Применение технологии системно-деятельностного подхода в ходе внеурочной деятельности по предмету музыка в санаторной школе-интернат.
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Кимаева Татьяна Борисовна

 

Сущность технологии системно-деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».                 

Реализация данной технологии предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых  принцип творчества. Это - максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию, воспитанию и обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kimaeva_t.b._publikatsiya.docx927.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение

санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении,

«Зеленоборская санаторная школа-интернат»

Из опыта работы

Применение технологии системно-деятельностного подхода в ходе внеурочной деятельности по предмету музыка  в санаторной школе-интернат

Составила: Кимаева Т.Б.,

учитель музыки, педагог-организатор

2016г.

Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств учащихся,  которые активно формируются на занятиях эстетического цикла, в ходе изучения которых у детей развивается способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми.

По своей уникальной возможности вызывать в человеке творческую активность искусство, занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих систему воспитания человека.

Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость,  умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).

Сущность технологии системно-деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».                  

Реализация данной технологии предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых  принцип творчества. Это - максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.

Благодаря специфике образовательной организации (круглосуточное пребывание  воспитанников в санаторной школе в течение 25 дней),  в рамках внеурочной деятельности, во второй половине  дня,  возможно углубление в изучаемую тему.

Приведу пример из личного опыта.

Мною разработаны несколько тем вводных уроков на начало очередного заезда воспитанников, которые стали традиционными в каждом заезде. Это обусловлено тем, что дети приезжают с разным уровнем подготовленности по предмету вследствие различия учебных программ и разных сроков изучения тем. Один из них - «Есть така страна-сторонушка» (история появления поморов на Кольской земле).

Воспитание любви к своему родному краю, знание его истории и культурных традиций, сохранение и развитие чувства гордости за свою малую Родину – лейтмотив моей работы с детьми.

На этом уроке дети узнают о  поморской деревне Княжая Губа с которой тесно связана история п.Зеленоборский,

C:\поморы\поморская\fcf878d52ad0f61a4daf625a9cc754a0.jpg C:\Users\С50\Desktop\1-ый слайд.png

знакомятся с историей появления новгородских переселенцев на Кольской земле, с фольклором поморов через прослушивание их акапельных песен и просмотра фрагмента мультфильма по мотивам произведений Бориса Шергина и Степана Писахова.

Продолжением работы в этом направлении является посещение школьного музея. Предметы быта поморов привлекают своей простотой и первобытностью. Берестяная посуда, медная утварь, предметы для обработки земли, рыболовные сети, прялки, одежда всё это несёт в себе частицу истории,  которую  дети могут  буквально потрогать руками.

C:\Users\С50\Desktop\МО\IMG0104A.jpg  C:\Users\С50\Desktop\МО\IMG0107A.jpg C:\Users\С50\Desktop\МО\IMG0106A.jpg

Завершающим ярким этапом работы по знакомству с поморской культурой являются встречи с народным коллективом фольклорным ансамблем «Поморочка» Зеленоборского ЦДК. Они проходят в двух формах: мастер-класс, или игровая программа.

Игровая программа включает в себя литературно-музыкальную композицию и хороводные песни с играми.

 P1262314 C:\поморы\DSCN0041 — копия.jpg P3182536

На этих встречах происходит общение детей с «настоящими» коренными поморами Княжой Губы. Поморская речь, народные костюмы, конечно же, запечатлеваются в памяти детей.

Мастер-класс подразумевает собой личное участие воспитанников в изготовлении поморских игрушек-символов: козуль и тряпичных кукол.   

Прежде чем дети приступают к изготовлению символа Поморья, участницы фольклорного коллектива рассказывают о том, что традиционно козули пекут на новогодние праздники Коляды и Рождества. Также козули изготовляют и на личные праздники — новосельесвадьбу и при рождении ребёнка. Считается, что козули, находящиеся в доме, охраняют его от злых духов. Поэтому изготовленные и выпеченные козули не съедают сразу и ни в коем случае не выкидывают.

Познавателен рассказ об истории возникновения и назначении поморской тряпичной куклы. Дети с интересом узнают о том, что существует кукла- травяница, кукла–подорожница, кукла–зерновушка.   А вот куклу-мотанку, приносящую в дом счастье, они выполняют своими руками и отвозят домой в качестве подарка близким людям.

C:\на сайт ЗСШИ\3 заезд\Поморочка\Фото1252 — копия.jpg C:\Аттестация\к аттестации 14-15\фото\сотрудничество\ДАЙДЖЕСТ Разные истории из жизни санатория.wmv_snapshot_02.26_[2015.02.20_16.51.10] — копия.jpg

В процессе работы детей  гостьи исполняют акапельно  поморские песни.

После проведённой работы хочется верить, что в душах детей остаётся  незримый след приобщения к истокам культуры родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ

Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.Использование информационно-коммуникационных техноло...

«Патриотическое воспитание школьников на уроках и во внеурочной деятельности по предмету «Музыка» в контексте творчества поэта М.А. Дудина»

Методическая разработка включает в себя музыкальные игры на уроках музыки и внеурочной деятельности, модели патриотического воспитания в контексте популиризации творчества поэта земляка М.А. Дуди...

«Патриотическое воспитание школьников на уроках и во внеурочной деятельности по предмету «Музыка» в контексте творчества поэта М.А. Дудина»

Методическая разработка включает в себя музыкальные игры на уроках музыки и внеурочной деятельности, модели патриотического воспитания в контексте популиризации творчества поэта земляка М.А. Дуди...

Статья «Применение технологии системно-деятельностного подхода в обучении»

Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, что ученики будут помнить. Поэтому учителю очень важно найти особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять их учиться, а...

Разработка программ внеурочной деятельности по предмету "Музыка" для учащихся 5-8 классов.

Актуальной задачей  педагогов-музыкантов, реализующих программы в сфере искусств, является  овладение процессами проектирования рабочих программ по внеурочной деятельности детей....

Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»

Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности  по предмету «Музыка»...