Технологическая карта по русскому языку Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом. 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 26.71 КБ |
obosoblennye_obstoyatelstva.ppt | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт урока
Ф.И.О. учителя | Разуваева Анастасия Николаевна |
ОУ | ГБОУ ООШ с.Покровка |
Предмет | русский язык |
Класс | 8 |
Тема урока | Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом. |
Цель урока | 1. Познакомить учащихся с условиями, при которых обстоятельства не обособляются. Закрепить тему «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями» на более сложном материале. 2.Развивать умения и навыки в составлении предложений с обособленными обстоятельствами. Развивать умения связного изложения текста с использованием обособленных членов. Развивать понятие об обособлении одиночных деепричастий. 3. Воспитывать у учащихся познавательный интерес, уважение к родному языку через образцы художественной речи. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: - получение новых знаний о деепричастии; - работа с текстом. Метапредметные: - формирование ценностного отношения к русскому языку; - формирование нравственных ценностей. Личностные: - воспитание интереса к предмету через разные виды работы; - умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их. |
Программные требования | Ученик научится: - находить деепричастие и деепричастные обороты; - определять границы деепричастия и деепричастного оборота; - отличать деепричастие от фразеологизмов; Ученик получит возможность научиться: - применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. |
Программное содержание | Деепричастие - самостоятельная часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства деепричастия, глагола, наречия. |
Ценностные ориентиры | Культура, познание, красота. |
Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету(орфограммы, правила) | Орфрграммы: -Н- и –НН- в суффиксах прилагательных и причастий, запятые в причастном и деепричастном оборотах. Правила: Что такое обособление? Причастный оборот и выделение его запятыми. Деепричастие как часть речи. Морфологические и синтаксические признаки депричастия. Деепричастный оборот. Фразеологические обороты и знаки при них. |
План изучения нового материала | 1. Что мы знаем о деепричастии? 2. Грамматические признаки глагола, наречия и деепричастия. 3. Морфологические признаки деепричастия, глагола и наречия. 4. Синтаксическая роль. |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Форма урока | Смешанная |
Технология обучения | Технология проблемного обучения |
Оборудование (оснащение ) урока | Компьютерная презентация, проектор, экран, ноутбук, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы. |
Домашнее задание | Составить предложения с фразеологизмами (засучив рукава, не покладая рук, сломя голову, не солоно хлебавши). |
Технологическая карта урока.
Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий | Универсальные учебные действия | |
Действия учителя | Действия ученика | ||
1. Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке, целеполагание) | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Приглашение ребят к плодотворной и интересной работе. - Ребята, на предыдущих уроках мы изучали понятие обособление. Что это такое? - о каких обособленных членах предложения мы уже говорили на предыдущих уроках? Групповое задание. Ученики делятся на 2 группы. Приложение 1. | Отвечают на вопросы Выделение второстепенных членов предложения по смыслу. Языковым средством обособления служит интонация. Обособленныые определения. Работа в группах. Проверка задания. | Принцип психологической комфортности. УУД: - личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха Принцип деятельности. УУД: регулятивные |
2. Проверка домашнего задания (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений их использовать) | - Дома вы должны были повторить тему деепричастия. Что это за часть речи? (презентация) - Ребята, как вы думаете, знание морфологических признаков каких уже известных нам частей речи необходимо вспомнить? -Какие синтаксические признаки имеет деепричастие? | Деепричастие- это самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие при основном действии глагола. Наречия и глагола, так как мы уже выяснили, что дннпричастия причастны к этим частям речи. Наречные: в предложении деепричастие бывает обстоятельством. | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала |
3. Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию) | -Открываем учебник на стр.176. Читаем правила про деепричастные обороты. | Чтение правила. | Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность |
4.Обобщение понятия /правила (Цель: научить обобщать, делать выводы) | Работа по учебникку. Стр.176 упр 314 | Рабта в тетрадях. Один ученик у доски. | Принцип деятельности. УУД: познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение) ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания |
6.Применение понятия (или правила) на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия/правила) | Работа по карточкам. Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4. Работа с учебником. Правило на стр 176. Задание на доске. Замените в данных предложениях слова фразеологическими оборотами.
| Один ученик у доски.Остальныые в тетрадях. Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Затем осуществляется проверка. Читают правило. Устные ответы. | Принцип деятельности. УУД: -коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества) -регулятивные: (ученики осознают самих себя как движущую силу в процессе познания; пробуют свои силы в преодолении препятствий и выборе ситуации; проектируют в ситуации сотрудничества результат своей деятельности) -познавательные: (умение исследовать материал, делать выводы и объяснять языковые и лингвистические явления) ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. |
7. Итог урока Рефлексия (цель: сформулировать новое знание: ЧТО – предметное содержание – и КАК – способ действий, алгоритм познавательной деятельности | - Ребята, мы достигли своей цели? - Что такое деепричастие? - Что узнали о деепричастном обороте? - Что такое фразеологизм? | Ответы учащихся. | Принцип деятельности, умение осознавать пройденное, отвечать на вопрос о достижении цели, давать оценку своей деятельности УУД: познавательные (умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи) |
6. Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений) | - Ребята, а какие умения вы будете тренировать дома? - Хорошо. Составьте предложения с фразеологизмами засучив рукака, не покладая рук, сломя голову, не солоно хлебавши. | - Умение отличать деепричастие от фразеологизмов. | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи) |
Приложения
Приложение 1. Работа по группам.
Расставьте знаки препинания и объясните условия обособления определений. Объясните подчеркнутые орфограммы.
Группа 1. Очарованные красотой пробуждающейся весенней природы мы застыли в оцепенении посреди поляны раскинувшейся под нашими ногами.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Расставьте знаки препинания и объясните условия обособления определений. Объясните подчеркнутые орфограммы.
Группа 2. Бодрым просыпается путешественник разбуженный утренними голосами птиц пролетевших над нашей палаткой.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение 2. Работа у доски. Расставьте знаки препинания.
Нахохлившись отдыхают птицы иные хлопая крыльями и осыпая иней клюют почки.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение 3. Индивидуальная работа. Расставьте знаки препинания.
Над водой описывая круги парила птица. Раскинув могучие крылья и напружинив сильные когтистые лапы она кружилась над серединой реки.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение 4. Расставьте знаки препинания.
Вперив в речную глубь острый взгляд глаз птица примечала даже самое малое движение в реке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деепричастие Самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
Деепричастия, деепричастные обороты выделяются запятыми независимо от их места в предложении: Мальчик , испугавшись, вскрикнул. Выйдя на мороз, он поежился.
При однородных деепричастиях, деепричастных оборотах запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения вообще: Посмеиваясь и лихо подмигивая , Юра закрыл дверь. Живу и радуясь, и горюя. Он молчал , злясь, но труся.
Не обособляются деепричастия, деепричастные обороты: Соединительные союзом и: а) со сказуемым; б) с необособленным обстоятельством. Она презирала его и принимая его ухаживания. Он стоял неподвижно и глядя куда-то вдаль.
Не обособляются деепричастия, деепричастные обороты: Теряющие значение добавочного действия и приобретающие значение признака действия (что сближает их с наречиями): а) ставшие фразеологическими оборотами (засучив рукава, сломя голову, не смыкая глаз, раскрыв рот и т.п. – кроме фразеологических вводных словосочетаний, отделяемых запятой: иначе говоря, судя по всему и т.п.) Петя работал спустя рукава (очень плохо). (Но: засучив рукава, он мыл руки в тазу). Собственно говоря, где птички?
Не обособляются деепричастия, деепричастные обороты: Деепричастие, имеющее в качестве зависимого слова который в составе определительного придаточного предложения, от этого предложения запятой не отделяется. Ему хотелось сжечь эти письма, читая которые он невольно вспоминал свое невеселое прошлое.
Надо отличать от деепричастий образованных от них: а) наречия: стоя, сидя, лежа, молча, шутя, нехотя, не глядя, не спеша, играючи, припеваючи, крадучись… Одинаковые по виду деепричастия сохраняют значение добавочного действия – благодаря образованию деепричастного оборота, связанности с другими деепричастиями; Целый час он ехал стоя. Я справлюсь с этим шутя ( = легко). Стоя на вершине, он смотрел вниз. Всю дорогу , шутя и болтая, он не закрывал рта.
Надо отличать от деепричастий образованных от них: б ) предлоги : начиная с, исходя из; «деепричастную» часть их можно опустить. Дождь льет начиная с утра (льет с утра).
Домашнее задание Составьте предложения с фразеологизмами: засучив рукава, не покладая рук, сломя голову, не солоно хлебавши .
Информационные ресурсы: Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку М., «Просвещение», 1997 г. http://uroki-russkogo-yazyka.ru/obosoblennye-chleny-predlozheniya/obosoblennye-obstoyatelstva.html http://guildi.ru/referaty_po_yazykovedeniyu/referat_obstoyatelstvo_kak_obosoblennyj.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами"
Урок для обучающихся 8-го класса с углубленным изучением русского языка....
технологическая карта урока русского языка "Обособленное обстоятельство" 8 класс
Данная технологическая карта может быть хорошим подспорьем в составлении уроков по блоку "Обособленные члены предложения". Задания подобраны на основе тексто-ориентированного подхода по творчеству А.П...
технологическая карта урока русского языка "Обособленное обстоятельство" 8 класс
Данная технологическая карта может быть хорошим подспорьем в составлении уроков по блоку "Обособленные члены предложения". Задания подобраны на основе тексто-ориентированного подхода по творчеству А.П...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. "Деепричастие".
Технологическая карта урока...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами»
Конспект урока русского языка в 8 классе...
Урок русского языка "Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием."
Цели урока:Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала об обособленных определениях и по усвоению новых знаний об обособленных обстоятельствах, развития орга...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания при причастном обороте".
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания при причастном обороте".Тип урока-модульный урок открытия новых знаний....