Тема: Описание природы. Сочинение по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием искусствоведческого текста и элементами комплексного анализа текста
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цели и задачи:
- Урок поможет подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине, а также помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.
Для работы учащимся предлагатся использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию учащимися собственных речевых произведений.
2. Материал урока воспитывает чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 56 КБ |
otkrytyy_urok.pptx | 875.87 КБ |
samoanaliz.docx | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ: Краснодонская ООШ
Конспект урока по русскому языку
6 класс
Подготовила: учитель русского языка I квалификационной категории Догадина О. В.
Дидактическая цель урока: совершенствовать умение в создании собственного текста художественного стиля.
Тип урока: развитие речи.
Методы и формы работы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа, фронтальный, работа в парах,
Используемые технологии: работа в парах, дифференцированная, ИКТ, здоровьесберегающая, технология критического мышления, использование искусствоведческого текста и музыкального произведения.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 6кл. (автор Баранов М.Т.и др.), карточки с индивидуальными заданиями, презентация.
Тема: Описание природы. Сочинение по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием искусствоведческого текста и элементами
комплексного анализа текста
Цели и задачи:
- Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.
- Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.
- Использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию учащимися собственных речевых произведений.
- Активизировать лексику по теме «Описание природы (зимняя деревня)».
- Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: колорит, палитра, тон, тоновое выражение цвета.
- Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.
Оборудование:
- портрет Н. П.Крымова и репродукции его картин;
- раздаточный материал (распечатка искусствоведческого текста И.Б.Порто);
- музыкальный фрагмент Г.Свиридова «Пастораль».
Повторение:
Типы речи; стили речи (художественный стиль); основная мысль текста; разряды прилагательных; пунктуация при однородных членах предложения и в сложном предложении.
Ход урока.
Орг. момент.
Эмоциональный настрой.
Сообщение темы и целей урока.
Тема урока описание природы по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" Слайд 1
- Каковы наши цели и задачи?
Ученики формулируют три правила П: познакомиться, понять, применять.
Введение в тему
- Что мы знаем по теме урока? (Типы речи; стили речи (художественный стиль); основная мысль текста; разряды прилагательных; композиция картины, пейзаж)
-Что вы хотите узнать нового о картине, художнике?
Слово учителя. Вступление
Сегодня наш урок будет посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы.
Рассказ учителя о художнике сопровождается показом слайдов.
Слайд 2, 3,4, 5, 6,7
Наша задача - познакомиться с живописью Крымова, особенной манерой его письма и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине. А поможет нам в этом искусствоведческий текст. Обратимся к нему.
Работа в группах.
Работа с текстом
"Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер - одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня".
1. Прочитайте текст про себя, озаглавьте, подготовьтесь к выразительному чтению.
2. Прочитайте текст выразительно.
3. О чем этот текст? Какова его тема?
4. Какова основная мысль текста? Что хотел выразить автор?
5. Как можно озаглавить текст? (Зимние пейзажи Крымова).
6. Какую особенность Крымова-живописца отмечает автор? (Воспроизведение грани дня и вечера, «чуть-чуть» в крымовской живописи).
7. Как вы думаете, эта манера письма художника основана на цвете (= тоне) или полутоне? (Живопись Крымова - живопись полутонов).
8. К какому типу речи относится данный текст? (Описание).
9. В каком стиле он написан? Почему? (В художественном стиле, т.к., автор создает образ природы).
10. Каково назначение текста, написанного в художественном стиле? Вспомните речевую ситуацию, свойственную художественному стилю.
(Р.С: 1-много; официальная обстановка; воздействие. Назначение текста - создать художественный образ (картину), пробудить у читателей различного рода чувства, эмоции).
11. Языковые средства, помогающие создать образ зимней природы в тексте:
Определите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные).
Какие разряды прилагательных по значению вам известны?
Работа в группах.
Первая группа.
Выпишите качественные прилагательные с существительными, к которым они относятся. (уютные, маленькие, золотистым, морозного, самых любимых, короткое, мимолетными, изменчивыми, охристо-лиловую, красивую. Выпишите качественные прилагательные с существительными, к которым они
Вторая группа.
Выпишите относительные прилагательные с существительными, к которым они относятся. (зимних, провинциального)
Третья группа.
Выпишите притяжательные прилагательные с существительными, к которым они
Относятся (крымовской).
Прилагательных какого разряда больше? Почему?
Какие прилагательные помогают почувствовать настроение автора и одновременно передают манеру письма художника? (живопись полутонов) (Уютные, золотистым, короткое, мимолетными, изменчивыми, охристо-лиловую).
Выпишите прилагательное неожиданными, объясните правописание приставки не-
Особенности синтаксиса.
Укажите, какие синтаксические конструкции использует автор текста?
(Сложные предложения, предложения с однородными членами).
Зачитайте примеры сложных предложений.
Подберите синоним к прилагательному морозного (= зимнее, холодное).
Какие еще текстовые синонимы использовал автор текста? (Пейзажи = живопись = картины).
Жанр текста.
Понравился ли текст? Доступен ли он вам? Как вы думаете, где его можно прочитать, где бы вы его разместили? (Вступительная статья к альбому репродукций художника).
Обобщение.
Итак, мы заочно с помощью данного текста познакомились с живописью Н.П.Крымова, особенностями Крымова-живописца, а теперь обратимся к картине, по которой мы и будем писать сочинение.
Работа с картиной
Эмоциональный настрой
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение
М. Лисянского «Пейзаж»
Зима всю землю в снег одела,
Проникла в каждый уголок.
Стоит в лесу под шапкой белой
Пенёк, похожий на грибок.
Не шелохнут ветвями ёлки,
Такая тишина вокруг,
Что слышно, как летят иголки
На чистый снег из белых рук.
Слайд 8
Рассматривание картины.
Беседа по картине.
- Соответствует ли текст, с которым мы работали, содержанию картины?
- Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова
«Зимний вечер»? (Создается хорошее, приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от нее веет тишиной и спокойствием).
- Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? (Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев; саней, нагруженных сеном).
Работа с черновиком - создание миниатюр-зарисовок на основе вопросов:
Что с первого взгляда привлекает в картине?
Какие признаки наступающего вечера вы видите? (Работа выполняется самостоятельно с последующим чтением созданных речевых фрагментов).
(Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком).
Словарная работа по группам
Первая группа.
Подберите оценочную лексику к слову «пейзаж».
Вторая группа.
Подберите оценочную лексику к слову «снег».
Третья группа.
Составьте композиционный план картины и назовите основные предметы, изображённые на ней.
В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник? (Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.
Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой).
Работа над черновиками по группам:
I группа: Каким изобразил художник небо в предвечерний час? (Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок).
II группа: Какими изображены деревья? (Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца).
III группа: Опишите деревушку. (Бревенчатые строения, освещенные окна домов, церквушка, сарай…)
Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник? (Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола...)
Палитра художника.
Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера? (Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета).
Приведите примеры предметов, написанных теплыми цветами. (Рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла).
Работа с черновиком.
Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства. (Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом).
Обобщение.
Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», - говорил художник.
Составление плана
С чего бы вы начали описание картины?
О чем бы обязательно написали?
Чем бы закончили сочинение?
Примерный план
Н.П.Крымов - художник-пейзажист.
Зима в изображении художника (снег, небо, тени).
Особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).
Палитра художника.
Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.
- В каком жанре можно написать сочинение? (Статья в газету, письмо другу, размышление-эссе).
Рефлексия.
Учащиеся оценивают урок карточками.
Каким был для тебя урок?
1)отличный, интересный, содержательный
2)хороший, содержательный, заставляющий работать
2)нормальный, обычный
4)скучный, работал без интереса
5)бесполезный, совсем не интересный
Слайд 9
Подведение итогов
«Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение...» Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.
В завершение урока, как музыкальную иллюстрацию картины слушаем музыкальный фрагмент композитора Г.Свиридова «Пастораль».
Д/З: написать сочинение в соответствии с выбранным жанром в художественном стиле. Слайд 10
Спасибо за знания! Слайд 11
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Н. М. Крымов (1884 – 1958)
ПОСЛЕ ВЕСЕННЕГО ДОЖДЯ. 1909 г.
ВОДЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ.
ЗИМА
Зимний пейзаж
ЗИМА. 1933 г.
Домашнее задание. Написать сочинение по картине Н. М. Крымова «Зимний вечер»
Спасибо за знания!
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
в 6 классе МБОУ: Краснодонская ООШ
учитель: Догадина О. В.
Урок разработан в соответствии с календарными планами. При проведении урока я планировала опереться на навыки, полученные ранее.
Данный урок изучается в разделе программы «Имя прилагательное». Представленный мною урок – это урок развития речи. Следовательно, на этом уроке учащиеся должны показать полученные знания и умения при составлении собственного высказывания, как устного, так и письменного; продемонстрировать умение использовать имена прилагательные в речи.
Цели урока:
1 ) подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.
2) помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.
3) использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию учащимися собственного речевого произведения.
4) активизировать лексику по теме «Описание природы».
5) ввести в активный словарный запас искусствоведческие термины: палитра, тон, тоновое выражение цвета.
6) воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое отношение к ней, умение видеть скромное в уголках родной природы.
Задачи:
Обучающая: повторить правила правописания прилагательных; способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.
Развивающая: развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся; активизировать словарный запас.
Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Все задачи считаю одинаково значимыми.
Психолого – педагогическая характеристика класса.
В 6 классе 12 учащихся: 7 мальчиков и 5 девочек. Класс сплочённый, уровень обученности класса средний, т. к. в классе имеются слабые учащиеся (Биналиева З., Фахлулова А., Шахбазов И., Алазова С.. ). 42% учащихся – турки-месхетинцы. У них плохо развита речь, беден словарный запас, низкая техника чтения. Остальные учащиеся любознательны, любят преодолевать трудности. Им интересны занимательные упражнения, необычные формы работы. У большинства детей исполнительный тип характера. Дети учатся сравнивать, сопоставлять и выполнять работу самостоятельно, но большая часть это выполняет под руководством учителя. Класс подвижный. Мотив учебной деятельности – похвала за хорошую работу, порадовать родителей своими успехами, развит дух соревнования, познавательный интерес.
Качество знаний по русскому языку и литературе составляет 50%.
Успеваемость - 91%
Считаю, что выбранная структура урока рациональна для решения данных задач, т. к. идёт сбор и систематизация материала, подготавливающего учащихся к созданию собственного текста.
Для того, чтобы достичь всех целей урока мною использовались такие методы: словесный, наглядный, практический, метод беседы.
В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельную творческую активность каждого ученика. Обучение предполагает на первоначальном этапе совместную образовательную деятельность под руководством учителя, а затем самостоятельную в «зоне ближайшего развития», уделяя большое внимание практической стороне вопроса.
На уроке были использованы элементы технологии критического мышления, которая даёт ученику повышение эффективности восприятия информации, повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения. Учит критически мыслить и ответственно относиться к собственному образованию.
На протяжении урока старалась обеспечить комплексную взаимосвязь методов.
Были использованы различные формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. Во время урока звучали стихи, музыка. Выбор формы урока интегрированный, что соответствует темпераменту учащихся. Погружаясь в мир художников, писателей, музыкантов, они учатся сами искусству видеть, слышать, чувствовать поэтическое дыхание природы.
Используемые технологии: ИКТ, работа в парах, технология критического мышления,
здоровьесберегающая, технология содружества.
На момент психологического настроя я использовала словесный метод. Этим я стремилась создать атмосферу дружелюбия, сплочённости класса.
Ознакомившись с темой урока, постарались самостоятельно поставить цели, над которыми будут работать на данном уроке. На каждом этапе урока стремилась побудить учащихся к самостоятельной работе, воспроизводить знания и активизировать свою деятельность. На протяжении всего урока создавались проблемные ситуации.
На уроке я стремилась реализовать принципы доступности, последовательности, системности. Старалась предупредить перегрузку школьников, использовала физкультминутки. В своей педагогической деятельности стараюсь глубоко вникать в индивидуальный внутренний мир каждого ребёнка, поставить себя на место ученика, прогнозирую его возможные трудности, пытаюсь развить в детях неординарность. Считаю, что мне удалось реализовать поставленные мною задачи, т. к. дети работали с интересом, всё запланированное выполнили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – исследование по картине И. И. Левитана «Март» с использованием искусствоведческих текстов.
Урок - исследование по картине И. И. Левитана «Март» с использование искусствоведческих текстов. (5 класс)...
Подготовка к сочинению-описанию картины Н.П. Крымова "Зимний вечер"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе....
Конспект урока "Сочинение – описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»".
Цель урока:познакомить шестиклассников с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера;активизировать лексику на тему «Зима»;обогатить речь учащихся оценочными пр...
Сочинение по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"
Сочинение по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер", 6 класс...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Сочинение по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер"
Конспект урока содержит материал по проведению урока в 6 классе по теме "Сочинение по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер"...
Сочинение по картинеН.П.Крымова«Зимний вечер»
Склонность Н. П. Крымова кпейзажу определилась сюношеских лет. Он страстно любилприроду. В основе его творчествалежало живое восприятие мира.Крымов по-новому увидел иутвердил красоту природы, показалп...
Конспект урока русского языка в 6 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"....
- Мне нравится (1)