СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД.
статья по русскому языку на тему
Безусловно, каждый из вас знает метод проектов, а большинство применяет его в своей практике, но до недавнего прошлого вопрос об использовании данного метода решался исключительно желанием учителя. С введением ФГОС метод проектов – один из обязательных в системно – деятельностном подходе к организации учебного занятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД.
Дреева Г. Н.
учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ №5»
Безусловно, каждый из вас знает метод проектов, а большинство применяет его в своей практике, но до недавнего прошлого вопрос об использовании данного метода решался исключительно желанием учителя. С введением ФГОС метод проектов – один из обязательных в системно – деятельностном подходе к организации учебного занятия.
По определению, проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Это всегда творческая деятельность. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Как показывает опыт, метод проектов и деятельностной подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы, потому что метод проектов интегрирует в себе проблемный подход; включает исследовательские и поисковые методы обучения. Но при воплощении метода проектов учитель сталкивается с рядом трудностей: Что такое учебный проект?
- Как выбрать тему проекта?
- Каковы этапы проектной деятельности?
- Как организовать работу над проектом при изучении русского языка?
- Как оценить проект?
Я постараюсь поделиться своим опытом по организации проектной деятельности. Проектная деятельность ценна тем, что развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные компетенции. Так происходит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, критического и творческого мышления, личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях.
Используемый метод влияет на формирование универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — самоопределения, повседневной жизни, информационно-коммуникационной компетентности, а также «способности к деятельности», готовности к целеполаганию, к оценке, к действию и к рефлексии.
Применяя метод проектов, следует учитывать планируемые результаты. Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
- выбор наиболее эффективных способов решения задач,
- структурирование знаний,
- осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий,
- давать определение понятиям,
- устанавливать причинно-следственные связи,
- обобщать понятия.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
Регулятивные УУД:
- целеполагание,
- планирование,
- оценка результатов работы,
- внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата,
- основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения,
- структурирование текстов, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
- соблюдение правил речевого поведения,
- умение высказывать и обосновывать свою точку зрения,
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
- владеть устной и письменной речью,
- строить монологическое контекстное высказывание.
Если рассматривать вопрос о классификации проектов, то следует отметить, что в педагогической практике используются, как правило, все виды учебных проектов по виду деятельности: исследовательские, практико-ориентированные, информационные, творческие и игровые проекты.
На этапе погружения в проект ученикам я предлагаю ответить на вопросы, представленные в таблице № 1, что позволяет определиться с целями, задачами, способами работы.
Таблица 1
Проблема проекта | “Почему?” | Актуальность проблемы – мотивация |
Цель проекта | “Зачем?” (мы делаем проект) | Целеполагание |
Задачи проекта | “Что?” (для этого мы делаем) | Постановка задач |
Методы и способы | “Как?” (мы это можем делать) | Выбор способ и методов, планирование |
Результат | “Что получится?” (как решение проблемы) | Ожидаемый результат |
Следующий этап подразумевает деление на группы, как правило, делю по принципу рядом стоящих парт. Затем внутри группы ученики самостоятельно распределяют роли, планируют возможную форму продукта и его защиты. При необходимости консультирую группы. Затем этап осуществления деятельности, в ходе которого идет поиск информации. Необходимо не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск, рекомендовать источники информации (Интернет, справочники, художественная литература, учебники и т.д.).
Особого внимания требует этап презентации проделанной работы. В ходе выступления ребята должны уметь раскрыть цели своих работ, рассказать, какие материалы они использовали, какими источниками информации пользовались, какое оборудование использовали, кто помогал, важно, чтобы дети научились делать выводы и представляли направления для дальнейших исследований в этой области знаний. План выступления, например, может быть таким: постановка проблемы, её актуальность; высказывание гипотезы, аргументация её положений; краткий анализ полученных результатов; выводы, результаты рефлексивной оценки проекта, ответы на вопросы.
На этапе осмысления и оценки проекта можно предложить следующие вопросы:
- Что было самым трудным в работе над проектом?
- Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решали?
- Можно ли считать проблему решенной?
- Чем работа в конце проекта отличалась от работы в его начале?
- Что нуждается в доработке?
- Чего вы до сих пор не понимаете?
- В чем вы стали более уверенны?
- Что было наиболее значительным из того, что вы узнали?
Оценка выполненных работ должна носить стимулирующий характер. Оценивать и поощрять работу ребенка возможно по следующим критериям:
- новизна материала или подхода к его изложению,
- глубокое понимание материала,
- ответы на вопросы,
- оформление презентации,
- заинтересованность темой,
- номинации: «Дружный проект», «Весёлый проект», «Оригинальный проект».
Возможны различные варианты оценивания: самооценивание, взамооценка, определение уровня сформированности УУД.
После защиты проекты должны использоваться как демонстрационный материал в других классах, в проведении внеклассных мероприятий с участием авторов проектов, как наглядный материал, чтобы дети ощутили удовлетворение от своей деятельности.
Наверное, одна из самых сложных проблем – это выбор тем. Что – то можно найти в методической литературе, так перед вами темы, рекомендуемые методистами:
- Наши друзья – словари
- Рассказ о слове (значение, происхождение, однокоренные слова, синонимы, антонимы, сочетаемость, фразеологизмы, пословицы)
- Занимательная омонимия. Чем привлекает она писателей
- Историзмы и архаизмы в сказках А.С.Пушкина
- Стилистически сниженная лексика в речи героев современных мультфильмов
- Профессионализмы в речи моих родителей
- «Косая сажень» (старинные русские меры длины)
- Интересная фразеология
- Фразеологизмы с названиями животных
- Буква Ё в русском языке
- Ономастика. Происхождение имен собственных
- Заимствования в русском языке
Но на практике темы проектов, как правило, возникают из проблемной ситуации, возникшей на уроке, и впоследствии мини проекты перерастают в исследовательские.
Таблица 2
Тема урока | Проект | Исследование |
Имена собственные | «Тайна имени» | Групповой проект «Наши имена» |
Профессиональные слова | «Профессии наших родителей» | Профориентационный фестиваль «Дороги, которые мы выбираем» |
Как пополняется словарный состав русского языка | «Старославянские слова в современном языке» | «Говорите ли вы на старославянском?» НПК |
Этикетные слова | «Этимология этикетных слов» «Комплименты в речи школьников» | «Вежливые слова» НПК «Давайте говорить друг другу комплименты» ГНПК |
Алфавит | История букв | «История буквы Ё» ГНПК |
Фразеологизмы. Крылатые слова. | Происхождение фразеологизмов. «Значение латинских выражений» | «Латынь из моды вышла ныне…»? ГНПК |
В своей практике использую индивидуальные и групповые проекты:
- Энциклопедия одного слова
- Фразеология
- Стихотворения русских поэтов о природе
- Великая Отечественная война в русской литературе.
Во внеурочной деятельности при проведении групповых занятий по курсу «Школьная газета» реализуется творческий проект- статья на основе интервью. При изучении курса «Занимательная этимология» учащиеся 5 класса выполняют групповые проекты о происхождении слов разных тематических групп.
Таким образом, учебный проект по русскому языку и литературе для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно-деятельностного подхода в рамках внеурочной деятельности
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение станд...
«Системно – деятельностный подход на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий младших подростков»
Как образно замечает Л.С.Выготский, “учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”. Его главная стратегич...
2013-2014 уч.год.Школьный педсовет. Тема «Системно-деятельностный подход в организации урочной деятельности».Презентация.
Используя на уроках системно - деятельностный подход, решаю следующие задачи:- помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыт...
Применение технологии системно-деятельностного подхода в ходе внеурочной деятельности по предмету музыка в санаторной школе-интернат.
Сущность технологии системно-деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в гот...
Реализация системно- деятельностного подхода через проектно- исследовательскую деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы...
Презентация "Системно - деятельностный подход на уроках физической культуры как средство повышения уровня физической подготовленности обучающихся"
В настоящей презентации расскажу о практических достижениях профессиональной деятельности в области применения системно-деятельностного подхода.Ключевые понятия темы: образовательное воздействие...
Заседание № 1. Тема: «Системно - деятельностный подход - основа организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО»
Заседание № 1. Тема: «Системно - деятельностный подход - основа организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО»...