Подготовка к ОГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
ОГЭ. Правописание суффиксов. Теоретический материал к заданию №5.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Н и НН в прилагательных и причастиях. | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Н и НН в прилагательных и причастиях
- Прилагательные, образованные от существительных
Пишем одно Н, если:
а) прилагательное образовано от существительного с помощью суффикса –ИН-.
Например:
голубь – голубиный воробей – воробьиный
лошадь - лошадиный соловей – соловьиный
Примечания:
- Обратите внимание на возможность постановки ь перед суффиксом –ин-.
- Запомните правописание слов гостиная, гостиница.
б) прилагательное образовано от существительного с помощью суффиксов -ан-(-ян-).
Например:
кожа – кожаный конопля – конопляный
жесть – жестяной песок – песчаный
Примечания:
- Исключением являются слова оловянный, деревянный, стеклянный, содержащие НН.
- С одним Н пишутся слова бараний, сазаний, фазаний, павлиний, тюлений (образованы от существительных с основой на Н и суффикса –j-).
- С одним Н пишутся слова пряный, юный, румяный.
- Прилагательное масляный Прилагательное масленый образуется
образуется от существительного масло от глагола маслить с помощью
с помощью суффикса –ян- , имеет суффикса –ен- и употребляется в
значение «состоящий из масла» значении «намазанный, смазанный,
«деланный на масле» пропитанный, запачканный маслом»:
«работающий на масле»: масленый блин,
масляные краски, масляная каша,
масляное пятно, масленые руки,
масляный насос, масленая тряпка.
масляная лампа.
Пишем НН:
а) если прилагательное образовано присоединением суффикса –н- к основе существительного на Н.
Например:
осень – осенний барабан - барабанный
старина – старинный цена – ценный
б) если прилагательное образовано от существительного на –МЯ- (время, знамя, имя, стремя, темя и др.).
Например:
время – временный стремя - стременной
имя- именной семя – семенной
в) если прилагательное образованно с помощью суффикса –енн- или –онн-.
Например:
клятва – клятвенный комиссия - комиссионный
огонь – огненный экскурсия – экскурсионный
Примечания:
- Исключение составляет слово ветреный, которое пишется с одной буквой Н. однако приставочные образования этого прилагательного пишутся с НН (безветренный, подветренный и т.д.).
- Прилагательные с суффиксом –енн- могут выражать субъективную оценку (большую меру признака): широченный, здоровенный, тяжеленный и т.д.
- Следует различать слова ветреный (суффикс –ен-) и ветряной (суффикс –ян-)
Слово ветреный употребляется в двух значениях:
«с ветром» (ветреный день, ветряная погода)
и «легкомысленный» (ветреный юноша, ветреный поступок).
Слово ветряной используется в одном значении – «приводимый в движение ветром» (ветряная мельница, ветряной двигатель). В словосочетаниях ветряная оспа (разг. ветрянка) пишется –ян.
- Следует различать слова солёный и соляной:
Прилагательное солёный имеет значение «содержащий в себе соль» (солёный суп).
Прилагательное соляной обозначает «состоящий из соли» (соляные пласты, соляной столб). В термине соляная кислота пишется суффикс –ян.
Причастия и отглагольные прилагательные
(эти слова образованы от глаголов, отвечают на вопрос какой? и его формы).
Пишется НН:
- Если в слове есть приставка:
кошеный – скошенный – покошенный
вязаный – связанный – перевязанный
Примечания:
- Приставка НЕ- не дает право писать НН (некошеный луг).
- Если кроме не- есть другая приставка, то она дает НН (нескошенный луг).
- То же относится и к первой части сложного слова: свежемороженый, свежезамороженный.
- Если есть зависимое слово:
кошеный луг – кошенный крестьянами луг
вязаный платок – вязанный мамой платок
- Если есть суффикс –ова-, -ева-, -ирова-:
маринованный, рискованный, циклеванный, асфальтированный
- Если слово образовано от глагола совершенного вида (отсутствие приставки или зависимого слова роли не играет):
купленный (купить – что сделать? – совершенный вид)
плененный (пленить – что сделать? – совершенный вид)
решенный (решить – что сделать? – совершенный вид)
лишенный (лишить – что сделать? – совершенный вид)
Примечания:
Слово ранеНый, употребляясь как прилагательное, пишется с Н; если же это слово имеет приставку или зависимое слово, то оно выступает в роли причастия и пишется НН:
израненный, раненный пулей солдат
Выступая в роли существительного, это слово пишется с одним Н:
Раненые эвакуировались в тыл.
Итак, НН у причастий и отглагольных прилагательных пишется, если в конкретно рассматриваемом случае есть одно из условий:
- Приставка (кроме НЕ-).
- Зависимое слово.
- Суффикс – ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-.
Если же ни одного из этих условий нет, то в слове пишется одна буква Н. Не путать с «обычными» прилагательными, образованными от существительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...