Обучающее сочинение ( в формате ЕГЭ) по тексту А.Приставкина "Фотографии". 10-11 класс.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Урок целесообразно провести в 10-начале 11 класса с целью формирования навыка написания сочинения.
На уроке отрабатывается умение определять проблему, позицию автора текста, видеть изобразительно-выразительные средства языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fotografii.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Прочитайте текст.
Фотографии.
(1)Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
(3)- Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет.
(5)- Болеет… - повторяла девочка.
(6)- А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьет.
(8)- Бьет…
(9)- Вот это тетя. (10)У нас неплохая тетя.
(11)- А здесь?
(12) – Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка. (14)А это я.
15)И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я…»
(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
(21)- Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…
(22)- А мама?
(23) – Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, затерялась… (26)Но я потом найду. (27)Зато смотри, какая у нас тетя. (28)У нас очень хорошая тетя.
(29)Шли дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (31)Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. (32)И что-то коченело в животе. (33)Два дня я не приходил к сестренке. (34)А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
(35)- Вот наша тетя. (36)Посмотри, какая у нас удивительная тетя! (37)Просто замечательная тетя. (38)А здесь Людочка и я.
(39)- А где же папа?
(40)- Папа? (41)Сейчас посмотрим.
(42)- Затерялся, да?
(43)- Ага. (44)Затерялся.
(45)И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:
(46)- Насовсем затерялся?
(47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом:
(51)- Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. (54)Она, к сожалению…
(55)Мне зачитали ответ.
(56)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. (57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. (59)Мы разглядывали фотографии.
(61) – Вот Людочка. (61)А вот я.
(62) – А еще?
(63) – Еще? (64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66)И меня много. (67)Ведь нас очень много, правда?(По А. Приставкину)
2.Сообщение учителя об Анатолии Игнатьевиче Приставкине:
• современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл.;
• трудовая семья: отец работал на заводе, мать – на фабрике;
• с 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;
• А. Приставкин, вместе с сестрой испытали все трудности детдомовской жизни: «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода»; «… голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти»;
• трудовая деятельность с мальчишеских лет;
• служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи, прозу, работал корреспондентом;
• автор книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», «Рязанка».
• Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая…», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, — мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. Повесть получила и мировое признание — в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков.
• Приставкин занимался большой общественной работой: в 1992-2001 гг. возглавлял комиссию по вопросам помилования при президенте РФ, а затем до последнего времени являлся советником президента РФ
• Последними работами писателя были повести "Судный день", "Первый день - последний день творенья", "Вагончик мой дальний". Автор около 30 книг.
• Скончался 11 июля 2008 года в Москве.
Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.
– Думаю, понятно, почему так пронзительно пишет Приставкин о жизни детей в послевоенных детских домах. Он знаком с этой жизнью не понаслышке.
3.Работа по содержанию текста.
А 1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит главный ответ на вопрос: «Почему рассказ назван «Фотографии»?
1.Дети постоянно рассматривают фотографии.
2.На фотографиях изображены родственники детей.
3.Фотографии – это возможность детей почувствовать, что они не одиноки.
4.Фотографий было много, и дети их часто рассматривали.
- Почему правильным является ответ №3? (потому что именно в нем говорится о состоянии детей)
А2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Зачем рассказчик, по мнению автора, показывал сестрёнке фотографии?»
1. Мальчик скучал по родным.
2. Рассказчику нравилось возиться с сестрёнкой.
3. Мальчик хотел, чтобы малышка не забыла родные лица.
4. Рассказчику просто нечем было занять свою сестричку.
4.Выявление проблемы данного текста и позиции автора.
- Для определения проблемы помогут также ключевые слова из первого абзаца.
- Почему из первого? (обычно в первом абзаце содержится основная мысль всего текста)
- Назовите ключевые слова в этом предложении (дети не одиноки). Обратите внимание на соответствие словосочетаний, значит, мы на верном пути.
В определении проблемы вам может помочь и задание
А4. Какое из высказываний, приведенных ниже, наиболее полно содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчика можно назвать мужественным человеком»?
1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.
2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.
3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.
4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.
- Ответ №4, почему? (потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).
Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста.
1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;
2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны;
3. Проблема предательства взрослых, обрекших детей на полное одиночество.
А можем ли мы выделить общую проблему? Когда происходили описываемые события? – значит, основная проблема «Война и дети».
Позиция автора:
Итак, проблемы сформулированы и прокомментированы, теперь следующий вопрос – позиция автора.
- О чем должно быть сказано в этой части сочинения?
- Я предлагаю вам свой вариант . Запишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
Ра..сказывая о жизни ребят в детском доме А. Приставкин п..редает свою острую з..интересова..ость данной проблемой. ..держанно без лишних эмоций он п…вествует о том как мальчик после смерти родителей …делал все чтобы сестренка не утратила связь с людьми не п…теряла веру в них. П…реживания своего героя А.Приставкин п…казывает через внутре..ий монолог ребенка («…и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе»). Авторская позиция пр…является в небе…различном отношении к изображаемым событиям. В ра…сказе нет гневных слов обличающих войну или недостойное поведение взрослых писатель с…знательно часто использует многоточие и читателю пр…ходится самостоятельно делать нравстве..ые выводы.
5.Сбор материала для сочинения.
-Ответьте на вопросы:
- От какого лица ведётся повествование? (От лица ребёнка, у которого нет имени. Случайно ли это? Нет. Это судьба многих детей того времени.)
- Главный герой. Какой он? Дайте характеристику. (Отзывчивый.мужественный, мудрый, терпеливый).
-Сестра Людочка. Какая она? (Маленькая, ей шесть лет, у неё крошечные синеватые ладошки, чистые испуганные глаза)
- Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение? (Нет, но мы видим, что этот рассказ о войне. Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне. (Детский дом. Холодная спальня. Морозный день. Подушки в инее, ими заткнуты окна. Мёрзли кончики пальцев. Мальчик получает маленькие листки (похоронки).
- Сделайте вывод о том, в каком мире живут дети, каковы взаимоотношения между людьми в этом мире? (Живут в мире жестокости и человеческого безразличия. Чужой рукой написано о нашей маме. Завуч говорил, глядя в бумаги, что тётя их принять не может Все готовились в Москву, а мы сидели с сестрёнкой и никуда не собирались. )
- Что противопоставлено этому миру? ( Любовь, вера в людей, память.Прижавшись друг к другу, мы сидели и рассматривали фотографии. Нас много…)
6.Работа над художественными средствами.
- Какие основные художественные средства использует автор, чтобы показать трагизм детей?
Разобраться с средствами художественной выразительности текста может помочь задание 3, оно может быть сформулировано таким образом:
-Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: (прочесть предложение)
В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем почтальонша принесла маленький листок.
1. инверсия
2. градация
3. метафора
4. эпитет.
- Почему правильный ответ №4? Что такое эпитет?
(Потому что именно словосочетание пышным инеем передает состояние зимнего холода)
- Ещё какие средства использует автор?
• Многоточие.
• Синтаксический параллелизм. «Шли дни и месяцы… Шли месяцы и годы».
• Градация ( О тёте: неплохая… хорошая… замечательная;
Фотографии. Трижды герой получает известия, написанные на маленьких листочках и каждый раз убирает по одной фотографии)
• Парцелляция. (Предложения 64-67).
( 64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66) И меня много. (67) Ведь нас очень много, правда?
• Уменьшительно-ласкательные суффиксы: Людочка (не Люда), сестрёнка, конвертик.
7.Написание чернового варианта сочинения.
-С чего начать?
ВСТУПЛЕНИЕ.
• Цитата из текста в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.
• Дать толкование слова Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.
Начать с вопроса и ответа на данный вопрос Что стоит в истоке доброго поступка? Ответ один – милосердие, человеколюбие, которое существует с давних пор. Не случайно писатель Альберт Анатольевич Лиханов сказал: «У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на все времена».
Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому милосердие, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужно сегодня.
Начать с чьего - либо высказывания и его комментирования. Что такое сострадание? Любовь к ближнему? На этот вопрос очень точно ответил русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Думаю, человек не может называться человеком, если не способен на добрые поступки, на сочувствие…
ЗАДАНИЕ
I ряд пишет вступление Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия
II ряд - Начать с вопроса и ответа на данный вопрос.
III ряд- Цитата из текста в качестве зачина.
Пользуемся памяткой №1 Используем вводные конструкции и клише: для перехода к введению аргументов и вывода.
-Чему учит рассказ?
Рассказ учит состраданию, любви к ближнему, тому, что каждый в этом мире должен быть ответственен за близких, а также за свои поступки.
8.Домошнее задание.
Написать сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."
Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....
Авторские тексты для написания сочинений в формате ЕГЭ
Проработав много лет филологом, считаю , что сочинение будет удачным, если проблема волнует ученика или наталкивает на размышление. Поэтому мои авторские тексты посвящены именно этим проблемам....
Авторские тексты для написания сочинений в формате ЕГЭ
Продолжение для публикации текстов по подготовке к написанию сочинения части С...
Структура сочинения в формате ЕГЭ по тексту Л.А.Жуховицкого (о Древней Спарте)
Формулировка проблемы исходного текста, составление комментария по проблеме, выявление авторской позиции и выражение собственной, отбор литературного материала для аргументации...
Сочинение в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве
Сочинение (ЕГЭ по русскому языку) Майковой Я.А., учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ №4 МР Мелеузовский район РБ...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Работа с текстом художественного стиля.»
Данный урок обучает комплексному анализу текста художественного стиля, прививает навык и написания сочинения-рассуждения по тексту данного типа речи. Дети учатся отбирать материа...
Формирование и совершенствование навыков написания сочинения в формате ЕГЭ; определение проблемы, поставленной автором текста, её комментирование; формулировка позиции автора; аргументация обучающимися своего мнения; развитие устной и письменной речи
Личностные:осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стр...