Как научиться понимать исходный текст
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Конспект урока русского языка (10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_baran_i_baryshnya.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Как научиться понимать исходный текст
Речь слагается из трех элементов:
из самого оратора, из предмета,
о котором он говорит,
из лица, к которому он обращается.
Аристотель
1 Постановка проблемы
Изучите эпиграф к уроку, назовите три элемента , о которых идет речь в высказывании Аристотеля в применении к выполнению задания С
(Автор – тема – читатель)
2. Постановка цели урока
В: Назовите тему урока. (Как научиться понимать исходный текст)
В: Что такое исходный текст? ( текст, предлагаемый экзаменуемому для анализа)
Мы уже изучили критерии оценивания части С.
В: Из каких элементов должна состоять Ваша работа?
- Формулировка проблемы исходного текста (вступление)
- Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- Отражение позиции автора исходного текста
- Выражение собственного мнения экзаменуемого по сформулированной проблеме, поставленной автором текста (согласие или несогласие)
- Аргументация собственного мнения на основании 2х аргументов( на основании читательского или жизненного опыта)
- Заключение
Сегодня мы будем говорить о том, как избежать ошибок в понимании смысла исходного текста
3. Работа по теме урока
Изучая экзаменационный текст необходимо выстроить схему:
О чем? (ты увидишь тему)
↓
Какие вопросы рассматривает автор? (ты найдешь проблемы)
↓
Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (ты найдешь основную проблему)
↓
Зачем автор написал текст? (ты определишь цель)
↓
Как автору удалось помочь тебе определить цель? (ты увидишь роль языковых средств)
↓
Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (это поможет тебе понять авторскую позицию)
В: Давайте рассмотрим предложенные вопросы на примере текста домашнего задания
……….
Существует несколько видов текста:
- Собственно-информационно-справочный (описывает конкретные события, факты, ситуации) – официально-деловой или научный стиль
- Информационно-оценочный (не только описывает факты, события, ситуации, но и содержит авторскую оценку) – публицистический, разговорный стиль
- Информационно-образно-оценочный (описывает, содержит авторскую оценку, создает художественный образ) – художественный образ
В: К какому из представленных видов текста относится наш текст? Докажите свое мнение
Кроме того, один из важнейших признаков текста – его информативность.
Текст содержит информацию
- О каком-либо факте, событии, человеке и т.д.
- О цели его создания (кому предназначен, чего хотел достичь автор, на какие вопросы хотел ответить и т.д.
- О способах авторского воздействия на читательское восприятие
- Об авторе (отношение к поднятым проблемам)
Существуют следующие виды информации в тексте:
1 Факты (события, факты, герои, время и место действия и т.п.)
Внешняя сторона текста
2. Концепция система взглядов, способов понимания предмета, явления… (замысел автора, его позиция, система взглядов)
Создает текст как единое целое, без авторской мысли текст был бы рядом разрозненных фрагментов, фактов, событий
- Подтекст (скрытая дополнительная информация, смысл которой в отдельных словах, предложениях, фрагментах. Смысл ее становится понятным лишь в процессе переработки и анализа фактов и концепции)
Может основательно изменить истолкование текста, по-новому увидеть и понять концепцию автора либо непосредственно, либо через факты)
Без «вычитывания этих информаций у вас не получится правильно понять содержание текста.
- Работа с текстом (закрепление) (А. П. Чехов «Баран и барышня»)
В: Определите фактическую информацию текста
К чиновнику пришла бедная девушка просить бесплатный билет на поезд, чтобы навестить больную мать, но оказалось, что она ошиблась подъездом и попала не в ж\д ведомство. Когда же она пришла туда, где ей могли бы помочь, оказалось, что она опоздала, потому что чиновник, к которому она попала по ошибке, устроил ей ласковый прием: напоил чаем и долго расспрашивал обо всем.
В: Исчерпывается ли этим содержание текста? Почему?
(Основная мысль рассказа осталась непонятой
В: Тогда обратимся к концептуальной информации.
У Чехова, когда он создавал этот рассказ, явно были определенная идея, мысли, чувства, подчиняясь которым, он подобрал своих героев и именно ТАК выстроил сюжет. Но он их «спрятал» за внешним содержанием, чтобы дать возможность читателю отыскать их . (Мы помним, что без авторской мысли текст представляет собой ряд разрозненных фактов и событий)
Начнем с заглавия
Кого мы обычно называем «бараном» (глупого, бездушного человека). Т.о. авторская идея уже видна, а как она нашла воплощение в тексте? В этом поможет нам художественная деталь
1вар. Выпишите детали, помогающие увидеть моральное убожество «барана»
2 вар Детали, помогающие понять душевное состояние барышни
Итак…….«милостивый государь» находится на службе, но как он служит и каковы его человеческие качества ( ведь «милостивый»!!) Точное представление об этом дает экспозиция рассказа: ленивый, глупый, пресыщенный тип. Появление незнакомки – великолепная возможность развлечься. Что из того, что она одета «просто и даже очень просто» (бедно), что ей стыдно находиться в роли просительницы? Зато у него есть возможность скоротать время до представления в театре.
Обратите внимание на несоответствие внешнего проявления радушияс внутреннией низостью намерений и расспросов.
Чехов так выстраивает диалог, что от реплики к реплике отвращение к «милостивому государю» растет: пред нами БАРАН без стыда и совести, воспользовавшийся отчаянным положением несчастной как очередным развлечением.
В: А вот скрытую (подтекстовую) информацию можно увидеть в отдельных словах и фрагментах:
- «эпизодик» - трагичная история девушки всего лишь мелкий, рядовой случай для «барана»
- кавычки «милостивый государь» подчеркивают противоположное значение
-история с девушкой типична.т.к. это всего лишь «эпизодик», следовательно, вся система бюрократического чиноничества имеет отношение к слову «баран»
Д/З Используя материал урока о сочетании фактической, концептуальной и подтекстовой информации, напишите рассуждение по данному рассказу, обозначив тему рассказа, проблемы, поднимаемые автором, прокомментируйте проблему, отразите позицию автора, выразите собственное мнение, аргументируя его жизненным или читательским опытом.
Т.е. напишите сочинение по данному тексту по критериям части С
А. П. Чехов БАРАН И БАРЫШНЯ
На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. Не хотелось ни думать, ни зевать... Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать... Что делать? Чем бы развлечься?
— Барышня какая-то пришла! — доложил Егор. — Вас спрашивает!
— Барышня? Гм... Кто же это? Всё одно, впрочем, — проси...
В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто... даже очень просто. Она вошла и поклонилась.
— Извините, — начала она дрожащим дискантом. — Я, знаете ли... Мне сказали, что вас... вас можно застать только в шесть часов... Я... я... дочь надворного советника Пальцева...
— Очень приятно! Сссадитесь! Чем могу быть полезен? Садитесь, не стесняйтесь!
— Я пришла к вам с просьбой... — продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. — Я пришла... попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. Вы, я слышала, даете... Я хочу ехать, а у меня... я небогата... Мне от Петербурга до Курска...
— Гм... Так-с... А для чего вам в Курск ехать? Здесь нешто не нравится?
— Нет, здесь нравится, но, знаете ли... родители. Я к родителям. Давно уж у них не была... Мама, пишут, больна...
— Гм... Вы здесь служите или учитесь?
Барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы...
— Тэк... Служили... Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико... Нельзя сказать... Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета... Гм... К родителям едете, значит... Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? Амурашка? Хе, хе, хо... Женишок? Покраснели? Ну, что ж! Дело хорошее... Езжайте себе. Вам уж пора замуж... А кто он?
— В чиновниках...
— Дело хорошее... Езжайте в Курск... Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы... Хе, хе, хо... Небось, скука в этом Курске? Да вы скидайте шляпу! Вот так, не стесняйтесь! Егор, дай нам чаю! Небось, скучно в этом... ммм... как его... Курске?
Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения... Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, дядя-учитель, кузены-гимназисты... Егор подал чай... Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать... Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся... Он уж не чувствовал скуки...
— Ваш жених хорош собой? — спросил он. — А как вы с ним сошлись?
Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала... Говорила она долго. Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. Пробило восемь часов.
— А у вашего отца неплохой почерк... С какими он закорючками пишет! Хе, хе... Но, однако, мне пора... В театре уж началось... Прощайте, Марья Ефимовна!
— Так я могу надеяться? — спросила барышня, поднимаясь.
— На что-с?
— На то, что вы мне дадите бесплатный билет...
— Билет? Гм... У меня нет билетов! Вы, должно быть, ошиблись, сударыня... Хе, хе, хе... Вы не туда попали, не на тот подъезд... Рядом со мной, подлинно, живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! Егор, вели заложить! Прощайте, Марья Семеновна! Очень рад... рад очень...
Барышня оделась и вышла... У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).
Предложенная разработка может использована для подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....
Как научиться понимать друг друга
Люди общаются друг с другом всю жизнь, используя при этом не только слова, но и мимику, жесты. На занятии дети разбирают, что помогает в общении, а что мешает. Участники наблюдают за мимикой и жестами...
Учимся понимать исходный текст
Урок русского языка в 10 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ....
Презентация к уроку "Учимся понимать исходный текст"
Презентация к уроку русского языка в 10 классе "Учимся понимать исходный текст"...
Родительское собрание"Особенности подросткового возраста. Как научиться понимать подростка"
Целевая аудитория данного родительского собрания- родители учащихся 8 класса....
Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»
Разработка открытого урока по русскому языку в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию сочинения-рассуждени...
Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»
Цели урока:Образовательная:подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-...