Урок по русскому языку . 6 класс. Простой и сложный план
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок может быть использован на уроках развития речи. А его элементы на занятиях по подготовке к сочинению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе
Тема: Простой и сложный план текста.
Цели:
- продолжить изучение темы «Текст», выявить особенности простого и сложного плана;
- развивать умения связного устного высказывания (словесная зарисовка картины);
- учиться анализу, синтезу, обобщению.
Оборудование: карточки, тексты
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
1.Мотивация к деятельности Цель этапа:включение учащихся в деятельность. | Открываем тетради, записываем дату, классная работа. - Ребята, мы с вами живём в большой красивой стране Россия. Это наша родина. А своей родиной каждый человек должен гордиться. Для этого нужно хорошо знать свою страну, её символы, президента, исторические памятники, традиции и праздники. - Скажите, а как русский язык помогает вам в этом? | Подготовка класса к работе. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2.Актуализация
| Блицопрос - Что такое текст? - Как определить тему текста? - Основная мысль? - Как озаглавить текст? - Какова тема текстов? Как авторы относятся к изображаемому? 1. Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льётся, лужи у крыльца. Чахлая рябина мокнет под окном; Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев). 2. Унылая пора! Очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин). А.С. Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а А.Плещеев создает унылую картину дождя. При сопоставительном анализе учащиеся называют языковые особенности текстов (различие в цветовой гамме, уменьшительно-ласкательные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого), находят схожие черты (созвучное начало отрывков, синтаксический строй). Делается вывод о разнице основных мыслей текстов, о способах передачи авторской позиции средствами языка. Актуализация личных впечатлений учащихся: А каково ваше отношение к осени? | Ответы на вопрос | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) |
3.Постановка учебной задачи Цель этапа:обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | 1. Чтение и анализ текста. Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты – не устояли. Стали наши солдаты в Берлине брать улицу за улицей, дом за домом. А фашисты все не сдаются. И вдруг увидел солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. И те с перепугу о ней забыли. Осталась бедняга одна-одинешенька посреди улицы. Из расстегнутого пальтишка видна тоненькая шейка. Глаза испуганные. На щеках серые от пыли и копоти ручейки слез. А кругом идет страшный бой. Изо всех окон полыхает красный огонь и черный дым; рвутся бомбы, выворачивая землю и камни; рушатся дома, поднимая к небу столбы пыли; со всех сторон свистят пули. Вот-вот камень задавит, осколком пришибет. Видит наш солдат – пропадает девчонка… «Ах ты, горюха, куда ж тебя это занесло, неладную!... Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл ее своим плечом от огня и вынес из боя. А скоро и бойцы наши подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы Рейхстагом. Сдались фашисты. Вскоре и война кончилась. Мы победили. Начался мир. - Что перед вами? Как вы это определили? Сколько частей в тексте? - А как же составить план текста? Какие планы вы знаете? - Определим тему, цель и задачи урока. Работа по группам (составление памятки «Как составить план текста?» Как составлять план текста. 1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2. Определите тему и основную мысль текста. 3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их. 4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста. 5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана. | Формулируют тему, цель и задачи урока | Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог. |
Физкультминутка. | |||
4.Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения. |
- о чем этот текст? - определите основную мысль и тему текста - как можно озаглавить данный текст? - как начинается история, чем заканчивается? - в каком абзаце определена основная мысль текста? - сколько микротем и абзацев в тексте? Почему их количество совпадает? - сколько пунктов будет в простом плане? - сформулируйте пункты плана. Простой план.
- на какие три части можно разделить весь текст ( вступление, основная часть, заключение), озаглавьте эти части. - какая часть имеет несколько микротем? Назовите их. - составление сложного плана. Сложный план.
| Отвечают на вопросы, составляют простой и сложный плааны. | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа:самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Работа по учебнику. Составление плана. | Работа в паре Проверка, оценивание Взаимопроверка по образцу Проверяю себя | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Домашнее задание | Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.
Составить простой и сложный план «Сказания о белгородском киселе» | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Отвечают на вопросы: Какую цель ставили? Удалось достичь поставленной цели? Каким способом? Какие получили результаты? Что вызвало особые затруднения? Где можно применить новые знания? Называют ключевые слова темы. | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку «Знаки препинания в сложном предложении»
Тип урока: изучение нового материала.Тема урока. Знаки препинания в сложном предложенииЦель: сформировать умения ставить знаки препинания в сложном предложенииЗадачи:Познакомить с правилом постановки ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/28/picture-27472-1380384454.jpg)
Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок.
познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;- показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениям...
Разработка урока по русскому языку "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"
Разработка урока по русскому языку "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое" и презентация к уроку....
Конспект урока по русскому языку "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс
В данной методической разработке представлен конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" . в начале урока идет повторение материала: двоеточи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/18/picture-154442-1613633820.jpg)
Календарно-тематическое планирование внеурочная деятельность «Русский язык. От простого к сложному».
Календарно-тематическое планирование внеурочная деятельность «Русский язык. От простого к сложному»....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/05/picture-305806-1685970072.jpg)
Учебный курс "Русский язык: от простого к сложному"
Материал учебного курса можно использовать при подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/21/picture-1141233-1582311642.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по подготовке к ЕГЭ по русскому языку «От простого к сложному» 11 КЛАСС
Цель программы: формирование и развитие у детей трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении);лингвистичес...