Повторение и закрепление изученного материала по теме "Лексика и фразеология"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_uroka.ppt910 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

“ Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий” (В.Г.Белинский) “ Сила и мощь слова зависят от того, как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи, как владеет ею. Мы все несем ответственность за чистоту нашего языка” (Р.Кавецкая) “ Слово в человеческом сознании заменяет предмет, выражая понятия” (В.Шкловский) “ Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно” (К.Паустовский)

Слайд 3

Цели и задачи урока: 1)В целях подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы повторить раздел “Лексика и фразеология”; 2)Продолжить работу по развитию связной речи, формированию самостоятельного мышления, познавательных способностей, формированию информационно-коммуникативной грамотности.

Слайд 4

Лексика , -и, ж.(от греч. leks i kos – словарный, словесный). Совокупность слов какого-н. языка, диалекта или отдельного человека. Русская л. Диалектная л. Л. Пушкина. Лексикология, -и; ж.(от греч. leksikos – словарный и loqos – учение). Отдел языкознания, изучающий лексику, словарный состав языка. Труды по лексикологии. Заниматься лексикологией. Лексикон, -а, м.(от греч. leks i kon – словесный). 1. Словарь (устар.). 2.Запас слов, лексика (разг.). У него грубый л. Слов модных полный лексикон (Пушкин) Лексема, -ы; ж. (от греч. lek si s – слово, выражение). Лингв. Слово как структурный элемент языка, рассматриваемый во всех своих формах и значениях.

Слайд 5

Происхождение и употребление русской лексики ИСКОННО РУССКИЕ СЛОВА И чтец , и жнец , и на дуде игрец . ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА Сей заслуженный танцмейстер имел лет пятьдесят от роду. (А.С.Пушкин) ИСТОРИЗМЫ С боярами знаться – ума набраться (греха не обобраться). (пословица, В.И.Даль) АРХАИЗМЫ Сей монумент ваятельного искусства есть один из лучших в Париже. (Н.Карамзин) ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Посередь-то высшего общества не сесть бы в лужу . (А.В.Сухово-Кобылин) НЕОЛОГИЗМЫ Совесть, ослепшая спозарань … (А.Вознесенский) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА Сгреб отгребщик уголь вон, вбил крепильщик клетки, а по штрекам коногон гонит вагонетки. (В. Маяковский) ТЕРМИНЫ А на всякий там цейтнот существует сила духа и красивый апперкот. (В.Высоцкий) СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ Восстань, пророк, и виждь , и внемли . (А.С.Пушкин)

Слайд 6

Заимствованные слова Задание1. Обсуждение спорного вопроса, животный мир, краткое изложение содержания книги, занятие территории военной силы, растительный мир Слова для справок: аннотация, флора, дискуссия, фауна, оккупация Задание2. 1)Среди собравшихся превалировали представители молодежи. 2)Идентичное решение было принято студентами второй группы. 3)В тексте этого выступления было много дефектов. 4)На празднике было немало веселых инцидентов.

Слайд 7

Ответы Задание1. дискуссия, фауна, аннотация, оккупация, флора Задание2. 1)преобладали; 2)похожее; 3)ошибок; 4)происшествий.

Слайд 8

Диалектные слова Диалектные слова в художественных произведениях подчеркивают индивидуальный облик русской деревни. Ярко и образно это выразил А.Яшин в своем стихотворении Родные, знакомые с детства слова Уходят из обихода: В полях поляши – тетерева, Летятина – дичь, Пересмешки – молва, Залавок – подобье комода. Не допускаются в словари Из сельского лексикона: Сугрёвушка, фыпики – снегири, Дежень, воркуны вне закона. Слова исчезают, как пестери , Как прясницы и веретёна. Возилкой неполный мешок с зерном Вчера назвала мельничиха, Поднёбицей – полку под потолком, Клюкву – журавлихой . Нас к этим словам привадила мать, Милы они с самого детства. И ничего не хочу уступать Из вверенного наследства. Но как отстоять его, Не растерять, И есть ли такие средства? А.Яшин. “Родные слова”

Слайд 9

Употребление архаизмов в различных стилях Определить стиль речи. Аршин 1. Русская мера длины, равная 0,71м, применявшаяся до введения метрической системы. 2. Линейка такой длины с нанесёнными делениями на четверти и вершки. Словарь русского языка. Как аршин проглотил. Мерить на свой аршин. Видеть на три аршина над землёй. (Фразеологический словарь) 3. В воротах стоит избочась торговка полотном, за спиною у неё тяжёлый узел, в руке железный аршин. (М.Горький) 4. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить; У ней особенная стать – В Россию можно только верить. (Ф.Тютчев)

Слайд 10

Фразеология происходит от двух греческих слов: фразис – выражение и логос – учение.

Слайд 11

Источники фразеологизмов Исконно русские: - сматывать удочки; - в мутной воде рыбу ловить; - месить грязь; - тертый калач; -расправлять крылья. Крылатые слова и выражения, относящиеся к Греко-римской мифологии: - ахиллесова пята; - дамоклов меч; - муки таланта. Библеизмы: - манна небесная; - вавилонское столпотворение; - мерзость запустения; Крылатые слова, связанные своим происхождением со многими произведениями литературы: - И.А.Крылов: «Услужливый дурак опаснее врага»; - А.С.Грибоедов: «Но как не порадеть родному человеку? Служить бы рад – прислуживаться тошно»; - М.Ю.Лермонтов: «Без руля и без ветрил».

Слайд 12

Особую роль в русском языке имеют фразеологизмы, взятые из греческой мифологии По древнегреческому мифу 50 сыновей Египта - царя Египта - захотели взять в жены 50 дочерей Даная царя Ливии, своего дяди, но получили отказ. Боясь мести, Данай и его дочери на корабле бежали в Аргос. Но сыновья Египта нашли их. Данай в союзе с царем Пеласгом из Аргоса оказал сопротивление, но потерпел поражение и был вынужден отдать им в жены своих дочерей. В первую же ночь Данаиды по совету отца убили своих мужей. Лишь одна из них, Гиперместра, не послушалась отца. За это преступление 49 сестер после смерти были приговорены в аду вечно наполнять водой бездонную бочку.

Слайд 13

Библеизмы У Христа было двенадцать учеников - апостолов. Иудейские первосвященники хотели убить Иисуса, и один из апостолов, Иуда Искариот, предложил им выдать учителя за определенную плату. Первосвященники обещали ему 30 сребреников, на что Иуда с радостью согласился. Он привел стражу в Гефсиманский сад, где находился Иисус, и сказал: "Кого я поцелую, того и берите". После этого подошел он к Иисусу и со словами "Радуйся, учитель" поцеловал его. Иисуса Христа позже распяли. Так имя Иуды стало символом предателя, а выражение "иудин поцелуй" - лицемерных действий.

Слайд 14

Вавилонское столпотворение

Слайд 15

Фразеологизмы заимствованные из художественных произведений Крылатые выражения из басен И.А.Крылова . «А Васька слушает да ест» (Кот и Повар) – один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. «А воз и ныне там» (Лебедь, Щука и Рак) – прошло много времени, а дело с места не сдвинулось. «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» (Квартет) – как ни старайтесь, всё равно у вас ничего не получится. «А ларчик просто открывался» (Ларчик) – все оказалось очень просто. «Беда, коль пироги печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» (Щука и Кот) – человек занимается не своим делом.

Слайд 16

Крылатые выражения, взятые из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Ба! Знакомые все лица . (слова Фамусова) Ба, межд. (разг.) – выражает удивление, изумление. Блажен, кто верует, тепло ему на свете . (слова Чацкого) Блажен, (устар.) – счастлив. Верует (устар.) – верит, уверен в чем-либо. Хорошо человеку, который уверен в чем-либо. Герой не моего романа. (слова Чацкого и Софии) выражение это употребляется в значении: не в моем вкусе. Дистанция огромного размера . (слова Скалозуба) Далеко от чего-либо до чего-либо. (обычно о несравнимых людях, их способностях, чертах характера). И дым отечества нам сладок и приятен . (слова Чацкого) На Родине все мило, все дорого.

Слайд 17

Словарная система русского языка МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА Слова, имеющие несколько значений. Сияла ночь. Луной был полон сад. Луна – спутник Земли. СИНОНИМЫ контекстуальные лексические стилистически Слова, близкие или тождественные по своему значению Слова-друзья C мелый – храбый – мужественный; Глаза(нейтр.) – очи(выс.) АНТОНИМЫ лексические контекстуальные Слова, имеющие противоположное значение Слова-враги “ Война и мир” (Л.Н.Толстой) “Отцы и дети” (И.С.Тургенев) “Толстый и тонкий” (А.С.Чехов) “Дни и ночи” (К.Симонов) Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. А.С.Пушкин ОМОНИМЫ Омофоны Омоформы омографы Слова, совпадающие в написании, звучании, но разные по значению Слова-близнецы У которых есть, что есть, - уже подчас не могут есть. Р.Бернс ПАРОНИМЫ Слова, разные по значению, но близкие, сходные по звучанию Единый – единичный; факт – фактор; экономия – экономика.

Слайд 18

Многозначные слова и омонимы Задание1. Постройте фразы, в которых приведенные ниже слова употребляются в прямом и в переносном значении: буря - …, железный - …, золотой - …. Задание2. Составить словосочетания так, чтобы можно было разграничить значение слов-омонимов: брак - …, среда - …, дробь - ….

Слайд 19

Дар речи… Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет, – это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым. Недаром же в народе сложено множество мудрых поговорок о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова – да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово режет”, “Слово пуще стрелы развит”, “Ласковое слово – что великий день” (Ю.Ороховацкий). Задания: а/ сформулировать основную мысль текста; б/ сделать синтаксический разбор второго предложения; в/ объяснить правописание слова объединять, разобрать по составу.

Слайд 20

«Слово» Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь. (И.Бунин)

Слайд 21

Домашнее задание: §42, стр.160 (выучить теорию) и записи в тетради, упр.232,235.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра для повторения и закрепления изученного материала "Кот в мешке"

Повторение материала происходит в игровой форме. Учащиеся могут, в зависимости от выбора, в разных формах проявить свои знания....

Интерактивная игра для повторения и закрепления изученного материала по генетике

Интерактивная игра для закрепления изученного материала по генетике в 9 и 11 классах. ...

Урок закрепления изученного материала по теме : «Комплексное повторение орфограмм»

Форма урока: игра-путешествие.(Базовый учебник: М.Т. Баранов Русский язык- М.: Просвещение, 2009, стр. 192-220).Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении раздела « Глагол»....

"Повторение и закрепление изученного по теме "Фонетика.Орфоэпия"

Данный урок позволяет  актуализировать информацию, полученную учащимися в ходе изучения темы "Фонетика.Орфоэпия", и подготовиться к контрольной работе. Мультимедийная презентация позволит учителю...

Разработка «Открытого» урока географии в 6 классе (по программе, не реализующей ФГОС) Тема: «Закрепление изученного материала по теме «Путешественники 13-16 в.в.., продолжение изучения путешествий в период 17-18 в.в. »

Аннотация: урок – путешествие.  Заранее класс делится на 5 групп, выбирается капитан. В игровой форме учащиеся закрепляют знания по теме в ходе работы с документальным текстом, изображениям...

Открытый урок по теме "Повторение и закрепление изученного материала по теме «Местоимение»"

1.Повторение изученного о правописании местоимений, об их образовании и морфологических признаках.2. Расширение кругозора и пополнение словарного запаса учащихся, привитие любви к родному языку, воспи...