«Имя числительное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Работа Петровской О.А.
6 класс. Русский язык
Тема урока: «Имя числительное как часть речи»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-беседа
Цели урока: Обучающие:- сформировать понятие об имени числительном как самостоятельной части речи;
- ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении);
- выработать умение отличать числительные от других частей речи с числовым значением;
- различать порядковые и количественные имена числительные;
- сформировать умение находить числительные в тексте.
Коррекционные: - развитие контроля и самоконтроля;
- развитие мыслительной активности;
- коррекция и развитие связной устной и письменной речи;
- коррекция познавательной деятельности.
Воспитательные: - прививать уважение и внимательное отношение к родному языку;
- воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к учебному труду.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, учебник .
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Проверьте свою готовность к уроку.
- Проверка домашнего задания упр 586
- Самоопределение к деятельности
Вспомним еще некоторые пословицы, поговорки, загадки. Запишите их. (учитель читает и одновременно появляется текст на доске)
- Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят (год).
- Стоит сад, в саду двенадцать гряд, на грядах – по четыре бороздки, на бороздке – по семь коней (год, месяцы, недели, дни).
- Два братца не могут расстаться: утром в дорогу. Ночью к порогу (сапоги).
- На самом перекрестке висит колдун трехглазый, но никогда не смотрит тремя глазами сразу (светофор).
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Лук семь недугов лечит.
- Третий лишний.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
- Что общего вы заметили в этих предложениях? (Во всех предложениях есть упоминание о числах.)
- Подчеркните эти слова. (Обозначают количество или порядок при счете.)
- Что они обозначают?(Обозначают порядок при счете и количество.)
- На какие вопросы отвечают? (На вопросы сколько? какой? или который?)
- Как вы думаете, к какой части речи относятся эти слова? (Ответы детей)
- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? ( Познакомиться с новой частью речи, которая обозначает количество или порядок при счете.)
IV. Работа по теме урока
1. Слова учителя. Сегодня мы поговорим об особой части речи – имени числительном. Имя числительное – самая молодая из всех имен. Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете. Имена числительных отвечают на вопросы КАКОЙ? СКОЛЬКО?
- Подумайте, пожалуйста, к какому разделу русского языка мы отнесем имя числительного? (Морфология)
- Чтобы назвать морфологические признаки имени числительного, заполним таблицу. (Таблица представлена на доске и заполняется по ходу урока.)
Часть речи | Имя существительное | Имя прилагательное | Имя числительное |
Что обозначает | |||
Отвечает на вопрос | |||
Чем является в предложении | |||
Морфологические признаки |
- Имя прилагательного тоже отвечает на вопрос КАКОЙ?. Так как же нам отличить имена числительных от других частей речи? (Имена числительных можно записать и с помощью цифр, и с помощью букв).
- Мы уже выяснили: числительные могут отвечать на разные вопросы. Как вы думаете, на вопрос СКОЛЬКО? отвечают какие числительные? (Количественные)
- А на вопрос КАКОЙ? или КОТОРЫЙ? (Порядковые).
Порядковые и количественные числительные – основные разряды этой части речи.
- Посмотрите на записанные предложения. Что можно сказать об изменении числительных? (Числительные склоняются - изменяются по падежам.)
Полученные данные записываем в таблицу.
-А теперь попробуем определить синтаксическую роль имен числительных. Для этого вернемся к нашим предложениям. В первом, во втором, в третьем предложениях количественные числительные в сочетании с существительными являются подлежащими: двенадцать братьев, двенадцать гряд, два братца.
В четвертом, пятом, шестом и в восьмом предложениях количественное числительные в сочетании с существительными – дополнение: не смотри (чем?) тремя глазами, лук лечит (что?) семь недугов; не имей (чего?) сто рублей, имей (что?) сто друзей, погонишься (за кем?) за двумя зайцами, не поймаешь (кого?) ни одного?.
В седьмом предложении числительное какое? (порядковое.)
Как вы думаете, какова его роль в предложении? (Порядковое числительное является – подлежащим).
2. Работа по учебнику.
(Обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, чтение теоретического материала и правила (стр 239-241.
Практическое задание
- Внимательно послушайте и запишите слова. Найдите в ряду слов числительные, обоснуйте своё мнение (Слова записываются в тетрадь под диктовку учителя)
Слова: тройник, двенадцать, тройка, шестилетний, двойной, шестидневка, пятый, второй, четверка, утроить, пятница, восьмой, два, раздваиваться, третий.
- Назовите остальные части речи.
Ответы детей
Числительные: двенадцать, восьмой, два, второй, пятый, второй, третий. Числительные отвечают на вопросы СКОЛЬКО?, КАКОЙ?, КОТОРЫЙ?; их можно записать словами и цифрами, а остальные части речи – только словами.
Существительные: тройник, тройка, шестидневка, четверка, пятница.
Глаголы: раздваиваться, утроить.
Прилагательные: двойной, шестилетний.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. упр. 590– устное выполнение.
2. упр. 592 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
2. Работа с интерактивной доской.
- Запишите ответы на вопросы, используя числительные.
1. Сколько нужно измерить, чтобы один раз отрезать?
2. Сколько таймов в футболе?
3. Сколько гномов встретили Белоснежку в своем доме?
4. Сколько у капусты одежек?
5. Сколько человек тянули репку?
6. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?
7. сколько лет жил Старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
8. Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?
9. Сколько разбойников помогали Али-бабе в его недобрых делах?
10. Сколько дней длились соревнования в Древней Греции?
Ответы: семь раз, два тайма, семь гномов, сто одежек, трое человек, семь, богатырей, тридцать лет и три года, семь пятниц, сорок разбойников. Пять дней.
3. Словарно-орфоэпическая работа
- Запишите в орфографической словарик слова миллиард, миллион, гектар, подчеркните орфограммы.
- Запишите в орфоэпический словарик слово украинский, поставь ударение.
- Составьте предложения с этими словами.
VI. Подведение итогов урока
- Что такое имя числительное?
- На какие вопросы отвечают имена числительные?
- На какие два основных разряда они делятся?
- Как изменяются имена числительных?
- Какова синтаксическая роль числительных?
Домашнее задание
Упр. 591
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"
Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...
Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые
Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные" представляет собой разработку перв...
Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"
Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...
Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.
Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....