Элективный курс по русскому языку в 11 классе «Стилистика художественной речи» Общее количество часов за год - 33
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему

Анна Ивановна Зайцева

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 33 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых строится предмет: научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность предмета заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_russkiy_yazyk_11_klass.odt22.71 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТИВНЫЙ ПРЕДМЕТ

по русскому языку в 11 классе «Стилистика художественной речи»

Общее количество часов за год  -  33

Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному предмету по русскому языку «Стилистика художественной речи» для обучающихся 11 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования по русскому языку, утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012 года.

3. Примерной программы основного общего образования «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, 8-е издание, М. «Просвещение», 2010.

4. Учебного плана МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа  на 2014-2015 учебный год и Положения о рабочей программе педагогов МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа.

5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год.

6. Годового календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа элективного курса включает разделы:

·Титульный лист

· Пояснительная записка

· Общая характеристика предмета

· Описание места учебного предмета

· Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка

11 класса

· Учебно-тематический план

· Учебно-методические средства

· Материально-техническое обеспечение

· Календарно-тематическое планирование

Цели элективного предмета:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ.

3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.

4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.

Задачи элективного предмета:

- помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе);

- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе;

- способствовать развитию письменной речи;

- подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.

Общая характеристика элективного предмета

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 33 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых строится предмет: научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность предмета заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.

Освоение предмета предполагает следующую типологию уроков:

- уроки-лекции;

- уроки применения знаний на практике;

- уроки навыков (тренировочные);

- уроки комплексного применения знаний.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Место элективного предмета « Стилистика художественной речи»

В базисном учебном плане МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа в XI классе – 34 часа (1 час в неделю). По календарному графику в 11 классе элективному предмету по русскому языку – 33 часа, так как уч-ся 11 класса заканчивают обучение на неделю раньше.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 11 класса

По окончании 11 класса учащиеся должны:

- иметь предусмотренный образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системой; русского языка, о тексте, стилях речи;

- уметь передавать прочитанное близко к тексту, сжатовыборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах;

- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

- производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;

- пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений;

- составлять аннотацию, реферат по нескольким источникам, выступать по ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;

- писать рецензии на прочитанные произведения;

- иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и о происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками;

- усиливать межпредметные связи с литературой.

Контроль за результатами обучения осуществляется по 3 направлениям:

1) учитывается умение учащихся производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

2) учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме;

3) учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

Формами контроля служат разные виды разбора, в том числе лексико-грамматический разбор и речеведческий анализ текста, устные сообщения учащихся, письменные работы с творческим заданием и применение разнообразных жанров, рефераты, контрольные диктанты, тексты, контрольные словарные диктанты, зачеты.

Содержание элективного предмета

Разноаспектный анализ текста. (18 часов).

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов).

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

Сочинение-рассуждение на основе текста. (16 часов).

Тема 1. Анализ текста. (4 часа)

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тренировочные сочинения. (6 часов)

Практические работы:

написание сочинений-рассуждений;

редактирование.

Учебно-методические средства обучения

Литература для учителя:

Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9-е изд. М.,2004.

Долинина  Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. – М.: Айрис -  пресс, 2007.

Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. – 41 –е изд. М.; Просвещение, 1990-224 с.

Словарь литературоведческих терминов. М.,1987.

Цыбулько И.П. и др. Русский язык: методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом. Ч 1. М.: Издательство РУДН, 2005.

Литература для учащихся:

Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9-е изд. М.,2004.

Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2005;

Единый государственный экзамен, 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2004.

Мамона Т.И. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2010.- 117с.

Бисеров А.Ю. ЕГЭ - 2010. Русский язык: тематические тренировочные задания",- М.: Издательство «ЭКСМО», 2010.

Интернет-ресурсы

Материалы сайтов:

- http://www.ege.edu.ru

- http://rustest.ru

- wwwfipi.ru

- http://www.prosa.ru

- http://www.pritchi.nm.ru

Материально-техническое обеспечение:

1. Доска.

2. Проектор.

3. Экран.

4. Компьютер.

5. DVD диски.

Календарно - тематическое планирование.

Тема

Вид урока

Планируе-мая дата

Примеча-ние

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов).

1

Текст. Тема и основная мысль текста        

Лекция

2

Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте        

Лекция

3

Выделение микротем в тексте

Практичес-кая работа

4

Лексические средства организации текста

Лекция

5

Морфологические средства организации текста

Лекция

6

Синтаксические средства организации текста

Лекция

7

Стили речи        

Тренировоч-ный

8

Типы речи        

Тренировоч-ный

9

Контрольная работа 1 (промежуточная)

Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов).

10

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение                

Лекция

11

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм        

Практикум

12

        Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы

Практикум

13

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись        

Практикум

14-15

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы

Практикум

16-17

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции        

Практикум

18

Промежуточная контрольная работа 2        

Тема 3. Анализ текста.

(4 часа).

19

Содержание исходного текста        

Лекция

20

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей        

Практикум

21

Рецензия. Эссе        

Урок комплексно-го применения знаний

22

Промежуточная контрольная работа 3        

Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения.

 (6 часов).

23-24

Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция        

Практикум

25-26

Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения

Практикум

27

Заключительная часть сочинения        

Практикум

28-32

Тренировочные сочинения        

Практикум

33-

Итоговая контрольная работа

Итого - 33 часа

Контролирующие материалы:

1. Практическая работа. ( Приложение №1)

2. Написание сочинения-рассуждения. (Приложение №2)

  3. Промежуточная контрольная работа. (Приложение №3)

МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

по русскому языку в 11 классе «Стилистика художественной речи»

на 2014-2015 учебный год

Учитель: Зайцева А.И.

ВЕЛИЖ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов по русскому языку для 9-хклассов "Культура речи"

Слово создаёт нас, а мы – слово. При помощи слова мы выражаем свои мысли, чувства, говорим о своих желаниях.Очень скоро каждый из вас выйдет во взрослый мир, где умение грамотно пользоваться словом им...

"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс

Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

  Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ.    Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

ГИА – это новая форма итогового контроля,  определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна  в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Буколика». Художественное видение мира.

Направлением данной программы является овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложе...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...