ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Разработка уроков развития речи с использованием современных методик и технологий для развития коммуникативных умений учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ
УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ»
(6 КЛАСС)
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ Виткуловская СШ Гусева Полина Анатольевна
Урок №1
Цели урока:
1). Совершенствовать у учащихся речевые умения.
2). Формировать умение выражать музыкальные впечатления в форме устного высказывания.
3). Продолжать эстетическое воспитание учащихся, пробуждая в них чувство любви к окружающей природе.
4) Формировать умение определять основную мысль описания, находить языковые средства для описания природы
Оборудование: компьютер, слайд – шоу на тему «Пейзаж», аудиозапись «Времена года» А.Вивальди.
Ход урока.
I. Вводное слово учителя.
- Ребята, сегодня мы с вами будем готовиться к описанию пейзажа, поговорим о зимнем пейзаже в литературе, музыке, живописи.
Сейчас мы с вами посмотрим слайд – шоу на тему «Пейзаж» и послушаем сообщение о пейзаже и его роли в искусстве.
Пейзажный жанр в отечественном искусстве очень популярен. С течением времени его роль становится всё более значимой. Если в ХVIII – начале ХIХв. изображение природы было необходимо лишь как формальное обозначение места действия, то к середине ХIХв.
пейзаж стал трактоваться как портрет определённой местности, а к концу ХIХв. он становится одним из главнейших эмоциональных и смысловых составляющих любого живописного произведения. Историческую, бытовую сцену или даже портрет художник рубежа ХIХ – ХХ столетий стремился представить как нечто непосредственно увиденное в действительности, как живую сцену, выхваченную из жизни. Для достижения этого была необходима пленэрная живопись, возможности которой напрямую связаны с развитием пейзажа. Именно он позволял привнести в картину любого жанра «правду видения», которая стала насущной потребностью искусства того времени. Кроме того, именно изображение природы могло создать в картине нужную эмоциональную атмосферу.
Одним из наиболее ярких проявлений указанных тенденций в русском изобразительном искусстве стало творчество художника В.А.Серова. В своих работах на зимние темы он пытается передать живые и поэтические переживания от восприятия натуры. Уже в ранних пейзажных этюдах Серов органически соединяет свежесть впечатления с лиричностью чувств и убедительной материальностью живописи. В этюде «Зима в Абрамцево» (1886г.) он использует чистые светлые краски, синие тени на белом снегу, на фоне которых отчётливо видны коричневые силуэты деревьев и церковка на втором плане.
В пейзаже «Зима» (1898г.) мотив внезапно появляющейся из – за сарая лошади с санями и седоком выражает естественность, непридуманность момента. Художник утверждает эстетическую ценность непосредственно схваченного момента. Но эта непосредственность мастерски выстроена им: соотношение основных участников композиции (сарай, лошадь с санями, полоса леса вдали) хорошо продумано и уравновешено; направления линий рисунка (брёвна сарая, колея дороги, направление полоски леса) рождают впечатление стремительности бега лошади. Так же точно соотнесены все цветовые оттенки картины при кажущейся простоте колорита, построенного на вариациях коричневого, серого и белого.
Поиски героического образа природы связаны с работами 1900-х гг. В картине «Стригуны на водопое» (1904г.) настороженное и вместе с тем возвышенное состояние создаётся за счёт контраста тревожного жёлтого заката и голубого с жёлтыми рефлексами снега. Композиция динамична и неуравновешенна – тёмные массы деревянных строений сдвинуты вправо и обрезаны краями картины, образуя противостояние с далеко уходящим вглубь пространства слева и фигуркой удаляющегося человека. Настроение напряжённого ожидания сконцентрировано в образе жеребёнка, тревожно приподнявшего голову. Это настроение и является главным содержанием картины.
Одна из самых интересных сторон творчества В.А.Серова – его графические произведения, в частности, иллюстрации. Характерно его обращение к лирике А.С.Пушкина, где художник имеет возможность не прямо передавать (иллюстрировать) содержание поэтического произведения , а выразить его эмоциональное богатство, передать музыкальность стихосложения в зримых формах. Необходимость проникнуться поэзией Пушкина вернула художника к решению жанрово – пейзажных работ. Темпера «Тройка» (1899г.), иллюстрация к стихотворению А.С.Пушкина «Зимняя дорога», продолжает линию прежних серий Серова. Пейзаж здесь составляет основу эмоционального строя изображения. Едва пробивающийся сквозь тучи лунный свет, вязкость тусклой атмосферы, однообразие окружающего вида соотносятся с настроением путника – «скучно, грустно…путь мой скучен…»
( Один из учеников читает стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога».)
II. Чтение и анализ отрывков из произведений А.С.Пушкина.
Слово учителя.
- Ребята, вы заметили, что не только художники, но и поэты умели передать душу природы. Послушайте, как это передано в стихах великого русского поэта А.С.Пушкина.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
( «Зимний вечер», А.С.Пушкин)
Когда могучая зима,
Как бодрый вождь, ведёт сама
На нас косматые дружины
Своих морозов и снегов,
Навстречу ей трещат камины,
И весел зимний жар пиров.
( «Пир во время чумы», А.С.Пушкин )
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
( «Зимнее утро», А.С.Пушкин)
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.
( «Евгений Онегин», А.С.Пушкин)
- Какая тема объединяет эти отрывки?
- Что описывает поэт?
- Одинаковы ли по настроению отрывки?
- Каким настроением проникнут каждый из них?
Природа, которую наблюдает поэт, разнообразна, необычна. Это и чудесный зимний день, и тёмная вьюжная ночь; это и красочный зимний лес, и пустынная печальная дорога. И все эти картины природы наполняют душу ощущением покоя, радости, а может, и тревоги, и тоски. И неудивительно, что ощущения просятся быть отображёнными в слове, красках, в мелодии.
III. Подготовка к прослушиванию музыки.
Великий итальянский композитор Антонио Вивальди страстно любил природу и выразил эту любовь в музыке. Им создано замечательное музыкальное произведение «Времена года».
Казалось бы, Италия так далеко от нас, и климат там другой, и природа несколько иная, но если внимательно вслушаться в музыку, созданную композитором, то мы без труда узнаем в ней природу нашей матушки – России.
Послушаем один из фрагментов, который называется «Зима», и попытаемся словесно нарисовать картину, которую изобразил нам композитор с помощью волшебных звуков.
( Прослушивание записи.)
IV. Беседа о музыкальных впечатлениях.
1. Что вы представили себе, слушая музыку?
2. Какие образы возникли у вас? (Вьюга, метель, пурга, позёмка…)
3. Давайте запишем эти слова в порядке их последовательности. Посмотрите на лексическое значение данных слов (запись на доске):
Вьюга – снежная буря.
Метель – сильный ветер со снегом.
Позёмка – метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.
Пурга – сильная вьюга, снежная буря.
4. Давайте подберём метафоры к данным образам (запись на доске и в тетради).
Поднялась вьюга, воет вьюга. Метель метет. Поднялась, закрутилась позёмка.
5. Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж? (Тревогой, ожиданием, силой, торжеством разбушевавшейся стихии…)
V. Повторное слушание музыки. Отбор языкового материала.
Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайные.
Музыка: притягивает, завораживает, зовёт, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льётся легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой.
Настроение: светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание.
Оркестр: громко, сильно, во всю мощь, торжественно.
Скрипки: трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь, запели.
VI. Устные сочинения.
Обсуждение возможного начала текста.
VII. Написание сочинений – миниатюр.
VIII. Чтение сочинений.
Сочинение 1.
Звучат первые звуки музыки, и я мысленно переношусь в сказочный лес. Подул ветерок, и появилась позёмка. Она змейкой побежала по земле. Но вот звуки музыки стали резче, и мне показалось, что поднялась метель. Снег кружился, то поднимаясь, то опускаясь, но позёмка всё равно жила. Ветер подул ещё сильнее, и появилась теперь уже не метель, а вьюга. Она смешала позёмку со снегом, перешла эта вьюга в пургу. Уже ничего не
видно – всё смешалось: и земля, и небо, и деревья. Музыка закончилась, и всё стало спокойно и тихо».
Сочинение 2.
Зазвучала музыка, и её чарующие звуки перенесли меня в незнакомый сказочный мир.
Музыка как бы бежит, захватывает и уносит с собой. Она зовёт всё дальше и дальше. Я вижу, как хрупкие белые снежинки то поднимаются вверх, то опускаются на землю. Музыкальная тропинка заводит меня в музыкальную чащу. Снег кружится, летает. Иногда его подхватывает ветер, и начинается вьюга. Но вдруг стихия успокаивается. Кругом тишина. Но это какая-то странная тишина. Это затишье перед бурей. Музыка нарастает, гремит и переходит в пургу, точнее, в торжествующий гимн разбушевавшейся стихии.
( Учащиеся сдают написанные сочинения).
IХ. Итог урока. Обобщающее слово учителя.
Ребята, каждый из вас услышал в музыке А.Вивальди что-то своё: одни – бедную несчастную снежинку, спасающуюся от непогоды , другие почувствовали мощь разбушевавшейся стихии , третьи – что-то ещё. И каждый из вас прав. Ведь музыка - искусство, которое обращается к самым потаённым уголкам человеческой души, к его и только его воспоминаниям. Композитор лишь намекнул, высветил с помощью волшебных звуков отдельные впечатления, будто рассыпал стекляшки калейдоскопа. А в заключение урока давайте ещё раз окунёмся в этот волшебный мир звуков – музыку Антонио Вивальди.
Звучит музыка.
Урок 2-3.
Тема урока: Выборочное изложение. «Ужасная ночная метель.»
Цели и задачи:
1)подготовить учащихся к написанию изложения: учить отбирать материал и систематизировать его, осмысливать роль пейзажа в тексте
2)продолжить формирование орфографических навыков, закрепить навыки правописания имен прилагательных; развивать навыки монологической речи.
3) развивать навыки самостоятельной работы учащихся; прививать любовь к вдумчивому чтению, воспитывать уважительное отношения к явлениям природы.
Оборудование: компьютер, слайд – шоу на тему «Пейзаж», аудиозапись «Времена года» А.Вивальди.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
Выборочное изложение предполагает пересказ лишь той части произведения, которая касается избранной вами темы. Выберем для изложения картину ужасной ночной метели, в которую попал герой повести А.С. Пушкина «Метель» Владимир. Мы помним, что Владимир и Марья Гавриловна втайне от родителей решили пожениться. Но в их судьбу вмешалась природная стихия и все изменила.
Нам с вами предстоит описать ту стихию, перед которой человек бывает бессилен.
Бесы.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин.-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали…»Что там в поле?» -
«Кто их знает? Пень иль волк?»
Вьюга злиться, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вон уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне.
3. Знакомство с содержанием.
- Какова тема произведения?
- Какова идея произведения?
4. Анализ содержания.
Беседа по вопросам.
- Легко ли пересказать содержание данного отрывка? Почему?
(Данный отрывок представляет собой описание природы)
- Как меняется погода? Как об этом говорит автор?
(…едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел…)
- Как ведет себя лошадь?
(Лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму;
Лошадь начинала уставать;;
Лошадь чуть ступала;
Лошадь ободрилась…)
- Что чувствует Владимир? Как он пытается бороться со стихией? Удается ли ему это?
( Владимир напрасно хотел снова попасть на дорогу; Владимир старался не потерять настоящего направления; с него пот катился градом, поминутно был по пояс в снегу; Владимир начинал сильно беспокоиться; Владимир успокоился)
Словарная работа:
-определить лексическое значение слов и словосочетаний: метель, околица, невзвидеть, хлопья(снегу), небо слилося с землёю, ступать наудачу, всё было не видать, пот катился градом, подымал, въехал во мрак деревьев.
-подберите синонимы к словам и выражениям: сделалась метель, ничего невзвидел, уверился, поворотил.
-выберите материал для описания ветра, неба, снега, земли.
Составление плана.
1. «В одну минуту дорогу занесло».
2. «Владимир напрасно хотел попасть на дорогу».
3. «Владимир ехал полем».
4. « Уже более часа был он в дороге».
5. « В стороне стало что-то чернеть».
6. « Погода утихла, тучи расходились».
Определение типа речи.
- определите тип речи текста.(Описание).
Определение стиля речи.
- Определите стиль текста. (Художественный).
Языковой анализ текста.
- Как описывает ветер? Какими художественными средствами пользуется автор?
(Поднялся ветер и сделалась метель, дорогу занесло, окрестность исчезла, небо слилось с землею. Автор использует такие художественные приемы как эпитеты: мутной и желтоватой мгле; метафора: небо слилось с землею. Обилие глаголов, чтобы показать как быстро меняется картина: поднялся, сделалась, не взвидел, занесло, исчезла)
- Как изменилась дорога, которая была хорошо знакома Владимиру?
(Дорогу в одну минуту занесло. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу).
Работа над концовкой изложения.
- О чём говорится в конце авторского текста?
- Как можно закончить изложение?
Работа по орфографии и пунктуации.
-Перепишите слова, графически выделите орфограммы, которые в них встречаются
Невзвидел, окрестность, исчезла, ступала наудачу, опрокидывалась, более получаса, вправо, подымал, что-то
Предупреждение грамматических ошибок.
- Составьте словосочетания
выехать (за что? куда?) исчезла (в чём?)
очутился (где?) въезжала (на что?)
занесло (что?) проваливалась(во что?куда?)
белые хлопья (чего?) не потерять (чего?)
Работа с таблицей.
|
|
|
| План 1.«В одну минуту дорогу занесло» 6. «Погода утихла, тучи расходились» | Поднялся ветер и сделалась метель;
лошадь ступала наудачу ветер не мог свирепствовать |
5. Устный пересказ текста.
6. Повторное чтение текста.
7. Работа с черновиком.
8. Саморецензирование.
9. Оформление белового варианта.
10. Самопроверка. Сбор тетрадей.
11. Домашнее задание. Повторить изученное о прилагательном.
УЖАСНАЯ НОЧНАЯ МЕТЕЛЬ
Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи всё было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.
Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать — и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться.
Наконец в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил туда. Приближаясь, увидел он рощу. Слава богу, подумал он, теперь близко. Он поехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу или объехать рощу кругом: Жадрино находилось тотчас за нею. Скоро нашел он дорогу и въехал во мрак дерев, обнаженных зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока развития речи. Выборочное изложение-описание помещения
Данная разработка представляет собой развернутый план урока развития речи в 6 классе. Рекомендуется на данном уроке также использовать презентацию "В гостях у Некрасова"...
Урок развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания".
Данный урок поможет пятиклашкам познакомиться с описанием как типом речи, а также с анализом текстов-описаний и со структурой текстов данного типа речи;позволит расширить преставление об изобразительн...
Презентация к уроку развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".
Презентация необходима для провдения урока по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания"....
Урок развития речи по русскому языку по теме "Описание природы.Зима"
Урок развития речи по русскому языку на тему "Описание природы. Зима" предназначен для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК под редакцией В.В.Бабайцевой....
Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения.
Научить писать выборочное изложениеОбучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;Формировать у учащихся умения отбирать факты дл...
Обучающее выборочное изложение - описание по фрагменту рассказа И.С. Тургенева "Бирюк"
В презентации представлен материал, который поможет подготовиться к выборочному изложению и учителю, и детям. Для учителя в презентации приведён четкий алгоритм действий. Подобная подготовка к изложен...
Выборочное изложение ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)
Выборочное изложение по отрывку из рассказа М. Шолохова "Судьба человека"...