РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по подготовке к ЕГЭ по русскому языку «От простого к сложному» 11 КЛАСС
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Цель программы: формирование и развитие у детей трех видов компетенций:
- языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении);
- лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их);
- коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
Задачи программы:
образовательные:
• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, изучаемым в школьной программе;
• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
• повышать уровень грамотности детей.
развивающие:
• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
• совершенствовать знания и умения находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ВД по русскому языку 11 класс | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Протокол от 30.08.2021 №1 заседания предметного МО учителей филологии | Согласовано Протокол от 30.08.2021 №1 заседания НМС | Утверждено Приказ МБОУ «Саранпаульская СОШ» от 31.08.2021 № 156 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«От простого к сложному»
11 КЛАСС
Учебный год: 2021 – 2022
Составитель: Сорока Н.А.,
учитель русского языка и литературы
Саранпауль, 2021 г.
Пояснительная записка
В современное время становится значимым грамотное владение русским языком. Знания детей оценивают по результатам выпускного экзамена и промежуточной аттестации. Большинство ребят затрудняются в самостоятельной подготовке к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить.
Рабочая программа «Подготовка к ЕГЭ» для 11 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
1. Федерального Закона № 273 - ФЗ от 29. 12. 2012 г. «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями), уставом МБОУ «Саранпаульская СОШ»
2. Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 № 1089).
3. Положения о рабочей программе МБОУ «Саранпаульская СОШ», утвержденного приказом директора от № 91от «31» августа 2018 г.
4. Учебно-методического комплекта (УМК), утвержденного приказом директора (из федерального перечня) от 31.08.2021 г. № 157
Цель программы: формирование и развитие у детей трех видов компетенций:
- языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении);
- лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их);
- коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
Задачи программы:
образовательные:
• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, изучаемым в школьной программе;
• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
• повышать уровень грамотности детей.
развивающие:
• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
• совершенствовать знания и умения находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к русскому языку.
IV. Планируемые результаты освоения предмета и система их оценки
4.1. Планируемые результаты
Предметные результаты
- Знать трудные случаи правописания
- Понимать их роль в общекультурном развитии человека
- Объяснять языковое явление
- Уметь применять знания при тестировании
- Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
- Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
- Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сочинение.
- Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены.
- Работать над расширением словарного запаса.
- Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте.
- Работать с тестовыми заданиями .
- Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание.
- Выполнять различные типы тестовых заданий.
- Самостоятельно распределять время на выполнение заданий
- Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке.
- Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка.
- Правильно отмечать в бланке вариант ответа.
- Вносить исправления в бланк экзаменационной работы.
- Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
- Определять синтаксические конструкции.
Метапредметные:
- Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Личностные:
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на детей 16-17 лет (11 класс), срок реализации - один год. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. Итого 70 часа.
Методы, формы работы, используемые технологии
Для организации занятий используются различные формы занятий. Наиболее распространенным типом занятий, в силу специфики программы, являются практические работы (практикумы). Организация практических работ предусматривается при изучении каждого из разделов программы. Для плодотворной работы детей при выполнении практических работ необходимо обеспечить их достаточным количеством раздаточного материала. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы более подробно и углубленно остановиться на трудных для детей моментах. Весьма важное место в программе занимает беседа, поскольку, только непосредственно опираясь на теоретические знания, можно подходить к выполнению практических занятий. В программе предусматривается проведение научно-практических конференций, дискуссий, семинаров, на которых особое внимание уделяется развитию речи детей, умению аргументировать свою точку зрения.
Тематический план
№ п/п | Внеурочное занятие (тема, название) | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Знакомство с программой. Основные требования к изучению программы. | 2 |
2 | Текст: Стили речи Типы текста | 6 |
3 | Культура речи | 20 |
4 | Структура сочинения-рассуждения | 32 |
5 | Написание сочинения- рассуждения | 10 |
ИТОГО | 70 |
Содержание учебного материала
№ п\п | Внеурочное занятие (тема, название) | Кол-во часов |
1 | Знакомство с программой. Основные требования к изучению программы. | 2 |
2 | Текст. Стили речи. Общая характеристика стилей речи. Научный стиль. Особенности научного стиля речи: в лексике, в составе слова, в морфологии, в синтаксисе. Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля речи. Лексические, синтаксические, морфологические особенности публицистического стиля речи. Основные признаки официально-делового стиля речи. Разговорный стиль речи. Сфера употребления. Общие признаки. Художественный стиль речи. Типы речи. Общая характеристика типов речи. Повествование и его основные признаки. Описание и его основные признаки. Рассуждение. Отличительные признаки рассуждения. Способы и средства связи предложений в тексте: лексические, морфологические, синтаксические средства. | 6 |
3 | Культура речи. Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы. Синтаксические нормы: согласование, управление, сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью. Устранение ошибок при произношении. Определение типа подчинительной связи в словосочетании. Тренировочные задания по данному разделу. | 20 |
4 | Структура сочинения-рассуждения. Тема и главная мысль текста. Лексические и морфологические средства художественной выразительности. Специальные художественно-изобразительные средства (тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз. Синтаксические средства художественной выразительности. Фигуры речи. Композиция сочинения-рассуждения (вступление, заключение, формулировка основной проблемы, комментирование основной проблемы, позиция автора и способы её выражения, типы аргументации в изложении собственной позиции). | 32 |
5 | Написание сочинения - рассуждения. Учебно-тренировочные задания. Задания и упражнения по формированию навыков написания сочинения-рассуждения. Редактирование и совершенствование сочинения-рассуждения. Анализ изобразительно-выразительных средств. Комплексный анализ текста. | 10 |
ИТОГО | 70 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | Вводное занятие. Основные требования к изучению программы. Практическая работа. Входной контроль. | 2 | 01.09 01.09 | |
2 | Текст. Стили речи. Общая характеристика стилей речи. | 3 | 08.09 08.09 15.09 | |
3 | Типы речи. Общая характеристика типов речи. | 3 | 15.09 15.09 22.09 | |
4-7 | Культура речи. Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы. | 8 | 22.09 29.09 29.09 06.10 06.10 13.10 13.10 | |
8-9 | Синтаксические нормы. | 4 | 20.10 20.10 27.10 27.10 | |
10-11 | Построение предложений с чужой речью. | 4 | 10.11 10.11 17.11 17.11 | |
12-13 | Определение типа подчинительной связи в словосочетании. | 4 | 24.11 24.11 01.12 01.12 | |
14-15 | Структура сочинения-рассуждения. Тема и основная мысль текста. Тема и микротемы. | 2 | 08.12 08.12 | |
16 | Композиция сочинения – рассуждения. | 2 | 15.12 15.12 | |
17-18 | Роль вступления в сочинении-рассуждении. Типы вступлений. | 4 | 22.12 22.12 12.01 12.01 | |
19 | Роль заключения в сочинении-рассуждении. | 2 | 19.01 19.01 | |
20-21 | Формулировка основной проблемы исходного текста. | 4 | 26.01 26.01 02.02 02.02 | |
22-24 | Комментирование основной проблемы текста. | 6 | 09.02 09.02 16.02 16.02 02.03 02.03 | |
25 | Позиция автора и способы ее выражения. | 4 | 09.03 09.03 16.03 16.03 | |
26-27 | Типы аргументации в изложении собственной позиции. | 4 | 23.03 23.03 06.04 06.04 | |
28-29 | Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. | 4 | 13.04 13.04 20.04 20.04 | |
30-31 | Написание сочинения – рассуждения. Комплексный анализ художественного текста. | 4 | 27.04 27.04 04.05 04.05 | |
32-33 | Написание сочинения-рассуждения. | 4 | 11.05 11.05 18.05 18.05 | |
34-35 | Редактирование и совершенствование сочинений. | 2 | 25.05 25.05 | |
ИТОГО | 35 |
Учебно-методическое обеспечение
- Драбкина С.В. ЕГЭ. Русский язык. Комплекс мероприятий для подготовки учащихся. Учебное пособие.- М.: Интеллект-Центр, 2018.-320 с.
- Егораева Е.Г. ЕГЭ: 1000 заданий с ответами. Все задания части 1. - М.: Издательство «Экзамен», 2017.-415 с.
ЕГЭ -2022. Степанова Л.Ф., Фокина О.В., ЕГЭ-2022. Русский язык. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену. – АСТ, 2021
- Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл. Егораева Г.Т., Серебрякова О.А. М.: «Экзамен», 2018.-352 с.
- Я сдам ЕГЭ! Русский яык. Модульный курс. Практика и диагностика. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под ред. И.П.Цыбулько. М.: «Просвещение», 2018.-320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс
Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...
Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС по русскому языку и литературе
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития творческог...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Секреты простого предложения" (8 класс)
Рабочая программа элективного курса «Секреты простого предложения» для 8 класса разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральным законом от 29.12...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности по социальному направлению «В мире Английского языка. Страноведение.» для учащихся 8 класса
Курс разработан в соответствии с учебным планом школы и с выделением часов на групповые занятия в 8-х классах. Настоящая программа рассчитана на 35 часов, при 1 часе в неделю, на один год....
Календарно-тематическое планирование внеурочная деятельность «Русский язык. От простого к сложному».
Календарно-тематическое планирование внеурочная деятельность «Русский язык. От простого к сложному»....
Учебный курс "Русский язык: от простого к сложному"
Материал учебного курса можно использовать при подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку....