Программа элективных курсов по русскому языку для 9-хклассов "Культура речи"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Липатова Марина Петровна

Слово создаёт нас, а мы – слово. При помощи слова мы выражаем свои мысли, чувства, говорим о своих желаниях.

Очень скоро каждый из вас выйдет во взрослый мир, где умение грамотно пользоваться словом имеет огромное значение. Ведь по одёжке только встречают, а по уму провожают.

Курс «Культура речи» поможет вам научиться умело пользоваться средствами языка, грамотно оформить заявление, объяснительную записку, резюме и другие деловые бумаги. Овладев приёмами культурного общения, ва сможете стать более успешным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotaciya.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Слово создаёт нас, а мы – слово. При помощи слова мы выражаем свои мысли, чувства, говорим о своих желаниях.

Очень скоро каждый из вас выйдет во взрослый мир, где умение грамотно пользоваться словом имеет огромное значение. Ведь по одёжке только встречают, а по уму провожают.

Курс «Культура речи» поможет вам научиться умело пользоваться средствами языка, грамотно оформить заявление, объяснительную записку, резюме и другие деловые бумаги. Овладев приёмами культурного общения, ва сможете стать более успешным.

Пояснительная записка

Курс «Культура речи» - общекультурный курс. Предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Курс рассчитан на 34 часа.

Цель программы – предпрофильная подготовка  учащихся в области «Филология», создание благоприятных условий для выбора профиля обучения.

Перед учителем – словесником стоит задача не только совершенствовать из года в год орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но и расширять кругозор, повышать культуру речи школьников.

В процессе обучения учащиеся знакомятся с разделом «Культура речи», учатся грамотно пользоваться средствами языка. Курс ведёт от знакомства с языковыми нормами к умению видеть средства выразительности в художественном тексте и обогащать ими собственную речь.

В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах  литературной речи. Анализируя речевые погрешности, причины их появления, учащиеся более осмысленно относятся к выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций.

Значительное место отводится формированию умения произносить предложения различных синтаксических конструкций с правильной интонацией, передавая тем самым различные оттенки  смысла.

Специальное внимание уделено грамотному составлению документов.

Курс должен показать привлекательность и важность раздела «Культура речи».  Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретённых учащимися знаний и умений по русскому языку.

По окончании курса учащиеся смогут грамотно оформить заявление, анкету, резюме, автобиографию, объяснительную записку и другие деловые бумаги.

Предлагаемые формы промежуточного контроля: творческие исследовательские работы, тестирование, контрольные задания по предупреждению речевых и грамматических ошибок.

Итоговый контроль предусматривает коллективную работу над проектом по созданию резюме.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

Учащиеся должны:

  1. знать изученные основные сведения о  языке;
  2. учитывать в устной и письменной речи стилистическую окраску синтаксических средств;
  3. использовать знания о предложении, тексте и изобразительно-выразительных средствах языка в устной и письменной речи;
  4. уметь правильно составить деловую бумагу.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

учащихся

1

Культура речи как раздел науки о языке

2

Запись лекции учителя

2

Слово – основная смысловая единица языка

3

Работа со справочной литературой, интернетом. Составление словаря вежливых и добрых слов

3

Предложение. Синтаксическое и стилистическое значение порядка слов.

3

Тестирование «Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого»

4

Стилистические функции однородных членов, обращений, вводных слов

3

Работа с текстом. Речеведческий анализ текста. Редактирование.

5

Роль предложений  с обособленными членами в письменной речи

3

Исследование употребления обособленных членов предложения в современной печати.

6

Изобразительно-выразительные средства языка

4

Исследование  тенденции употребления изобразительно-выразительных средств языка в устной и письменной речи.

7

Текст как единица синтаксиса

4

Работа с текстом. Редактирование.

8

Выразительное чтение текста

3

Выразительное чтение текста.

9

Стили речи

4

Определение различных стилей.

Творческая работа в группах. Написание текста в заданном стиле.

10

Нормативная  и ненормативная лексика

2

Работа со словарями.

11

Формы правильного оформления документов

2

Составление заявления, анкеты, объяснительной записки, делового письма.

   12

Правильная  и  грамотная

речь   -  путь к успеху

1

Защита проекта.

Содержание

  1. Вводное занятие  (2 часа).

     Культура речи как раздел науки о языке. Культура устной и письменной речи. Задачи курса.

  1. Слово – основная смысловая единица языка  (3 часа).

          Значение слова в жизни человека. Многозначность и эмоциональные оттенки слова. Вежливые слова и их использование в речи. Речевые ошибки, связанные с незнанием значения слов.

  1. Предложение. Синтаксическое и стилистическое значение порядка ( 3 часа).

    Простые и сложные предложения и особенности их использования. Порядок слов в предложении. Инверсия как приём выделения смысла и привлечения внимания. Интонационные особенности видов  предложений.

  1. Стилистические функции однородных членов, обращений, вводных конструкций  (3 часа).

    Однородные члены и их роль в устной и письменной речи. Особенности использования обращений в устной и письменной речи. Вводные слова и приёмы их использованию.

  1. Роль предложений с обособленными членами (3 часа).

    Обособленные определения, обстоятельства, приложения и их употребление. Тенденция употребления обособленных членов предложения в современной речи.

  1. Изобразительно-выразительные средства языка (4 часа).
  1. Эпитет
  2. Сравнение
  3. Метафора
  4. Аллегория
  5. Олицетворение
  6. Перифраза
  1. Текст как единица синтаксиса и связной речи (4 часа).

         Уместность употребления текста в той или иной речевой ситуации. Чтение текста и его понимание. Вычленение в тексте главного.

  1. Выразительное чтение текста (3 часа).

     Правильное чтение текста. Осмысление. Основные приёмы выразительного чтения текста. Использование «рычагов» выразительного чтения: громче – тише, быстрее – медленнее, выше – ниже, изменение тембра голоса, изменение настроения.

  1. Стили речи ( 4 часа).

           Стиль речи и речевая ситуация. Стилистическое расслоение лексики. Законодательные основы нормы.

  1.  Нормативная и ненормативная лексика ( 2 часа).

            Отрицательное значение ненормативной лексики. Понятие нормы. Слова – паразиты.

  1.  Формы правильного оформления документов ( 2 часа).
  1. Заявление
  2. Объяснительная записка
  3. Деловое письмо
  4. Расписка
  5. Анкета
  6. Резюме
  7. Трудовой договор

           Композиционные особенности служебных документов. Лексические особенности делового стиля.

Правильная постановка знаков препинания.

  1. Правильная и грамотная речь – путь к успеху (1 час).

       Реализация проекта «Правильная и грамотная речь  - путь к успеху»

Практические работы

  1. Составление словаря «Добрых и вежливых слов».
  2. Исследование тенденции употребления обособленных членов предложения в современной речи.
  3. Исследование тенденции употребления изобразительно-выразительных средств языка в устной и письменной речи.
  4. Выразительное чтение текста.
  5. Составление заявления, объяснительной записки, автобиографии, анкеты, резюме, трудового договора.

Литература

  1. Бархударов  С. Г., Крючков С. Е. Русский язык. 9 кл. М.: Просвещение, 2008 .
  2. Риторика: 9 класс: Учебное пособие для общеобразовательных школы/Под ред. Т. А. Ладыженской.  М.:Ювента Баласс, 2009.
  3. Никитина Е. И. Русская речь. 8 – 9 кл. М.: Просвещение, 2005.
  4. Служевская  Т. Я. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 2003.
  5. Бородина В. А., Бородин С. М. Учим читать. Л.: Лениздат, 1985.
  6. Горбачевич С. К. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1998.
  7. Клюшева С. В. Основы редактирования. СПб.: СПБГУ, 2005.
  8. Краткий толковый словарь русского языка под ред. Розанвой В. В. М.:»Русский язык», 2000.
  9. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.:»Русский язык», 2010.
  10. Энциклопедический словарь юного филолога. М.: «Педагогика», 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Функциональные стили речи» (изучение с использованием Интернет-ресурсов).

Цельданного элективного курса  – обобщение, систематизация и углубление полученных знаний по культуре речи  и стилистике за курс 5 – 8-х  классов, а также знаний, полученных в 9-м...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи»

Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является более детальное рассмотрение жизни слова и фразеологизмов в языке, их влияние на функционирование  предложени...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся", 9 класс

Рабочая  программа  по  элективному  курсу  «Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся»  для  9    класса  составлена  н...

Программа элективного курса по русскому языку "Развивайте дар речи" для учащихся 9 класса

Программа элективного курса «Развивайте дар речи» предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 12 часов. Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы Г.А.Оберн...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ» 9 класс

Данный материал можно использовать для проведения факультативных занятий по русскому языку с обучающимися 9 класса....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Текст. Стили речи"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Текст. Стили речи"  для  учащихся 10 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ИСКУССТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ». 10 КЛАСС

. Курс «Искусство письменной речи» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной...