Имя числительное. Урок -повторение
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Повторение по теме: Имя числительное

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_chislitelnoe.doc_urok.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Имя числительное. Урок- повторение.

Ход урока

I. Организационный момент. (3 мин.)

        Приветствие. Объявление темы урока.

Оформление записи в тетрадь: дата, классная работа, тема урока.

- Как вы думаете, ребята, какие цели будут стоять перед нами на уроке? (Ответ учащихся)

-   Это заключительный урок по изучению имени числительного. Сегодня  мы          

повторим морфологические признаки числительного, сделаем вывод, хорошо ли   усвоили изученный материал.

Мы будем повторять материал теоретический  и параллельно закреплять практической работой.

II. Класс готовится к словарному диктанту и фронтальному опросу,  а в это время несколько учеников получают индивидуальное задание (работа рассчитана на 3 – 5 минут, затем ученики включаются в работу с классом):

1. Вспомнить  загадок, пословиц и фразеологических оборотов, в состав которых входят числительные. (5 – 7примеров)

2. Синтаксический разбор предложения Черепаха живет около трехсот лет.

3. Просклонять дробное числительное 32/50 длины.

4. Выберите нужное числительное. Поставьте в правильную форму.

Возле кузницы стояло (два, двое) сан..  и (три, трое) телег.. .

(Два, двое) суток продолжалась метель.

По дороге домой я встретил (четверо, четыре) женщин.. .

5. Написать сочинение – миниатюру повествовательного типа «Мой сегодняшний день», употребив порядковые числительные.

III. Работа с классом.

1. Словарный диктант. (3 мин.)

Миллиард экземпляров, одиннадцать гаражей, соревнования по двоеборью, восьмисот шестидесяти километров, утроить усилия, семеро товарищей, двое учеников, девяностый бегун, пятерка по предмету, пятнадцать центнеров, полтораста страниц.

2.  Фронтальный опрос учащихся.

Общие сведения о числительных (4 мин.)

- С какой частью речи мы знакомились впервые в этом году в течение последних уроков?

- Дайте определение имени числительному.

- Морфемный разбор числительных семеро, двое, восьмисот шестидесяти.

- Подчеркните в словарном диктанте числительные и скажите, что они обозначают.

- Почему числительное пятнадцать пишется с одной буквой Н, а одиннадцать – с двумя?

Повторение материала по количественным числительным (3 мин.)

- Какие числительные называются простыми и составными?

- Назовите в словарном диктанте простые и составные числительные.

- Числовое значение имеют, кроме числительных, и другие части речи. Найдите их в словарном диктанте.

- На какие разряды делятся количественные числительные?

- Очень часто количественные имена числительные употребляются в загадках, пословицах, сказках, входят они и в состав фразеологических оборотов.

4. Проверка первого задания.

- Расскажите об особенностях склонения количественных числительных, обозначающих целые числа. (6 мин)

5. Перепишите текст, заменяя цифры словами и ставя их в нужной форме. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Белки и зайц..  ж..вут около (10) лет, бобр – в (3-4) раза дольше.. Ж..знь волка прод..лжается до (15) лет, лисиц.. – (12-13) лет. Олени и лоси ж..вут не более (20) лет, верблюды и лошади – около (30) лет. Из птиц дольше всех  ж..вут гуси – до (40) лет.

- В тексте встретилось числительное сорок. Что вы знаете об истории этого числительного? Почему оно не похоже на числительные тридцать, пятьдесят и другие?

(Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом,сорок – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.)

6.  Запишем предложение, данное для синтаксического разбора. (3 мин)

      (Проверка индивидуальной работы второго учащегося

Черепаха   живет   около   трехсот   лет. (Повеств., невосклиц., простое, двусост., распростр., неослож., полное)  [                   ].)

Повторение дробных числительных (4 мин.)

- Что вам известно о склонении дробных числительных?

7. Проверяем работу третьего учащегося.

8. Самостоятельная работа

Запишите словами

Из 8,6 вычесть 3,025;

с 90 3/4 сложить 7 5/8.

Работа с собирательными числительными (5  мин.)

9.  Угадайте, о каких числительных идет речь в этом маленьком рассказе.

Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя:  «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их веревками».

 - Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины,- сказал брат.

Петя удивленно посмотрел на него:

- Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?

- Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность…

- Какие же это числительные, ребята? И какая у них особенность?

- Что вы знаете о собирательных числительных?

 Устная работа. Исправьте ошибки, если они допущены в предложениях.

К моей кормушке часто прилетает трое  птиц.

Двести девятеро видов птиц занесено в Красную книгу.

Пеликан учил ловить рыбу сразу обоих птенцов.

- Что вы знаете о Красной Книге?

(Птица пеликан занесена в Красную книгу.)

Повторение материала по порядковым числительным (3 мин.)

- Вспомним склонение составных порядковых числительных. Что вы об этом скажете?

Совсем недавно весь мир следил за ходом Олимпийских игр. Послушайте текст и выберите из предложений порядковые числительные, правильно произнесите их, определите  падеж. 

Олимпийские игры в Древней Греции устраивались в честь бога Зевса с 776 года до нашей эры.

(Инд.на доске: морфологический разбор порядкового числительного  (с) 776 (года))

 Отменены они были в 394 году нашей эры.

  Всемирные спортивные соревнования, прообразом которых явились древнегреческие Олимпийские игры, проводятся с 1896 года.

  XXII Олимпийские игры  состоялись в 1980 году в Москве.

Олимпиада-2012 проходила с 27 июля по 12 августа в столице Великобритании. Всего на Олимпиаде было разыграно 302 комплекта наград в 39 спортивных дисциплинах. Выиграв 82 медали — 24 золотых, 25 серебряных и 33 бронзовых — сборная России заняла на Олимпиаде – 2012 в Лондоне  4–е место.

(Проверка морфологического разбора числительного)

Подведение итогов. (5 мин), д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку повторения по теме "Числительное" 6 класс с использованием системы голосования "PROCLasse"

Тест к уроку повторения по теме "Числительное" 6 класс с использованием системы  голосования "PROCLasse"...

Конспект урока "Повторение темы "Имя числительное".

В данном конспекте представлен вариант проведения урока по теме "Повторение темы "Имя числительное". Разнообразные задания способствуют эффективному повторению и закрепления материала п...

Конспект урока "Имя числительное. Итоговое повторение. 9 класс"

Урок "Имя числительное. Итоговое повторение. 9 класс"...

"Имя числительное".Урок обобщающего повторения и контроля. Методическая разработка.

Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока обобщающего повторения и контроля по теме "Имя числительное" в 6 классе. Урок сдвоенный, содержит большой практический материал для ...

Технологическая карта онлайн-урока "Повторение изученного по теме "Имя числительное" в 6 классе

Данный урок предназначен для проведения в дистанционной форме....

Имя числительное. Урок повторения и обобщения.

Цели и задачи урока Повторить, что такое числительное; Повторить разряды числительных;Усвоить нормы употребления числительных в речи: читать, правильно артикулируя цифровой материал, соблюдая нор...