Конспект урока по теме"Обобщающие слова при однородных членах предложения."
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Разработка урока -обобщения знаний по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchie_slova_pri_odnorodnyh_chlenah_predlozheniya.docx | 35.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Место в системе уроков: второй урок по теме.
Цель: создание условий для проявления познавательной активности обучающихся в совершенствовании знаний по теме: « Обобщающие слова при однородных членах предложения.»
Задачи:
Образовательные:
-обобщить и систематизировать знания учащихся об однородных членах, обобщающем слове при них; расширить знания о постановке знаков препинания в предложении с обобщающим словом;
- отработать навыки в построении схем, постановки знаков препинания;
-продолжать учить формировать умения и навыки поисковой и творческой деятельности.
Развивающие:
-развивать орфографическую и пунктуационную зоркость ;
-развивать аналитическое и синтетическое мышление, внимание;
-формировать познавательный интерес, познавательную самостоятельность на основе: соединения теоретического материала с пониманием его практического применения;
-создания нестандартной ситуации при закреплении и отработке ранее изученного материала;
-развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
Воспитывать требовательность к себе: трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность;
-воспитывать личностно- ценностное отношение к предмету;
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, любовь к природе.
Оборудование: учебник для 8 класса, карточки, схемы, проектор, репродукции картин о зиме.
Диагностика ЗУНов:
знать определение понятий: однородные члены , обобщающие слова; правила расстановки знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах;
уметь: правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с именными составными сказуемыми.
Ход урока:
1. Самоопределение к деятельности: (1-3 мин.)
1. Дидактическая задача этапа- подготовить учащихся к работе на уроке; обеспечить положительный эмоциональный настрой .
Улыбайся
Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней
При любом ненастье, при любой грозе.
- Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке.
Я начала наш урок с этого замечательного четверостишия, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего доброго и удачного дня. Я тоже желаю вам отличного настроения, и на этой поэтической нотке продолжим наш урок.
-Р., эпиграфом к нашему уроку я взяла слова К.Д.Ушинского. Давайте их прочитаем. Как вы их понимаете? ( Не нужно бояться ошибаться, сделать что- то неправильно, на ошибках учатся)
Запишите число, классная работа.
- Организация наблюдения над материалом. Работа с текстом.
А). Работа с текстом (печатный вариант).(7 мин.)
1) У Евгения Носова особое отношение с природой. 2) Он не просто любит, а знает ее, относится бережно и уважительно. 3) Он узнает названия трав и деревьев, повадки птиц и зверей. 4) Ему везде не скучно и не одиноко: ни в степи, ни в лесу. 5) Евгений Иванович умеет видеть и слышать природу, она его лучший собеседник. 6) Всему живому: цветку, траве, дереву, птице, ручейку- он дает имя. (Н. Колосов.)
Прочитайте текст.
-Определите тему и основную мысль.(тема- единение человека и природы;
основная мысль- знать, уметь и чувствовать природу.)
-Определите стиль текста (публицистический).
- Определите тип речи. Докажите.
-Объясните орфограммы:
1) В предложении 2 найдите слова с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением.(бережно, уважительно).
2) В предложении 5 найдите слова, которые являются исключением из правила при определении спряжения.
3) Найдите слова, правописание которых определяется правилом: «Не со словами категории состояния на –о, -е пишутся раздельно. (не скучно, не одиноко)
-Объясните пунктограммы:
1) Среди предложений 1-2 найдите предложение с однородными членами.
-Что вы можете сказать о предложениях 3,6? В чем их особенность?
-А что такое обобщать? ( Придать общее значение).
Выполните синтаксический разбор 6 предложения.( 1 у доски), составьте схему.
3. Постановка учебной задачи.(2 мин.)
1. Дидактическая задача этапа - организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
2. Содержание этапа- сообщение темы, цели и задач изучения материала; показ его практической значимости.
Мотивационная беседа, завершающаяся постановкой ИДЦ (интегрирующая дидактическая цель).
О чем мы будем вести разговор на уроке? Сформулируем тему урока.
- Давайте определим цели урока.
Учитель: цель нашего урока систематизировать знания об однородных членах предложения, обобщающих словах при них, отработать навыки в построении схем, постановки знаков препинания; расширить знания по теме.
Мотивация.
Учитель: Представьте, что вы авторы учебника. Как бы вы объяснили значимость изучения данной темы?
4. Актуализация знаний учащихся.(4 мин.)
Дидактическая задача этапа - глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать учащихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования.
1) Цифровой диктант.
- Давайте проверим, как вы усвоили грамматические признаки обобщающих слов.
- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным — ставите цифру 1, если нет – 0.
Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные.
Обобщающие слова могут быть выражены только существительными.
Обобщающие слова являются в предложении только подлежащими.
Взаимопроверка.
-Кто на сто процентов усвоил?
- Молодцы, грамматич. признаки вы усвоили на 100 процентов.
2) Фронтальный опрос.
-Назовите правила постановки знаков препинания при однородных членах.
-Давайте проверим.
(слайд )
-Если нужно, ещё раз повторите правило.
5. Проверка домашнего задания.(4 мин.)
1. Дидактическая задача этапа - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения, навыки.
-Назовите номера предложений, соответствующих 1 случаю, 2 случаю, 3 случаю.
-У всех так?
-Какой случай постановки знаков препинания не отражен в упражнении?
-Продолжите предложение так, чтобы оно соответствовало данному случаю.
Все породы лиственных деревьев как-то… (береза, дуб, липа –растут в нашей местности.)
6. Отработка и углубление знаний, умений, навыков по теме. (7 мин.)
Цель: закрепить и обобщить умения и навыки по теме; расширить знания по теме.
А).Записать предложения, расставить знаки препинания. Найти «лишнее» предложение. (4 мин).
- На деревьях стогах домах всюду лежал снег.
- Дни стояли ясные морозные.
3) Восход осыпал все сосну утес реку потоками золотой пыли.
Проверка.
Вывод: нужно уметь отличать предложения с обобщающими словами от предложений с однородными составными именными сказуемыми.
- Составьте схемы ( 1 у доски).
Проверка.
Б). Сжатие текста.(3 мин.)
- А сейчас попробуем выполнить задание, которое нам пригодится при сдаче экзамена по русскому языку.
-Прочитайте текст.
Все из моего окна виделось мне сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких изб. У стен задымленных бань лежали поленницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди.
-Прочитайте текст.
-Передайте содержание текста одним предложением , в котором должно быть обобщающее слово. Запишите предложение.
Самопроверка.
(Все из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких изб, поленницы березовых дров, бесконечные изгороди.)
Учитель: это один из способов сжатия текста, который поможет при подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе при написании сжатого изложения. А называется он обобщение.
_-Какую роль играет обобщающее слово? (Обобщающее слово обобщает конкретные предметы.)
В) Исследовательская работа.( 3 мин.)
Постановка проблемы.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на данное предложение. Как вы думаете, правильно ли здесь расставлены знаки препинания или что- то нужно исправить?
Туристы побывали в городах Новгороде, Пскове, Санкт-Петербурге.)
- Знаки здесь все- таки поставлены верно. Объясним почему.
ДВОЕТОЧИЕ не ставится
Перед одн. чл.предл., выраж. именами собств., геогр. наим, назв. лит. произв.,
ЕСЛИ им предшествует ОБЩЕЕ ДЛЯ НИХ ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО, не выступающее в роли обобщающего слова.
Туристы побывали в городах Новгороде, Пскове, Санкт-Петербурге.)
Примечание:
если перед перечислением нет обобщающего слова, то двоеточие ставится только в том случае, когда необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление: На заседании присутствовали: ...; Собрание постановляет: ...; Для получения смеси нужно взять: ... и т.д. Обычно это встречается в деловой и научной речи.
1. В деловом стиле:
На заседании присутствовали: Иванов, Петров.
2. В научном стиле:
Для составления смеси нужно взять: мяту, валериану.
7. Самостоятельная работа. (7 мин.)
Цель: 1. Дидактическая задача этапа – установить: усвоили или нет учащиеся учебный материал.
Задания разного уровня сложности.
1 ур. Расставить знаки препинания в предложениях.
Везде были пушистые сугробы слева и справа впереди и позади.
Заснеженная церковь стаи галок на плетне закованная в лед речка все казалось мне родным.
2 ур. Подобрать к первой части предложения вторую, расставить знаки препинания. В каждом предложении найти обобщающее слово, указать, каким членом предложения оно является. Перестроить предложение, где это возможно.
Сколько забав приготовила зима…
Ветер расшалился…
заиграл ветками раскинул снега по дорожкам запел в печных трубах.
ледяные горки катание на коньках игру в снежки.
3ур. Написать сочинение- миниатюру, используя предложения с обобщающим словом на тему «Зимой в лесу».
Проверка.
8. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 мин.)
1. Дидактическая задача этапа - сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.
(задания распечатаны)
1ур. Выписать примеры предложений с обобщающими словами из произведений художественной литературы.
2ур. Составить тестовые задания на данное правило.
- Красота родного края, полная поэзии и прелести, всегда трогает и волнует наше сердце и, чтобы оставить ее в первозданном виде, чтобы ею смогли любоваться не только мы, а и другие поколения, природу нужно беречь. Поэтому одним из вариантов д/з будет написание сочинения – миниатюры на тему:
3ур.Сочинение-миниатюра
« Природу нельзя трогать грубыми руками.» (Е.Носов.)
- В каком стиле будет написано у вас сочинение?
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)-2-3 мин.
Цель: Осознание обучающимися своей учебной деятельности , самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
-Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Мои ощущения…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".
Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....
разработка урока русского языка по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе и направлена на изучение и первичное закрепление материала...
Разработка урока по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Урок в 8 классе по русскому языку разработан в соответствии с ФГОС...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Урок спланирован в соответствии с ФГОС ООО....
Конспект урока. Русский язык 8 класс Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум.
Конспект урока. Русский язык 8 класс. Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум....
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Данный конспект предназначен для учителей русского языка и литературы. Он может быть использован при подготовке к уроку русского языка в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных чл...