Применение технологии системно-деятельностного подхода в ходе внеурочной деятельности по предмету музыка в санаторной школе-интернат.
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Сущность технологии системно-деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Реализация данной технологии предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых принцип творчества. Это - максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию, воспитанию и обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kimaeva_t.b._publikatsiya.docx | 927.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное областное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение
санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении,
«Зеленоборская санаторная школа-интернат»
Из опыта работы
Применение технологии системно-деятельностного подхода в ходе внеурочной деятельности по предмету музыка в санаторной школе-интернат
Составила: Кимаева Т.Б.,
учитель музыки, педагог-организатор
2016г.
Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств учащихся, которые активно формируются на занятиях эстетического цикла, в ходе изучения которых у детей развивается способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми.
По своей уникальной возможности вызывать в человеке творческую активность искусство, занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих систему воспитания человека.
Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).
Сущность технологии системно-деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Реализация данной технологии предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых принцип творчества. Это - максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.
Благодаря специфике образовательной организации (круглосуточное пребывание воспитанников в санаторной школе в течение 25 дней), в рамках внеурочной деятельности, во второй половине дня, возможно углубление в изучаемую тему.
Приведу пример из личного опыта.
Мною разработаны несколько тем вводных уроков на начало очередного заезда воспитанников, которые стали традиционными в каждом заезде. Это обусловлено тем, что дети приезжают с разным уровнем подготовленности по предмету вследствие различия учебных программ и разных сроков изучения тем. Один из них - «Есть така страна-сторонушка» (история появления поморов на Кольской земле).
Воспитание любви к своему родному краю, знание его истории и культурных традиций, сохранение и развитие чувства гордости за свою малую Родину – лейтмотив моей работы с детьми.
На этом уроке дети узнают о поморской деревне Княжая Губа с которой тесно связана история п.Зеленоборский,
знакомятся с историей появления новгородских переселенцев на Кольской земле, с фольклором поморов через прослушивание их акапельных песен и просмотра фрагмента мультфильма по мотивам произведений Бориса Шергина и Степана Писахова.
Продолжением работы в этом направлении является посещение школьного музея. Предметы быта поморов привлекают своей простотой и первобытностью. Берестяная посуда, медная утварь, предметы для обработки земли, рыболовные сети, прялки, одежда всё это несёт в себе частицу истории, которую дети могут буквально потрогать руками.
Завершающим ярким этапом работы по знакомству с поморской культурой являются встречи с народным коллективом фольклорным ансамблем «Поморочка» Зеленоборского ЦДК. Они проходят в двух формах: мастер-класс, или игровая программа.
Игровая программа включает в себя литературно-музыкальную композицию и хороводные песни с играми.
На этих встречах происходит общение детей с «настоящими» коренными поморами Княжой Губы. Поморская речь, народные костюмы, конечно же, запечатлеваются в памяти детей.
Мастер-класс подразумевает собой личное участие воспитанников в изготовлении поморских игрушек-символов: козуль и тряпичных кукол.
Прежде чем дети приступают к изготовлению символа Поморья, участницы фольклорного коллектива рассказывают о том, что традиционно козули пекут на новогодние праздники Коляды и Рождества. Также козули изготовляют и на личные праздники — новоселье, свадьбу и при рождении ребёнка. Считается, что козули, находящиеся в доме, охраняют его от злых духов. Поэтому изготовленные и выпеченные козули не съедают сразу и ни в коем случае не выкидывают.
Познавателен рассказ об истории возникновения и назначении поморской тряпичной куклы. Дети с интересом узнают о том, что существует кукла- травяница, кукла–подорожница, кукла–зерновушка. А вот куклу-мотанку, приносящую в дом счастье, они выполняют своими руками и отвозят домой в качестве подарка близким людям.
В процессе работы детей гостьи исполняют акапельно поморские песни.
После проведённой работы хочется верить, что в душах детей остаётся незримый след приобщения к истокам культуры родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ
Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.Использование информационно-коммуникационных техноло...
Использование информационных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности по предмету
Из опыта работы учителя географии...
«Патриотическое воспитание школьников на уроках и во внеурочной деятельности по предмету «Музыка» в контексте творчества поэта М.А. Дудина»
Методическая разработка включает в себя музыкальные игры на уроках музыки и внеурочной деятельности, модели патриотического воспитания в контексте популиризации творчества поэта земляка М.А. Дуди...
«Патриотическое воспитание школьников на уроках и во внеурочной деятельности по предмету «Музыка» в контексте творчества поэта М.А. Дудина»
Методическая разработка включает в себя музыкальные игры на уроках музыки и внеурочной деятельности, модели патриотического воспитания в контексте популиризации творчества поэта земляка М.А. Дуди...
Статья «Применение технологии системно-деятельностного подхода в обучении»
Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, что ученики будут помнить. Поэтому учителю очень важно найти особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять их учиться, а...
Разработка программ внеурочной деятельности по предмету "Музыка" для учащихся 5-8 классов.
Актуальной задачей педагогов-музыкантов, реализующих программы в сфере искусств, является овладение процессами проектирования рабочих программ по внеурочной деятельности детей....
Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»
Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»...