«Формирование филологической компетентности и языковой культуры речи учащихся через использование проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка по русскому языку на тему
Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практической значимости проекта, а также рассмотрению вопроса формирования языковой культуры обучающихся и творчески развитой личности через применение проектной и исследовательской технологий при обучении русскому языку и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kuznetsovoy_kopiya_1.docx | 70.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СШ № 8»
«Формирование филологической компетентности и языковой культуры речи учащихся через использование проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы»
Выполнила:
Кузнецова Галина Васильевна,
учитель русского языка и литературы.
г. Нижневартовск, 2016
Оглавление
Страницы
1. Краткая аннотация проекта. 3
2. Обоснование необходимости проекта. 4 - 7
3. Цели и задачи проекта. 9-13
4. Основное содержание проекта. 13 - 19
5.Ресурсы. 20-21
6.Партнеры. 21
7. Целевая аудитория. 22
8. План реализации проекта. 22-24
9. Ожидаемые результаты и социальный эффект. 25-28
10. Перспективы дальнейшего развития проекта. 28
11. Список литературы. 29
12. Приложения 30-34
1. Краткая аннотация проекта
Педагогический проект посвящен использованию проектной и исследовательской технологий для формирования филологической компетентности и языковой культуры речи обучающихся, раскрытия интеллектуального потенциала и воспитания всесторонне развитой, социально адаптированной личности.
Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практической значимости проекта, а также рассмотрению вопроса формирования языковой культуры обучающихся и творчески развитой личности через применение проектной и исследовательской технологий при обучении русскому языку и литературе.
В педагогическом проекте доминирующим является метод исследовательского подхода к обучению с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, при работе с текстом художественной литературы. Форма представления результата – презентация в виде информационного (частично практико-ориентированного) проекта.
В заключении содержатся результаты образовательной деятельности по заявленной теме. Показателями эффективности использования названных педагогических и информационных технологий являются стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений с учётом участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, слетах научных обществ.
Данная работа содержит приложения педагогического опыта и список информационных источников, использованных в работе.
- Обоснование необходимости проекта
Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход. Именно поэтому развитие творческих способностей, формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы становится актуальной и основополагающей. В рамках Концепции модернизации российского образования отмечается, что именно филологическая компетенция является базисом, на основе которого необходимо и можно выстраивать дальнейшие надстройки в воспитании молодого поколения Основным инструментарием, используемым в проекте, является текст. Кандидат филологических наук В.В.Соловова писала: «в рамках различных научно-лингвистических и методических школ сформировались различные представления о приоритетности использования тех или иных текстов в учебных целях». Работа с текстом на уроке - интересный и занимательный вид деятельности, увлекающий как учителя, так и школьника.
Формирование филологической компетенции становится актуальным в контексте ведущих тенденций развития двухуровневого филологического образования, обеспеченного преемственностью всех уровней образовательного процесса на основе инновационных приемов обучения.
Актуальность педагогического проекта заключается в направленности на освоение школьниками системы теоретических понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений, гуманистического мировоззрения компетентностным подходом в обучении обучающихся русскому языку и литературе.
Это соответствует требованиям времени и является актуальным на сегодняшний день. Развитие связной речи – одна из главных задач уроков русского языка и литературы. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Это умеют далеко не все школьники даже в старших классах, и именно систематическая работа над комплексным анализом текста поможет им понимать, осмысливать, воспроизводить художественный текст. Текст дает возможность не только для развития связной речи учащихся, но и способствует расширению их кругозора и эрудиции.
Актуальность педагогического опыта для МБОУ «СОШ№8» состоит в том, что он является составной частью «Программы развития школы», и её подпрограмм «Информатизация образовательной среды» и «Одаренные дети», реализующихся школой.
Актуальность педагогического опыта для города и региона заключается в том, что данная система обучения не замыкается на рамках конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия всех педагогов всех образовательных учреждений.
Переход образования на профильное обучение, стремительное развитие ИКТ-технологий во всех сферах человеческой жизни, предпочтение учащимися уроков, проводимых с новыми средствами наглядности, с применением компьютерных технологий предопределили потребность в данном опыте. Реальное противоречие между установками традиционной системы развития способностей детей и педагогическими факторами, обусловливающими необходимость развития интеллектуального потенциала личности в соответствии с требованиями нового стандарта образования и потребностями общества, показали необходимость в развитии и ранней социализации учащихся, способствовали формированию данного опыта.
Стандарты второго поколения предъявляют новые требования к результатам обучения, основным образовательным программам, условиям образовательного процесса, где должны быть изменены способы деятельности учителя и учащихся.
Опыт основан на глубоком и всестороннем анализе педагогических проблем, выявившим противоречия между имеющимся положением в системе образования, ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе.
Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают творческие способности ученика, являются проектно-исследовательские технологии. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход в учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие учебного материала и художественного текста, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Проектная технология позволяет развивать коммуникативные навыки и образность мышления учащихся.
Актуальность данного проекта определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.
Еще более актуальным данный опыт становится в период введения новых стандартов и перехода к узкой профильной направленности. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет важнейшие качества личности как «инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Проведённый в ходе исследования анализ учебно-методической литературы, изучение опыта работы учителей, опытное преподавание показали, что проблема формирования филологических компетенций по русскому языку до конца не решена – нет достаточной ясности в отборе содержания для различных профилей, мал опыт проведения таких занятий, недостаточно учебно-методической литературы. Сложившаяся ситуация позволяет производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, а также варьировать объём и сложность изучаемого материала. Таким образом, тема моего проекта является весьма актуальной. Филологическое знание на протяжении многих веков составляло основу образования культурного всесторонне развитого человека, являлось непременным условием мировоззренческого самоопределения личности и формирования общей гуманитарной культуры, как совокупности общечеловеческих ценностей, качеств личности, нравственных идеалов, универсальных способов познания и творческих действий, формируемых посредством приобщения к культуре вообще и к технической культуре в частности. Особенно актуальным данный опыт становится в период внедрения новых ФГОС. Компетентностный подход предполагает достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания, умения и навыки Системно-деятельностная парадигма требует формирования образовательных ситуаций продуктивной, социально значимой деятельности. Ученые МГУ им. М.В. Ломоносова – разработчики Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения – предлагают следующее определение «компетенций»: «интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую обучающийся обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Эти определения дополняют друг друга, а общим в них является то, что компетенции выражают ожидаемые и измеряемые результаты обучения – конкретные достижения учащихся, которые определяют, что будет способен делать ученик, завершив обучение или перейдя на новый его этап. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет важнейшие качества личности как «инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни», поэтому и сейчас этот опыт не теряет своей актуальности. Через организацию основных видов деятельности (познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную) должны быть сформированы ключевые компетенции учащихся, которые позволяют результативно действовать в нестандартных ситуациях, мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах. Организация профильного обучения основывается на введении на старшей ступени школы нового Базисного учебного плана, двухуровневого государственного образовательного стандарта (базовый и профильный) и создает условия для формирования разнообразных моделей организации обучения в этом звене школы. При этом значительно сокращается объем инвариантной части содержания образования, вводятся курсы по выбору школьников (профильные и элективные), учебные проекты, исследовательская деятельность школьников. Огромная роль в данных мероприятиях при формировании филологических компетенций отводится работе с текстами различных типов и стилей. Художественный текст, например, при ознакомлении обучающихся с историей научных открытий и технических изобретений «в его сложных и многосторонних связях с речевой деятельностью и одновременно воспринимающим его читательским сознанием» (И.В. Арнольд) создает наиболее благоприятные условия для формирования коммуникативной компетентности и поликультурной языковой личности, как ее субъекта. Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете, SMS-сообщение и т.д. и т.п. Умение понимать и создавать текст формируется в школе. Предлагаемый проект поможет учителю-словеснику организовать практическую работу с текстом на уроках русского языка
Педагогическая идея: потребность общества во всесторонне развитой, творческой личности, обладающей хорошим образовательным потенциалом, культурой речи требует внедрения представленного опыта.
Объект исследования: образовательная деятельность обучающихся при внедрении проектно-исследовательских технологий в процессе работы с художественным и научным текстом.
Предмет исследования: эффективность использования проектно- исследовательских технологий на уроках русского языка и литературы
и формирование филологических компетенций на основе работы с текстом.
Гипотеза: внедрение проектной методики способствует оптимизации познавательной деятельности обучающихся и развития навыков практической деятельности. Указанная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему, как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализоваться в разнообразной учебной и практической деятельности.
Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании. Работа по исследованию художественных текстов даёт возможность широкого доступа обучающихся к данному виду деятельности для повышения своих результатов обучения, формирования культуры речи.
Предмет исследования –Педагогический проект направлен на дифференциацию содержания образования, индивидуализацию обучения, на построение индивидуальных образовательных программ для каждого обучаемого, включая широкое использование возможностей текстов различных типов и стилей.
Новизна опыта заключается в формировании у школьников не только знаний, но и компетенций, способствующих их адаптации в окружающем социуме, в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики (например, изменение традиционной структуры урока), возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей. Данная система обучения изменяет функции учителя: он выступает в качестве организатора, помощника, консультанта. Кроме этого она предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании. Использование проектной и исследовательской технологий при работе с художественным текстом позволяет ребенку выбирать собственную траекторию развития, темп работы и снимает часть негативных эмоций, вызываемых определенными трудностями или неуспешностью в учебе.
- Цели и задачи проекта
Цели проекта:
- изучение и применение проектной и исследовательской технологий в педагогической деятельности для формирования коммуникативной культуры учащихся и повышения мотивации к учению;
- освоение и применение разных способов работы с текстом на уроках русского языка, направленных на формирование мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности школьника
Для реализации указанных целей решаются следующие задачи:
- определить место проектно-исследовательского метода в образовательном процессе;
- определить понятие «филологическая компетентность» личности;
формы и методы деятельности по формированию филологических компетенций учащихся на основе работы с текстом;
- найти оптимальные способы реорганизации образовательного процесса на основе использования новой технологии;
- планировать процесс обучения не только с учётом возрастных особенностей учащихся, но и способности и интереса учащихся к предмета:
- осуществлять индивидуально-личностный подход к учащимся с учётом уровневой сформированности их учебно-познавательного интереса;
- развивать способности у учащихся занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов русский язык и литература;
- формировать и развивать важнейшие психические функции учащихся на каждом возрастном этапе, теоретическое мышление, рефлексивные способности, в конечном счете - становление субъектности учащихся;
- развивать исследовательские компетентности и предпрофессиональные навыки как основу профильного обучения в старшей школе;
- формировать приобретение учащимися функционального навыка исследования;
- проанализировать результаты проводимой работы по формированию филологических компетенций учащихся на основе работы с текстом
- развивать способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний;
- обобщить опыт использования различных форм работы с текстом в соответствии с формированием филологических компетенций;
- вовлекать во внеклассную работу обучающихся с целью развития их филологических компетенций, выявление одаренных
в лингвистическом отношении детей
- создать условия для самореализации и последующей социализации обучаемых.
Для достижения поставленных используются следующие методы исследования:
- изучение лингвистической, учебно-методической и психолого-педагогической литературы;
- анализ нормативных документов об образовании;
- анализ учебников и школьной программы по русскому языку;
- опытное преподавание, наблюдение за учащимися во время работы над исследовательскими и проектными работами;
- изучение и обобщение собственного педагогического опыта, а также опыта передовых учителей;
- анкетирование участников образовательного процесса: учеников и их родителей.
Данный инновационный проект является логическим звеном в общей системе работы школы и ставит своей целью моделирование системы работы учителя-словесника, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием возможностей современных образовательных технологий В рамках методики работы с текстом разработана и апробирована программа элективного курса «Лингвостилистический анализ текста».
Опыт внедрения элективного курса по работе с текстом применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков, необходим на уроках в средних и старших классах; уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе, с успехом может использоваться не только учителями русского языка и литературы, но и педагогами начальной школы с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.
- Основное содержание проекта
Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. А научно-исследовательская деятельность учащихся предполагает выполнение заданий экспериментального и исследовательского характера, которые выполняются в рамках выбранных тем.
Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.
Результаты исследовательских работ оформляются в соответствии с общими требованиями и предоставляются на научно-практические конференции и конкурсы.
Научная работа должна быть:
- исследовательской
- актуальной
- иметь практическую значимость.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, следует иметь в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей
Учебный проект - организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель.
Мною разработаны методические рекомендации по созданию учебного проекта. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Некоторые проекты являются как бы “самопрезентующимися” - это спектакли, концерты, живые газеты и т.д.
Проектная деятельность позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Строгая добровольность участия школьников в проектной деятельности решает проблему опасений перегрузки школьников. Создание проектов повышает интерес к предмету и знаниям, вырабатывает самостоятельность и самооценку собственного труда Каждый учащийся ставит для себя цель, планирует свою деятельность и отслеживает результат, участвует в создании исследовательских проектов, приобретая навыки проектной компетентности. Находя нужную информацию, обрабатывая и используя ее для решения поставленных задач, он развивает информационную компетентность. Ученик работает в группе, взаимодействуя с другими учениками, анализируя и корректируя свою деятельность, принимает различные социальные роли. Это способствует развитию социальной и рефлексивной компетентностей.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы. Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности” для учащихся, которые должны выполняться участниками проекта.
Правила успешной проектной деятельности
- В команде нет лидеров.
- Все члены команды равны
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание
- Команды не соревнуются
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе
- Все члены команды должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задани
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
План действий учащихся в проекте
- Выбор темы проекта (исследования).
- Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
- Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
- Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
- Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
- Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
- Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).
- Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
- Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.
В своей работе я использую следующие типы проектов: исследовательские, поисковые, творческие, игровые, ролевые, социальные. По количеству обучающихся, участников проекта: личностные, парные групповые. По времени работы над проектом: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. Этапы работы над проектом: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио. Стараюсь через различные формы организации: урок, элективный курс предпрофильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Исследование может быть организовано на всех этапах обучения: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.
Типы проектов | Исследовательские | Игровые, ролевые | Творческие | Социальные |
Краткосрочные | 1. «Культурный и общественно-политический аспект в рассказе К.Г. Паустовского «Орест Кипренский», Потимко Ксения, 9 класс. 2. «Сатирические произведения в русской литературе 18 века», Лагада Юлия, 10 класс | 1.Литературно- музыкальная композиция «Песня в солдатских шинелях». 2. Инсценировка басен И.Крылова. 3. «Алло, мы ищем таланты», 5 класс, конкурсная программа. | 1. Дизайн дверей кабинета к новогоднему празднику. 2.Первоапрельский коллаж. 3. Первоапрельская презентация. 4. Издание книжек- малышек, 5 класс | «Ими гордится школа», 6А класса |
Среднесрочные | 1. «Дневник как способ творческого отражения действительности», Дюмина Анастасия, 7 класс. 2. Изучение роли письма вчера и сегодня, Мясников Владислав, 5 класс. 3. «Что лежит у меня в портфеле», Стадник Екатерина, 7 класс. 4. «Влияние русской истории на развитие и становление русского языка», Хамматова Регина, 7 класс | 1. Урок – суд по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник», 7класс. 2. «Курс молодого бойца», Игровая программа, 6 класс. 3. «Мы будем вечно прославлять ту женщину – чье имя мать», концертная программа для мам в День матери. | 1. Издание альманаха «Сердце мирам распахнуть»,2011. 2. Видеоотчет к родительскому собранию «Такими детьми надо гордиться», 1 раз в четверть. | 1.«Безопасная дорога в школу». Шахрай Анна, 7 класс 2. «История города в памятниках», 7 класс. |
Долгосрочные | 1.«Язык СМС и его влияние на развитие современного русского языка», Дюмина Анастасия, 6 класс. 2. «Тема Родины и ее лексическое воплощение в лирике М.Ю. Лермонтова».Сафиуллина Диана, 9 класс. | Праздничная программа для малышей по формированию ЗОЖ, 2008-2012гг. | 1.Издание школьной газеты «Пятерочка», 2010-2012 гг. 2.Фотоотчет «Портфолио класса», 2008-2012гг. | 1.«Здоровый образ жизни- модно», 5 класс 2. «Милосердие- путь к доброте», 2009-2012гг. |
Все проекты подразделяются по способу реализации
- проект, реализуемый в системе уроков в течение всего учебного года;
- проект, реализуемый в системе уроков в течение изучения одной монографической темы;
- проект, реализуемый в течение одного урока;
- проект, реализуемый на одном из этапов урока.
Например, указанные проекты выглядят так
- Проект, реализуемый в течение изучения монографической темы
- учебный исследовательский проект «Культура Древней Руси» (8 класс);
- раздаточный материал для анализа лирического произведения «Пейзажная лирика русских поэтов 19 века» (9 класс);
- учебное пособия по литературе «Анализ лирического произведения» (9 класс);
- наглядное пособие «Синхронистическая таблица. Вторая половина ХIХ века. (1851-1890)» (10 класс);
- раздаточный материал «Русская классическая литература в оценке критиков» (10 класс);
- сборник работ учащихся, посвященный 200-летию со дня рождения Ф.И.Тютчева «Все во мне – и я во всем» (10 класс).
2.Проект, реализуемый на одном из этапов урока:
На этапе актуализации:
- презентация информационного проекта;
- виртуальная экскурсия.
На этапе формирования новых знаний, умений:
- работа со справочной литературой;
- ассоциациативные ряды.
На этапе закрепления, обобщения:
- график становления личности (лестница успеха, диаграмма личности и т.д.);
- дописать стихотворение, текст;
- Ролевой, игровой проект;
- литературная персонификация.
3.Проект, реализуемый в течение одного урока: Формы урока-проекта:
- лаборатория слова (русский язык, «Реклама. С чем ее едят?», 6 класс);
- деловая игра (русский язык «Юный корректор», 5 класс);
- презентация читательского дневника (литература, внеклассное чтение, 5-9 класс);
- музей (литература «Поэзия «серебряного» века», 11 класс);
- афиша (литература, заключительный урок по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», 8 класс).
Организацию урока-проекта подразделяю на следующие этапы:
1 этап – организационный;
2 этап – исследовательский;
3 этап –лингвистическая работа;
4 этап – творческий;
5 этап – презентация проекта;
6 этап – рефлексия.
Работая в 11 гуманитарном классе разработала следующую систему проведения уроков-проектов
н/п | Программный материал | Тема проекта | Время представления проекта | Вид проекта |
1 | Творчество А.П.Чехова | «Искусство детали, роль пейзажа в творчестве А.П.Чехова» | Сентябрь | Исследова-тельский |
2 | Поэзия Серебряного века | «Поиски новых принципов и форм изображения действительности и поэтического самовыражения» | Октябрь | Исследова-тельский |
3 | Творчество И.А.Бунина | «Я не признаю деления художественной литературы на стихи и прозу» | Декабрь | Исследова-тельский |
4 | Обзор творчества А.Солженицина и В.Шаламова | «Отражение трагедии эпохи 30-ых годов XX столетия в отечественной литературе» | Февраль | Информацион- ный |
5 | Изучение творчества М.Шолохова | Изображение войны как трагедии народа на примере судьбы Г.Мелехова | Апрель | Исследователь-ский |
6 | Обзор современной литературы | Жанровое многообразие современной литературы | Май | Информа- ционный |
Цель проектной деятельности в образовании - это активизация процесса обучения, своеобразный переход от развития личности к раскрытию интеллектуального и креативного потенциала личности, то есть, в конечном счете, к саморазвитию. Целью программных разработок в проектной деятельности учащихся является готовность к проектированию самостоятельной исследовательской деятельности. Рассмотрим, каким образом работают показатели готовности.
Наличие исследовательского интереса. Наличие исследовательского интереса – стремление познавать окружающий мир - имманентно присуще ребенку. Однако эту способность необходимо диагностировать и постоянно развивать.
Способность выявлять проблемы, требующие исследовательского подхода
Реальный процесс творчества — это всегда попытка сделать шаг в неизведанное. Потому и сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена. Как ни крамольно это звучит, но даже «взрослый» исследователь, начиная поиск, далеко не всегда ясно осознает, зачем он это делает, и уж тем более не знает, что он найдет в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с учащимся, следует проявлять гибкость, не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого словесного обозначения цели. Вполне достаточно ее общего, приблизительного описания. Это положение считается принципиальным в деле формирования и развития навыков исследовательского поиска.
Способность проектировать исследовательскую деятельность
Ответ на возникшую проблему обычно достигается через выдвижение догадок, предположений или гипотез. Таким образом, можно утверждать, что новое знание впервые осознается исследователем в форме гипотезы. Гипотеза выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса. Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Рождаются гипотезы как в результате логических построений и рассуждений, так и в итоге интуитивных догадок. Гипотеза — это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом, это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна — она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение. Особенную ценность гипотезе придает ее обоснованность, т.е. возможность указать путь исследовательского поиска.
Умения и навыки применения исследовательских методов.
Проблема готовности здесь сводится, прежде всего, к знанию о существовании различных методах исследования действительности и к умению их грамотно применять. Основные методы, задействованные в нашем проекте это: наблюдение, опрос, корреляционное исследование, работа с текстом (с источниками), эксперимент, мысленный эксперимент (моделирование), мозговая атака, конференция-презентация.
Наблюдение. Наблюдение по различным основаниям можно классифицировать на:
1. Стандартизированное и нестандартизированное;
2. Естественное (полевое) и искусственное;
3. Включенное и невключенное.
Каждый из видов наблюдения обладает своими достоинствами и недостатками.
Корреляционное исследование. Корреляционное исследование определяет степень зависимости, или корреляции, между двумя имеющимися характеристиками, действиями или событиями. Сначала два интересующих фактора измеряют. Затем используют статистический прием для определения степени корреляции. Этот прием достаточно прост. По измеренным параметрам строят график, откладывая по одной оси одно событие. Корреляционные исследования помогают нам выявить связи и сделать прогнозы.
Метод опроса. В методе опроса для получения ответов на различные вопросы используют технику выявления общественного мнения. Как правило, людям в репрезентативной выборке задают серию тщательно сформулированных вопросов. Репрезентативная выборка — это небольшая группа, которая точно отражает какую-то более крупную совокупность. Методики проведения опроса может быть различной. Выделяют анкетирование (опосредованное общение интервьюера и респондента) и интервьюирование (непосредственное общение интервьюера и респондента). Анкетирование способно охватить значительную часть опрашиваемых, но не позволяет изменить первоначальный план опроса, подстраиваясь под вербальные и невербальные реакции респондента и т.д.
Эксперимент. Наиболее эффективный исследовательский инструмент — эксперимент (формальное испытание, предпринимаемое с целью подтверждения или опровержения гипотезы). Эксперименты применяются как в естественных, так и в гуманитарных науках, и, естественно, имеют свою специфику. Гуманитарный эксперимент – это социальная практика, поэтому на него накладываются определенные условия:
1. Гипотеза эксперимента в гуманитарном знании должна быть только положительной, т.е. призванной улучшить существующую практику.
2. Необходимо избегать обмана и не наносить психологических травм участникам эксперимента.
3. Образовать две или более группы испытуемых. Одна группа называется экспериментальной, другая становится контрольной. Обе группы находятся в совершенно одинаковом положении, за исключением условия, которое сознательно меняют. Его называют независимой переменной. Переменная — это любое условие, которое может меняться и которое способно повлиять на результат эксперимента. Внешние переменные — это условия, влияние которых на результат эксперимента исследователь желает устранить. Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, по возможности чётче формировать и отыскивать приемлемые решения многих проблем. Один из путей решения этого – проектно-исследовательская деятельность. Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению особенно необходимы в школе, так как именно здесь развивается личностные качества человека. Занимаясь проектной работой, я ориентирую ребят на исследования, провожу экскурсии, беседы, показываю работы юных исследователей прошлых лет. Мои ученики, начиная исследовательскую деятельность в нашей школе, продолжают ею заниматься и в дальнейшем, обучаясь в вузах, техникумах, колледжах. Результаты моей работы по описанной технологии представлены в проекте. Если в школе создать условия для развития проектно-исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации детей в школе, а потом и в их взрослой жизни.
Практическая значимость:
1) обеспечивает возможность организации учебного процесса, отвечающего требованиям и целям обучения, отражающим основные принципы личностно-ориентированного подхода;
2) предполагает гибкость, широкую вариативность и дифференциацию как в выборе учащимися содержания, так и форм получения образования;
3) позволяет реализовать как уровневую (базовый уровень, профильный уровень, углубленный уровень освоения образовательных программ), так профильную дифференциацию, направленную на усвоение образовательных программ в определенной сфере с учетом способностей и познавательных потребностей обучаемых;
4) позволяет повысить мотивацию изучения предметов школьной программы.
Одно из достоинств проектно-исследовательской деятельности – это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения:
- реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
- принимать самостоятельные решения;
- поверить в свои силы.
Но наряду с положительными сторонами исследовательской деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки. Например:
- увеличение умственной нагрузки;
- требование более сложной системы оценивания;
- увеличение объёма работы учителя;
- существование риска неудачного выполнения работы;
- повышение эмоциональной нагрузки;
- нарастание напряжения к сроку сдачи работы.
Значение проектно- исследовательской деятельности для учителя заключается в достижении главной цели образования – повышению качества образования обучащегося.
Значение проектно- исследовательской деятельности для ученика заключается в повышении личной мотивации, получении новых знаний, в умении добывать эти знания.
6. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).
Программное обеспечение для нововведения:
- кабинет русского языка и литературы, соответствующий современным санитарно-гигиеническим, здоровьесберегающим и методическим требованиям. Рабочее пространство учителя организовано. На базе кабинета создан комплекс, который представляет собой многофункциональный набор компонентов, образующих «компьютерную предметно-обучающую среду».
В состав входит оборудование, позволяющее работать в режиме индивидуальной, групповой и фронтальной работы: персональный компьютер (монитор, системный блок, звуковые колонки, компьютерная мышь; черно-белый лазерный принтер; мульмедиапроектор, документ-камера; магнито-маркерная доска, интерактивная приставка; комплекты дидактических и демонстрационных материалов для 5-11 классов, карточки, настольные дидактические материалы (карточки-конспекты, книги, таблицы, схемы); учебные диски.
- используемая рабочая программа разработана мною в полном соответствии с требованиями Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы образования, спроектированы индивидуальные личностно-ориентированные образовательные программы.
Организация учебного процесса с использованием проектно-исследовательских педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федеральных законов от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ, от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ, от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ, от 27 декабря 2000 г. №150-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ, от 13 февраля 2002 г. № 20-ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, от 25 июня 2002 г. № 71-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ, от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ, от 6 мая 2003 г.
- Положение о государственной итоговой аттестации выпускников 10 и 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ, утвержденное приказом Минобразования РФ от 03.12.1999 г. № 1076 (зарегистрирован Минюстом РФ 14.05.2001 г. № 2709).
3.Базисный учебный план общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г.
4Президент РФ от 04 февраля 2010 г. № Пр-271, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
5.Одаренность: Рабочая концепция. М., 1998.
6.Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 4 сентября 2008 г. N 255 «О внесении изменений в порядок проведения олимпиад школьников, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. N 285
7. Приказ Минобразования РФ от 3.06.2011 г. N 1994 "Изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9.03.2004г № 1312».
8. Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями от 20 августа 2008 г., 30 августа 2010 г., 3 июня 2011 г.)
Кадровое обеспечение:
Уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта считаю достаточным: высшее образование, филологический факультет Куйбышевского государственного педагогического института по специальности «Учитель русского языка и литературы».
Повышение квалификации:
- «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника», г. Нижневартовск, 2008г.
2. «Технология подготовки выпускников 9классов к сдаче экзаменов по новой форме. Подготовка экспертов». Пр.№164-у от 16.04.2008, г. Нижневартовск.
3. «Преподавание русского языка и литературы на современном этапе, Нижневартовск», 2011.
4. «Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся», Нижневартовск, НГГУ, 2009.
5. Паспорт электронного гражданина. 2011
В течение 4-х лет входила в состав экспертной группы предметной комиссии единого государственного экзамена при Департаменте образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа Югры
В течение 2-х лет вела занятия в очно-заочной школе для одарённых детей(гуманитарное направление) при Муниципальном автономном учреждении «Центр развития образования»
Ежегодно вхожу в состав жюри проведения Всероссийских олимпиад школьников по литературе и русскому языку Муниципального и Окружного этапов, участвую в работе жюри городского Слёта научных обществ учащихся образовательных учреждений города Нижневартовска
7. Партнеры.
- Данный опыт используется следующими учителями:
- Дмитриева Ирина Евгеньевна, МОСШ№31;
- Чунакова Разида Наиловна, МБОУ «СОШ №8»
- Телегина Лариса Леонидовна, МБОУ «СОШ №8»
- Кочура Надежда Георгиевна, МБОУ «СОШ №22»
- Подкидышева Софья Михайловна МБОУ «СОШ №32»
- Успеньва Марина Михайловна, МБОУ «СОШ №8»
2.Обучающиеся (ученики средних и старших классов).
3. Родители обучающихся.
4. Администрация школы.
5. Школьное научное общество учащихся «Импульс».
- Целевая аудитория
Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются учащиеся среднего и старшего школьного возраста, имеющие творческие способности, педагогические работники школы (учителя – предметники образовательной области «Русский язык и литература», классные руководители), родители (законные представители). Предполагаемое количество участников проекта: 25 -30 человек. Возраст – 12 -18 лет.
- План реализации проекта
№п\п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Изучение теоретического материала по исследовательским и проектным технологиям. | сентябрь-декабрь 2008-2010г. | Кузнецова Г.В. |
2 | Прохождение курсов, семинаров. Участие в очных, дистанционных конференциях, конкурсах, мастер – классах. | 2009- 2013гг. | Кузнецова Г.В.. |
3 | Изучение опыта коллег по применению проектно- исследовательских технологий. Внедрение в личную педагогическую практику образовательных технологий, позволяющих добиться реальных результатов при реализации данного проекта. | январь- сентябрь 2009 - 2013г. | Кузнецова Г.В. |
4 | Проведение психолого-педагогической диагностики учащихся с целью комплектования учебных групп. Диагностика. | 2008- 2009 гг. | КузнецоваГ.В. Родители обучающихся. |
5 | Разработка и проведение уроков с применением элементов проектно- исследовательских технологий. | январь-апрель 2009- 2013 г. | Кузнецова Г.В. |
6 | Разработка и апробирование программы «Одаренные дети». | сентябрь, октябрь 2009 -2013 г. | Кузнецова Г.В. Администрация школы. |
7 | Участие в различных городских, региональных, всероссийских конкурсах, фестивалях. | 2009-20013гг. | Кузнецова Г.В. Обучающиеся. |
8 | Обобщение результатов проекта. | 2013-14уч. год | Кузнецова Г.В. |
11 | Анализ результатов, подведение итогов, мониторинг учителя и качества знаний учащихся. Поэтапный контроль, мониторинг результатов: рейтинг успеваемости, срезы, контрольные и самостоятельные работы, анкетирование, повторное психологическое тестирование, анализ и самоанализ. | апрель- май 2014 | Кузнецова Г.В.. Администрация школы. Родители обучающихся. |
12 | Разработка мастер-класса для учащихся и коллег по использованию проектно- исследовательских технологий. | 2013-14 уч. год | Кузнецова Г.В. |
13 | Организация выставки проектов обучающихся и защита их перед родителями. | май, 2014г. | Кузнецова Г.В. Обучающиеся 8Б класса. |
- Ожидаемые результаты и социальный эффект
Основные результаты, достижение которых предполагается проектом:
- Обеспечение качества знаний учащихся не ниже – 50%, успеваемости – 100%;
- рост числа призёров олимпиад и конкурсов различного уровня;
- осознание учащимися многообразия образовательной среды;
- рост личностных качеств и компетенций учащихся;
- формирование языковой культуры обучающихся;
- приобретение детьми опыта самостоятельного выбора, исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученного результата.
Апробация результатов исследования в классах осуществлялась через выступления на проблемных семинарах методических объединений, на педагогическом совете школы, на городском методическом объединении, разного рода конференциях по представлению передового педагогического опыта. Мною создан собственный сайт, где помещены работы учеников, рекомендации по написанию исследовательских проектов, мастер-класс «Мы создаем проект».
На сайте http://www.it-n.ru «Сеть творческих учителей» создана страница, где обобщается опыт, обсуждается с коллегами, разрабатываются и проводятся мастер - классы.
Педагогический опыт обобщен и презентован на конференциях городского, окружного, российского уровней. Приложение №2
Практический результат изменений:
Полученные результаты мониторинга показали гарантированно высокое качество:
- 100% обучающихся 7-11 классов показали стабильную динамику интеллектуального и социального развития, овладев не только приемами проектно- исследовательской деятельности, но и продемонстрировав высокую активность и результативность участия в различных олимпиадах и конкурсах.
Результатом применения инновационного опыта является стабильно позитивная динамика достижений учащихся: 75% качества при 100% успеваемости.
Результаты за три года, успеваемость и качество знаний по предмету русский язык обучающихся МОСШ №5, учитель Мясникова Марина Владимировна
Результаты за три года, успеваемость и качество знаний по предмету литература обучающихся МОСШ №5.
Результаты ЕГЭ 2009-2010 учебный года по русскому языку обучающиеся 11Б класса МОСШ №5, учитель Мясникова М.В.
Результаты ЕГЭ 2009-2010 учебный года по литературе обучающиеся 11Б класса МОСШ №5, учитель Мясникова М.В.
В результате применения проектно-исследовательской технологии 45% обучающихся улучшили качество знаний по русскому языку и литературе; 85% учащихся овладели навыками проектно-исследовательской деятельности; 30% учащихся за три года обучения стали участниками, призерами, победителями различных конкурсов, фестивалей, олимпиад.
Результативность участия обучающихся МОСШ №5 в интеллектуальных, творческих конкурсах и мероприятиях за три года.
Учебный год | Городские конкурсы, олимпиады, фестивали | Окружные конкурсы, олимпиады, фестивали | Всероссийские конкурсы, олимпиады, фестивали | Общее количество участников и призеров и победителей |
2008-2009 | 7/ 5 | 2/1 | 16/2 | 25/8 |
2009-2010 | 11/7 | 5/2 | 19/2 | 34/11 |
2010-2011 | 39/18 | 8/5 | 22/5 | 69/28 |
Учениками создано более 60 различных проектов и представлено на различных мероприятиях.
В этом учебном году Миронова Анна стала лауреатом Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по русскому языку «Эйдос», она же заняла 1 место на всероссийской олимпиаде по искусству «Золотое руно». Приложение№2
Мясников Владислав занял 1 место в городском конкурсе открыток «Всем - кому гордое имя Учитель». На V открытом фестивале ученических проектов «Грани познания-2011» три ученика стали победителями в разных номинациях, а проект Шахрай Анны «Безопасная дорога в школу» - лауреатом фестиваля. Приложение№3
На школьном этапе всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе 6 обучающихся заняли призовые места. На всероссийской дистанционной олимпиаде по литературе (сайт МИНОБР.ОРГ) Дюмина Анастасия заняла 2 место, Миронова Анна на всероссийской олимпиаде Уральского федерального округа заняла 3 место, набрав 86 баллов из 100. Приложение№4
Исследовательский проект «Язык СМС и его влияние на развитие современного русского языка» Дюминой Анастасии стала победителем на всероссийском дистанционном конкурсе исследовательских работ на сайте МИНОБР.ОРГ
В рамках реализации данного проекта в школе реализовывается проект с участием родителей, обучающихся и меня. Результат этого проекта – школьная газета «Пятерочка». Редакция школьной газеты «Пятерочка» стала победителем в конкурсе «Сто классных газет 2010» в рамках 7 городской весенней акции «Русская весна -2010» в номинации «Лучшая газета, посвященная 65- летию Великой Победе». Телефон доверия Приложение №5.
Все поставленные задачи выполнены в ходе реализации проекта:
- отработана система практического применения проектно- исследовательской технологий по раскрытию интеллектуального потенциала и одаренности обучающихся и формированию всесторонне развитой, социально адаптированной личности.
- разработана и внедрена в учебный процесс программа элективного курса «Учимся основам проектирования».
- реализуются индивидуальные программы развития творчески мыслящих детей с применением проектно- исследовательской технологий;
- выработана стратегия организации совместной деятельности учителя русского языка и литературы, классного руководителя и обучающегося в процессе работы по выявлению одаренных учащихся и формированию личной траектории развития с учетом зоны ближайшего развития;
- отмечен рост познавательной активности, личной заинтересованности обучающихся в результатах своего интеллектуального развития, обучения русскому языку и литературе, формирования социально успешной личности.
10. Перспективы дальнейшего развития проекта
В настоящее время мой педагогический проект вышел на очередную ступень развития. На базе МОСШ №5 мною разработана и апробируется в течение двух лет программа элективного курса «Проектно- исследовательская деятельность школьников». В перспективе адаптирование данной программы для дистанционного обучения с целью охвата большего количества обучающихся.
На этапе создания находится сайт для организации и проведения дистанционного мастер - класса по проектированию для школьников в рамках деятельности школьного научного общества.
В дальнейших планах создание программы по работе с одаренными детьми в дистанционной форме обучения.
Запланирована мною разработка и выпуск учебной брошюры «Основы проектно- исследовательской работы» для работы с одаренными детьми.
- Литература
- Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. М., 2001.
- Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования. М., 2001.
- Зинченко В.П. Развивающее образование, т. 1, М., 2002.
- Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. М., 2003.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2003.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2007.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М., 2003.
- Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4.
- Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2.
- Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4.
- Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1.
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2003.
- Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательские технологии на уроках русского языка и литературы
Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, м...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы....
Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"
Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему, более тесно связана с жизнью, практикой, сти...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность... Бернард ШоуВ наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приорите...
Мастер-класс "Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках черкесского языка и литературы"
Данный мастер-класс я провела совместно с учителями школы и учащимися 6 класса. Я показала на практике как проводить проектную и исследовательскую работу с учащимися, ознакомила с этапами работы над п...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося. (из опыта работы)
Великим ученым ребенок может и не стать, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем ...