Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. ФГОС.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

 

             Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5  класса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы   курса «Русский язык». 5 класс. Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014.

Реализация программы обеспечивается следующим учебно-методическим комплексом:

-Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский].– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г.

           - Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей образоват. организаций / [Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др.].– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

          В соответствии с федеральным базисным учебным планом программа курса русского языка для 5 класса рассчитана на 170 часов.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx34.8 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» 5 класс

             Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5  класса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы   курса «Русский язык». 5 класс. Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014.

Реализация программы обеспечивается следующим учебно-методическим комплексом:

-Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский].– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г.

           - Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей образоват. организаций / [Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др.].– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

          В соответствии с федеральным базисным учебным планом программа курса русского языка для 5 класса рассчитана на 170 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык». 5 класс.

Личностные результаты

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты

речевая деятельность:

аудирование:

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

  • владеть техникой чтения;
  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  • разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
  • правильно расставлять логические ударения, паузы;
  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;
  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
  • создавать письменные высказывания разных типов речи;
  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  • делить текст на абзацы;
  • писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • выражать свое отношение к предмету речи;
  • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  • различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;
  • находить в художественном тексте явления звукописи;
  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
  • работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;
  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
  • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
  • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
  • распределять слова на тематические группы;
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  • различать прямое и переносное значение слов;
  • отличать омонимы от многозначных слов;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

  • различать части речи;
  • правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
  • уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
  • отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

орфография:

  • находить орфограммы в морфемах;
  • группировать слова по видам орфограмм;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

  • выделять словосочетания в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;

• составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

  • выделять основы предложений с двумя главными членами;
  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
  • характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
  • правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

• самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

 

Содержание учебной программы

Язык и общение

          Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.

Р/р. Стили речи.

Повторение изученного в I-IV классах.

(Вспоминаем, повторяем, изучаем).

  1. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
  2. Части речи.

          Глагол: время, лицо, число, род (в прошедшем времени). Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и –ться в глаголах; раздельное написание не с глаголами.

          Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

          Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных  в падежных окончаниях прилагательных.

          Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

          Наречие (ознакомление).

          Раздельное написание предлогов с другими словами.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

  1. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

          Пунктуация как раздел науки о языке.

          Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

          Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

          Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

          Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

          Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и.

          Обращение, знаки препинания при обращении.

          Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

          Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

          Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

          Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

          Тире в начале реплик диалога.

          Пунктуационный разбор простого предложения.

  1. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изученного материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
  2. Диалог, этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

  1. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи.

          Фонетический разбор слова.

          Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.

          Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Печатные и рукописные буквы; прописные и строчные.

          Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Звуковое значение букв е, ё, ю, я.       Орфографический разбор. Орфографические словари.

  1. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным  е.

          Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

  1. Описание предмета, картины (натюрморта). Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.

Лексика. Культура речи.

  1. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
  2. Умение пользоваться толковым словарём, словарём антонимов и др. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
  3. Р/р. Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
  4. Контрольная работа (словарный диктант №1).
  5. Контрольная работа (изложение №1 ).

Морфемика. Орфография. Культура речи.

  1. Морфемика,  как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слова.

          Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -лаг-  -  -лож-, -раст-  -  -рос-. Буквы ё - о после шипящих в корне. Буквы и и ы после ц.

  1. Умение соблюдать правила орфографии в рамках изученного материала. Умение пользоваться орфографическими словарями.
  2. Рассуждение, его структура и разновидности. Рассуждение в повествовании. Письмо-повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

  1. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

          Существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных.

          Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.

          Склонение существительных на -ия, -ий, -ие.

          Буквы о - ё после шипящих и ц в окончаниях существительных.

          Морфологический разбор имён существительных.

  1.  Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определён неверно (например, фамилия, яблоко).

          Умение правильно образовывать у имён существительных формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т. д.).

          Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

  1. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение-повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
  2. Р/р. Доказательства в рассуждении.

Имя прилагательное.

  1. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

          Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую.  

          Полные и краткие прилагательные.

          Морфологический разбор имение прилагательного.

  1. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

          Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

  1. Описание животного. Структура данного жанра, его стилистические разновидности. Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану).
  2. Р/р.  Описание животного.

       Подробное изложение.

       Устное повествование с элементами описания по картине А.Н. Комарова «Наводнение».

  1. Контрольная работа (диктант № 5) по итогам изучения темы «Имя существительное».

Глагол.

  1. Глагол  как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

          Не с глаголами.

          Неопределённая форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -тu (-тuсь), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределённой форме (повторение).

          Совершенный и несовершенный вид глагола.

          Правописание чередующихся гласных е - и в корнях глаголов -бер- - -бuр-, -дер- - -дuр-, мер- - -мuр-, -nер- - -nuр-, -тер- - -тuр-,

-стел- - -стuл-.

          Время глагола: прошедшее, настоящее, будущее.

          Спряжение глагола. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

          Морфологический разбор глагола.

  1. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит и др.).

          Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах существительные в нужном падеже.

          Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мыслей, для устранения неоправданного повторения слов.

  1. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Рассказ на тему пословицы. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
  2. Р/р. Рассказ.

        Повторение и систематизация изученного.

Тематический план

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Контрольные работы

1

Язык и общение.

3

2

Повторение изученного в I-IV классах.

(Вспоминаем, повторяем, изучаем).

25

1 к.д.

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

28

 1 к.д.

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

16

1 к.т.

5

Лексика. Культура речи.

10

1 к. изл.

1 к. слов. дикт.

6

Морфемика. Орфография. Культура речи.

23

1 к.с.

1 к.д.

1 к. слов. дикт.

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

7.1

Имя существительное.

21

1 к. изл.

1 к.д.

1 к. слов. дикт.

7.2

Имя прилагательное.

11

1 к.д.

7.3

Глагол.

24

1 к.д.

1 к.с.

1 к. слов. дикт.

8

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

7

1 к.т.

Итого:

168

2 к. изл.

    4к. слов. дикт.

2 к. т.    

    6  к. д.  

2 к. с.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (по ФГОС )для 5 класса.

Пояснительнаязаписка и тематическое планированик с УУД....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС ООО 7 класс

Программа составлена по новым требованиям ФГОС ООО...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 7 класса

Тематическое планирование составлено по последним требованиям. Планирование разбито по блокам с указание раздела, количества часов на его усвоение, планируемых результатов и учебно-методического обесп...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса предназначена для учителей, которые работают в вечерней школе....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс предназначена для учителей вечерней школы....

Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс

Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 6 класс

Рабоча программа по русскому языку для 6 класса по ФГОМ (УМК Рыбченкова Л.М.)...