Повторение изученного материала по теме "Лексика"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Данный урок, включающий игровые моменты, позволяет повторить и обобщить изученный материал по теме "Лексика". Презентация иллюстрирует некоторые моменты урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_temy_leksika_5_kl.docx | 21.17 КБ |
leksika.pptx | 627.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторение изученного материала по теме «Лексика» в 5 классе.
Цели урока :
- проверка знаний основных теоретических сведений о слове как лексической единице языка;
- уметь систематизировать учебный материал по теме, делать обобщение, применять на практике;
- уметь употреблять слово с учетом его смысловых, стилистических качеств, законов сочетаемости;
- знать разновидности словарей (толкового, словаря синонимов, словаря антонимов, фразеологического и др.);
- находить в словах и объяснять орфограммы (безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением, словарные слова) и пунктограммы (запятые при однородных членах предложения, в сложных предложениях).
Оборудование урока:
Компьютер, презентация (см. приложение ), мультимедийная установка.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Этап подготовки учащихся к активному повторению изученного материала.
На доске записаны дата, вид работы(классная), тема урока “Повторение по теме …”.
- Прежде чем записать последнее слово в названии темы урока, выполним задания:
1. Разгадаем загадку (слайд 2):
Крыльев нет,
А быстро летаю,
Сам меня выпустишь —
Да потом не изловишь.
(Слово)
2. Ответим на вопросы :
- Как называется раздел курса русского языка, изучающий его словарный состав?
- Для чего служат слова? (слайд 3)
Учащиеся дописывают последнее слово в названии темы урока «Лексика».
III. Этап обобщения и систематизации изученного материала.
Слово учителя:
- Когда-то, давным-давно, люди на Земле не знали слов. У них был и слух, и голос, а слов не было. Но это не мешало им общаться и делиться друг с другом своими мыслями и чувствами. «Разговаривали» они жестами, мимикой, движениями глаз, рук, ног, всего тела, песнями или танцами.
А потом настало время, когда люди начали пользоваться словами.
Те, кто работал, стали использовать слова в качестве инструментов. Слова помогали делать работу более слаженно, более дружно. Это были слова полезные, нужные, понятные.
Те, кто учился и помогал учиться другим, взяли слова, которые могли быстрей и точней донести свою мысль или идею до других людей. Эти слова были умные, серьезные, иногда сложные, они объединяли учителей и учеников.
Те, кто пел, стали использовать слова, чтобы ярче и красочней рассказать миру о своих чувствах. Это были слова невыразимой грусти и ликующей радости, песни легко запоминались и несли эмоции дальше по Земле.
Те, кто признавался в любви, вложили в слова всю страсть своего сердца, и эти слова беспрепятственно проникали во все сердца.
Те, кто лечил других, стали врачевать людей словами – теплыми, исцеляющими, поддерживающими.
Всем пригодились слова.
Русский писатель, мастер слова, К.Г. Паустовский, так сказал о словах русского языка: « Нет таких звуков, красок, образов мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (слайд 4)
- На уроке мы найдем «точные выражения» для многих слов.
Следующее задание выполняется письменно (слайд 5):
Возят почту корабли,
Самолеты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.
(М. Белкина)
Задания к тексту:
1. Назовите и объясните орфограммы и пунктограммы.
2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков, действий.
Определите лексическое значение слов почта, почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.(слайды 6,7)
- Теперь выясним значение слова корреспонденция и представим себя в роли почтальонов, которым нужно вручить корреспонденцию адресатам, людям, которые жили в одном доме. (слайд 8)
- Один из пакетов предназначен для вручения братьям, живущим в квартире номер один.. Имена братьев являются словами, близкими по значению. Как называются такие слова? (Синонимы).(слайд 9)
- Первого брата звали Смелый. Назовите имена остальных братьев (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный) .
- Вскрыл первый брат письмо и прочитал его вслух: Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам».
- Отредактируйте текст, используя синонимы, запишите его.
«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там по-прежнему прилежно работать».
-Чтение отредактированного текста.
- Жильцов квартиры номер два
Застать сумели мы едва
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
- Определите, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый. (Антонимы).( слайд 10)
- Вскрыли жильцы конверт и обрадовались: наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Попытались прочитать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало оно под дождем.
- Помогите жильцам квартиры номер два прочитать письмо дедушки.
«Дорогие внуки. Вы знаете, как я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Надеюсь, что вы выросли людьми смелыми,…».
- Запишите письмо и постарайтесь запомнить важные слова.
- Окна квартиры номер три были распахнуты настежь, и из них доносилась песенка:
Мы слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.
Схожим смыслам вопреки мы по смыслу далеки.
(Я. Козловский)
- Определите, как зовут жильцов этой квартиры. (Омонимы).(слайд 11) Приведите примеры омонимов из толкового словаря.
- А в квартире номер четыре жил любитель поэзии, для него почтальон принес бандероль со сборником стихов.
- Определим значение слова бандероль (слайд 12) и прочтем стихи, в которых есть слова, использованные в переносном значении:
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной березе скучают синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
- Найдите слова в переносном значении , а затем выполните задание:
составить словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжелый, холодный, злой, печальный, дышит.
- Жильцу квартиры номер пять почтальон вручил посылку, в которой был только калач и короткая записка: «Дошел до ручки», вызвавшая недоумение.
- Опустела сумка почтальона, мы повторили некоторые темы, изученные на предыдущих уроках. Все жильцы дома были довольны полученной корреспонденцией, кроме проживавшего в квартире номер пять. Давайте поможем ему разобраться, выполнив домашнее задание.
1.Напишите письмо, объяснив, что значит «Дойти до ручки». Какая связь смысла выражения с калачом?
2. Как называются такие выражения?
3. Приведите 2-3 примера.
Ваши письма мы прочтем на следующем уроке. (слайд 13)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Крыльев нет, А быстро летаю, Сам меня выпустишь — Да потом не изловишь.
Лексика - раздел курса русского языка, изучающий его словарный состав
« Нет таких звуков, красок, образов мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (К.Г.Паустовский)
Возят почту корабли, Самолеты, поезда, Мчат во все концы земли: В степи, в горы, в города. Почту в дальние районы Доставляют почтальоны. (М. Белкина)
ПОЧТА , - ы , ж. 1. Учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег, а также здание, где помещается такое учреждение. Сдать бандероль на почту. 2. Пересылка, доставка средствами этого учреждения. Послать письмо почтой или по почте. Воздушная п. Вечерняя п. 3. То, что доставлено этим учреждением, а также вообще доставленные адресату письма, посылки, бандероли. П. пришла. Разносить почту. Редакционная п. Читательская п. 4. В старину такое учреждение, занимающееся одновременно регулярной перевозкой пассажиров в конных экипажах. Служить на почте ямщиком. * Полевая почта - 1)воинская фельдъегерская почтовая связь; 2) закодированное наименование воинской части, военного учреждения. II прил. почтовый, - ая , - ое . П. ящик. Почтовая бумага (для писем). П. вагон (для перевозки почты). Почтовая тройка(ямская). Ехать на почтовых (сущ.; на лошадях, принадлежащих почте в 4знач.). Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
ПОЧТАЛЬОН почтальона, м. (ит. postiglione ). 1. Почтовый служащий, разносящий корреспонденцию по адресам, письмоносец. 2. Почтовый служитель, сопровождавший почтовую карету ( истор .). Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова
КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ , -и, ж. 1. Обмен письмами, переписка. Вести корреспонденцию. 2. Письма, почтово-телеграфные отправления. Доставка корреспонденции. 3. Сообщение о текущих событиях, пересланное откуда-н . в средства массовой информации. К. из Санкт-Петербурга. К. с фестиваля. Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
СИНОНИМЫ ( от греч . synonymos - одноименный), слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по смыслу, а также синтаксические и грамматические конструкции, совпадающие по значению. бегемот гиппопотам
Антонимы (греч. anti — против и onoma — имя) — это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное лексическое значение. Например:
Омонимы (от греч. homos — одинаковый и onoma — имя) — слова, одинаковые по написанию или звучанию, но разные по значению, например, «глава», «ключ», «коса», «крыло», «лук», «рукав» и др. Вал Вал Вал
БАНДЕРО́ЛЬ, -и, ж. 1. Бумажная обёртка в виде широкой ленты или конверта. Книга в бандероли. 2. Небольшое почтовое отправление в бумажной обёртке. Отправить книгу ~ю . 3. Ярлык на товаре в знак уплаты акциза или пошлины (спец.).
Выражение «дойти до ручки», как известно, значит совсем опуститься, потерять человеческий облик. При этом таинственная «ручка» в афоризме представляет собой всего лишь часть обыкновенного хлебобулочного изделия — калача. Калачи выпекали на Руси с древних времен и в городах, и в деревнях. Сведения о продаже хлебных изделий горожанам содержатся еще в новгородских источниках. Выпечку навынос делали из пресного теста в форме замк´а с круглой дужкой. Горожане любили покупать калачи у торговцев и есть их прямо на улице, держа за специальную часть — ручку, представлявшую собой перемычку калача. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали ее нищим либо бросали на съедение собакам. Отсюда и возникло выражение: дойти до ручки. Человек, который не брезговал съесть ручку от чужого калача, ставил себя вровень с уличными собаками.
Спасибо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: Повторение изученного материала в 8 классе.
Краткая аннотация урока.Класс: 8 класс.Тема: "Повторение изученного материала в 8 классе".Тип урока: контроль знаний. Форма урока: семинар.Формы и методы работы учащихся на уроке: индивидуальная ...
Тесты для повторения изученного материала в 9 классе
В тесте в формате ЕГЭ представлены варианты заданий, которые учитель может предлагать учащимся и для повторения изученного материала, и для проведения тестирования (оценивания учащихся)...
Тесты для повторения изученного материала в 11 классе
Традиционно в нашем лицее в 9-11 классах по профильным предметам проводятся зачеты. Физика в лицее не относится к профильным предметам, поэтому для проверки знаний учащихся предлагаю им сначала ...
повторение изученого материала
презентация для проверки знаний по темам "классы неорганических веществ, типы химических реакций" может быть использована для работы в 8 и 9 классе....
Повторение изученного материала по теме" Квадратные уравнения" 8 класс
В работе показан один из способов обобщения и систематизации изученного материала с использованием ИКТ.К работе приложена призентация и доклад ученика....
Презентация к уроку русского языка "Повторение изученного материала за курс 5 класса"
Данный материал предназначен для повторения пройденного материала в 5 классе...
Задания для повторения изученного материала за курс русского языка в 5 классе
Данные задания составлены с целью помочь учителю подобрать дидактический материал для уроков повторения в конце учебного года. Тринадцать вариантов разноуровневых заданий охватывают большинство ...