Открытое занятие элективного курса по теме "Говорим правильно" на августовской педагогической конференции 2015 - 2016
методическая разработка по русскому языку по теме

Открытое занятие элективного курса по теме "Говори правильно"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_k_konferentsii_2015_1.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий к конференции 2015-2016 учебный год

  1. Вступительное слово ведущего

Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята!

Я рада приветствовать  вас на очередном занятии элективного курса «Говори правильно».

А как вы думаете, для чего важна правильная речь?

Я согласна с вами, владение культурой речи- это успех в обществе, авторитет, перспектива.

Для начала я предлагаю вам поработать в группах на ваших нетбуках.

Задания для групп:

1 группа – вспомните основные компоненты  правильной речи  (представляют семицветик)

2 группа –вспомните, какие бывают языковые нормы (кластер)

Ребята, подойдите, пожалуйста, к заданию  творчески и представьте информацию в виде кластера или рисунка.

Первая группа, выводите на экран, что у вас получилось.

Вторая группа, вам слово.

Скажите, Вы любите компьютерные игры? (да)

А чтобы одержать победу в игре, что нужно сделать? (пройти уровни) Вот и в русском языке, чтобы овладеть культурой  речи, необходимо пройти ряд уровней. И я приглашаю вас в лингвистическую игру

А)_ Первый уровень будет посвящён самой распространённой ошибке в речи не только детей, но и взрослых, а какой, вы определите сами

_  Предлагаю Вам обратить внимание на экран ( включается ролик  с опросом людей на улице)

Так какую ошибку иллюстрирует данный ролик? (неправильное ударение в словах) .

 Значит, какой уровень мы будем преодолевать в нашей лингвистической игре? (орфоэпический)

_ Как, по вашему мнению, нужно сказать  каталОг  или катАлог ?

(ответы команд)

Да, действительно сложно, ведь ударение в русском языке подвижное в отличии от других языков мира,но всё же есть верный способ правильно произносить слова.

_ А если я то же самое спрошу стихами, вы, наверняка, ответите правильно. Попробуем!?

Слышен в классе диалог,

Обсуждают каталОг

_ А теперь попробуйте сами составить рифмованные строчки! Я предлагаю вашему вниманию карточки со словами. Подобрав к ним рифму, вы получите правильное ударение.

(раздаются карточки со словами каждой группе участников)

тОрты, свЁкла, шАрфы, тУфля, звонИт, ива

Что у вас получилось?

Кто готов?

(ответы участников) рифмованные стихи.

Таких стихов-запоминалок очень много. Я предлагаю Вам памятки, которые помогут вам преодолевать орфоэпические ошибки в речи.

Б) мы успешно прошли первый  уровень и переходим на новый. Внимание на экран.

 Это кадры из известного советского фильма «Доживём до понедельника», который иллюстрирует другой тип ошибок?

Какой?(морфологический)

Чтобы в них разобраться, я приглашаю вас на ярмарку.

 (Пестов, Шаряева с лотками)

Здравствуйте гости дорогие,

У нас сегодня ярмарка – шумный базар.

Здесь найдешь на любой вкус товар!

Ярмарка, ярмарка

 Веселая, яркая.

Заходи, залетай

 Только рот не разевай!

Тары-бары-растабары

 Есть хорошие товары!

Туфли новомодные, сапоги скороходные,

Яблочки садовые, груши медовые,

Помидоры -все для вас,

Покупайте про запас.

1 вариант:

- Ребята, предлагаю вам выбрать с лотков товары, объединенные по какому-то определенному грамматическому признаку.

- Готовы?

 Слушаю вас

1 группа: Мы набрали в корзину килограмм апельсинов, 2 килограмма помидоров

А почему фрукты и овощи оказались на лотке вместе, наверное, не случайно?  

 Да, именно слова, обозначающие фрукты и овощи в Р.п., мн.ч. имеют  окончание – ов.

А вот яблоко является фруктом –исключением, потому в

  Р.п., мн.ч. это слово будет иметь нулевое окончание

Верно!

_ Чтобы легче запомнить правило и не путаться, достаточно представить картинку,  где кг.помидоров перевешивает кг. яблок.

Вторая группа, вам слово.

Мы выбрали носки, чулки, ботинки, потому что они объединены общим признаком: это парные предметы и в этих словах в форме Р.п., мн., ч. будет нулевое окончание

Но и здесь есть исключение, существительное носки во мн.ч. Р.п имеет окончание -ов

_ Совершенно верно!

_ Правило сложное, но запомнить его легко: ЧТО ДЛИННЕ, ТО КОРОЧЕ. Носки короткие, поэтому мы добавляем к этому слову окончание –ов.

3.Пройден  второй уровень, морфологический.

И вы ещё ближе к цели.  

Предлагаю вам прослушать и проанализировать музыкальный фрагмент.

Вы узнали произведение?(Да, это известное стихотворение Ф.И.Тютчева, но оно почему-то прозвучало с ошибками)

Какими? (Здесь повторяются слова со сходным лексическим значением)

Совершенно верно! И как же называется эта речевая ошибка?

Это тавтология.

Так давайте преодолеем последний лексический  уровень в нашей непростой игре.

Да, да, давно пора, потому что некоторые отдельные ребята нашего класса  часто этим грешат в своих ответах.

 Асами вы не допустили ошибку в том , что сейчас сказали?

Кто заметил?

_ Он сказал два одинаковых по значению слова : некоторые и отдельные

 _ Верно! И нам надо с этой речевой ошибкой бороться. Не просто знать правило, но и соблюдать его, а это нелегко.

- Один ученик-девятиклассник как-то на уроке сказал: «Радищев – настоящий патриот своей Родины»

А что, правильно! Радищев, действительно, был настоящим патриотом.

- Я с этим и не спорю! Мысль верная, но сказана неграмотно.

Кто заметил ошибку?

 – Патриот – это человек, который любит Родину, поэтому слово Родина  в этом предложении лишнее.

 _ К сожалению, не только дети, но и взрослые  допускают в речи ошибки.

_ Предлагаю вам найти и исправить ошибки во фразе, которая сейчас прозвучит. Пожалуйста! (звучит фраза)

У1 – ускоряя скорость, а правильно будет набирая

Верно!

 У2 – полетела в полёт (устремилась, отправилась)

У3_ своими собственными глазами видел ( а правильно своими глазами или собственными глазами)

 _ Значит, у вас кроме собственных есть ещё какие-то?

У3 _ Хорошо, видел глазами!

_ А вы что, можете видеть ещё ещё чем-то?

У3- Нет. Тогда просто : Я видел!

_ Да, вот это верно!

У3_ Интересно получается: говоришь вроде верно, а оказывается у тебя тавтология.

_ Поэтому надо следить за своей речью и тренироваться.

  1. Заключение. И хотелось бы закончить занятие нашего элективного курса созданием живой картины. Которая бы подвела итог сегодняшнему разговору.

Даю вам время на обсуждение. Время!

- Речь я представляю в виде ствола могучего, прекрасного дерева.

- А мы языковые нормы, которые являются корнями, питающими могучее дерево.

- Благодаря этому вырастает пышная крона, и речь становится красивой и выразительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие элективного курса "Английский язык для общения"

Занятие элективного курса «Английский для общения», 11 класс  построено по материалам сайтов сети Интернет и учебного пособия “Everydaydialoguesandtopics”. Основной языковой материал предназначен...

ПРЕПОДАВАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.

Это статья - результат работы двух педагогов нашей школы учителя русского языка и литературы Галичаниной Ж.П. и учителя математики Пожидаевой Н.А....

ОТКРЫТЫЙ УРОК элективного курса «Стиль жизни – здоровье». Занятие по теме: «Мораль и нравственность в жизни человека»

В текущем учебном году после прохождения курсов повышения квалификации на кафедре НИПКПиПРО г. Новосибирска, я взялась за апробацию программы «Стиль жизни – здоровье», авторы: И.В. Габер, М.П. Радченк...

Открытое занятие элективного курса «Живая геометрия» в 5 классе на тему «Окружность. Круг».

Цель: Рассмотреть некоторые свойства взаимного расположения прямой и окружности.Задачи:1) повторить и обобщить знания об основных простейших геометрических фигурах, их изображении и формах записи;2) п...

Конспект занятия элективного курса "Основы механизации сельского хозяйства" Занятие 21 "Косилка роторная КРН-210"

На сегодняшнем занятии мы детально познакомимся с другой косилкой. Эта косилка отличается от уже изученной тем, что в ней ножи вращаются, причем навстречу друг другу.  Называется она косилка рото...

Учебные задачи закрытого и открытого типа на занятиях элективного курса "Процентные расчеты на каждый день"

В статье рассмотрены  теоретичексие основы учебных  задач закрытого  и открытого типа,  приведены примеры  данных задач в рамках элективного курса....

Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" 5 класс 2016 год

Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" 5 класс 2016 год....