Конспект урока "Повторение темы "Имя числительное".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Гордеева Лидия Федоровна

В данном конспекте представлен вариант проведения урока по теме "Повторение темы "Имя числительное". Разнообразные задания способствуют эффективному повторению и закрепления материала по теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka._povtorenie_temy_imya_chislitelnoe_.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Повторение темы «Имя числительное».

Педагогические цели: создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по теме «Имя числительное»; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Результаты изучения темы: 

Предметные: понимают роль языка в интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщения; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдать основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии  и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.

Личностные: осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.

Метапредметные:

  • Познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
  • Регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;
  • Коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Ход урока

  1. Организационный момент. 

Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня у нас необычный урок. Присутствуют гости. Давайте их поприветствуем, развернемся и им тоже улыбнемся.

Присаживайтесь.

  1.  Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

 Добрый день, друзья!

 Послушайте, какая тишина!

 Это в школе начались уроки.

 Мы не будем тратить время зря,

 И приступим все к работе.

  1.  Мобилизующий этап. Отгадайте загадки, назовите отгадки.

 Два кольца, два конца, посередине гвоздик. /Ножницы/

 Два братца через дорогу живут. /Глаза/

 Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. /Берега/

Какой частью речи являются названные вами слова? /имена существительные/.

 Скажите, что общего в этих предложениях, что их объединяет? /Во всех этих предложениях есть числительное два/.

 О какой части речи идёт речь в этом стихотворении?

 Я каждый день и каждый час

 Сказать готово, сколько вас.

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

 П.Чесноков / Имя числительное/

- Ребята, как вы думаете, какая тема будет у нас сегодня на уроке?

 IV. Целеполагание. (Формулирование учащимися темы и целей урока). 

         - Как вы думаете, чем вы сегодня будете заниматься на уроке?

Учитель записывает на доске  тему урока.

Y. Синтаксическая  пятиминутка.

В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда.

Морфологический разбор имени числительного из предложения.

Ребята, дайте определение имени числительному.

VI. Комплексное повторение.

  1. Все ли слова, имеющие числовое значение, являются именами

числительными?  Как отличить?  (Числительные обозначаются словами и цифрами,  а другие слова, имеющие числовое значение, обозначаются только словами).

      Слуховой диктант                                                                                                                             

1) Запишите номера, в которых указаны  имена числительные.

  1. десяток                                     6. пятерка                    11. две пятых

  2. двойной                                    7. тройной                   12. трехсотый

  3. удесятерить                              8. полтора                    13. пятеро

  4. десять                                        9. единственный        14. тройка

  5. удваивать                                 10. первый                   15. шестнадцать

    16. семидесятый

Самопроверка

      Ответ: 4,8,10.11,12,13,15,16

- на полях ставим количество ошибок.

2) Ребята, давайте вспомним  разряды   числительных.

     Сейчас я вам назову выписанные числительные; вы должны  выбрать из данных числительных только количественные. Записать их словами.

4 – десять, 8 – полтора, 10 – первый,11  - две пятых, 12 – трехсотый,13 – пятеро, 15 – шестнадцать, 16 – семидесятый.

    Ответ: 4,8,11,13,15

на полях –количество ошибок.

    Сделайте вывод. Ребята, давайте вспомним  разряды количественных  числительных. Приведите    примеры из выписанных числительных и назовите свои.

- Назовите числительные, обозначающие целые числа.

- Какие же числительные называются дробными. Приведите примеры дробных числительных.

- Расскажите о собирательных существительных. С какими словами употребляются собирательные существительные?  Какие собирательные существительные вы выписали, согласуйте с подходящими по смыслу именами существительными.

-пользуясь критериями, оцените себя:

     0 ошибок  - «5»

1-2 ошибки – « 4»

 3-4 ошибки – « 3»  

 Более 4 ошибок – «2»

  1. Далее нас встречает числительное, о котором расскажет польская поэтесса Ванда Хотомская. Попробуем догадаться, какое числительное "спряталось в этом стихотворении" (Учитель читает стихотворение)

У про100го 100рожа -

 Непро100рный дом:

 Ча100 в нём 100ножка

 Бродит под 100лом.

 Дорожит 100ножка

 Чи100тою ног

 И 100личной ваксой

 Чистит 100 сапог.

 Вме100 двух непро100

 Вычистить все 100,

 Сразу 100лько обуви

 Не носил никто!

- Ответьте на вопросы к стихотворению:

               1. Какое числительное спряталось в этом стихотворении?

               2. Каковы особенности склонения этого числительного? (И.п., В.п. – сто,  Р.п.,,Д.п., Т.п.,  П.п. – ста).

               3.  У каких ещё числительных такие особенности? ?(сорок,  девяносто, полтора, полтораста).

И.п., В.п.-сорок, девяносто                            И.п., В.п.- полтораста (150)

Р.п.,,Д.п., Т.п.,  П.п.- сорока, девяносто        Р.п.,,Д.п., Т.п.,  П.п.- полутораста

И.п., В.п. – полтора (единица и половина единицы) (метра), полторы (тонны)

Р.п.,,Д.п., Т.п.,  П.п. – полутора

  1.  А ведь не только числительное сто умеет прятаться в словах. Давайте попробуем " расшифровать" подобную запись. Чтение записи со слайдов.

Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

  1. Ребята, давайте вспомним, когда ь употребляется на конце и в середине числительных.
  2. ФИЗМИНУТКА: Немного отдохнем.  Называю числительные, если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вверх, в конце – руки вниз, если его в слове нет – похлопайте.

Семьсот, одиннадцать, сорок, шестнадцать, восемьдесят, двести, семнадцать, девяносто, девятьсот, девятнадцать,  шестьдесят, триста.

6. Продолжаем проверку наших знаний о числительном.

- Как склоняются целые количественные  числительные? (кроме 40, 90,100, полтора, полтораста). ( В Р.п, Д.п, П.п. кол. числит.от 5 до 30 пишется и).( У сложных числительных от 50 до 80 и от  200 до 900 склоняются обе части). ( У составного количественного числительного склоняются все слова, из которых оно состоит).

- В чем особенность склонения дробных числительных? Собирательных?

( В дробных числительных  изменяются обе части: первая часть как числительное, обозначающее целое число, вторая как прилагательное во множественном числе.)

( Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие окончания как прилагательные во множественном числе).

7.  Этап «Математический».

На данном этапе идет запись примеров словами:

9,4 +2,3;    10,02- 8,05;

из 943 вычесть 325

от 878 отнять 567

8.Этап «лингвистический». Редактирование записей на слайде.

1) Прием «Лови ошибку»

Найдите ошибки, запишите предложения в исправленном виде.

  1. Из семьсот пятьдесят вычесть два.
  2. Трое подруг ехали в трамвае.
  3. Стояли бидоны с девяностами  литрами молока.

2)От чего зависит написание основы собирательных числительных ОБО - ОБЕ?

(ответы учащихся) ( Собирательные числительные оба ( обе) в мужском и среднем роде в косвенных падежах имеют основу обо-, а в женском роде – обе- , н –р, с обоими мальчиками, но с обеими девочками. С именами сущ. ж.р. сочетается только числительное обе: обе подруги).

  Прочитайте предложения, вставив в нужном падеже числительные ОБА и ОБЕ.

1.В … случаях ответ неверный. (в обоих)

2.По … сторонам дороги тянулись кусты.( по обеим)

3.Склоны … оврагов размыты дождями.(обоих)

4.На … стенах висели стенды.(на обеих)

VIII. Ребята, а сейчас рубрика «Из истории числительных». Некоторые ребята специально подготовили сообщения о словах-числительных.

Из истории числительных.

Семь.

Семь в старину считалось особенным, волшебным числом; оно часто встречается в русских пословицах. Если человек часто меняет свои решения, непостоянен, о таком говорят, что у него семь пятниц на неделе. Об умном – что он семи пядей во лбу.

А какие пословицы с числительным семь вы знаете?

Для любимого дружка семь верст не околица.

 Суп из семи круп.

 Лук — от семи недуг .

 Семи смертям не бывать, а одной не миновать.

 За семь вёрст киселя хлебать.

 Семь вёрст до небес и все лесом .

 Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать .

 Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глазу.

У одной овечки семь пастухов .

  Семеро одного не ждут.

Семеро с ложкой - один с плошкой.

Сорок.

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

  IX. Продолжение повторения материала о числительных.

- А как изменяются порядковые  имена числительные?

- В чем особенность склонения составных порядковых числительных?

Чтение записей на слайде.

X. Рефлексия.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5.  Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

интересным / неинтересным

не устал / устал

понятен / не понятен

XI. Оценки за урок.

XII. Домашнее задание: выписать из сказок А.С.Пушкина и  В.А. Жуковского предложения  с именами числительными, определить их синтаксическую роль, выполнить морфологический разбор одного из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Употребление числительных в речи"

Цель данного урока: Научить правильно употреблять числительные в речи. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1.Познакомить учащихся с правилами и нормам...

Конспект урока "Имя числительное"

Тема:  Имя числительное. 6класс.          Здоровый образ жизни в цифрах и фактах (практикум)Цель: обобщить и повторить изученный материал по теме «Имя...

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Конспект урока "Порядковые числительные"

Урок по теме "Порядковые числительные" разработан для 3 класса общеобразовательной школы. Для урокаа разработана презентация с использованием макросов. Для подключения необходимо...

План-конспект урока "Порядковые числительные"

План-конспект урока "Порядковые числительные", 3 класс....

Конспект урока "Имя числительное (зачёт)"

Зачёт по теме "Имя числительное"...

Конспект занятия "Порядковые числительные" 3 класс

Урок введение нового грамматического материала. Урок с элементами игры и творчества....