План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение изученного материала по теме "Лексика"».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение изученного материала по теме "Лексика"».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_po_teme_leksika.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку № 10
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение изученного материала по теме «Лексика»».
Тип урока : повторительно – обобщающий (урок – игра)
Цели :
Обучающие :
- Обобщить и закрепить знания по теме «Лексика»
- Знать понятия ,изученные в разделе «Лексика» ;
- Уметь находить многозначные слова ,синонимы ,антонимы ,омонимы, общеупотребительные и необщеупотребительные слова в тексте ;
- Уметь правильно использовать в речи многозначные слова ,синонимы ,антонимы, омонимы ,общеупотребительные и необщеупотребительные слова.
- Уметь исправлять типичные речевые ошибки
Развивающие :
- Развивать умение находить многозначные слова ,синонимы ,антонимы ,омонимы , общеупотребительные и необщеупотребительные слова в тексте ;
- Развивать умение использовать многозначные слова ,синонимы ,антонимы ,омонимы , общеупотребительные и необщеупотребительные слова в речи ;
- Развивать умение более точно выражать свою мысль подбором синонимов и антонимов;
- Развивать связную речь учащихся ;
- Обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- Показать красоту и богатство родного языка через многообразие многозначных слов , синонимов ,антонимов ,омонимов ,общеупотребительных и необщеупотребительных слов в русском языке.
Ход урока
- Организационный момент
-Добрый день ,ребята ! Запишите в ваших тетрадях сегодняшнее число .
- Слово учителя
- Сегодня у нас необычный урок ,а урок – игра .Мы повторим все ,что вы изучили по теме «Лексика». Сейчас я порошу вас разделиться на три команды ,по четыре человека. В нашей игре будет несколько конкурсов , за правильные ответы вы будете получать жетон. Не забывайте о правилах поведения во время игры : других не перебивать ,не отвечать без разрешения. Итак, начинаем нашу игру.
- Конкурс «Разминка»
- Наш первый конкурс называется «Разминка» . Я буду задавать каждой команде по одному вопросу . Член команды ,который готов ответить на вопрос поднимает руку и отвечает , если никто з членов команды не знает ответа на вопрос , то право предоставляется ответить участникам из других команд (отвечает представитель той команды ,который первый поднял руку) .За правильный ответ учащийся получает жетон .Итак ,начинаем наш первый конкурс.
Вопросы :
1. Как называются слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи? (Синонимы.)
2. Как называются слова ,имеющие несколько значений ? ( Многозначные.)
3. Как называются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением?(Антонимы.)
4. Как называется совокупность слов какого-нибудь языка ?(Лексика)
5. Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению? (Омонимы.)
6. Как называются слова ,известные всему народы? (Общеупотребительные.)
7. Как называются новые слова, возникающие в языке? (Неологизмы.)
8. Как называются слова, вышедшие из активного повседневного употребления ?(Архаизмы.)
9. Как называются слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? (Профессионализмы.)
10. Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности? (Диалектизмы.)
11. Как называются слова ,имеющие только одно значение?(Однозначные.)
12. Как называются слова, вышедшие из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений ? (Историзмы.)
13 .Высокий – низкий ,большой – маленький –это …?(Антонимы.)
14.Бурак , цибуля – это…?(Диалектизмы.)
15.Смелый – храбрый , идти – шагать – это…? (Синонимы.)
16.Биология ,аквариум , презентация – это -…? (Заимствованные слова.)
17.Приведите примеры неологизмов . ( Три неологизма) . 18.Палитра , гуашь , акварель – это …?(Профессионализмы.)
- Наш первый конкурс закончен, давайте подведём итог , сколько жетонов получила каждая команда?
-Каждая команда называет количество жетонов ,заработанных в конкурсе.
- Конкурс «Грамотеев»
- На слайде написаны словосочетания, нужно их распределить: в первый столбик с прямым значением, а во второй – с переносным. (Выходят поочерёдно представители от команд и работают у доски).
Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер;
Лёгкая работа, лёгкая рука;
Олимпийское спокойствие, олимпийские игры;
Железная дисциплина; железный гвоздь;
Горячий кофе; горячий человек;
Холодная вода, холодный взгляд.
- Конкурс «Соколиный глаз»
- Ребята ,мы переходим к следующему конкурсу .На партах у всех лежит напечатанный текст, ваша задача – всей командой подумать и заменить повторяющиеся слова синонимами. А так же каждой команде нужно подготовить ответ на вопрос : «Какова роль синонимов и для чего их нужно использовать в речи?». Кто быстрее и правильнее это сделает, тот и победит .Команда которая победит в этом конкурсе, получит два жетона ,а остальные команды – по одному жетону.
Текст :
Путешественник, напрягая последние силы, прокладывает себе путь среди непроходимых лесных зарослей. Труден путь; на каждом шагу бесстрашного путешественника в этих непроходимых зарослях подстерегает смертельная опасность. (Г. Скребицкий.)
После того ,как учащиеся каждой команды представят свои тексты ,учитель покажет на слайде исправленный текст .Учащиеся решают ,чья команда победила , учитель раздаёт жетоны.
- «Кто быстрее ?»
- Итак ,три наши команды сидят по рядам .Теперь я дам каждой команде карточку со словам ,к которым вы должны подобрать антонимы. Каждый участник ,заняв свое место , должен написать антоним к слову. Чья команда выполнит это задание правильно и быстрее других получит два жетона ,другие команды – по одному жетону. Начинаем.
Карточка № 1 :
Плакать , великан ,грязно , острый ,радость ,толстый.
Карточка № 2 :
Близкий ,весёлый ,дорогой ,любить ,белый ,горький.
Карточка № 3 :
Зажигать ,много ,польза ,юг ,зима ,мир.
Представитель каждой команды по очереди читает ,то что получилось. Учащиеся оценивают друг друга ,учитель раздает жетоны.
- «Замените устаревшие слова синонимами»
- Для участие в этом конкурсе нужно три человека , по одному человеку из каждой команды.
Я по очереди буду называть каждому из вас архаизмы ,а вы должны будете подобрать к ним синонимичные им общеупотребительные слова. Победивший участник получает два жетона ,а учащиеся двух других команд – по одному жетону .Если все представители команд справились, то они получают равное количество жетонов (два.) Остальные участники команд, внимательно слушайте , если представитель команды затрудняется ответить , то учащиеся из его команды могут поднять руку и ответить за него. Итак ,начинаем конкурс.
Очи -…( глаза)
чело – …(лоб)
ланиты –…( щёки)
уста – …(губы)
перст – …(палец)
брань – битва
глаголет – говорит
брадобрей – парикмахер
овен – баран
рыбарь - рыбак
плоть – тело
десница – правая рука
- «Кто больше?»
-Сейчас вспомним о заимствованных словах. Я попрошу выйти по одному участнику из каждой команды выйти и вытянуть карточку .На карточке ,которую вы вытяните , каждый для своей команды, будет написан словообразовательный элемент заимствованного слова .Каждой команде нужно будет написать как можно больше слов с корнем ,который им попался. На написание слов вам даётся две минуты, после того, как время закончится , каждая команда зачитает слова ,которые удалось записать в течении двух минут .Команда , написавшая большее количество слов ,получает три жетона , команда , занявшая второе место в этом конкурсе – два жетона, команда ,которой далось меньше всех подобрать слова для этого конкурса – один жетон.
Учащиеся вытягивают карточки ,на которых написан корень , с которым нужно написать слова и одновременно приступают к работе. По истечении двух минут ведётся подсчёт результатов.
Варианты карточек :
- Аква -… (акварель , аквариум…)
- Гео-… (география , геолог …)
- Био-… ( биология ,биография…)
- Теле-… (телевизор ,телефон..)
- Логос – (биология , логопед…)
- « Творческая мастерская»
- Сейчас представитель каждой группы вытянет карточку , на которой будут написаны слова .Ваша задача – определить слова какой группы представлены в вашей карточке , составить небольшой текст , в котором будут представлены все предложенные в карточке слова , определить их лексическое значении и озаглавить получившийся текст. Каждая команда должна выбрать учащегося ,который представит текст .Учащиеся других команд должны будут угадать ,какая группа слов встречается в тексте.
Представители команд вытягивают карточки и преступают к заданию.
Варианты карточек :
- Гуашь , мольберт ,акварель , палитра ,холст.
- Бурак ,цибуля ,кавун , хлопцы ,слободка.
- Кокошник ,гребешок ,лапти , кафтан , кушак .
- Мультиварка, фреш , миксер ,блендер ,ланч .
- Подведение итогов . Рефлексия.
-Итак ,теперь давайте посчитаем какая команда набрала больше жетонов и определим победителей нашего сегодняшнего соревнования.
- Понравился ли вам наш сегодняшний урок?
- Что было для вас особенно интересным?
- Что было для вас трудным непонятным?
- Все ли понятия ,касающиеся раздела «Лексика» мы повторили?
- Какую оценку вы поставили бы себе за работу на сегодняшнем уроке?
- Домашнее задание остаётся с предыдущего занятия.
- Домашнее задание остаётся с предыдущего занятия.
Путешественник, напрягая последние силы, прокладывает себе путь среди непроходимых лесных зарослей. Труден путь; на каждом шагу бесстрашного путешественника в этих непроходимых зарослях подстерегает смертельная опасность. (Г. Скребицкий.)
Карточка № 1 :
Плакать , великан ,грязно , острый ,радость ,толстый.
Карточка № 2 :
Близкий ,весёлый ,дорогой ,любить ,белый ,горький.
Карточка № 3 :
Зажигать , много ,польза ,юг ,зима ,мир.
- Аква -… (акварель , аквариум…)
- Гео-… (география , геолог …)
- Био-… ( биология ,биография…)
- Теле-… (телевизор ,телефон..)
- Логос – (биология , логопед…)
Карточка №1 :
Гуашь , мольберт ,акварель , палитра ,холст.
Определения слов ,которые могут быть вам непонятны:
- Мольберт - подставка, на которой художник укрепляет холст ,доску, картон.
- Палитра- небольшая дощечка , на которой живописец смешивает краски.
- Холст - картина, писанная масляными красками на льняной ткани.
Карточка №2 :
Бурак ,цибуля ,кавун , хлопцы ,слободка.
Определения слов ,которые могут быть вам непонятны:
- Кавун – арбуз
- Хлопцы- мальчишки ,парни
- Слободка – деревня
Карточка № 3 :
Кокошник ,гребешок ,лапти , кафтан , кушак
Определения слов ,которые могут быть вам непонятны:
- Кокошник - нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью, с лентами сзади.
- Гребешок - небольшая расческа с частыми мелкими зубьями.
- Кушак – широкий пояс
Карточка №4 :
Мультиварка, фреш ,блендер ,ланч .
Мультиварка -многофункциональный кухонный электроприбор, предназначенный для приготовления блюд в автоматическом режиме.
Фреш - это свежевыжатый сок одного плода, или же смесь нескольких плодов овощей, фруктов, корнеплодов.
Блендер — электроприбор, предназначенный для измельчения пищи.
Ланч - приём пищи в полдень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"
Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект интегрированного урока по русскому языку и информатике по теме: «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА». 7 класс
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА...
План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему "Ударение"
План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему "Ударение"...
- Мне нравится (1)