Работа с текстом на уроках русского языка в 5-6 классах
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Работа с текстом на уроках русского языка в 5-6 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom_na_urokah_russkogo_v_5-6_klassah.docx | 38.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант 1
Часть 1
Ответами к заданиям 1-19 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел.
Прочитайте текст и выполните задания 1—3.
(1)Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времен.
(2)В Китае, когда глава семьи становился дряхлым стариком, домашние вели себя с ним почтительно. (3)Каждое утро к нему приходили все сыновья со своими женами и спрашивали, хорошо ли он спал, как он себя чувствует, тепло ли ему. (4)Старика вели умываться, причем старший сын нес кувшин с водой, а младший - тазик и полотенце. (5) Долголетие китайцы считали большим счастьем, …… полагали, что с годами приходит мудрость.
1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Дети в древнем Китае были очень почтительны по отношению к старикам
2. Конфуций говорил, что необходимо соблюдать правила, установленные с давних времен
3. Уважение к старшим считалось добродетелью в Китае
4. Долголетие для китайцев - самое большое счастье, с ним приходит мудрость, поэтому китайцы чтили старость
- Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в пятом (5) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Потому что
Однако
А
Поэтому
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова считали (предложение 6) Определите значение, в котором это слово употреблено в….. предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи
Счита ть,-аю, -аешь, считанный;несов.
- Называть числа в последовательном порядке. Считать до десяти
- Кого-что. Определять точное количество кого-нибудь, чего-нибудь. Цыплят по осени считают
- Делать какое-либо заключение, признавать, полагать. Считаю, что ты не прав
- Принимать в расчет, во внимание. Если не считать погоду, то отпуск прошел хорошо
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания 1—3.
(1) С середины XVIII в. всё больше ученых стали заниматься изучением разнообразных растений и животных планеты.
(2) Раньше исследователи по-разному называли одно и то же растение или животное и не могли понять друг друга. (3) Упорядочиванию новых знаний способствовали труды шведского натуралиста Карла Линнея. (4) Он предложил давать научные названия животным и растениям на латинском языке. (5) ….. Линнею каждый вид животных организмов получил своё неповторимое имя, понятное всем ученым Земли
1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Каждый вид живых организмов имеет свое неповторимое имя
2. С середины 18 века ученые углубились в изучение растений и животных на латинском языке, предложенные Карло Линнеем
3. Научные названия животных и растений на латинском языке, предложенные шведским ученым Карлом Линнеем, облегчили понимание между учеными Земли
4. Поначалу исследователи по-разному называли живые организмы планеты, поэтому не могли понять друг друга
- Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Вопреки
Благодаря
Именно
Поэтому
- Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова организмов (предложение 5). Определите значение, в котором это слово употреблено в 5 предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи
- Живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Развитие организмов
- Совокупность физических и духовных свойств человека. Крепкий организм
- Сложно организованное единство, целостность. Государственный организм
- ( разговорный) Отдельная человеческая особь.
Вариант 3
Прочитайте текст и выполните задания 1—3.
(1) Бактерии, появившись на Земле раньше всех организмов, создали первую живую оболочку Земли, и с тех пор их роль в природе и жизни человека огромна. (2) Все органические соединения и значительная часть неорганических подвергаются изменениям под влиянием бактерий: они активно перерабатывают мертвое органическое вещество, превращая его в перегной, обеспечивая плодородие почв. (3) Первая почва на нашей планете была создана бактериями. (4) …….и в наше время состояние и качество почвы зависят от работы почвенных бактерий
- В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
- Бактерии появились на Земле раньше всех организмов
- Бактерии важны для улучшения состояния и качества почвы
- Бактерии перерабатывают органическое вещество в перегной
- Плодородие почвы зависит от работы почвенных бактерий
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в четвертом (4) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Вопреки
Благодаря
Однако
Поэтому
- Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова живую (предложение 1). Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи
- Такой, который живет, обладает жизнью. Живые цветы. Старик жив. Живая природа
- Подлинный, самый настоящий. Изобразить живых людей
- Деятельный, полный жизненной энергии. Живой ум. Живое участие
- Легкий и занимательный, выразительный. Живое изложение
Вариант 4
Прочитайте текст и выполните задания 1—3.
(1) Совокупность всех видов животных, обитающих на нашей планете, называют фауной. (2)В древнегреческой мифологии Фауна-богиня лесов и полей, покровительница животных. (3)В настоящее время в царстве Животные насчитывается около 1,5 млн видов. (4) Они не могут сами создавать органические вещества, ….. питаются готовыми органическими веществами. (5) Для животных характерны сложные отношения между собой и окружающей средой
- В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
- Для животных характерны сложные отношения между собой, потому что они не могут сами создавать органические вещества.
- Фауна-богиня лесов и полей, покровительница животных
- Для животных характерны сложные отношения между собой и окружающей средой
- В настоящее время в царстве Животные насчитывается около 1,5 млн. видов
- Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в четвертом (4) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Вопреки этому
Благодаря
Именно
Поэтому
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова царство. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи
1.Государство во главе с царем.
2. Правление какого-нибудь царя, царствование. Избрать на царство
3.Та или иная область действительности. Царство льда. Царство природы.
4. Одна из четырех высших сфер органического мира. Царство грибов. Царство растений
Вариант 5
Прочитайте текст и выполните задания 1—3.
(1) Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. (2)Ученые называют его человеком разумным (3) ……. человеческие коллективы стали более сплоченными. (4) Все близкие и дальние родственники считались сородичами (5) Общими у сородичей были жилище, запасы пищи и дров, очаг, где горел огонь.
- В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
- Уже 40 тысяч лет назад человеческие коллективы стали сплачиваться
- Общими у сородичей были жилище, запасы пищи и дров, очаг, где горел огонь
- По мнению ученых, примерно 40 тысяч лет назад человек стал таки же, как люди нашего времени
- Сородичи - это близкие и дальние родственники
- Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Вопреки этому
В это время
Но
Поэтому
- Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова сородичами. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвертом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи
1. Член одного с кем-либо рода в родовом обществе. Имущество умерших
переходило к остальным сородичам.
2.Разг. Ро́дственник. На юбилей собрались все сородичи.
3. О животных, растениях одного вида. Дикие сородичи домашней кошки. Дикие сородичи культурных растений.
- Тот, кто принадлежит к одной семье или национальности, народности и т.п. или является уроженцем однойс кем-л. местности. Сородичи народов Севера России живут на Аляске. Мы с ним сородичи: оба из Сибири.
Вариант 6
Прочитайте текст и выполните задания 1—3.
(1) Многие растения, животные и грибы живут только на каком-либо одном материке и больше нигде в мире не встречаются в дикой природе.(2) Для каждого материка свойственны свои особые природные сообщества и особые местные виды, которые не встречаются в фауне и флоре других материков. (3) …. в давние времена путешественники, отправляясь на поиски новых земель, встречали там необычные, ранее не виданные живые существа. (4) Вернувшись домой, путешественники рассказывали друзьям и знакомым об этих неведомых животных и растениях, делали описания и рисунки.(5) Некоторых из животных удавалось привезти и содержать в зверинцах.
1.В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
- Каждый вид растений, животных и грибов живет только на одном материке
- Для каждого материка свойственны свои особые природные сообщества и особые местные виды
- Вернувшись домой, путешественники рассказывали друзьям и знакомым о неведомых животных и растениях.
- Благодаря путешественникам многие виды животных стали известны жителям и других материков, где этих животных раньше не было
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Например,
В это время
Но
Потому что
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова дикой. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи
1. Находящийся в первобытном состоянии (о людях), некультивируемый (о растениях), неприрученный, неодомашненный (о животных). Дикие племена. Дикая яблоня. Дикие леса. Дикая утка.
2. переносное значение. Грубый, необузданный. Дикий нрав.
3. переносное значение. Нелепый, странный (разговорн.). Дикая выходка. 4. переносное значение. Чуждающийся людей, застенчивый. Дикий ребёнок.
Вариант 7
Прочитайте текст и выполните задания 1—3.
(1)Греки полагали, что важнейшим правом и обязанностью каждого гражданина является участие в управлении государством. (2)Такой порядок они называли демократией- властью народа. (3) ….. демократия воспитывала патриотизм- любовь к своему отечеству. (4) Этот патриотизм помог грекам отстоять свободу и независимость в войне с огромным Персидским царством.
- В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Главное достижение греков - демократия
2. Демократия воспитывала патриотизм
3. Патриотизм помог грекам отстоять свободу и независимость своей страны
4. Важнейшим правом и обязанностью каждого грека являлось участие в управлении государством
- Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Так,
Однако
А
Именно
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова царством (предложение 4) Определите значение, в котором это слово употреблено в четвертом предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи
1.Государство во главе с царем.
2.Правление какого-нибудь царя, царствование. Избрать на царство
3.Та или иная область действительности. Царство льда. Царство природы.
4.Одна из четырех высших сфер органического мира. Царство грибов. Царство растений
Вариант 8
Прочитайте текст и выполните задания 1—3.
(1)В старину человек не имел таких средств сообщения, как сегодня.(2) Он с трудом преодолевал огромные расстояния, моря, пустыни и горы. (3)Лишь постепенно одни народы узнавали о существовании других, живших в дальних странах. (4)Границы государств вместе с людьми пересекали вещи, изобретения, идеи, они становились общим достоянием, …. культуры отдельных стран сливались в единый поток. (5)Каждый народ – даже самый маленький- внес свой вклад в культуру всего человечества
- В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. С трудом преодолевая расстояния, человек узнавал о существовании других народов
2. Пересекая границы государств, вещи, идеи, изобретения становились частью общей культуры
3. В старину человек не имел современных средств сообщения и с трудом преодолевал огромные расстояния.
4. Каждый народ внес свой вклад в развитие культуры всего человечества
- Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово
Так,
Однако
Поэтому
Но
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова культуру (предложение 5) Определите значение, в котором это слово употреблено в пятом предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи
1) Культура - Разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного
2) Культура - Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей
3) Культура - Клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях
4) Культура - Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение
Вариант 9
Прочитайте текст и выполните задания 1—3.
(1)Большой шаг вперед в развитии человечества был сделан благодаря развитию транспорта. (2) Люди научились строить лодки и преодолевать морские просторы, приручили лошадей, верблюдов, северных оленей и стали быстро перемещаться по суше. (3) …..человек освоил передвижение по воздуху. (4) На современном самолете можно всего за несколько часов переместиться в любую точку мира, в любую страну на земле.
1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Одним из значительных изобретений человечества считается самолет.
2. Благодаря изобретению транспорта человечество сделало большой шаг в своем развитии.
3. Люди научились преодолевать морские просторы и передвигаться по суше
4. Изобретение самолета позволяет людям за несколько часов переместиться в любую точку мира
- Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Но
А
Кроме того
Именно
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова освоил. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи
- Вполне овладеть чем-то. Освоить новую технологию
- Обрабатывать . Освоить новые земли
- Научиться пользоваться . Освоить машину
- Пройти . освоить путь
Вариант 10
.
Прочитайте текст и выполните задания 1—3.
- Труд людей оценивается по количеству сделанного. (2) Но как оценить труд ученого или воспитателя? (3) Важную роль в оценке труда играет качество (4) Плата за труд составляет заработную плату сотрудника (5) Качественный труд заслуживает поощрения (6) Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда.
1.В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
- Важную роль в оценке труда играет его качество.
- Заработная плата зависит от количества проделанной работы.
- Нельзя оценить труд ученого или воспитателя по количеству сделанного.
- Для добросовестного работника важно не только материальное, но и моральное поощрение за труд
- Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в четвертом (4) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Вопреки
Благодаря
Но
Поэтому
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова живую (предложение 1). Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи
- Такой, который живет, обладает жизнью. Живые цветы. Старик жив. Живая природа
- Подлинный, самый настоящий. Изобразить живых людей
- Деятельный, полный жизненной энергии. Живой ум. Живое участие
- Легкий и занимательный, выразительный. Живое изложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с предложениями и текстом на уроках русского языка в 9 -ом классе. Подготовка к ГИА
Предлагаемая работа представляет набор предложений и небольших текстов, выбранных из литературных произведений, изучаемых в девятом классе. К каждому примеру подобраны задания, позволяющие не только д...
Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.
Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом даёт возможность каждому учен...
Учебное пособие по русскому языку для учащихся старших классов и поступающих в вузы "Работа с текстом на уроках русского языка".
Автор: Белоногова Н.И....
Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)
Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...
«Работа с текстом на уроках русского языка в 9 - 11 классах
Методические цели 1. познакомиться обзорно с инновационными методическими технологиями по работе с текстом;2. приобрести практический опыт применения методического приема...
Мастер – класс «Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР 5 – 7 классов при работе с текстом на уроках русского языка»
Познакомить коллег с опытом работы по формированию коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР....
Организация работы с текстом на уроках русского языка в 5-6 классах
Презентация. Обобщение опыта...