Реализация системно- деятельностного подхода через проектно- исследовательскую деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Хомякова Александра Андреевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Хатмуллина Александра Андреевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 44

г. Нижний Тагил,

Свердловская область

Реализация системно- деятельностного подхода через проектно- исследовательскую деятельность учащихся на уроках русского языка            и литературы

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. В основе стандарта-  системно- деятельностный подход, под которым подразумевается, что обучающийся самостоятельно конструирует свое собственное знание, учится фокусироваться на практическом применении изученного.

В связи с этим современный педагог обязан научить школьника самостоятельно получать знания, «научить учиться».

Само понятие «системно- деятельностный подход» не ново.  Оно было введено в 1985 году. В XX веке системный подход разрабатывали классики отечественной психолого- педагогической науки: Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов. Деятельностный подход разрабатывали: Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Элькоин и другие. Системно- деятельностный подход- это попытка объединить два эти подхода внутри отечественной педагогической науки.

В 1988 году группа зарубежных и отечественных ученых (А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман и др.) обосновывают концепцию системно- деятельностного подхода, под которым понимают не только процесс усвоения учащимися определенных знаний, умений и навыков, но и развитие личности, обретения духовно-нравственного, социального опыта. Этот подход противоречит догматической передачи готовой информации, монологичности преподавания, в его основе принципы самостоятельного поиска информации, эффективного ее использования для решения проблемы, учебной задачи. Под системно- деятельностным подходом вышеперечисленные ученые понимают способ усвоения знаний, образцы и способы мышления и деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.

Одним из эффективных способов реализации данных принципов на уроках русского языка и литературы является проектно- исследовательская деятельность учащихся, в основе которой лежит развитие:

  • познавательных и творческих навыков учащихся;
  • умения самостоятельно добывать необходимые данные в информационном поле;
  • общелогических и универсальных учебных действий (формулировка проблемы, цели, задач исследования, построение алгоритма, умение принимать субъективное суждение, анализировать, синтезировать, обобщать).

В энциклопедическом словаре под редакцией А.М. Прохорова термин «исследование» трактуется ка «процесс выработки новых знаний». В толковом словаре Ф.Ф. Ушакова «исследование- это процесс действия, научное сочинение». Буквально термин обозначает «следовать изнутри».

Термин «проект» в том же энциклопедическом словаре обозначает «план, замысел».

Таким образом, проектно- исследовательская деятельность учащихся -это процесс проектирования собственного исследования, что предполагает выделение цели и задач исследования, отбор методов и методик исследования, выдвижение гипотезы, планирование хода и результатов исследования, оценка результативности проделанной работы, самостоятельное определение ресурсов.

Использование проектно- исследовательской деятельности в процессе обучения школьников русскому языку и литературе выполняет ряд задач:

  • духовно- нравственно обогащает личность, формирует мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма, любовь к родному языку, культуре и искусству;
  • развивает художественный вкус, культуру устной и письменной речи учащихся, культуру читательского восприятия авторского текста, творческие способности;
  • формирует общие представления об историко- литературном процессе, о теоретико- литературных понятиях;
  • совершенствует коммуникативные умения: написание сочинений различных типов,  отбор необходимого материала для раскрытия темы исследования;
  • способствует установлению связи «учитель- ученик».

Работу над проектом начинаю с изучения личных интересов учащихся, их мотивации на самостоятельное изучение и анализ литературоведческих или языковых фактов, способностей, так как цель проектно- исследовательской деятельности- самообразование и развитие самих учащихся.

Совместно с учеником выстраиваю этапы работы над проектом:

I. Этап. Планирование работы над проектом:

  • определение тематического поля исследования и его проблематики,
  • формулирование темы проекта,
  • постановка цели и задач исследования,
  • формулирование гипотезы.

II.  Аналитический этап:

  • сбор информации (самостоятельное получение новых знаний из информационного поля: сети Интернет, специальной литературы, СМИ),
  • интерпретация полученных данных, их систематизация и анализ.

III. Этап обобщения:

  • структурирование работы: выстраивание общей логики изложения материала в исследовательской работе. Подведение итогов.

IV. Этап. Презентация результатов в виде защиты реферата на школьной, городской научно- практических конференциях.

V. Этап рефлексии. На данном этапе происходит осмысление способов достижения результатов, полученных результатов, личностный вклад учащихся в решении вопроса исследования.

Приведу примеры тематики и этапов работы над исследовательскими работами учащихся 9 класса:

1)Тема «Образы цветов в лирике Мацуо Басе»- исследовательский проект по литературе.

Одной из национальных особенностей восточной поэтики является любовь японцев к цветам. Отчасти это можно объяснить географическим положением, климатом и ландшафтом страны. Острова омываются морями, а умеренный климат на протяжении столетий способствовал появлению разнообразных видов растений: цветущая вишня – «сакура», цветы хаги, лилии, цуки гуса «лунная трава»), гвоздики и т.п. Восхищение природой воплотилось в культуре и искусстве Японии, стало национальной чертой.

Нас заинтересовала проблема литературного наследия Восточной Азии, а именно Японии.

Проанализировать образы цветов мы решили в творчестве одного из выдающихся поэтов Японии 16 века, новатора, основоположника хокку- Мацио Басе.

Поэтому целью нашей работы является раскрыть суть, смысл, роль образов цветов в японской поэзии, а также изучить вклад Мацуо Басе как основоположника хокку в развитие этого образа.

Практически все произведения древней японской классики в той или иной

Объектом исследования является –творчество Мацуо Басе.

Предметом исследования является- художественные образы цветов в сборниках стихотворений Мацуо Басе «Весенние дни» (1686), «Заглохшее поле» (1689).

Задачи исследования:

  • Проследить генезис и историю развития образов цветов в древней японской поэзии и определить их место в новой системе хокку.
  • Изучить основные принципы создания образа цветка в жанре хокку у Мацуо Басе.
  • Выяснить роль Мацуо Басе в формировании системы художественной образности японской классической поэзии.
  • Подвести итоги исследования.

Структура исследовательской работы:

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗА ЦВЕТКА В ДРЕВНЕЙ ЯПОНСКОЙ ПОЭЗИИ.

§ 1.1. История формирования японской образности.

§1.2. Тема цветов в японской классической литературе и эстетические воззрения японцев.

ГЛАВА II. ОБРАЗЫ ЦВЕТОВ В ПОЭЗИИ ХОККУ: ИДЕЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ

§ 2.1. Поэтические принципы создания «природного поля» в поэзии хокку.

§ 2.2. .Образы цветов в поэзии Мацуо Басе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (выводы).

ПРИЛОЖЕНИЯ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


Методы исследования:

  • Наблюдение,
  • Классификация,
  • Обобщение,
  • Анализ,
  • Синтез,
  • Работа со справочной литературой.

2) Тема еще одной проектно- исследовательской работы по русскому языку «Разговорная речь в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Язык А.С. Пушкина отразил в себе культуру и историю России 17- 19 веков. Именно А.С. Пушкин является основателем русского литературного языка. С его именем неразрывно связано понятие «Золотой век» в русской художественной литературе. Связано это прежде всего с тем, что Александр Сергеевич предопределил развитие русского языка, стал новатором в этой области. В своих произведениях он смог объединить такие противоречивые, разрозненные в употреблении социально- языковые категории: церковно- славянизмы, европеизмы, элементы живой (бытовой) национальной русской речи. Стили и диалекты, ранее противопоставленные друг другу, в его произведениях органически смешивались, сливались в новое языковое единство.

Таким образом, целью нашей работы является изучить новаторство А.С. Пушкина в области синтеза книжной культуры литературного слова с живой русской речью.

 

Задачи исследования:

  1. Изучить взгляды А.С. Пушкина на литературный язык и пути его дальнейшего развития.
  2. Изучить вопрос народности литературного языка в творчестве А.С. Пушкина.
  3. Проанализировать разговорные лексемы и синтаксические конструкции в романе «Евгений Онегин».
  4. Оценить значение и вклад Пушкина в развитие русского литературного языка.

Показателями успешности выполненных исследовательских работ служат удовлетворение авторов проектов, осознание учащимися собственных достижений и результатов, приобретенные в ходе работы умения и навыки.

Для учителя такой вид организации работы школьников является не менее продуктивным и имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности: во- первых, в полной мере реализуется индивидуальный подход к ученику; во- вторых, повышается уровень познавательной активности к изучаемым предметам.

Таким образом, проектно- исследовательская деятельность:

  1. личностно- ориентирована,
  2. в ней осуществляется дифференцированный подход в обучении,
  3. является приоритетным видом деятельности в старших классах,
  4. способствует повышению мотивации к обучению и развитию мышления и творческого потенциала личности ребенка.

В проектно- исследовательской деятельности в полной мере реализуется системно- деятельностный подход, так как «добывание» знаний и их осмысление происходит самостоятельно.

Список источников:

  1. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995.
  2. Давыдова В.В. // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.
  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999.

  1. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной  школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». –М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  2. 3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006.
  3. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1septembe r.ru/articles/527236


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы

Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....

Методическое пособие "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"

В методическое пособие «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» помещены материалы по организации проектно- исследовательской дея...

Реализация системно-деятельностного подхода через проектную деятельность

Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, ...

Инновационный педагогический проект "Реализация системно-деятельностного подхода через проектную деятельность в коррекционных учреждениях "

quot;Помоги мне это сделать самому!" Из опыта моей работы с глухими детьми в сфере проектной деятельности. Различные примеры реализованных проектов....

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС

Стандарт нового поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей об...

Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода с целью формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы".

Материал, представленный в данной презентации, был продемонстрирован на городском семинаре, участником которого я стала. Семинар был одним из этапов конкурса "Учитель года 2022"...