Конспект урока по русскому языку «Знаки препинания в сложном предложении»
методическая разработка по теме

Тип урока: изучение нового материала.

Тема урока. Знаки препинания в сложном предложении

Цель: сформировать умения ставить знаки препинания в сложном предложении

Задачи:

  1. Познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении;
  2. сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами, соединенными одиночным союзом и.

          

Оборудование и литература: тетрадь, мультимедийный проектор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znaki_prepinaniya_v_slozhnom_predlozhenii.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное училище № 15

Конспект урока по русскому языку

«Знаки препинания в сложном предложении»

Подготовила

преподаватель русского языка и литературы

Замятина Юлия Валерьевна

Шадринск 2012

Тип урока: изучение нового материала.

Тема урока. Знаки препинания в сложном предложении

Цель: сформировать умения ставить знаки препинания в сложном предложении

Задачи: 

Познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении;

сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами, соединенными одиночным союзом и.

           

Оборудование и литература: тетрадь, мультимедийный проектор.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Ι. Организация класса на работу.



М.: Слово - приветствие.

Здравствуйте! Рада видеть всех вас на уроке! А какой у нас урок? Правильно, урок русского языка

Приветствуют учителя.

1-2 мин.

Учитель заходит в класс.

ΙΙ. Минутка чистописания












Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Цель нашего урока – научиться правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении.

- Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите?

- Как назвать все это?

- Посмотрите на доску, что я написала?

- Как назвать, одним словом?

- Что вы о них знаете?




                                                     



, -







Знаки препинания


И а но


Союзы


Они связывают однородные члены предложения и части предложения.











III. Повторение изученной темы.




































































































Работа в группе.

Запишите в тетрадь следующее предложение:

Ручейки бегут, встречаются друг с другом и превращаются в лесную речушку.

- Подчеркните грамматическую основу.

- Сколько в этом предложении грамматических основ?

- Посмотрите на следующее предложение.

Лето собирает, а зима поедает.

- О чем говориться в этом предложении?

- Что говориться о лете?

- А еще о чем говориться в предложении?

- А что говориться о зиме?

- Сколько в этом предложении грамматических основ?

- Что можете сказать об этих предложениях?




б) Прочитайте предложения на доске:




- Какие это предложения?


- Как вы определили, что эти предложения сложные?



- Назовите тему нашего урока.


- Значит,  чему  мы будем учиться?



Какой вывод мы только что сделали?

 

- А теперь попробуйте определить, какие действия нужно выполнить для того, чтобы правильно поставить знаки препинания в сложном предложении.

- А теперь посмотрите на раздаточный материал.

б) Проверка алгоритма:

1Какой первый шаг?


2.Какой второй шаг?


Третий шаг


Четвертый шаг?




 - Что есть в правиле такого, чего мы не назвали?






А теперь я предлагаю выполнить упражнение.















О лете

Собирает

О зиме


Поедает

2

Первое предложение простое, т.к. имеет одну грамматическую основу. Второе предложение сложное, т.к. состоит из двух грамматических основ.

Мы сели в поезд, и мама помахала нам рукой.

Вдоль дорожки росла сирень, а в глубине сада отец посадил куст жасмина.


Сложные


каждое предложение состоит из двух частей, в каждой части своя грамматическая основа




Знаки препинания в сложном предложении



Будем учиться ставить знаки препинания в сложном предложении, различать простое предложение и сложное



Части сложного предложения разделяются запятой












Найди грамматическую основу


 

Определи, сколько частей в данном сложном предложении


Найди союз, который связывает части сложного предложения


На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую

 




Части сложного предложения могут быть связаны союзом, перед союзом нужно поставить запятую

ΙV. Физкультминутка








Наклоны в стороны, вперед, назад. Упражнение для глаз


Повторяют за учителем




V. Проверка усвоения изученного материала.




























Закрепление материала

М.: Наблюдение над языковым материалом.

М. : Лексическая работа.

Камыш…

Ветер. Кругом все гудит и колышется,

Листья окружаться у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Чутко взывающий рог.

Выяснение лексического значения:

Ребята, а кто-нибудь знает, что обозначает это слово?

Давайте откроем толковый словарь и узнаем его значение

 Камыш это растение, которое растет на болотах, на зарастающих озерах, прудах, на топких берегах рек и водохранилищ. Там это самое обыкновенное растение.

(Вывешивается иллюстрация)

А для чего  камыш  может использоваться в домашнем хозяйстве?


Кроссворд

.






























Камыш используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, ковриков,

VII. Итог урока

М.: Беседа

- Чем же мы занимались на уроке?

- Какое задание вызвало затруднение?

- Какое задание понравилось?

- Рефлексия

- Спасибо за работу.


Домашнее задание. Составить 5 сложных предложений, расставить знаки препинания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Сложное предложение"

Урок направлен на совершенствование пунктуационных навыков при изучении сложных предложений, развитие навыков и умений конструировать предложения по схемам, развитие творческих способностей учащихся....

Урок в 8 классе "Знаки препинания в сложном предложении"

Данная презентация раскрывает тему "Знаки препинания в сложном предложении"...

Конспект УЗ по русскому языку "Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"

Данный материал можно использовать при подготовке к учебному занятию по теме"Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом КАК"...

Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".

Конспект урока предназначен для учащихся школ 7 вида....

Конспект урока по русскому языку "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

В данной методической  разработке представлен конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" . в начале урока идет повторение материала: двоеточи...

Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"

Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...