Урок. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство
тренажёр по русскому языку (5 класс) на тему
Урок рассчитан на 10-15 минут. Проведен в рамках конкурса "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.konkurs.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство
Цели:
- закрепить знания уч-ся по теме «Главные и второстепенные члены предложения», познакомить с обстоятельством как второстепенным членом предложения, учить находить в предложении обстоятельства, задать вопросы от определяемого слова, познакомить со способами выражения обстоятельства;
- продолжить работу с деформированным текстом, продолжить работу по разбору предложения по членам, учить проводить морфологический разбор имени существительного;
- развивать монологическую речь, внимание, память, мышление;
- воспитывать интерес к родному языку, аккуратность.
Оборудование
для учителя: карточки с вопросами обстоятельства, раздаточный материал. Сказочные герои.
Для учащихся: раздаточный материал, тетрадь, ручка. Карандаш.
Ход урока:
Ι . Орг. момент
Приветствие. Проверка готовности.
Запись числа.
-Какое время года? (Осень)
- Вспомните стихотворение об осени. Каким настроением оно пронизано? (Грустью, тоской).
Совершенно верно. Осень принято считать грустной унылой порой, но бывают и веселые радостные деньки. О таких днях говорят «Золотая осень». Пусть ваше настроение сегодня будет радостным и веселым.
ΙΙ. Постановка учебных задач
На доске текст.
Вечерело. Как? (Быстро) Сгущались осенние сумерки. На высоком где? (небе) проступали первые звездочки. Омытые дождем листья падали на куда? (землю). До чего же хорошо когда? (вечером) сидеть у печки!
- Что перед вами? (Текст)
- Докажите. (Текст- это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически).
- Назовите стиль речи, используемы автором. (Это художественный стиль, потому что мы можем представить описанную картину).
- Чего же не хватает, чтобы получилась закончена картина? (Слов)
Совершенно верно. В каждом предложении не хватает слов – членов предложения.
- Как вы думаете. Почему? (Потому что мы изучили не все второстепенные члены предложения)
- Сформулируйте цели и задачи урока.
1. Познакомиться с новым второстепенным членом предложения.
2. обозначить вопросы. На кот. Он отвечает.
3. Определить значение вт. члена
4.Способы выражения.
5.как подчеркнуть.
6. Научиться находить в предложении
7. повторить изученное ранее.
ΙΙΙ. Повторение изученного
Лотерея. Уч-ся заранее выдаются номерные катрочки. Выходит тот, чей номер назван и, получает карточку с название гл. или вт. Члена предложения и рассказывает о себе по плану:
- кто я;
- мое значение;
- моя роль в предложении.
Пример:
Я-подлежащее,
Я-сказуемое.
Я-дополнение,
Я-определение.
Я тоже второстепенный член предложения. Однажды я попал в неприятную историю, и меня заколдовала злая волшебница. Помогите мне вспомнить, кто я.
Я - второстепенный член предложения. Не помню, что обозначаю, но распространяю глагол-сказуемое. Кто я?
- Ребята, поможем?
- А вот и помощники – Точка и Тире- верные друзья человека.
ΙV. Открытие нового знания
- Поставьте вопросы к пропущенным словам. Догадались из письма, от какого слова будем ставить вопрос? (От сказуемого)
(Коллективная работа, запись в тетрадь, вопросы на карточках «ушли» на другую сторону доски).
Сгущались быстро, время или образ действия
Проступали на небе, место
Падали на землю, место
Сидеть вечером время
-Проследим, какую роль «играют» вставленные нами слова? Что обозначают?
Вывод делается по плану. Отработанному на пред. уроках и на этапе посторения.
- второстепенный член;
- отвечает на вопросы: где? Куда? Когда? Как?
- обозначает образ действия, место, время действия;
-выражено наречием и сущ. с предлогом.
- А как вы думаете, почему на помогали Точка и Тире? (Подчеркивать будем пунктирной линией с точкой)
Совершенно верно. А чтобы лучше запомнить вопросы, разучим стихотворение:
На вопросы где? Когда?
Как? Откуда? И куда?
Обстоятельство ответ
Даст тебе всегда.
V. Закрепление
Работа в парах. 2 человека у доски.
Задание: из слов составить предложения, разобрать по членам, дать характеристику.
1.Небо, в, плавали, облака, пуховые.
В небе плавали пуховые облака. (Повеств., невоскл., распр.)
2. Таяли, в они, весёлого, ярких, солнца, лучах.
Они таяли в ярких лучах весёлого солнца. (Повеств., невоскл., распр.)
Взаимопроверка. Проверка работы,выполненной на доске
VΙ. Повторение
Задание: выполнить морфологический разбор существительного «в лучах»
Ι. В лучах – сущ., обозначает предмет.
ΙΙ. Н.Ф. – (что?) луч.
Пост. пр.: нариц., неодуш., м.р., 2 скл.
Непост.пр.: употр. Во мн. Ч., Р.п.
ΙΙΙ В предложении является обстоятельством
Таяли (где?) в лучах.
V ΙΙ. Итог урока
1)Саморефлексия
2) Оценивание работы уч-ся на уроке
-Что нового узнали?
- Что запомнилось?
-Что хотелось бы узнать?
КАК?
ГДЕ?
КУДА?
КОГДА?
- Небо, в, плавали, облака, пуховые.
- Таяли, в. Они, весёлого, ярких, солнца, лучах.
Подлежащее
Сказуемое
Дополнение
Определение
Точка | Тире |
Я – второстепенный член предложения. Однажды я попал в неприятную историю, и меня заколдовала злая волшебница. Помогите мне вспомнить, кто я. Помню только то, что я распространяю глагол-сказуемое. Кто же я?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Второстепенные члены предложения. Дополнение».
Предмет: русский язык Класс: 5 г Учебник: «Русский язык. 5 класс»...
Презентация к уроку "Второстепенные члены предложения"
Обобщающий урок....
Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
Данная презентация используется на уроке объяснения нового материала по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Учебник в 2-х частях....
Открытый урок "Второстепенные члены предложения. Односоставные и неполные предложения"
Открытый урок в групах СПО, русский язык, синтаксис....
Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств" 5 класс
Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстотельство. Виды обстоятельств". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 5 класс...
Второстепенные члены предложений. Обстоятельство. Виды обстоятельств.
Находить второстепенный член предложения - обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств по вопросам и значениям, графически его обозначать, отличать обстоятел...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: "Второстепенные члены предложения. Дополнение"
Данная технологическая карта урока по русскому языку разработана по ФГОС...