Урок по теме "Обобщение изученного материала по темам «Имя существительное», «Лексика».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект и презентация обобщающего урока-семинара в 5 классе по теме «Лексика». На данном уроке используются разнообразные формы и виды работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_leksika.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока-семинара по русскому языку
Тема урока: Обобщение изученного материала по темам «Имя существительное», «Лексика».
Цели урока: закрепить полученные знания по темам «Имя существительное», «Лексика»; проверить умения и навыки комплексного разбора, развивать умение учащихся создавать тексты по данному началу.
Оборудование: презентация «Осень», толковые словари Ожегова, В.И.Даля, карточки с текстом на партах учащихся.
Ход урока
I Организационный момент.
Слово учителя.
- Ребята, сегодня мы проведем необычный для вас урок — семинар. С этим типом урок вы еще не знакомы, но такие уроки-семинары часто проводятся в старших классах. Сегодня на уроке мы закрепим полученные знания по темам «Имя существительное» и «Лексика» и повторим все изученные вами виды разборов в одном — комплексном разборе слова.
II Практическая работа. На доске написаны предложения:
Любовь к Родин... начинается с любви к своей семь..., к своему дому, к своей школ.... Она постепенно р...стет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, своему селу, к родной природ..., к своим землякам, а созрев, она становится сознательной и крепкой, до самой смерт..., любовью к своей стран... и ее народу. (Карточки с этим текстом есть у всех учащихся).
- Прочитайте предложения. Докажите, что это текст. Назовите признаки текста. (Текст - несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу и грамматически)
- Озаглавьте текст. Определите его основную мысль. В тексте говорится о любви к своей стране, (поэтому можно озаглавить его «Любовь к Родине»)
- Расскажите о написании букв Е и И в падежных окончаниях имен существительных. Вставьте пропущенные буквы.
- Мы доказали, что перед нами текст, определили его основную мысль, оформили его грамматически. А теперь давайте поработаем с минимальной единицей теста - со словом.
Комплексный разбор слова ЗЕМЛЯКАМ. (1 ученик выполняет разбор у доски).
- С точки зрения лексики. Как вы понимаете значение слова ЗЕМЛЯК? Просмотрите в толковом словаре значение этого слова. (Земляк-человек, который живет в одной местности с кем-либо)
- С точки зрения словообразования:
землякам – земля+ -як (суффиксальный)
- С точки зрения орфографии:
Землякам — з´мли земляк
- С точки зрения фонетики
Землякам [зимликам]
з- [з] -согл.,мягкий, звонкий, парный
е- [и ] -гласный, безударный
м-[м ] -согласный, твердый, сонорный
л- [л ] -согласный, мягкий, сонорный
я-[и ] -гласгый, безударный
к-[к ] -согласный, твердый, глухой, парный
а-[а ] -гласный, ударный
м-[м ] -согласный, твердый, сонорный.
8 букв, 8 звуков
- C точки зрения морфологии:
Землякам-сущ.
I (Кому?) землякам
Н.ф. - земляк
II Пост.-нариц., одуш., м.р., 2 скл.; непост. - в Д.п., во мн.ч.
Ш (Кому?) землякам (дополнение)
- -А теперь давайте снова вернемся к имени существительному. Расскажите об имени существительном как части и об общеупотребительных именах существительных.
(Выступления учащихся по теме «Имя существительное как часть речи»)
- Выпишите из текста все общеупотребительные имена существительные.
Итак, мы повторили имя существительное как часть речи.
Повторение темы «Лексика» пройдет в форме ваших выступлений и приведения примеров к каждой теме.
III Выступление учащихся по темам:
- Синонимы
- Антонимы
- Омонимы
- Неологизмы
- Фразеологизмы
(Во время выступлений учащихся все остальные записывают по несколько примеров на каждую тему)
IV Итак, ребята, вы повторили все темы раздела «Лексика».
Давайте вспомним о том, что такое общеупотребительные слова. Приведите примеры таких слов. А сейчас, как обычно, в конце урока мы проведем творческую пятиминутку.
Рассмотрите картины, представленные в презентации. Напишите сочинение-миниатюру по представленному началу. Постарайтесь использовать в своем тексте помимо общеупотребительных слов синонимы и антонимы и выделите их в тексте. (См. Презентация)
V Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VI Д/з: выполнить комплексный разбор слова (К) СЕМЬЕ из текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение изученного материала по теме "Лексика"
Данный урок, включающий игровые моменты, позволяет повторить и обобщить изученный материал по теме "Лексика". Презентация иллюстрирует некоторые моменты урока....
Урок в 5 классе "Повторение и обобщение изученного материала по теме "Лексика"
Цели данного урока: формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы, различать слова в прямом и переносном значении, однозначные и многозначные слова; совершенствовать умение работать со слов...
Урок-игра: Повторение изученного материала в разделе «Лексика»
Проводя обобщающие уроки, заметила, что для большинства детей из-за отсутствия новизны, такие занятия не всегда интересны. Хочу предложить один из способов, как можно разнообразить о...
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение изученного материала по теме "Лексика"».
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение изученного материала по теме "Лексика"»....
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Имя существительное»
Повторение материала...
Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»
Урок рекомендовано проводить в 5 классе . Предполагается использование презентации на уроке с аудированием словарных слов. Работа ведется на листках-слайдах. Урок в контексте требований ФГ...