Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок развития речи в 6 классе.
Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы.
Цели:
Повторить строение текстов, включающих описание природы;
Продолжать работу по развитию связной речи, логического мышления;
Учиться подробно пересказывать текст;
Прививать любовь к родному языку, слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок развития речи | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 6 классе.
Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы.
Цели:
Повторить строение текстов, включающих описание природы;
Продолжать работу по развитию связной речи, логического мышления;
Учиться подробно пересказывать текст;
Прививать любовь к родному языку, слову.
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
- Постановка темы и целей урока.
- Эпиграф.
- Прочитайте эпиграф и подумайте, что хотел сказать Горький этими словами.
Как стилист Чехов недосягаем… Есть прославленные авторы, которые рисуют словами… Это сделано А.П.Чеховым в его рассказе «Степь», и по этой картине нужно учиться писать.
М.Горький
Ученики высказываются по содержанию эпиграфа, записывают его в тетради.
- Что такое стилистика?
- Что значит «рисовать словами»?
- Какие средства выразительности помогают нам «рисовать словами»?
- Анализ и пересказ отрывка из рассказа А.П.Чехова «Степь».
Учитель читает отрывок из рассказа Чехова «Степь» (текст1).
- О чём этот текст? Как бы вы его озаглавили?
- Определите «ключевые слова» и части текста.
- Что помогает представить картину самого раннего утра?
- Найдите метафоры, запишите их (под диктовку учителя).
- Какие ещё средства художественного изображения использованы автором?
- Посмотрите, как работают глаголы. Какие глаголы и глагольные формы вам показались необычными, выразительными, такими, что делают неодушевлённые предметы одушевлёнными? (полоса поползла; полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула…понеслась)
- Почему писатель употребляет , говоря о степи, глагол УЛЫБНУЛАСЬ? Какой вы представляете себе степь, если она «улыбнулась и засверкала росой»?
- Много ли «трудного» в написании этого текста? Что самое трудное?
- Пересказ данного текста.
- Перескажите этот текст, максимально сохраняя чеховские средства изображения.
Несколько учеников подробно пересказывают текст, остальные слушают, добавляют, исправляют. Несколько предложений, выбранных учителем, записываются под диктовку в тетрадь, проводится работа по орфографии.
- Создание собственного текста.
В тетрадь записывается предложение «Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги.»
- Расскажите, что вы видите за этой фразой.(несколько человек выступают со своими рассказами).
- А теперь послушайте, как это звучит у Чехова. (учитель читает отрывок из рассказа А.П.Чехова «Степь» текст2)
- Подведение уроков.
- Домашнее задание.
Написать зарисовку на одну из тем: «Вот и солнце встаёт…», «И какой же русский не любит быстрой езды!», «Тропинка и дорога».
Приложение к уроку
ТЕКСТ 1
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберёшь, где она начинается и где кончается…Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землёю, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то тёплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
ТЕКСТ 2
Ничего не походило так мало на вчерашнее, как дорога. Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью, как все дороги, но шириною в несколько десятков сажен. Своим простором она возбудила в Егорушке недоумение и навела его на сказочные мысли. Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и странно. Можно в самом деле подумать, что на Руси ещё не перевелись громадные, широко шагающие люди вроде Ильи Муромца и Соловья Разбойника и что ещё не вымерли богатырские кони.
Егорушка, взглянув на дорогу, вообразил штук шесть высоких, рядом скачущих колесниц…заложены эти колесницы в шестёрки диких, бешеных лошадей и своими высокими колёсами поднимают до неба облака пыли, а лошадьми правят люди, какие могут сниться или вырастать в сказочных мыслях. И как бы эти фигуры были к лицу степи и дороге, если бы они существовали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научиться понимать исходный текст
Конспект урока русского языка (10 класс)...
Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).
Предложенная разработка может использована для подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....
План-конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского "Язык и природа"
Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно...
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)
Конспекты уроков разработаны с использование АРТ-технологий...
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)
Разработка уроков развития речи с использованием современных методик и технологий для развития коммуникативных умений учащихся....
Тема: Описание природы. Сочинение по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием искусствоведческого текста и элементами комплексного анализа текста
Цели и задачи: Урок поможет подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине, а также помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника. Для работы учащимся предлаг...
Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»
Цели урока:Образовательная:подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-...