Формирование у учащихся основной школы ценностей патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы
консультация по русскому языку на тему
Из опыта работы учителя по формированию у обучающихся ценностей патриотизма и гражданственности на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lapina.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у учащихся основной школы ценностей патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы
Процессы реформирования в современном обществе затронули все сферы жизнедеятельности личности. Преобразования в сфере идеологии интенсифицировали процесс гуманизации культуры и науки, что повлекло за собой пересмотр существующих ценностей, норм социального взаимодействия, и как следствие, (закономерность) нашло свое отражение в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), в Стандартах нового поколения, в новом Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (2012).
Реформирование и модернизация российского образования характеризуется широким научным, теоретическим и практико-ориентированным определением направлений развития воспитания и обучения, осуществляемого «в интересах человека, семьи, общества и государства», «в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» 2012г.], где особое место занимает вопрос духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Согласно «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» (2009г.), национальный воспитательный идеал современного общества – «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ» [с.4].
Мы, учителя русского языка и литературы, обладаем неоспоримым преимуществом перед всеми радетелями за формирование у учащихся ценностей патриотизма и гражданственности, приобщение молодого поколения к национальным русским традициям непосредственно через уроки русского языка и литературы
Согласно психолого-педагогической и методической литературе, внеурочная деятельность по русскому языку и литературе помогает учителю более тщательно изучать воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.
В основу деятельности учителя русского языка и литературы могут быть положены информационные технологии, где в качестве главной цели выступают формирование у учащихся уважительного отношения к родному языку как главному носителю и хранителю культурной памяти человечества, формирование у учащихся ценностей патриотизма и гражданственности, усвоение ценностей семьи и семейных отношений.
Становление и развитие личности происходит в социокультурном пространстве, вне которого она абстрактно не существует. Если человек живет в России, то он должен осваивать и понимать основные особенности, черты русского характера, изучать обряды и традиции, изучать родной край. Художественная философская и педагогическая мысль России всегда была ориентирована на воспитание гражданских качеств личности. Одна из целей обучения русскому языку – формирование культуроведческой компетенции учащихся, воспитание чувства гражданственности, которое формируется не только при опоре на территорию проживания, на людей, но и на системутаких идей, которые касаются общественной жизни. На уроках русского языка, литературы важно употреблять не только такие понятии, как «родина», «отчизна», но и «наша страна», «Россия»; целесообразно вести разговор о таком понятии как «малая Родина», о знаменитых земляках – писателях и поэтах, достопримечательностях родного края. В связи с этим был разработан факультативный курс для учащихся 9 класса «Литературное наследие» (в рамках регионального учебного предмета «Литература Смоленщины») На занятиях, которые носили проектно – исследовательский, краеведческий характер, учащиеся знакомились с фактами биографии смоленских поэтов, с художественным миром поэтов-земляков и литературными местами Смоленщины. Применяя различные формы организации курса, хорошим помощником в этой работы стало применение ИКТ в различных видах деятельности. Практика занятий в рамках работы факультатива показала, что использование ИКТ технологии позволяет:
- создавать устойчивую мотивацию учащихся к обучению русскому языку и литературе;
- формировать исследовательские умения школьников;
- развивать коммуникативные и организационные навыки работы с информацией; ИКТ компетенции (в частности с краеведческим материалом);
Учащиеся 5-6 классов выполняют творческие работы «Край мой родной», «Я – гражданин России», «Я живу в России», учащиеся 7-8 классов работают над творческими проектами «Гроза двенадцатого года», «Мы помним!» Во время таких работ учащиеся рассуждают о том, что во все времена находились люди, которыми гордились и гордятся до сих пор не только жители нашего города, но и страны.
Из сочинений учащихся:
«Мы не вправе забывать тех парней, жизнь которых оборвалась в пламения АфганистанаЮ Чечни. Надо не только помнить о них, а быть достойными их подвига. Я горжусь своими земляками, которые погибли не ради славы, а ради дога и чести перед родиной». ( Ольга К.)
«Жизнь сегодняшних ветеранов, их подвиги в годы войны – пример для нас. Хочется любить свою родину, как любили её они, хочется быть поленым своему народу, что-то делать для того, чтобы улучшить жизнь нашего города, страны и всего народа». (Ирина В.)
На уроках по развитию речи обсуждаются вопросы современной жизни, политики, культуры и т.д. По теме «Моя семья» ребята подготавливают презентации, рассуждают об уважении к старшему поколению, беседуют о профессиях бабушек, дедушек, о том, что каждый человек должен честно и добросовестно работать для людей, государства, рассказывают о медалях и наградах своих близких за добросовестный труд. Учащиеся не раз принимают участие в районных, региональных и всероссийских конкурсах, получают призовые места.
Данные виды работ нацелены на пробуждение и формирование гражданина-патриота, умеющего ценить, беречь культурное наследие своей страны, приумножать его.
Литература
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: «Просвещение», 2009
Чернова Т.А. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. – М.:Планета,2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы.
В докладе описана работа с клоуз-тестом на уроках русского языка....
Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы с презентацией....
Внеурочная деятельность как одно из наиболее приоритетных направлений формирования мотивации учащихся основной школы к изучению математики на уроках.
Одной из основных целей современного образования является гармоничное развитие личности, ее творческих способностей на основе формирования мотивации, необходимости образования и самообразования ...
Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»
Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»...
«Формирование филологической компетентности и языковой культуры речи учащихся через использование проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы»
Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практическо...
Формирование у учащихся положительного отношения к своему здоровью на уроках русского языка и литературы.
образовательные технологии, которые адекватны возрасту, устраняющие перегрузки и сохраняющие здоровье наших детей....
Формирование у учащихся положительного отношения к своему здоровью на уроках русского языка и литературы.
Как формировать здоровье на уроках?...