Рабочая программа по русскому языку (10 класс)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089).
- Авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Москва «Просвещение», 2011г
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает
развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,
когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 10 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции– освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция– осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Формы промежуточного и итогового контроля в 10 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), работа с перфокартами, комплексный анализ текста, контрольный диктант с грамматическим заданием, итоговый тест, итоговое изложение, зачет.
Количество часов на изучение русского языка в 10 классе (в соответствии с авторской программой) – 34.
УМК:
1. Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Москва «Просвещение», 2011г
2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2016 г.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012 г.
4. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. М.: «Вако», 2003.
По окончании 10 класса учащиеся должны:
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин, социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачи в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Содержание тем учебного курса
№п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Общие сведения о языке | 5 | 5 |
2 | Русский язык как система средств разных уровней | 2 | 2 |
2 | Фонетика, орфоэпия, орфография, орфоэпия | 4 | 4 |
3 | Лексика и фразеология | 6 | 6 |
4 | Морфемика и словообразование | 4 | 4 |
5 | Морфология и орфография | 6 | 6 |
6 | Речь, функциональные стили речи | 3 | 3 |
7 | Научный стиль | 4 | 4 |
Всего: | 34 | 34 |
Характеристика 10а класса
10а класс представляет собой социально-экономический профиль. Обучающиеся класса однородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. В 10 классе есть учащихся, способные работать на «хорошо» и «отлично», но есть и ребята со средними способностями. Для них предусмотрены нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы. Вследствие этого данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению.
Литература для учителя
1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
3. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. М.: «Вако», 2003.
3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – М., 2000
4. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.
5.Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.
6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988.
7.Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 2003.
8. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературую тему. Пособие для поступающих в вузы. – М., 1994
9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1994.
10. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. – М., 2009 г.
11. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М., 1995
Литература для учащихся
12. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 2008 г.
13. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1997 г.
14. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов – М., 1997 г.
15. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.
16.Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб.пособие для общеобразоват. учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.
17.Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
18. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Интернет-ресурсы:
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении.
http://uchimcauchitca.blogspot.de/ «По уши в ЕГЭ»
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Тема урока. Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.) | Методы, формы проведения урока | Содержание темы | Требования к уровню подготовки обучающихся | ЭОР | Дата проведения | |
Планируемая | Фактическая | ||||||
Раздел 1. Общие сведения о языке (5 часов) | |||||||
1 | Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка. | Урок усвоения новых знаний Лекция, беседа | Социальная роль русского языка в обществе. Функциональные стили, норма, литературный язык | Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке. Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение. Уметь составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста. | Презентация | 02.09 | 02.09 |
2 | Русский язык в современном мире. Функции русского языка как учебного предмета. | Урок усвоения новых знаний Лекция беседа | Политико-правовой статус русского языка как государственного языка, место русского языка в системе языков народов мира. Причины интереса к русскому языку в мире. Язык межнационального общения. Русский язык среди языков мира | Знать основные функции языка, роль языка в современном мире. Уметь доказать, почему литературный язык является высшей формой языка, составлять устное высказывание, план. | 05.09 | 05.09 | |
3 | Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. | Повторительно-обобщающий урок Лекция беседа | Взаимосвязь понятий «язык» и «народ». Культура речи, нормы | Знать о связи языка и культуры. Уметь доказать, почему литературный язык является высшей формой языка, составлять устное высказывание, план. | Презентация | 12.09 | 12.09 |
4 | Активные процессы в современном русском языке | Уроки усвоения новых знаний Лекция беседа | Процессы, происходящие в лексике, морфологии и орфоэпии. Экология языка. Уровни языка | Знать об основных процессах русского современного языка, его сохранении. Уметь доказать, почему литературный язык является высшей формой языка. | Презентация | 19.09 | 19.09 |
5 | Изложение лингвистического текста | Повторительно-обобщающий урок | Совершенствовать навыки подробного изложения текста с элементами комплексного анализа | Уметь составлять собственный текст на основе предложенного текста | 26.09 | 26.09 | |
Раздел 2. Русский язык как система разных уровней (2 часа) | |||||||
6 | Взаимосвязь единиц русского языка разных уровней. Словари русского языка. | Уроки усвоения новых знаний Лекция беседа | Взаимосвязь единиц русского языка разных уровней. Словари русского языка. | Знать словари русского языка. Уметь производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческие разборы, анализ художественного текста | Презентация | 03.10 | 03.10 |
7 | Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис. | Уроки усвоения новых знаний Лекция беседа | Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. | Знать словари русского языка. Уметь производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческие разборы, анализ художественного текста | 10.10 | 10.10 | |
Раздел 3. Фонетика и графика. Орфоэпия, орфография (4 часа) | |||||||
8 | Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний, умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. | Повторительно-обобщающий урок информационно-репродуктивный метод | Фонема. Орфоэпия. Звук. Буква. Открытый и закрытый слог. Звуки гласные и согласные. Особенности русского ударения. Логическое ударение. Роль ударений в стихотворной речи. Выразительные средства русской фонетики. | Знать понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи. Уметь производить анализ орфографических трудностей. | Презентация | 17.10 | 17.10 |
9 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке | Повторительно-обобщающий урок информационно-репродуктивный метод | Основные правила произношения ударных и безударных гласных, некоторых согласных и сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, особенностей произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Орфоэпический словарь. Логическое ударение Гласные: ударные и безударные. Согласные: сонорные, звонкие, парные. | Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики. Уметь использовать в собственной речи. Уметь видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их. | Презентация | 24.10 | 24.10 |
10 | Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор | Повторительно-обобщающие уроки беседа | Основные принципы русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный) Фонетический разбор. Выразительные средства русской фонетики | Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии. Порядок фонетического разбора. Уметь комментировать орфограммы, определять принципы написания. Производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей | Презентация | 07.11 | 07.11 |
11 | Контрольная работа, включающая фонетический разбор. | Урок контроля знаний | Фонетический разбор. | Знать основные принципы орфографии, владеть нормами ударения в современном русском языке | 14.11 | 14.11 | |
Раздел 4. Лексика и орфография (6 часов) | |||||||
12 | Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. | Повторительно-обобщающий урок информационно-репродуктивный метод | Толковые словари русского языка для определения, уточнения лексического значения слова, синонимы, антонимы, омонимы | Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи. | Презентация | 21.11 | 21.11 |
13 | Русская лексика с точки зрения сферы её употребления | Повторительно-обобщающий урок информационно-репродуктивный метод | Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы | Знать стилистические особенности употребления лексики, имеющей ограниченную сферу употребления. Уметь определять лексические особенности текста. | Презентация | 28.11 | 28.11 |
14 | Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. | Повторительно-обобщающий урок информационно-репродуктивный метод | Фразеологизм, источники появления фразеологизмов. | Знать определение фразеологических оборотов, основные источники появления фразеологизмов, значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи, | Презентация | 05.11 | 05.11 |
15 | Лексические и фразеологические словари | Повторительно-обобщающий урок Лекция беседа | Знать основные типы словарей русского языка; уметь объяснять значение устойчивых оборотов речи, пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации. | Знать строение словарной статьи лексического и фразеологического словарей, порядок лексико-фразеологического разбора. Уметь пользоваться словарями и производить лексико-фразеологический разбор. | Презентация | 12.12 | 12.12 |
16 | Лексико-фразеологический анализ текста | Повторительно-обобщающий урок Лекция беседа | Знать основные типы словарей русского языка; уметь объяснять значение устойчивых оборотов речи, пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации. | Знать строение словарной статьи лексического и фразеологического словарей, порядок лексико-фразеологического разбора. Уметь пользоваться словарями и производить лексико-фразеологический разбор. | Презентация | 19.12 | 19.12 |
17 | Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями. Анализ контрольного диктанта | Урок контроля знаний | Орфографические, пунктуационные, лексико-грамматические навыки. | Уметь дать толкование слов, составлять синонимический ряд со словами | 26.12 | 26.12 | |
Раздел 5. Состав слова (морфемика) и словообразование (4 часа) | |||||||
18 | Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование» | Повторительно-обобщающий урок информационно-репродуктивный метод | Морфемный состав слова, выделение морфемы на основе смыслового анализа слова, орфограммы в морфемах, изученные правила орфографии. Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная – непроизводная основа, простые, сложные, производящие основы | Знать, что такое морфемика, название и особенности морфем русского языка; знать, какая часть слова называется основой, какие части слова могут входить в состав основы; уметь находить значимые части слова, определять их роль в слове, находить основу слова, различать процессы слово- и формообразования. | Презентация | 16.01 | 16.01 |
19 | Выразительные словообразовательные средства | Повторительно-обобщающий урок информационно-репродуктивный метод | Выразительные средства словообразования, суффиксы субъективной оценки | Знать выразительные словообразовательные средства. Уметь подбирать тексты, иллюстрирующие стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем, производить их художественно-стилисти-ческий анализ, выявлять авторскую позицию, идейный смысл произведения, выражаемые с помощью использованных лексических и словообразовательных средств. | Презентация | 23.01 | 23.01 |
20 | Словообразовательный разбор | Повторительно-обобщающий урок информационно-репродуктивный метод | Способы словообразования, словообразовательный анализ слов. Словообразование, однокоренные, морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. | Знать основные способы образования слов в русском языке, основные виды словообразовательных словарей, порядок словообразовательного разбора; уметь определять способ словообразования, различать морфологические и неморфологические способы образования слов, выполнять словообразовательный разбор, пользоваться словообразовательным словарем для уточнения способа образования слов. | Презентация | 30.01 | 30.01 |
21 | Практическая работа по теме | Урок обоб щения, сис тематиза ции матери ала, прак-тического примене- ния знаний | Способы словообразования, словообразовательный анализ слов. Словообразование, однокоренные, морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. | Знать основные способы образования слов в русском языке, основные виды словообразовательных словарей, порядок словообразовательного разбора; уметь определять способ словообразования, различать морфологические и неморфологические способы образования слов, выполнять словообразовательный разбор, пользоваться словообразовательным словарем для уточнения способа образования слов. Уметь проводить морфемный и словообразовательные разборы | 06.02 | 06.02 | |
Раздел 6. Морфология и орфография (6часов) | |||||||
22-23 | Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические нормы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слов. | Повторительно-обобщающий урок информационно-репродуктивный метод | Морфологические признаки частей речи | Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Уметь различать самостоятельные и служебные части речи. | Презентация | 13.02 20.02 | 13.02 20.02 |
24 | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. | Повторительно-обобщающий урок | Морфологические признаки частей речи, их изобразительно-выразительные возможности | Знать изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Уметь применять на практике изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. | Презентация | 27.02 | 27.02 |
25 | Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. | Повторительно-обобщающий урок | Морфологические признаки частей речи | Знать принципы русской орфографии. Уметь осуществлять лексический и грамматический разборы при написании слов различной структуры и значения.13.03 | Презентация | 06.03 | 06.03 |
26 | Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи | Повторительно-обобщающий урок практикум | Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи | Уметь производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание. | 13.03 | 13.03 | |
27 | Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями. | Урок контроля | Орфографичесие, пунктуационные, лексико-грамматические навыки. | Уметь применять знания для решения орфографических и пунктуационных задач, владеть навыками анализа текста. | 20.03 | 20.03 | |
Раздел 7. Речь, функциональные стили речи (3 часа) | |||||||
28 | Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | Повторительно-обобщающий урок информационно-репродуктивный метод | Устная речь. Письменная речь. Диалог, Полилог, монолог. | Уметь соблюдать нормы литературного языка в речевой практике. Осуществлять выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения | 07.04 | 07.04 | |
29 | Текст, его строение, виды его преобразования. | Повторительно-обобщающий урок информационно-репродуктивный метод | Текст как единица общения: подчинено единой теме; комментирование и оценивание информации исходного текста; понимание значения терминов: тема, тематика, основная мысль (идея), проблема, проблематика; умение определять тему, тематику, основную мысль текста, проблему, проблематику, владение основными нормами построения текста; основные виды преобразования текста, отличительные черты тезисов, конспекта, выписок, реферата, аннотации. | Знать текст, его строение, типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки. Уметь производить речеведческий анализ художественного и научно-попу-лярного текстов. Уметь создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное. | Презентация | 14.04 | 14.04 |
30 | Функциональные стили речи, их общая характеристика. Сочинение на одну из тем ( по выбору учащегося) | Повторительно-обобщающий урок информационно-репродуктивный метод | Повествование как тип речи, композиция текста повествовательного типа: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, Описание как тип речи, Рассуждение как тип речи, тезис, аргументы, вывод | Знать композиционную особенность текстов повествовательного типа, Уметь определять тексты с типом речи описание, Знать основные признаки текста-рассуждения; уметь писать сочинения-рассуждения | Презентация | 21.04 | 21.04 |
Раздел 8. Научный стиль речи (4 часа) | |||||||
31 | Научный стиль речи. Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). | Повторительно-обобщающий урок информационно-репродуктивный метод | Понимать цель высказывания научного стиля. Сферу применения в устной и письменной речи. Уметь анализировать тексты научного стиля с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей | Знать о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях. Уметь определять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ Знать о назначении, стилевых признаках, разновидностях (подстилях) научного стиля речи. Уметь излагать материал учебника в виде устных и письменных тезисов | Презентация | 28.04 | 28.04 |
32 | Изложение с продолжением учащимися темы, затронутой в тексте. | Повторительно-обобщающий урок | Совершенствовать навыки подробного изложения текста с высказыванием суждений по теме с элементами комплексного анализа | Уметь составлять собственный текст на основе предложенного текста | 05.05 | 05.05 | |
33 | Итоговая контрольная работа. | Урок конт- роля знаний. | Композиция текста типа рассуждение. Чтение исходного текста и создание вторичного текста типа рассуждение в соответствии с предъявля- емыми к нему требования ми. Владение монологической речью при аргументированном изложении своей точки зрения. | Уметь анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать проблемы исходного текста, определять позицию автора текста по заявленной проблеме, выражать и аргументировать собственное мнение, последовательно и логично излагать мысли, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка, оформить высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка. | 12.05 | 12.05 | |
34 | Итоговый урок. Общая и индивидуальные беседы о темах выпускных рефератов, проектов. | Урок конт- роля знаний. | Композиция текста типа рассуждение. Чтение исходного текста и создание вторичного текста типа рассуждение в соответствии с предъявля- емыми к нему требования ми. Владение монологической речью при аргументированном изложении своей точки зрения. | Уметь анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать проблемы исходного текста, определять позицию автора текста по заявленной проблеме, выражать и аргументировать собственное мнение, последовательно и логично излагать мысли, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка, оформить высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка. | 19.05 | 19.05 |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение Рабочей программы:
Литература для учителя
1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
3. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. М.: «Вако», 2003.
4. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.
5.Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.
6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988.
7.Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 2003.
8. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературую тему. Пособие для поступающих в вузы. – М., 1994
9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1994.
10. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. – М., 2009 г.
11. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М., 1995
Литература для учащихся
12.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
13. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 2008 г.
14. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1997 г.
15. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов – М., 1997 г.
16. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.
17.Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб.пособие для общеобразоват. учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.
18.Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
19. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Интернет-ресурсы:
- http://www.proshkolu.ru/user/ahm-anu/file/3207905/
- http://e-v-roslyakova.narod.ru/ - сайт учителя русского языка и литературы Росляковой Елены Владимировны.
- http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений
- http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
- http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
- http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
- http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
- http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://pedsovet.org/ -Всероссийский августовский педсовет
- http://1september.ru/газета «Первое сентября»
- Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
- Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
- Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
- Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
- Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
- Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
- http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении.
- http://uchimcauchitca.blogspot.de/ «По уши в ЕГЭ»
График контрольных работ по русскому языку в 10а классе в 2016-2017 уч.году
№ | Тема | Дата проведения | Примечание | |
Планируемая | Фактическая | |||
1 | Контрольная работа, включающая фонетический разбор. | 14.11 | 14.11 | |
2. | Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями. Анализ контрольного диктанта | 26.12 | 26.12 | |
3 | Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями. | 20.03 | 20.03 | |
4 | Итоговая контрольная работа. | 12.05 | 12.05 |
Лист внесения изменений
Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая | Тема урока | Основание для внесения изменений в программу (номер, дата приказа, причина) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...