Подготовка к ОГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
ОГЭ. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Теоретический материал к эаданию №9.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предложения с обособленными членами. | 73 КБ |
Тест. | 109.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Предложения с обособленными членами
Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно.
Обособленные второстепенные члены предложения делятся на следующие виды: обособленные определения, обособленные дополнения, обособленные обстоятельства.
Синий вечер отражался в лужах, затянутых тонким ледком (определение).
Инженер, заведующий воздуходувным отделением, давал объяснения (приложение).
В нежном блеске утренней зари даль моря спокойно дремала, отражая перламутровые облака (обстоятельство).
Обособленное определение
Обособленные определения могут быть выражены причастиями с зависимыми словами, прилагательными и существительными.
Причастие с зависимым словом или несколькими словами называется причастным оборотом, который в предложении является согласованным распространенным определением.
Обособление согласованных определений:
Согласованные определения, выраженные причастным оборотом; прилагательными с зависимыми словами; двумя и более прилагательными или причастиями, обособляются, если стоят после определяемого слова: Ветер, дувший с моря, все время усиливался. Струйка дыма вилась в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря. Последний луч, и желтый, и тяжелый, застыл в букете ярких георгин. Молодые люди, взволнованные и озабоченные, бросились тушить пожар. |
Распространенное определение обособляется в любом положении, если имеет причинное или уступительное значение: Настеганные холодным ветром, лица бойцов были не красные, а малиновые. (Лица бойцов стали не красные, а малиновые, так как были настеганы холодным ветром.) Всегда быстро принимавший решения, командир на этот раз призадумался. (Хотя командир всегда быстро принимал решения, но на этот раз призадумался.) |
Любое определение (распространенное и нераспространенное), выраженное прилагательными или причастиями обособляется во всех положениях, если определяемым словом является личное местоимение: Он, родившийся в Ленинграде, снова приехал в свой родной город. Родившийся в Ленинграде, он снова приехал в свой родной город. Я, измученный, едва добрался до дома. Измученный, я едва добрался до дома. |
Распространенное определение обособляется, где бы оно ни стояло, если оно отделено от определяемого слова другими словами: Недалеко от дома, обнесенный оградой, раскинулся старинный сад. Несколько раз, таинственный и одинокий, мелькнул в саду огонек. |
Если определяемым словом является имя собственное, распространенное определение обособляется только после определяемого слова: Николай, родившийся в Ленинграде, снова приехал в свой родной город. НО: Родившийся в Ленинграде Николай снова приехал в свой родной город. |
Если определяемым словом является нарицательное существительное, то распространенное определение выделяется только после определяемого слова: Отец, родившийся в Ленинграде, снова приехал в свой родной город. НО: Родившийся в Ленинграде отец снова приехал в свой родной город. |
Обособление несогласованных определений:
Несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже, обособляются, если они являются разъясняющим значением к именам существительным или к личным местоимениям: Иван Иванович, без пальто, без шапки, выбежал на крыльцо. Утром он, в спортивном костюме, с лыжами в руках и рюкзаком за плечами, отправился на станцию. |
Обособляются несогласованные определения, стоящие в одном ряду с согласованными определениями: Так жил и Михаил Власов, волосатый, угрюмый, с маленькими глазками. Нас встретил молодой парень, лет двадцати, высокий, красивый. |
Обособление приложений
Одиночные приложения обособляются, если относятся к личному местоимению: Он, счастливец, побывал в Ленинграде. Счастливец, он побывал в Ленинграде. |
Одиночные приложения обособляются, если стоят за именем собственным: Николай, ленинградец, снова приехал в свой родной город. НО: Ленинградец Николай снова приехал в свой родной город. |
Одиночные приложения обособляются, если относятся к существительному с пояснительными словами: Мой старый друг, инженер, удостоен премии. |
Имена собственные, стоящие после нарицательных, обособляются, если перед ними можно без изменения смысла вставить союзы то есть, а именно: Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем. Остальные братья, а именно Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем. |
Распространенные приложения, относящиеся к именам существительным нарицательным обособляются в любом положении: Отец, уроженец Ленинграда, снова приехал в свой родной город. Уроженец Ленинграда, отец снова приехал в свой родной город. Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья. |
Распространенные приложения, относящиеся к личным местоимениям обособляются в любом положении: Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам. Он, человек упорный, добился успеха. Человек упорный, он добился успеха. |
Распространенные приложения, относящиеся к именам собственным, обособляются, если стоят позади имени собственного: Николай, уроженец Ленинграда, снова приехал в свой родной город. Уроженец Ленинграда Николай снова приехал в свой родной город. |
Распространенные приложения обособляются в любом положении, если имеют обстоятельственное значение: Смышленые звери, бобры зимуют разумно. Отец, уроженец Ленинграда, хорошо знает свой родной город. Уроженец Ленинграда, отец хорошо знает свой родной город. |
Нарицательное существительное + собственное существительное (+ нарицательное существительное): Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, осталась на печи в большой избе. |
Знаки препинания перед союзом как
Запятая ставится, если есть | Примеры |
1.Уточняющее приложение со значением причины (можно заменить придаточным) | А.С.Пушкин, как гениальный художник слова, известен всему миру (А.С.Пушкин известен всему миру, так как он гениальный художник слова). |
2. Вводное предложение | Кое-где по мху, как я уже говорил, попадались круглые окна-колодцы. |
Обстоятельство образа действия, выраженное сравнительным оборотом | Потом я срезал широкие, как сабли, листья аира. То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (А.Пушкин) Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела. (А.Пушкин) |
4.Сложноподчиненное предложение с придаточным | Он видит, как поле отец убирает. (Н.Некрасов) И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. (М.Лермонтов) |
5.В союзе так…, как и … | Звезды сверкали так, как и вчера. |
Запятая не ставится, если есть | Примеры |
1. Устойчивый фразеологический оборот | Вертится как белка в колесе. Льет как из ведра. Сидеть как на иголках. |
2.Часть именного составного сказуемого | Поле пшеницы как огромное огненное море. (Поле пшеницы – огромное огненное море). |
3.Приложение со значением «в качестве» | Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (в качестве жениха). |
4.Соединительны двойной союз как…, так и (запятая перед второй частью союза) | В наших лесах водятся как зайцы, так и лисицы. |
5. Оборот с оттенком обстоятельства образа действия (возможна замена существительным в творительном падеже) | Посыпалась как град (градом) картечь. |
Обособление приложений со словами то есть, или, даже, особенно, в том числе, например, по имени и т.п.
Слова для связи членов предложения | Примеры |
То есть, или | Белые чистые пески с рядами разноцветной гальки, то есть камешков, широко расстилались перед нами. |
В том числе, особенно, даже, например, как например | Все зрители, в том числе и самые скучные люди, дружно смеялись. Многие газы, как например кислород, тяжелее воздуха. |
По имени, по фамилии, по кличке, по прозвищу, родом | Жил в городе богач, по имени Мирон. Наша собака, по кличке Лада, была вся черная и курчавая. |
В некоторых случаях при распространенном приложении ставится тире:
1. Если приложение уточняет слово, к которому относится, и к нему можно поставить
а именно: Старый, больной человек, он никак не ждал такой беды – требования хозяина немедленно освободить комнату.
2. Если приложение стоит в конце предложения и имеет самостоятельное значение: Самым страшным ударом была измена Павлова – человека, казавшегося абсолютно надежным.
3.Если приложение может быть смешано с однородными членами: На собрании присутствовал почетный гость – знатный кузнец Сергиенко.
Обособленные обстоятельства. Деепричастный оборот.
Обстоятельства, которые выражены одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, выделяются запятыми | Яркое солнце, играя, блестело на белом снегу. Я несколько раз просыпался ночью, боясь проспать утро. |
Не обособляются одиночные деепричастия, если они имеют значение обстоятельства образа действия и стоят в конце предложения после глагола-сказуемого | Трава мгновенно дрогнула и пала прошумев. Маша сидела зажмурясь. Часто он читал лежа. |
Не обособляются одиночные деепричастия, если они превратились в наречие | Казаки ехали молча. |
Не обособляются деепричастные обороты (эти случаи крайне редки), тесно связанные со сказуемыми, образующие с ними смысловой центр предложения, единое, неразделимое целое. | Это упражнение делают стоя на носках. |
Не обособляются деепричастные обороты, ставшие фразеологическими, т.е. устойчивыми оборотами | бежать сломя голову работать засучив рукава кричать не переводя духа |
Не обособляются деепричастные обороты со словами начиная с, исходя из (если слова начиная, исходя можно опустить без ущерба для смысла и конструкции предложения). | Начиная с утра льет дождь (С утра льет дождь). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением , выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения. (1) Отец так и не понял толком, куда и зачем едет его младший отпрыск. (2) Вместе с тощим кошельком и родительским благословением он выдал сыну пухлую книжицу, исписанную фамилиями и адресами. (3)"В них помощь найдешь", - были последние напутственные слова родителя. (4) Кроме книжки, Саша получил пачку рекомендательных писем.
Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения. (1)К сожалению, мы редко задумываемся о том, сколько времени и сил, сколько труда и здоровья, сколько ласки и заботы тратит на нас мама. (2)Вырастаем и, уехав из родного дома, забываем позвонить, написать пару строчек, подписать открытку к празднику. (3)А мама ждёт! (4)И находит любые оправдания нашей чёрствости, нашей занятости, нашему невниманию. (5)К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам.
Среди предложений 1-5 найдите предложения с обособленным определением . Напишите их номера. (1) Было видно, как под пароходом кипит и кружит вода двух сталкивающихся течений, как далеко и грозно ходят в океане волны. (2) От правого берега, выступавшего в море, навстречу пароходу шел катер. (3) Повернувшись быстро, катер подвалил к борту, и стало видно, что в нем стоят две женщины и мужчина. (4) Женщины, смеясь, махали платками, им отвечала пассажирка, держась за стойку и свесясь в море. (5) Матросы, спустившие трап, опять увидели, как она ловко и быстро сбежала вниз. (6) Она три раза махнула платочком стоявшему на мостике капитану и улыбнулась. (Соколов-Микитов И.)
Ответы 3 2 2 23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...