Подготовка к ОГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Леонтьева Наталья Егоровна

ОГЭ. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Теоретический материал к эаданию №9.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предложения с обособленными членами

Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно.

Обособленные второстепенные члены предложения делятся на следующие виды: обособленные определения, обособленные дополнения, обособленные обстоятельства.

Синий вечер отражался в лужах, затянутых тонким ледком (определение).

Инженер, заведующий воздуходувным отделением, давал объяснения (приложение).

В нежном блеске утренней зари даль моря спокойно дремала, отражая перламутровые облака (обстоятельство).

Обособленное определение

Обособленные определения могут быть выражены причастиями с зависимыми словами, прилагательными и существительными.

Причастие с зависимым словом или несколькими словами называется причастным оборотом, который в предложении является согласованным распространенным определением.

Обособление согласованных определений:

Согласованные определения, выраженные причастным оборотом; прилагательными с зависимыми словами; двумя и более прилагательными или причастиями, обособляются, если стоят после определяемого слова:

Ветер, дувший с моря, все время усиливался.

Струйка дыма вилась в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря.

Последний луч, и желтый, и тяжелый, застыл в букете ярких георгин.

Молодые люди, взволнованные и озабоченные, бросились тушить пожар.

Распространенное определение обособляется в любом положении, если имеет 

причинное или уступительное значение:

Настеганные холодным ветром, лица бойцов были не красные, а малиновые. (Лица бойцов стали не красные, а малиновые, так как были настеганы холодным ветром.)

Всегда быстро принимавший решения, командир на этот раз призадумался. (Хотя командир всегда быстро принимал решения, но на этот раз призадумался.)

Любое определение (распространенное и нераспространенное), выраженное прилагательными или причастиями обособляется во всех положениях, если определяемым словом является личное местоимение:

Он, родившийся в Ленинграде, снова приехал в свой родной город.

Родившийся в Ленинграде, он снова приехал в свой родной город.

Я, измученный, едва добрался до дома.

Измученный, я едва добрался до дома.

Распространенное определение обособляется, где бы оно ни стояло, если оно

 отделено от определяемого слова другими словами:

Недалеко от дома, обнесенный оградой, раскинулся старинный сад.

Несколько раз, таинственный и одинокий, мелькнул в саду огонек.

Если определяемым словом является имя собственное, распространенное определение обособляется только после определяемого слова:

Николай, родившийся в Ленинграде, снова приехал в свой родной город.

НО: Родившийся в Ленинграде Николай снова приехал в свой родной город.

Если определяемым словом является нарицательное существительное, то распространенное определение выделяется только после определяемого слова:

Отец, родившийся в Ленинграде, снова приехал в свой родной город.

НО: Родившийся в Ленинграде отец снова приехал в свой родной город.

Обособление несогласованных определений:

Несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже, обособляются, если они являются разъясняющим значением к именам существительным или к личным местоимениям:

Иван Иванович, без пальто, без шапки, выбежал на крыльцо.

Утром он, в спортивном костюме, с лыжами в руках и рюкзаком за плечами, отправился на станцию.

Обособляются несогласованные определения, стоящие

 в одном ряду с согласованными определениями:

Так жил и Михаил Власов, волосатый, угрюмый, с маленькими глазками.

Нас встретил молодой парень, лет двадцати, высокий, красивый.

Обособление приложений

Одиночные приложения обособляются, если относятся к личному местоимению:

Он, счастливец, побывал в Ленинграде.

Счастливец, он побывал в Ленинграде.

     Одиночные приложения обособляются, если стоят за именем собственным:

Николай, ленинградец, снова приехал в свой родной город.

НО: Ленинградец Николай снова приехал в свой родной город.

     Одиночные приложения обособляются, если относятся

к существительному с пояснительными словами:

Мой старый друг, инженер, удостоен премии.

Имена собственные, стоящие после нарицательных, обособляются, если перед ними можно без изменения смысла вставить союзы то есть, а именно:

Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем.

Остальные братья, а именно Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем.

Распространенные приложения, относящиеся к именам существительным нарицательным  обособляются в любом положении:

Отец, уроженец Ленинграда, снова приехал в свой родной город.

Уроженец Ленинграда, отец снова приехал в свой родной город.

Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья.

Распространенные приложения, относящиеся к личным местоимениям  обособляются в любом положении:

Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.

Он, человек упорный, добился успеха.

Человек упорный, он добился успеха.

Распространенные приложения, относящиеся к именам собственным, обособляются, если стоят позади имени собственного:

Николай, уроженец Ленинграда, снова приехал в свой родной город.

Уроженец Ленинграда Николай снова приехал в свой родной город.

Распространенные приложения обособляются в любом положении, если имеют обстоятельственное значение:

Смышленые звери, бобры зимуют разумно.

Отец, уроженец Ленинграда, хорошо знает свой родной город.

Уроженец Ленинграда, отец хорошо знает свой родной город.

Нарицательное существительное + собственное существительное (+ нарицательное существительное):

Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, осталась на печи в большой избе.

Знаки препинания перед союзом как

Запятая ставится, если есть

Примеры

1.Уточняющее приложение со значением причины (можно заменить придаточным)

А.С.Пушкин, как гениальный художник слова, известен всему миру (А.С.Пушкин известен всему миру, так как он гениальный художник слова).

2. Вводное предложение

Кое-где по мху, как я уже говорил, попадались круглые окна-колодцы.

Обстоятельство образа действия, выраженное сравнительным оборотом

Потом я срезал широкие, как сабли, листья аира.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

(А.Пушкин)

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела.

(А.Пушкин)

4.Сложноподчиненное предложение с придаточным

Он видит, как поле отец убирает. (Н.Некрасов)

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

(М.Лермонтов)

5.В союзе так…, как и …

Звезды сверкали так, как и вчера.

Запятая не ставится, если есть

Примеры

1. Устойчивый фразеологический оборот

Вертится как белка в колесе.

Льет как из ведра.

Сидеть как на иголках.

2.Часть именного составного сказуемого

Поле пшеницы как огромное огненное море. (Поле пшеницы – огромное огненное море).

3.Приложение со значением «в качестве»

Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (в качестве жениха).

4.Соединительны двойной союз как…, так и (запятая перед второй частью союза)

В наших лесах водятся как зайцы, так и лисицы.

5. Оборот с оттенком обстоятельства образа действия (возможна замена существительным в творительном падеже)

Посыпалась как град (градом) картечь.

Обособление приложений со словами то есть, или, даже, особенно, в том числе, например, по имени и т.п.

Слова для связи членов предложения

Примеры

То есть, или

Белые чистые пески с рядами разноцветной гальки, то есть камешков, широко расстилались перед нами.

В том числе, особенно, даже, например, как например

Все зрители, в том числе и самые скучные люди, дружно смеялись.

Многие газы, как например кислород, тяжелее воздуха.

По имени, по фамилии, по кличке, по прозвищу, родом

Жил в городе богач, по имени Мирон.

Наша собака, по кличке Лада, была вся черная и курчавая.

В некоторых случаях при распространенном приложении ставится тире:

1. Если приложение уточняет слово, к которому относится, и к нему можно поставить

 а именно: Старый, больной человек, он никак не ждал такой беды – требования хозяина немедленно освободить комнату.

2. Если приложение стоит в конце предложения и имеет самостоятельное значение: Самым страшным ударом была измена Павлова – человека, казавшегося абсолютно надежным.

3.Если приложение может быть смешано с однородными членами: На собрании присутствовал почетный гость – знатный кузнец Сергиенко.

Обособленные обстоятельства. Деепричастный оборот.

Обстоятельства, которые выражены одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, выделяются запятыми

Яркое солнце, играя, блестело на белом снегу.

Я несколько раз просыпался ночью, боясь проспать утро.

Не обособляются одиночные деепричастия, если они имеют значение обстоятельства образа действия и стоят в конце предложения после глагола-сказуемого

Трава мгновенно дрогнула и пала прошумев.

Маша сидела зажмурясь.

Часто он читал лежа.

Не обособляются одиночные деепричастия, если они превратились в наречие

Казаки ехали молча.

Не обособляются деепричастные обороты (эти случаи крайне редки), тесно связанные со сказуемыми, образующие с ними смысловой центр предложения, единое, неразделимое целое.

Это упражнение делают стоя на носках.

Не обособляются деепричастные обороты, ставшие фразеологическими, т.е. устойчивыми оборотами

бежать сломя голову

работать засучив рукава

кричать не переводя духа

Не обособляются деепричастные обороты со словами начиная с, исходя из (если слова начиная, исходя можно опустить без ущерба для смысла и конструкции предложения).

Начиная с утра льет дождь (С утра льет дождь).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленными приложениями . Напишите номер этого предложения. (1)Из тех, кто понимал, что мальчишка – тоже человек. (2)Он видел нас насквозь, перехитрить его было невозможно, и ещё труднее – завоевать его расположение. (3)Наши отличники, Вадик и Гоша Сорокины, из кожи вон лезли, чтобы угодить Усатому. (4)Но Усатый разговаривал с братьями ледяным голосом – ко всеобщему удовольствию. (5) Он не любил примерных учеников, которые с одинаковым усердием отдавались всем предметам. (6)Мы не понимали тогда почему, но из всего класса Усатый больше других отличал тихого и безропотного Васю Карасева, которому с трудом натягивали тройки по большинству предметов, кроме математики: ею только и занимался Вася, бредил ею и знал её.

Слайд 2

Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением , выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения. (1) Отец так и не понял толком, куда и зачем едет его младший отпрыск. (2) Вместе с тощим кошельком и родительским благословением он выдал сыну пухлую книжицу, исписанную фамилиями и адресами. (3)"В них помощь найдешь", - были последние напутственные слова родителя. (4) Кроме книжки, Саша получил пачку рекомендательных писем.

Слайд 3

Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения. (1)К сожалению, мы редко задумываемся о том, сколько времени и сил, сколько труда и здоровья, сколько ласки и заботы тратит на нас мама. (2)Вырастаем и, уехав из родного дома, забываем позвонить, написать пару строчек, подписать открытку к празднику. (3)А мама ждёт! (4)И находит любые оправдания нашей чёрствости, нашей занятости, нашему невниманию. (5)К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам.

Слайд 4

Среди предложений 1-5 найдите предложения с обособленным определением . Напишите их номера. (1) Было видно, как под пароходом кипит и кружит вода двух сталкивающихся течений, как далеко и грозно ходят в океане волны. (2) От правого берега, выступавшего в море, навстречу пароходу шел катер. (3) Повернувшись быстро, катер подвалил к борту, и стало видно, что в нем стоят две женщины и мужчина. (4) Женщины, смеясь, махали платками, им отвечала пассажирка, держась за стойку и свесясь в море. (5) Матросы, спустившие трап, опять увидели, как она ловко и быстро сбежала вниз. (6) Она три раза махнула платочком стоявшему на мостике капитану и улыбнулась. (Соколов-Микитов И.)

Слайд 5

Ответы 3 2 2 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...