Рабочая программа по русскому языку для 11 класса
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Чухарева Анна Александровна

Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой «Программа к учебнику "Русский язык" 10-11 классы».- М.: Русское слово, 2012 г. (учебник:  Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2010). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_11.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

       

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учебного  курса  

по  русскому языку

(базовый уровень)

11а  класс

                Составитель: Чухарева Анна Александровна,

учитель  русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

                                                                                                           

                                                                                                                                   

2014 г.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой «Программа к учебнику "Русский язык" 10-11 классы».- М.: Русское слово, 2012 г. (учебник:  Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2010). Авторская программа Н.Г.Гольцовой рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Данная Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, из них 1 час в неделю - инвариантная часть программы (Федеральный компонент ) и 1 час в неделю - вариативная часть программы (Региональный компонент и компонент образовательного учреждения).  Срок реализации программы – 1 год.

   Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов

- соответствует  стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

 - способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

   Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

    Цель обучения — повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

   Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне.

   Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической  и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся. Включение в программу комплексного повторения правописания самостоятельных и служебных частей речи в начале 11 класса очень важно для обеспечения сознательного подхода к изучаемому материалу, обеспечения прочных знаний и повышения качества грамотного письма.

    В 11 классе изучение синтаксиса и пунктуации происходит в тесной связи с морфологией и орфографией. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и  контрольных работ, включающих задания части А, В, С, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.          

   В целях обучения написанию сочинения-рассуждения (рецензии) на основе данного текста (в рамках подготовки к ЕГЭ — задание С)…. отведено на развитие речи.

   В рамках повышения языковой, языковедческой и коммуникативной компетенции введены часы по развитию речи, предусматривающие анализ текстов различных жанров. Используются такие виды работ, как сочинение-рассуждение на основе данного текста или высказывания, сочинение-миниатюра и др.

   Для активизации познавательной деятельности учащихся программа  предполагает, в первую очередь,  отработку умения осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей и разновидностей языка; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных носителях.

2. Содержание, обеспечивающее формирование языковой

(языковедческой) компетенций

                                                                                                                                                                                                                                                                 

Основные правила правописания. Морфологические признаки и правописание самостоятельных и служебных частей речи.

Синтаксис и пунктуация (пунктуационные нормы)

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Принципы русской пунктуации. Пунктуационные нормы. Пунктуационный анализ.

                                                Словосочетание

 Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.                                                   

Предложение

Понятие о предложении. Классификации предложений. Предложения простые и сложные.

                                                Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Соединительное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложнённое предложение

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными  союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно – восклицательные слова.

Сложное  предложение

        Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним  придаточным. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным. Знаки препинания в предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.  Период. Знаки препинания в периоде.

Синонимия разных типов сложного предложения.

                                 Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Культура речи. Стилистика.

        Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи. Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные,, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия.

        Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили русского языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Классификация функциональных стилей. Научный, официально-деловой. публицистический, разговорный, художественный стили. Текст. основные признаки текста. Функционально-смысловые признаки речи: повествование. описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

3. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:        

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных электронных носителях;

говорение и письмо

  • создавать и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные  приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за уровнем обучения учащихся 10 - 11 классов осуществляется по трём направлениям:

1.учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания;

2.учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение  изобразительно – выразительными средствами языка;

3. учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

Формы контроля: 

виды разбора, устные сообщения, проверочные работы, письменные работы, тестирование, исследовательская деятельность, сочинения-рассуждения.

4. Тематическое планирование

п/п

Темы разделов

учебного курса

Кол.

часов

Количество

уроков

к/р

р/р

внекл.

чтение

I

Синтаксис и пунктуация

57

7

4

1

Принципы русской пунктуации. Основные единицы языка. Словосочетание.

2

2

Простое предложение

10

2

1

3

Простое осложненное предложение

17

2

1

4

Сложное предложение

17

2

1

5

Предложения с чужой речью

11

1

1

II

Культура речи. Стилистика.

7

1

III

Повторение изученного в 10-11 классе

1

IV

Итоговый урок

3

2

Итого:

68

9

5

5. Календарно-тематическое планирование.

Тема урока

Кол. часов

Дата фактич.

Дата проведен.

1-2

Принципы русской пунктуации. Основные единицы языка. Словосочетание.

2

3-4

Предложение.

2

5-6

Простое предложение

2

7

Самостоятельная работа по теме "Простое предложение".

1

8

Проверочная работа по теме "Простое предложение"

1

9-10

Главные члены предложения и способы их выражения.  

2

11

Тире в простом предложении.

1

12

Сочинение- рассуждение по прочитанному тексту.

1

13

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

14-15

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, однородных и неоднородных приложениях.

2

16

Обобщающие слова при однородных членах.

1

17

Обособление определений.

2

18

Обособление приложений.

2

19

Обособление обстоятельств.

2

20

Обособленные дополнения

1

21

Сочинение по прочитанному тексту.

1

22, 23

Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции.

2

24, 25

Вводные и вставные конструкции.

2

26

Обращения, предложения с междометиями, утвердительными , отрицательными и вопросительными словами.

1

27

Конструкции с союзом КАК.

1

28, 29

Тестирование по теме «Обособленные члены предложения»

2

30, 31

Понятие о сложном предложении.

2

32, 33

Классификация сложных предложений. Пунктуация в сложносочиненном предложении.

2

34, 35

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

2

36

Сочинение по прочитанному тексту.

1

37, 38, 39

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

3

40-42

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

3

43, 44

Знаки препинания  в предложениях с разными видами связи.

2

45, 46

Тестирование по теме «Сложные предложения»

2

47

Период. Знаки препинания в периоде.

1

48, 49

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

2

50

Сочинение по прочитанному тексту.

1

51

Знаки препинания при диалоге.

1

52, 53

Знаки препинания при цитатах.

2

54

Сочетание знаков препинания.

1

55

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

1

56, 57

Подготовка к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация»

2

58

Контрольное тестирование по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

59, 60

Культура речи. Семинар

2

61, 62

Культура речи (лабораторная работа)

2

63

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

1

64, 65

Функциональные стили речи.

2

66, 67

Итоговое тестирование

2

68

Анализ итогового тестирования.

6. Учебно-методическое обеспечение.

  • Словари и энциклопедии по русскому языку;
  • Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;
  • Раздаточный и дидактический материал.
  • Печатные пособия.

Русские и советские лингвисты.

  • Мультимедийные пособия.

- «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

- 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

- Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

- Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

- Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

- Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  • Войлова И.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку, М.: Русское слово, 2006. 
  • Гольцова Н.Г., Русский язык. Программа курса. 10-11 классы, М.: Русское слово, 2004.
  • Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в старших классах. 10-11 классы — М.: Русское слово, 2005-2008.
  • Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Профильный, базовый уровень. Русский язык. 10-11 классы. Поурочное планирование, М.: Русское слово, 2007.
  • Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.

 

 

  «Согласовано»                          

     на заседании МО                                  

     протокол №_____                                                                                                                                

  от  «____»______20___ г.                              

     Руководитель МО                                                          

   ___________________                                                                                                        

    /_________________/

    «Согласовано»                              

  Зам. директора по УВР                                                                                                                                                              

   _____________________                              

  /____________________/                              

   «_____»________20___ г.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...