Разработка урока по русскому языку "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Разработка урока по русскому языку "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое" и презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Цель урока: 1. Уточнить понятие о сказуемом, научить восьмиклассников разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом;

показать способы выражения этих значений в простых и составных сказуемых;

2.Развивать умения в определении простого глагольного сказуемого в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого;

3.Воспитывать у учащихся нравственные качества через тексты и высказывания известных писателей.

Оборудование: таблица «Типы сказуемого», текст и словари на каждую парту, проектор.

1.Актуализация изученного.

- Запишите число и тему урока «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое» (Слайд 1.)

1) Работа с текстом (на партах лежат тексты).

 - Поработаем с текстом. Прочитай текст, ответьте на поставленные вопросы.

                                   Надёжный человек

На одной из встреч с молодёжью Ивана Ивановича Гудова спросили:

—        Какому из человеческих качеств вы отдаёте предпочтение?

Не задумываясь, он ответил:

—        Надёжности, обязательности.

И по глазам собеседников Иван Иванович понял, что ответ его несколько озадачил их. То ли ждали чего-то иного, то ли не сразу уловили суть названного качества. В юности, возможно, ему не придаёшь особого значения — влекут, волнуют другие категории. В зрелости понимаешь: основа человека — его надёжность. Будь ты семи пядей во лбу, красив, умён и даже талантлив в работе, но если нельзя на тебя положиться — цена тебе грош. Хуже нет иметь дело с человеком, в котором не уверен. Это ведь всегда риск, напряжение, всегда угроза делу.

  • Купи, пожалуйста, хлеба,— наказывает сыну мать, уходя на работу.
  • Будет сделано,— звучит бойкий ответ.

Заглянула вечером в хлебницу — пусто. И не столько досада, что усталой теперь самой идти в магазин, сколько женщину огорчила и насторожила необязательность парнишки. Ведь если в малом способен подвести, как доверить серьёзное.

Вспомним мудрость, вобравшую в себя опыт народный. «Береги честь смолоду»,— учит она. Не выработаешь с малых лет привычку к обязательности, не надейся на людское уважение.

Очень легко потерять право на доверие. Один раз окажешься несостоятельным, в другой раз уж поостерегутся поручить тебе что-нибудь ответственное. (По Л. Грибовой.)

Словарная работа.(Слайд 2.)

 -Объясните значение слов по словарю:

Обязательность – (необходимость, безусловность исполнения чего-либо)

Озадачить – (поставить в недоумение, затруднить, смутить. Озадачить неожиданным вопросом).

Несостоятельный – здесь: необязательный.

- Нравится ли вам заголовок?

- Отражает ли он тему текста?

- Выделите в тексте различные типы речи, укажите их признаки.

- Какого человека можно назвать надежным человеком?

- Найдите и объясните значение фразеологизмов. (Слайд 3)

- Найдите грамматическую основу в выделенных предложениях. Чем они выражены : (Слайд 4)

- Чем выражены сказуемые?

2) Вывод: - Что такое сказуемое? (читаем определение по учебнику)

2. Формирование новых понятий.

1)Работа над  таблицей «Типы сказуемого»

- Посмотрите на таблицу (Слайд 5)

- Чем выражено сказуемое в каждом столбике?

- Чему учат эти предложения.

2)Вывод делает учитель:

- В любом знаменательном слове есть лексическое и грамматическое значения. Так лексическое значение слова книга – это его соотнесенность с предметом, а то, что это слово является именем существительным ж.р., ед.ч., им.п., является его грамматическим значением.

     В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом или устойчивым сочетанием.(1 столбик)

     В составном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в двух словах раздельно.(2-3 столбики)

3) – Прочитайте предложения : (Слайд 6)

Девочка читает.

Девочка    читала.

Девочка будет читать.

Девочка читала бы.

Пусть девочка читает.

 -  Одинаково ли лексическое значение этих сказуемых? (Одинаково)

 - Чем же отличаются сказуемые в этих предложениях? (Временем и наклонением глаголов)

 - Прочитайте предложения, в которых действия реальны.(В 1,2,3 предложениях)

 - Назовите предложения, в которых действия представлены как возможные, желательные.(Это 4,5предложение)

4)Вывод (делает учитель):

 - Действительно, форма сказуемого показывает на наклонение, т.е. на то, реально ли действие или нереально, когда оно происходит по отношению к моменту речи. Это грамматическое значение сказуемого. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения (изъявительного, повелительного, условного), называется простым глагольным сказуемым.  (Слайд 7)

3. Закрепление изученного. (Слайд 8)

а) - Подчеркните  глаголы – сказуемые в предложениях. Определите их наклонение и время.

Честь ум рождает.

Добрый человек в добре проживает свой век.

Доброго не бойся, а худого не твори.

Добрая слава при дорожке лежит, а худая слава по дорожке бежит.

- Укажите общие грамматические признаки подлежащего и сказуемого.

( В настоящем и будущем  времени простое глагольное сказуемое согласуется с подлежащим в лице и числе,  в прошедшем времени – в числе, а в единственном числе – и в роде).

б)  -  Посмотрите на экран и прочитайте текст. Выпишите грамматическую основу предложений, согласуя сказуемые с подлежащими, дописывая окончание. Укажите их общие грамматические значения. (Слайд 9),

(Слайд 10)

     Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин.., как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

     И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

 - Подумайте и скажите, почему известный педагог В.Сухомлинский иногда с болью вспоминает о матери. Что надо сделать, чтобы таких воспоминаний не было? (Слайд 10)

 - Какой частью речи выражены подлежащие? (Слайд 11)

 - Определите вид выделенных глаголов, подберите к ним видовую пару. (Слайд 12)

4.Домашнее задание:

1 группа – упр. 101(задание 3) с.56,

2 группа - Упр.100 (задание 5)с.55-56.

5.Итог урока. 

- Итак, какое сказуемое называется простым глагольным сказуемым?

Подведение итога урока и выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа с.Мальбагуш Русский язык 8 класс Сказуемое. Простое глагольное сказуемое Комбинированный урок Иргашева Руза Габидулеевна

Слайд 2

1. Уточнить понятие о сказуемом, научить восьмиклассников разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом; 2.Развивать умения в определении простого глагольного сказуемого в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого; 3.Воспитывать у учащихся нравственные качества через тексты и высказывания известных писателей. Цель урока:

Слайд 3

1.Простое глагольное сказуемое 2.Составное глагольное сказуемое (состоит из 2-х глаголов вспом. гл .+ инфин .) 3.Составное именное сказуемое (состоит из глаг. связки +имя) Правда требует стойкости. ( М.Пришвин ) Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. (Сенека) Истинная честь не может терпеть неправду. Человек должен желать хорошего и великого. ( М.Горький ) Честность - украшение любого звания. Жизнь прекрасна и удивительна . ( В.Маяковский ) Сказуемое бывает:

Слайд 4

Правда требует стойкости. ( М.Пришвин ) Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. (Сенека) Чем выражено сказуемое в предложениях первого столбика?

Слайд 5

Сказуемое выражено: Правда требует стойкости. ( М.Пришвин ) - и зъявител.накл ., наст. врем. Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. (Сенека ) - повелит. накл.

Слайд 6

Определим грамматическое значение сказуемого в предложениях Девочка читает. ( изъявит.наклон . настоящ .) Девочка читала . ( изъявит.наклон ., прошед . врем.) Девочка будет читать . ( изъявит.наклон ., будущ . в рем.) Сказуемое выражено одним глаголом в изъявительном наклонении и показывает действия, которые происходят на самом деле т.е. обозначает реальные действия .

Слайд 7

Определим грамматическое значение сказуемого в предложениях Девочка читала бы. ( условн.наклон .) Пусть девочка читает. ( повелит. наклон.) Сказуемое выражено одним глаголом в в условном и повелительном наклонении и выражает не действительное событие, а идеальное , то есть представляемое существует только в мысли говорящего. Такие глаголы не имеют значения времени.

Слайд 8

Формы наклонения глагола передают различное отношение действия к действительности.

Слайд 9

Сказуемое , выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения (изъявительного, повелительного, условного), называется простым глагольным сказуемым

Слайд 10

Честь ум рождает . Добрый человек в добре проживает свой век. Доброго не бойся , а худого не твори . Добрая слава при дорожке лежит , а худая слава по дорожке бежит . Задание 1 . Подчеркните глаголы – сказуемые. Определите их наклонение и время . Какие это сказуемые?

Слайд 11

Рождает - ( изъявит.наклон . н астоящ . в рем.) Проживает -( изъявит.наклон . настоящ . в рем.) Не бойся -( повелит. наклон.) Н е твори -( повелит. наклон.) Лежит - ( изъявит.наклон . настоящ . врем.) Бежит -( изъявит.наклон . настоящ . врем.) Это простое глагольное сказуемое

Слайд 12

Мать … Больно мне становится сейчас, когда я вспомина .., как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины… И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига .. ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина .. ся , тем глубже пережива .. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь , тем в большей мере чувству.. себя ребёнком. ( В.Сухомлинский ) Задание 2. Спишите текст, согласуя сказуемые с подлежащими и дописывая нужные окончания. Укажите их общие грамматические значения.

Слайд 13

Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин аю , как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины… И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига ют ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина ет ся, тем глубже пережива ю угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству ю себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству ю себя ребёнком. ( В.Сухомлинский ) Проверим

Слайд 14

Я вспоминаю. (1-е л., ед.ч .) Мгновения отодвигаются. (3-е л., мн.ч .) Всё это вспоминается. (3-е л., ед.ч .) Переживаю. (1-е л., ед.ч .) Сказуемые согласуются с подлежащими в

Слайд 15

Сказуемое , выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения (изъявительного, повелительного, условного), называется простым глагольным сказуемым. Подведём итог. Какое сказуемое называется простым глагольным сказуемым?

Слайд 16

Русский язык/Учебник для 8 кл . татар. сред. о бщеобразоват . ш к . Под ред. Л.З.Шакировой – Казань: Магариф , 2007г. Литература

Слайд 17

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды сказуемых. Простое глагольное сказуемое.

Данная презентация содержит следующие разделы: "По следам домашней работы" (разминка на определение основы предложения; чем выражено подлежащее); "Словообразовательная разминка"; "Теория по простому г...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"

Презентация содержит теоретический и практический материал к уроку....

Задание № 8 ОГЭ по русскому языку. Способы выражения простого глагольного сказуемого.

Основные способы выражения простого глагольного сказуемого, примеры, трудные случаи....

Методическая разработка урока по русскому языку "Простое и сложное предложение"

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по УМК Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.. Тростенцовой Л.А....