Открытое занятие элективного курса по теме "Говорим правильно" на августовской педагогической конференции 2015 - 2016
методическая разработка по русскому языку по теме
Открытое занятие элективного курса по теме "Говори правильно"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_k_konferentsii_2015_1.docx | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий к конференции 2015-2016 учебный год
- Вступительное слово ведущего
Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать вас на очередном занятии элективного курса «Говори правильно».
А как вы думаете, для чего важна правильная речь?
Я согласна с вами, владение культурой речи- это успех в обществе, авторитет, перспектива.
Для начала я предлагаю вам поработать в группах на ваших нетбуках.
Задания для групп:
1 группа – вспомните основные компоненты правильной речи (представляют семицветик)
2 группа –вспомните, какие бывают языковые нормы (кластер)
Ребята, подойдите, пожалуйста, к заданию творчески и представьте информацию в виде кластера или рисунка.
Первая группа, выводите на экран, что у вас получилось.
Вторая группа, вам слово.
Скажите, Вы любите компьютерные игры? (да)
А чтобы одержать победу в игре, что нужно сделать? (пройти уровни) Вот и в русском языке, чтобы овладеть культурой речи, необходимо пройти ряд уровней. И я приглашаю вас в лингвистическую игру
А)_ Первый уровень будет посвящён самой распространённой ошибке в речи не только детей, но и взрослых, а какой, вы определите сами
_ Предлагаю Вам обратить внимание на экран ( включается ролик с опросом людей на улице)
Так какую ошибку иллюстрирует данный ролик? (неправильное ударение в словах) .
Значит, какой уровень мы будем преодолевать в нашей лингвистической игре? (орфоэпический)
_ Как, по вашему мнению, нужно сказать каталОг или катАлог ?
(ответы команд)
Да, действительно сложно, ведь ударение в русском языке подвижное в отличии от других языков мира,но всё же есть верный способ правильно произносить слова.
_ А если я то же самое спрошу стихами, вы, наверняка, ответите правильно. Попробуем!?
Слышен в классе диалог,
Обсуждают каталОг
_ А теперь попробуйте сами составить рифмованные строчки! Я предлагаю вашему вниманию карточки со словами. Подобрав к ним рифму, вы получите правильное ударение.
(раздаются карточки со словами каждой группе участников)
тОрты, свЁкла, шАрфы, тУфля, звонИт, ива
Что у вас получилось?
Кто готов?
(ответы участников) рифмованные стихи.
Таких стихов-запоминалок очень много. Я предлагаю Вам памятки, которые помогут вам преодолевать орфоэпические ошибки в речи.
Б) мы успешно прошли первый уровень и переходим на новый. Внимание на экран.
Это кадры из известного советского фильма «Доживём до понедельника», который иллюстрирует другой тип ошибок?
Какой?(морфологический)
Чтобы в них разобраться, я приглашаю вас на ярмарку.
(Пестов, Шаряева с лотками)
Здравствуйте гости дорогие,
У нас сегодня ярмарка – шумный базар.
Здесь найдешь на любой вкус товар!
Ярмарка, ярмарка
Веселая, яркая.
Заходи, залетай
Только рот не разевай!
Тары-бары-растабары
Есть хорошие товары!
Туфли новомодные, сапоги скороходные,
Яблочки садовые, груши медовые,
Помидоры -все для вас,
Покупайте про запас.
1 вариант:
- Ребята, предлагаю вам выбрать с лотков товары, объединенные по какому-то определенному грамматическому признаку.
- Готовы?
Слушаю вас
1 группа: Мы набрали в корзину килограмм апельсинов, 2 килограмма помидоров
А почему фрукты и овощи оказались на лотке вместе, наверное, не случайно?
Да, именно слова, обозначающие фрукты и овощи в Р.п., мн.ч. имеют окончание – ов.
А вот яблоко является фруктом –исключением, потому в
Р.п., мн.ч. это слово будет иметь нулевое окончание
Верно!
_ Чтобы легче запомнить правило и не путаться, достаточно представить картинку, где кг.помидоров перевешивает кг. яблок.
Вторая группа, вам слово.
Мы выбрали носки, чулки, ботинки, потому что они объединены общим признаком: это парные предметы и в этих словах в форме Р.п., мн., ч. будет нулевое окончание
Но и здесь есть исключение, существительное носки во мн.ч. Р.п имеет окончание -ов
_ Совершенно верно!
_ Правило сложное, но запомнить его легко: ЧТО ДЛИННЕ, ТО КОРОЧЕ. Носки короткие, поэтому мы добавляем к этому слову окончание –ов.
3.Пройден второй уровень, морфологический.
И вы ещё ближе к цели.
Предлагаю вам прослушать и проанализировать музыкальный фрагмент.
Вы узнали произведение?(Да, это известное стихотворение Ф.И.Тютчева, но оно почему-то прозвучало с ошибками)
Какими? (Здесь повторяются слова со сходным лексическим значением)
Совершенно верно! И как же называется эта речевая ошибка?
Это тавтология.
Так давайте преодолеем последний лексический уровень в нашей непростой игре.
Да, да, давно пора, потому что некоторые отдельные ребята нашего класса часто этим грешат в своих ответах.
Асами вы не допустили ошибку в том , что сейчас сказали?
Кто заметил?
_ Он сказал два одинаковых по значению слова : некоторые и отдельные
_ Верно! И нам надо с этой речевой ошибкой бороться. Не просто знать правило, но и соблюдать его, а это нелегко.
- Один ученик-девятиклассник как-то на уроке сказал: «Радищев – настоящий патриот своей Родины»
А что, правильно! Радищев, действительно, был настоящим патриотом.
- Я с этим и не спорю! Мысль верная, но сказана неграмотно.
Кто заметил ошибку?
– Патриот – это человек, который любит Родину, поэтому слово Родина в этом предложении лишнее.
_ К сожалению, не только дети, но и взрослые допускают в речи ошибки.
_ Предлагаю вам найти и исправить ошибки во фразе, которая сейчас прозвучит. Пожалуйста! (звучит фраза)
У1 – ускоряя скорость, а правильно будет набирая
Верно!
У2 – полетела в полёт (устремилась, отправилась)
У3_ своими собственными глазами видел ( а правильно своими глазами или собственными глазами)
_ Значит, у вас кроме собственных есть ещё какие-то?
У3 _ Хорошо, видел глазами!
_ А вы что, можете видеть ещё ещё чем-то?
У3- Нет. Тогда просто : Я видел!
_ Да, вот это верно!
У3_ Интересно получается: говоришь вроде верно, а оказывается у тебя тавтология.
_ Поэтому надо следить за своей речью и тренироваться.
- Заключение. И хотелось бы закончить занятие нашего элективного курса созданием живой картины. Которая бы подвела итог сегодняшнему разговору.
Даю вам время на обсуждение. Время!
- Речь я представляю в виде ствола могучего, прекрасного дерева.
- А мы языковые нормы, которые являются корнями, питающими могучее дерево.
- Благодаря этому вырастает пышная крона, и речь становится красивой и выразительной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие элективного курса "Английский язык для общения"
Занятие элективного курса «Английский для общения», 11 класс построено по материалам сайтов сети Интернет и учебного пособия “Everydaydialoguesandtopics”. Основной языковой материал предназначен...
ПРЕПОДАВАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
Это статья - результат работы двух педагогов нашей школы учителя русского языка и литературы Галичаниной Ж.П. и учителя математики Пожидаевой Н.А....
ОТКРЫТЫЙ УРОК элективного курса «Стиль жизни – здоровье». Занятие по теме: «Мораль и нравственность в жизни человека»
В текущем учебном году после прохождения курсов повышения квалификации на кафедре НИПКПиПРО г. Новосибирска, я взялась за апробацию программы «Стиль жизни – здоровье», авторы: И.В. Габер, М.П. Радченк...
Открытое занятие элективного курса «Живая геометрия» в 5 классе на тему «Окружность. Круг».
Цель: Рассмотреть некоторые свойства взаимного расположения прямой и окружности.Задачи:1) повторить и обобщить знания об основных простейших геометрических фигурах, их изображении и формах записи;2) п...
Конспект занятия элективного курса "Основы механизации сельского хозяйства" Занятие 21 "Косилка роторная КРН-210"
На сегодняшнем занятии мы детально познакомимся с другой косилкой. Эта косилка отличается от уже изученной тем, что в ней ножи вращаются, причем навстречу друг другу. Называется она косилка рото...
Учебные задачи закрытого и открытого типа на занятиях элективного курса "Процентные расчеты на каждый день"
В статье рассмотрены теоретичексие основы учебных задач закрытого и открытого типа, приведены примеры данных задач в рамках элективного курса....
Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" 5 класс 2016 год
Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" 5 класс 2016 год....