1 | ||
119 | Словообразование глаголов | 1 | ||
120 | Правописание суффиксов глаголов | 1 | ||
121 | Совершенствование навыка правописания суффиксов глаголов | 1 | ||
122 | Обобщение знаний по теме «Глагол» | 1 | ||
123 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | КД №4 | |
124 | Работа над ошибками. Тест по теме «Глагол» | 1 | ||
125 | РР14 Типы речи. Повествование. Рассказ. Композиция рассказа | 1 | ||
126 | Резервный урок | 1 | ||
127 | Резервный урок | 1 | ||
128 | Резервный урок | 1 | ||
129 | РР15 Контрольное изложение, близкое к тексту «Воробей | 1 | КИ №2 | |
4 Имя прилагательное (48 + 5) | ||||
130 | Понятие о прилагательном | 1 | ||
131-133 | Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению | 3 | ||
134-136 | Качественные и относительные прилагательные | 3 | ||
137 | Урок-практикум «Разряды прилагательных по значению» | 1 | ||
138 | Полные и краткие прилагательные | 2 | ||
139 | РР16 Анализ творческих работ. Метафора | 1 | ||
140 | Правописание кратких имен прил. с основой на шипящую | 1 | ||
141-143 | Склонение полных прилагательных | 3 | ||
144-145 | Правописание падежных окончаний прилагательных | 2 | ||
146 | История притяжательных прилагательных. Правописание суффиксов притяжательных прилагательных (-ий) | 1. | ||
147 | Правописание суффиксов притяжательных прилагательных (-ин, -ын, -ов, -ев) | 1 | ||
148 | РР17 Олицетворение. Как создать киносценарий? | 1 | ||
149-151 | Степени сравнения имён прилагательных | 3 | ||
152-154 | Значение, образование прилагательных сравнит. и превосх. степеней | 3 | ||
155 | Комплексная контрольная работа | 1 | КР ,№ 5 | |
156-157 | Словообразование имен прилагательных при помощи суффиксов. Правописание суффиксов имен прилагательных. | 3 | ||
158-160 | Н и НН в суффиксах прилагательных | 3 | ||
161 | РР18 Описание как тип речи. Описание природы | 1 | ||
162-163 | Совершенствование навыка правописания Н и НН в суффиксах прилагательных | 2 | ||
164-165 | Правописание суффиксов К и СК | 2 | ||
166-167 | Словообразование прилагательных с помощью приставок. | 2 | ||
168-169 | Правописание НЕ с прилагательными | 2 | ||
170 | Образование прилагательных сложением основ Их правописание. .Употребление сложных прилагательных в речи. | 1 | ||
171 | РР Контрольное сочинение по картине К. Юона «Русская зима. Лигачёво » | 1. | КС №2 | |
172-173 | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных | 2 | ||
174-175 | Обобщение знании по теме « Имя прилагательное» | 2 | ||
176 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | КД №6 | |
176 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | ||
177 | Зачет по теме «Прилагательное» | 1. | ||
178 | РР20 Описание помещения | 1 | ||
5 Имя числительное (18 + 3) | ||||
179 | Понятие о числительном | 1 | ||
180-181 | Простые, сложные и составные числительные | 2 | ||
182 | Тип речи описание | 1 | ||
183 | Правописание гласной в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные | 1 | ||
184 | РР21 Описание одежды, костюма | 1 | ||
185 | Правописание удвоенной согласной в числительных | 1 | ||
186 | Правописание мягкого знака в числительных | 1 | ||
187 | Количественные числительные | 1 | ||
188 | Склонение, употребление количественных числительных | 1 | ||
189 | Собирательные числительные | 1 | ||
190 | РР22 Контрольное сочинение «Описание костюма» | 1 | КС №3 | |
191 | Склонение собирательных числительных | 1 | ||
192 | Порядковые числительные, их склонение | 1 | ||
193 | Дробные числительные, их склонение | 1 | ||
194 | Обобщение знаний по теме «Имя числительное» | 1 | ||
195 | Обучающий тест по теме «Имя числительное» | 1 | ||
196 | РР23 Рассказ на основе картины, включающей описание | 1 | ||
197 | Комплексная контрольная работа | 1 | КР №7 | |
198 | Анализ контрольной работы | 1 | ||
199 | Резервный урок | 1 | ||
6 Наречие (19 + 4 ) | ||||
200 | Понятие о наречии. Морфологические и синтаксические признаки | 1 | ||
201 | Роль наречий в речи. Способ выражения сравнения с помощью наречий | 1 | ||
202 | РР24 Описание книги | 1 | ||
203 | Основные группы наречий по значению. Степени сравнения наречий | 1 | ||
104 | Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов | 1 | ||
205 | Правописание НЕ с наречиями | 1 | ||
206 | Контрольный диктант с грамматическим заданием (5) | 1 | ||
207 | Правописание суффиксов о-, е- после шипящих | 1 | ||
208 | РР25 Рассуждение в художественном стиле | 1 | ||
209 | Правописание н- и нн- в наречиях на о. Словарный диктант | 1 | ||
210 | Правописание наречий с приставками | 1 | ||
211 | Дефисное написание наречий с приставками по-, в-, во- | 1 | ||
212 | Дефисное написание наречий | 1 | ||
213 | Словообразование наречий путём перехода из других частей речи | 1 | ||
214 | РР26 Средства связи частей рассуждения | 1 | ||
215 | Совершенствование навыка правописания наречий | 1 | ||
216 | Самостоятельная работа (тест) | 1 | ||
217 | Правописание Ь на конце наречий после шипящих | 1 | ||
218 | Понятие об именах состояния. | 1 | ||
219 | Обобщение знаний по теме «Наречие». Подготовка к контрольной работе | 1 | ||
220 | РР Рассуждение в научном стиле | 1 | ||
221 | Комплексная контрольная работа по теме «Наречие» | 1 | КР №8 | |
222 | Анализ контрольной работы | 1 | ||
7 Имя состояния (3 + 1) | ||||
223 | Значение имён состояния | 1 | ||
224 | Употребление имён состояния в речи. Правописание не с именами состояния | 1 | ||
225 | Функциональные омонимы :краткие прилагательные среднего рода , наречия , имена состояния. | 1 | ||
226 | РР28 Сочинение-рассуждение в научном стиле с использованием имён состояния. | 1 | ||
8 Местоимение (26 + 4) | ||||
227 | Понятие о местоимении | 1 | ||
228 | Роль местоимений в речи | 1 | ||
229 | Личные местоимения. Комплексный анализ текста | 1 | ||
230 | Употребление личных местоимений в речи | 1 | ||
231 | РР29 Анализ ошибок , допущенных в сочинении-рассуждении | 1 | ||
232 | Проверочный диктант с грамматическим заданием | 1 | ||
233-234 | Притяжательные местоимения | 2 | ||
235 | Специфика употребления в речи местоимения свой | 1 | ||
236 | Возвратное местоимение себя | 1 | ||
237-238 | Вопросительные местоимения | 2 | ||
239-240 | Относительные местоимения | 2 | ||
241 | РР30 Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение | 1 | ||
242 | Неопределенные местоимения | 1 | ||
243 | Правописание неопределенных местоимений | 1 | ||
244 | Правописание НЕ в неопределенных местоимениях | 1 | ||
245 | Отрицательные местоимения | 1 | ||
246 | Правописание НЕ, НИ в отрицательных местоимениях | 1 | ||
247 | РР Язык поэтической речи. Ритм. Рифма. Буриме | 1 | ||
248 | Совершенствование навыка правописания НЕ, НИ в отрицательных местоимениях | 1 | ||
249-250 | Определительные местоимения | 2 | ||
251-252 | Указательные местоимения | 2 | ||
253 | Обобщение знаний по теме «Местоимение» | 1 | ||
254 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение» | 1 | ||
255 | РР32 Обучение написанию рассказа на основе сюжетной картины, включающего элементы описания и рассуждения. «Не взяли на рыбалку» | 1 | ||
256 | Резервный урок | 1 | ||
9 Повторение материала, изученного в 6 классе (21 + 3) | ||||
257-258 | Нормы русского языка. Орфоэпия | 2 | ||
259-260 | Культура речи. Лексические нормы. Грамматические нормы | 2 | ||
261 | Проверочный диктант с грамматическим заданием | 1 | ||
262 | РР33 Сжатое изложение с изменением лица повествователя. Рассказ «Белёк»( контрольное) | 1 | КИ № 2 | |
263-264 | Правописание корней | 2 | ||
265-266 | Правописание приставок | 2 | ||
267-268 | Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий | 2 | ||
269-270 | Правописание окончаний | 2 | ||
271 | Синтаксические нормы | 1 | ||
272 | РР34 Контрольное сжатое изложение рассказа «Голубые лягушки» | 1 | КИ №3 | |
273-274 | Пунктуация простого предложения | 2 | ||
275-276 | Пунктуация сложного предложения | 2 | ||
277 | Контрольный суммативный тест по теме «Повторение» | 1 | КТ № 9 | |
278 | Анализ контрольного теста. Работа над ошибками | 1 | ||
279 | Резервный урок | 1 | ||
280 | РР35 Повторение и обобщение изученного по развитию речи | 1 |
Раздел 4.Содержание тем учебного курса.
Введение
Русский язык – один из богатейших языков мира.
Грамматика
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные
Самостоятельные части речи
Глагол
Понятие о глаголе: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению.
/Правописание не с глаголами.
Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.
/Буква ь в инфинитиве.
Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов.
/Правописание –ться и –тся в глаголах.
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.
/Правописание корней –бир- - -бер-, -мир- - -мер-, -тир- - -тер- и др.
Наклонение глагола.
Изъявительное наклонение.
Времена глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Их значение.
Прошедшее время. Значение, образование и изменение глагола прошедшего времени.
/Правописание глагольных суффиксов перед –л в глаголах прошедшего времени..
/Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.
Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.
Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени.
Лицо и число глагола. Значение 1,2,3-го лица.
/Буква ь в формах глагола 2-го лица единственного числа.
Спряжение глаголов. Окончание глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.
/Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении.
/Правописание бы с глаголами в условном наклонении.
Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении.
Правописание глаголов в повелительном наклонении.
Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.
Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.
/Правописание гласных в суффиксах –ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однородных слов других частей речи по совокупности признаков;
соотносить личные формы глагола с инфинитивом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность;
различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;
согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательными существительными;
употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже (по списку словосочетаний);
употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях;
правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при побуждении к действию;
соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте; употреблять глаголы-синонимы для связи предложений и частей целого текста;
строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи.
Имя прилагательное
Понятие о прилагательном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.
Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имен прилагательных.
Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имен прилагательных в роли сказуемых.
/Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую.
Склонение полных прилагательных.
/Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
/Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.
Имена прилагательные с суффиксом –ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных. Употребление их в роли определений.
/Правописание падежных окончаний имен прилагательных типа лисий.
Прилагательные с суффиксами –ин (-ын), -ов (-ев).
Степени сравнения имен прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени; употребление прилагательных в роли определений и сказуемых.
Словообразование имен прилагательных при помощи суффиксов, приставок и сложения основ.
/Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
/Правописание суффиксов –к- и –ск-.
/Правописание не с прилагательными.
/Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к именам прилагательным и отличать имя прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
различать омонимы (военный как имя прилагательное и как имя существительное) с учетом синтаксической функции слова;
анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;
употреблять относительные прилагательные в значении качественных;
различать синонимичные и антонимичные значения прилагательных;
характеризовать предмет с помощью прилагательных;
правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степени сравнения;
согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемых для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность, бездарность);
согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня).
Имя числительное
Понятие об имени числительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль числительных в речи.
Имена числительные простые, сложные и составные.
/Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.
/Правописание удвоенной согласной в числительных.
/Правописание ь в числительных.
Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.
Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.
Порядковые числительные, их значение и изменение.
/Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.
Дробные числительные, их значение и изменение.
/Правописание падежных окончаний имен числительных.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к именам числительным;
отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;
употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний;
правильно строить словосочетания, обозначающие праздники (8 Марта, 9 Мая);
употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным;
правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка перечней, классификаций, планов и т.д.).
Наречие
Понятие о наречии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Роль наречий в речи.
Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
Степени сравнения наречий.
Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов.
/Правописание не с наречиями.
/Правописание суффиксов о – е после шипящих.
/Правописание н и нн в наречиях на о.
/Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.
/Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованных повтором слов.
Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую.
/Ь на конце наречий после шипящих.
/Слитное и раздельное написание наречий (по списку).
Слова состояния. Их значение и употребление.
Умения и навыки:
доказывать принадлежность слова к наречию;
различать омонимы (зимой как имя существительное и как наречие) с учетом значения и синтаксической функции слова;
отличать слова состояния от наречий;
различать синонимичные и антонимичные значения наречий;
употреблять наречия со значением оценки;
использовать наречия как средство организации текста.
Местоимение
Понятие о местоимении: общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи.
Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимениями.
Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении.
/Правописание местоимений с предлогами.
/Прописная буква в формах вежливости.
Возвратное местоимение себя: значение, изменение и роль в предложении.
Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Вопросительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Относительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
/Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным местоимениям.
Неопределённые местоимения: значение, изменение и роль в предложении; синонимия неопределённых местоимений.
/Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, то-, -либо, -нибудь.
/Правописание не- в неопределённых местоимениях.
Отрицательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
/Правописание не и не в отрицательных местоимениях.
Определительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Указательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
/Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к местоимениям по совокупности признаков;
правильно образовывать формы местоимений;
использовать местоимений в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания;
использовать местоимения для устранения однообразного повтора слов в тексте, для связи частей высказывания;
пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическим нормами (не допускать неоправданного «яканья», не говорить о присутствующих в третьем лице, не назвав имени; не пользоваться местоимением в качестве обращения; правильно употреблять форму вежливости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным формой вежливости Вы и др.).
Повторение
Развитие речи
Темы широкие и узкие. Простой и сложный план. Эпиграф.
Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.
Характеристика официально-делового стиля речи.
Художественное повествование. Рассказ.
Описание природы, помещения, одежды, костюма.
Построение текста-рассуждения в различных стилях речи.
Местоимение как средство связи предложений в тексте.
Умения:
анализировать текст-описание (одежды, природы, обстановки) с точки зрения особенностей построения;
вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль;
анализировать и излагать статью как образец рассуждения (текста научного стиля);
излагать повествовательный текст, осложнённый описанием (природы, обстановки, одежды, костюма), подробно, сжато, с творческим заданием;
излагать повествовательный текст с творческим заданием (вводить элементы рассуждения: оценка эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий);
создавать текст-описание (природы, одежды, костюма и др.) по личным впечатлениям и наблюдениям;
создавать текст-повествование с элементами описания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);
составлять сочинение-рассказ, созданный на основе воображения (например, по сюжетной картине) и осложнённый элементами описания обстановки;
строить рассуждение в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу рассуждений, представленных в учебнике;
совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.
Раздел 5.Формы и средства контроля
Диктант/Контрольные работы | 9 |
Контрольные изложения | 3 |
Контрольные сочинения | 3 |
Список литературы
Основная литература.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д . «Русский язык» 5 – 9 классы. Сборник программно – методических материалов. Русский язык. 5 - 9 классы. М.: Дрофа, 2010. – 110 с.
- Бабайцева В.В. Теория. 5- 9 классы. – М.: Дрофа, 2010. – 326 с.
- Лидман – Орлова Г.К. Практика. 6 класс. – М.: Дрофа, 2010. – 315 с.
- Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2009. – 357 с.
Дополнительная литература.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. – М.: Просвещение, 1994. – 174 с.
- Брынцева О.Л. Русский язык. Тренинг. –М.: Айрис-пресс, 2005. – 229 с.
- Бутыгина Н.В. Тестирование как контроль знаний. – Ярославль. Академия развития, 2010. – 244 с.
- Кучеренко Н.Г. Орфография. – М.: Лист, 2000. – 220 с.
- Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 78 с.
- Соколова Г.П. Уроки русского языка в 6 классе. – М.: Просвещение, 1993. – 206 с.
- http://window.edu.ru/window
- www.school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое плантрование уроков русского языка в 8 классе по УМК В.В, Бабайцевой ( углубленное изучение)
Тематическое планирование сосотавлено из расчета 5 часов в неделю. Расширены темы, направленные на подготовку учащихся к ГИА...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...
Рабочая программа по русскому языку к учебному комплексу В.В.Бабайцевой, 5-9 класс
Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку В.В.Бабайцевой. Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
План работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани на 2015-2016 учебный год
Представлен план работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казанина 2015-...
План работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани на 2015-2016 учебный год
Представлен план работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Каза...
Рабочая программа по русскому языку к учебному комплексу В.В.Бабайцевой 5 класс
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса. 170 часов Соответствует ФГОС...